Комплекс лингвистических игр по русскому языку по теме "Глагол"
Комплекс лингвистических игр по русскому языку по теме "Глагол"
Использование комплекса лингвистических игр по русскому языку по теме «Глагол» для активизации познавательной деятельности младших школьников
Учебный предмет: русский язык.
Возраст учащихся: 4 класс.
Актуальность работы:
Проблема познавательной активности – одна из вечных проблем педагогики. Психологи и педагоги прошлого и настоящего по-разному пытались и пытаются ответить на извечный вопрос: как сделать так, чтобы ребенок хотел учиться?
Процесс познания у младших школьников не всегда целенаправлен. В основном он неустойчив. Поэтому необходимо развивать познавательную активность младшего школьника в различных видах его деятельности. Таких как: игра и учение, используя при этом различные формы развития познавательной активности. Основной из форм, отвечающей за познавательную активность является дидактическая игра.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Комплекс лингвистических игр по русскому языку по теме "Глагол" »
Использование комплекса лингвистических игр по русскому языку по теме «Глагол» для активизации познавательной деятельности младших школьников
Учебный предмет: русский язык.
Возраст учащихся: 4 класс.
Актуальность работы:
Проблема познавательной активности – одна из вечных проблем педагогики. Психологи и педагоги прошлого и настоящего по-разному пытались и пытаются ответить на извечный вопрос: как сделать так, чтобы ребенок хотел учиться?
Процесс познания у младших школьников не всегда целенаправлен. В основном он неустойчив. Поэтому необходимо развивать познавательную активность младшего школьника в различных видах его деятельности. Таких как: игра и учение, используя при этом различные формы развития познавательной активности. Основной из форм, отвечающей за познавательную активность является дидактическая игра.
Цель – разработать комплекс лингвистических игр по русскому языку по теме «Глагол» для активизации познавательной деятельности младших школьников.
Задачи:
- рассмотреть понятие познавательная деятельность, дидактическая игра и лингвистическая игра;
- познакомится видами и функциями дидактических игр;
- разработать комплекс лингвистических игр по русскому языку по теме «Глагол».
Познавательная деятельность - это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. (Е. В. Маякова)
Переходной формой от учебы к игре является дидактическая игра. Дидактическая игра - это особая форма игрового обучения, когда у детей, чаще всего непреднамеренно, формируются необходимые универсальные учебные действия.
Четкой классификации дидактических игр пока нет, но мы рассмотрели следующую группу игр: [1,26 ]
- самореализация в игре, как полигоне человеческой практики
- игротерапевтическая - преодоление различных игровых ситуаций, трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
- диагностическая - выявить отклонения от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
- функция коррекции - внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
- межнациональная коммуникация - усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;
- социализация - включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого и межличностного общения.
Рассмотрев дидактические игры мы остановились на лингвистической игре.
Лингвистическая игра представляет собой дидактическую игру, позволяющую проверить знания по русскому языку.
Классификация дидактических игр по русскому языку основана на тематическом принципе: игры распределены по разделам лингвистики – фонетические, графические, лексические, грамматические и орфографические. Каждый вид игры не только помогают активизировать познавательную деятельность. [5, 62]
Фонетические игры.
Известно, что при изучении фонетики ребенок должен овладеть звуковым стилем языка, правильным звукопроизношением, целенаправленно усваивая систему ударений в словах, интонационный настрой родного языка.[4, 56]
Графические игры.
Цель их - научить детей переводить звучащую речь в письменную. Начинается это с изучения облика букв, а кончается умением расположить буквы в алфавитном порядке, обозначить звуки буквами, составить слова из букв и слогов.
Лексические игры
Игры по лексике помогут развить языковое чутьё, пополняет лексический запас, разовьют понимание обобщенного смысла слов, отношений целое-частное, конкретно-абстрактное. В игре дети смогут понять, что слова могут быть близкими и противоположными по значению, что в названии слова может быть отражен основной признак предмета. Одновременно лексические игры способствуют формированию грамматического строя и развитию речи детей. [3, 23]
Грамматические игры.
Игры по грамматике одновременно являются упражнением на закрепление уже усвоенного детьми материала по лексике и фонетике. Обогащение речи детей грамматическими формами происходит параллельно с обогащением их словаря и развитием фонетических навыков.
Орфографические игры
Цель - в занимательной форме отработать правописание слов.
Опишем разработанный нами, комплекс лингвистических игр по теме «Глагол».
Лингвистические игры и задания использовались на уроке для интеллектуальной зарядки (повторение предыдущего материала), а также в ходе изучения нового материала, его закрепления и обобщения (лингвистические игры методически связанные с изучаемым материалом).
Детей необходимо мотивировать в начале урока, на этапе усвоения материала, повторения и закрепления. Поэтому и игры должны соответствовать поставленной цели на каждом этапе урока. Например, при повторении темы «Глагол» на этапе активизации использовали игры «Какой звук чаще звучит?», «Будь внимателен!», «Алфавