kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Комплексный анализ текста при подготовке к ГИА (ОГЭ) по русскому языку. В.М. Песков «Бескорыстие» 9-й класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи урока:

1. Познакомить учащихся с текстом В.М.Пескова « Бескорыстие».

2. Применить полученные теоретические сведения о лингвистическом анализе текста.

3. Развивать аналитическое мышление (умение определять тему, основную мысль текста, аргументировать своё суждение).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Комплексный анализ текста при подготовке к ГИА (ОГЭ) по русскому языку. В.М. Песков «Бескорыстие» 9-й класс»

Комплексный анализ текста при подготовке к ГИА (ОГЭ) по русскому языку. В.М. Песков «Бескорыстие» 9-й класс

Цели урока:

  1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: обучение работе с текстом: умение вычленять главную мысль, определять стиль и тип речи текста; умение определять тип связи в с/с, заменять синонимичным, находить грамм. основу предложения

  2. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: воспитание любви к русскому языку; способствование нравственному развитию личности учащихся, определению ими истинных жизненных ценностей.

  3. РАЗВИВАЮЩИЕ: развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык; развитие умения аргументировать, доказывать; развитие умения слушания и распределения внимания во время слушания; развитие умения выделять главное, сравнивать, обобщать.

Задачи урока:

1. Познакомить учащихся с текстом В.М.Пескова « Бескорыстие».

2. Применить полученные теоретические сведения о лингвистическом анализе текста.

3. Развивать аналитическое мышление (умение определять тему, основную мысль текста, аргументировать своё суждение).

4. Побуждать к самостоятельному поиску, анализу, выбору информации.

5. Воспитывать готовность взаимодействия друг с другом в коллективном деле.

6. Воспитывать нравственность учащихся через осмысление текста.

7. Приобщать к общечеловеческим культурным ценностям.

Вид: урок формирования умений и навыков

Тип: урок-практикум, комбинированный

Оборудование: текст В.М. Пескова «Бескорыстие», презентация, мультфильм «Просто так», ролик о доброте, раздаточный материал для учащихся.  

Ход урока

I. Организационный момент

II. Мотивация учебной деятельности

1. Слово учителя

Сегодня у нас очень важный урок, актуальный, ведь скоро вам предстоит сдавать экзамен. Какие умения, на ваш взгляд, помогут это сделать? (Ответы уч-ся). Конечно, это  умение написать сжатое изложение,  сочинение в жанре рассуждения,  орфографическая и пунктуационная грамотность. А сформировать все эти умения помогает комплексный анализ текста,  что вам и предстоит сегодня сделать. Комплексным анализом мы занимаемся систематически. Поэтому цели урока сформулируете вы (Уч-ся формулируют цели).       

        Действительно, именно текст формирует нашу лингвистическую, языковую, читательскую компетенцию. Чтобы успешно сдать экзамен и в жизни быть успешным, нужно владеть языком и речью.

Сегодня перед нами стоит учебная задача: выполняя ряд заданий по данному тексту, мы продолжаем формировать наш языковой опыт. Мы продолжим повторять такой раздел русского языка, как синтаксис. Это самый сложный раздел, задания по нему есть в кимах и 9 класса, и 11 класса.

Сегодняшний урок мне бы хотелось начать словами Марины Цветаевой: « А что есть чтение – как не разгадывание, извлечение тайного, оставшегося за строками, за пределами слов… Чтение – прежде всего сотворчество».

Хотелось бы, чтобы на сегодняшнем уроке вы тоже почувствовали себя творцами.

Работать мы будем с текстом В. Пескова. Как всегда при работе с текстом, мы познакомимся с его автором. Сегодня Настя Кикто подготовила небольшое сообщение об авторе текста (Настя комментирует презентацию).

(Просмотр презентации о В.М. Пескове)

Учитель: Прежде чем перейти к тексту, мы с вами посмотрим фрагмент хорошо известного мультфильма. Он подскажет вам тему текста (просмотр мультфильма «Просто так»)

Как вы думаете, о чем будет текст В.М. Пескова? Почему мультфильм назван «Просто так»?

Перед вами рассказ В.М. Пескова «Бескорыстие», познакомимся с текстом. (Чтение текста учителем).

-К какому стилю отнесете этот текст? (публицистический)

-Тип текста? (Повествование с эл-ми рассуждения)

- Какова тема текста? (Тема совпадает с заголовком - бескорыстие)

- Как вы понимаете смысл заглавия текста «бескорыстие»? (Ответы…)

- Виктор поработал дома с толковым словарём. Пожалуйста. ( В. Щуринов читает выписку из словаря)

- Если обратимся к словарю Даля, то прочитаем:

Бескорыстие – отсутствие корысти, жадности к имуществу, нежелание пользоваться чем-либо в ущерб, обиду или убыток другим; нежелание наград за добрые дела. Бескорыстен тот, кто думает о других более, чем о себе.

Откройте тетради. Запишите это определение в тетрадь.

Бескорыстие – это когда человек делает доброе дело незаметно, не ради признания и наград. Как хорошо об этом сказано у Риммы Казаковой: «Как часто вся награда за труды – сознание исполненного долга».

-Какие примеры бескорыстия вы можете привести?

- Десятки тысяч доноров безвозмездно отдают свою кровь, чтобы спасти жизни незнакомых им людей.

- Подберите синонимы к слову бескорыстный (благородный, великодушный).

- Найдите в тексте антоним к этому слову, обратитесь к предложениям ( 46-55)  (Корысть).

- Итак, перед нами рассуждение о человеческом бескорыстии.

Работать вы будете также и в информационной карте. Запишите Ф,И. Карты в конце урока сдадите.

- Вначале небольшой словарный диктант. (Задание№1)

Письменная работа, сжатое изложение, исключаем подробности, убираем детали, прочитанный текст, орфографический словарь, количество микротем, не менее семидесяти слов, несколько приёмов сжатия, напишите сочинение, грамматическое явление, номер предложения, применяйте цитирование.

- Составьте предложения, включив в них данные словосочетания.

- Вспомним теорию, какие способы связи слов в словосочетаниях есть и в чем особенность каждой связи?

- Сейчас поработаем в информационных картах. (Задание №2).

Указать способ связи в каждом словосочетании, заменить синонимичными словосочетаниями.

Задание №3 /устно/.

. – укажите способ связи в словосочетании память о людях (предложение 48) управление, замените его синонимичным словосочетанием со связью согласование (людская память)

. – укажите способ связи в словосочетании человеческий облик (предложение 51) согласование, замените его синонимичным словосочетание со связью управления (облик человека)

Обратитесь к демоверсии 2017 года. Есть ли такое задание и какой его номер? (7) Как оно звучит в демоверсии, прочитайте. Сколько балов вы можете получить, если правильно выполните это задание? (1)

В информационной карте выполняем тест (Задание №4)

1. В каком словосочетании тип связи – согласование (предложение 56)

а) силой нравственности

б) служением Родине

в) бескорыстным служением

2. В каком ряду все словосочетания со связью управление

а) потерялись в войну, в спасательных работах, последний рубль

б) высокий пример, будет идти долго, достанем её

в) знаю человека, пошёл к умывальнику, стал обладателем

3. Какое сочетание слов не является словосочетанием?

а) к моей постели

б) книжка была дорогой

в) взял меня

-Почему книжка была дорогой не является словосочетанием?

( грамматическая основа)

-Вспомним, что мы называем грамматической основой предложения? (Ответы)

-Татьяна составила памятку: как находить грамматическую основу предложения, на что надо обращать внимание.

-Обратитесь к тексту. Найдите предложение 52. Прочитайте его. Попробуйте найти и выпишите грамматическую основу из второй части этого предложения. (Пусть другие умирают) (Задание№5)

Чем выражено подлежащее? (местоимением в роли существительного)

Следующее задание –Цифровой диктант. В информационной карте диктант из 7 предложений. Укажите только количество грамматических основ: (задание №6)

1- в предложении 1 (3)

2 – в предложении 3 (2)

3 – в предложении 15(3)

4 – в предложении 19 (1)

5 - в предложении 25 (2)

6 – в предложении 54 (1)

7 – в предложении 57 (1)

Проверяем себя (со слайда). Честно поднимите руку, у кого нет ни одной ошибки.

В информационной карте выполняем цифровой диктант. (задание №7)

Если вы согласны с утверждением, ставите цифру 1, если нет – 0.

Верно ли утверждение, что:

В предложении 2 грамматической основой является ОТЕЦ ВЗЯЛ? (1)

В предложении 5 в состав грамматической основы входит простое глагольное сказуемое? (1)

В предложении 18 грамматической основой является ЛЕС ПОБЕЖАЛ (1)

В предложении 26 подлежащее выражено синтаксически неделимым словосочетанием? (0)

В предложении 29 сказуемое является составным именным? (0)

В предложении 55 одной из грамматических основ является односоставное предложение? (1)

В предложении 57 грамматическая основа стоит перед обособленным обстоятельством (0)

Обратитесь к демоверсии 2017 года. Есть ли такое задание и какой его номер? (8, 11) Как оно звучит в демоверсии, прочитайте. Сколько балов вы можете получить, если правильно выполните это задание? (1)

Рефлексия. Приём неоконченного предложения.

В словосочетании может быть вид подчинительной связи ……..

Чтобы выделить грамматическую основу предложения, необходимо…..

Домашнее задание: написать сочинение – рассуждение «Как Вы понимаете значение слова бескорыстие».

Учитель: Завершить урок мне бы хотелось стихотворением Марка Лисянского. Оно перекликается с содержанием текста, над которым мы сегодня работали, тоже называется «Бескорыстие».

БЕСКОРЫСТИЕ.
Какое это счастье поделиться
 
Сокровищами собственной души,
 
Кто жизнью обделен,— воздать сторицей,
 
Друзьям отдать последние гроши.

Преподносить любимой незабудки,
 
Слать песни, словно вести в города,
И, не теряя ни одной минутки,
 
Спешить туда, где горе и беда.

Дороже бескорыстие на свете,
 
Чем золото, и сталь, и серебро...
Не жди добра, чтоб на добро ответить,
 
А сам неси во все концы добро.

Дарить и отдавать—какое счастье,
 
Жить, ничего от мира не тая,
Не думая о том, что соучастье
В чужой судьбе - обязанность твоя
.


- Помните этот призыв, чтобы никогда в душе не поселилось чувство вины перед близкими и родными.




































Бескорыстие.

  1. Когда заходит разговор о людях, хороши они или плохи, я вспоминаю этот случай из детства.

  2. Отец взял меня в город. (3) Помню, мы зашли в книжный магазин. (4) Я там увидел книжку… (5) Я не выпускал её из рук и умоляюще глядел на отца. (6) Отец полистал, заглянул на угол задней обложки и сказал: «В другой раз купим». (7) Книжка была дорогой. (8) Но дома я целый вечер говорил только о ней. (9) И отец сказал: «Собирай пузырьки…» (10) За два дня я собрал и вымыл целую корзину мелкой посуды. (11) Отец занёс её в аптеку и вручил мне четыре с половиной рубля.

(12) Сердце колотилось, пока мы с тёткой шли к магазину: «А вдруг продали?» (13) Нет, книжка лежала на прежнем месте. (14) И я стал её обладателем.

(15) Когда мы сели в вагон дачного поезда, все сразу заметили, какое сокровище я везу. (16) То были «Басни Крылова»…

(17) Поезд тронулся. (18) Побежал мимо окон сосновый и берёзовый лес. (19) Я загляделся и поставил книжку на подоконник. (20) Толчок после стоянки. (21) И – ужас! – книжки на подоконнике не было. (22) Она исчезла между двойной обшивкой вагона. (23) Ещё не понимая серьёзности положения, я испуганно глядел на тётку, на соседа-лётчика, попытался просунуть руку. (24) Через минуту уже весь вагон участвовал в спасательных работах… (25) Поезд бежал, и вот уже скоро будет наша станция…

(26) Лётчик обнял меня за плечи.

(27) – Ничего. (28) Поезд ещё долго будет идти. (29) Мы достанем и пришлём обязательно…

(30) На другой день, вернувшись с работы, отец, не раздеваясь, прошёл к моей постели на сундуке.

(31) – Не спишь? (32) Ну вот держи…

(33) – Достал?

(34) – Достал, достал… - отец засмеялся и пошёл к умывальнику.

(35) В руках у меня была та самая книжка. (36) Я засыпал, не выпуская её из рук…

(37) А дней через десять к нам зашёл почтальон. (38) Мать удивилась, принимая большой пакет. (39) Развернули. (40) Книжка! (41) И листок: «Я же говорил, что мы достанем её…»

(42) А через день – опять почтальон, и опять пакет. (43) Потом ещё один. (44) Ещё… (45) Семь одинаковых книжек!

(46) С той осени прошло более тридцати лет. (47) Книжки в войну потерялись. (48) Но осталось самое главное – хорошая память о людях. (49) Осталась подтверждённая жизнью уверенность: хороших людей больше, чем плохих. (50) И жизнь движется вперёд не тем, что в человеке плохого, а тем, что есть в нём хорошего.

(51) Я знаю человека, который двадцать лет, с первого года войны, просидел на чердаке и почти потерял человеческий облик. (52) На этот шаг его, неопытного и трусливого, толкнула корысть: пусть умирают другие, а я хочу жить. (53) И все мы знаем ровесника этого дезертира – Александра Матросова. (54) Во имя других жизней человек отдал самое дорогое. (55) Если говорить о высоких примерах бескорыстия, то это самый высокий пример.

(56) Наша победа в минувшей войне добыта не только оружием, но и силой нравственности, бескорыстным служением Родине.

(57) Вспомним узбекские семьи, приютившие сотни сирот. (58) Вспомним дорогу через Ладогу в Ленинград. (59) Погибая под бомбами, проваливаясь под лёд, шофёры везли хлеб измождённому блокадой, голодному Ленинграду. (60) Колонны танков были построены на средства уральцев, сибиряков, горьковчан, воронежцев. (61) Последний рубль, варежки со своих рук, хлеб, кровь, сон, здоровье – всё отдано было на общее дело…

(62) Бескорыстие не требует ни почестей, ни наград. (По В. Пескову)

Информационная карта

ФИ учащегося____________________________________________________

  1. Словарный диктант










  2. Указать способ связи в словосочетании, заменить синонимичным словосочетанием

Берёзовый лес (предложение 18)

 

 

Колонны танков (предложение 60)

Узбекские семьи (предложение 57)

 

 

Средства сибиряков (предложение 60)

Книжный магазин (предложение 3)

 

 

Случай из детства ( предложение 1)

4. Выполнить тест

1. В каком словосочетании тип связи – согласование ( предложение 56)

а) силой нравственности

б) служением Родине

в) бескорыстным служением

2. В каком ряду все словосочетания со связью управление

а) потерялись в войну, в спасательных работах, последний рубль

б) высокий пример, будет идти долго, достанем её

в) знаю человека, пошёл к умывальнику, стал обладателем

3. Какое сочетание слов не является словосочетанием?

а) к моей постели

б) книжка была дорогой

в) взял меня

5. Выписать грамматическую основу из второй части 52-го предложения.







6. Цифровой диктант №1(Указать количество грамматических основ)

№ предложения

Кол-во грамматических основ

1


2


3


4


5


6


7




7. Цифровой диктант №2 (Если вы согласны с утверждением, ставите цифру 1, если нет – 0)

№ предложения

«Согласен»-1

«Нет»-0

2



5



18



26



29



55



57

















_____________________________________________________________________________














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Автор: Жукова Галина Александровна

Дата: 22.06.2017

Номер свидетельства: 422899


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства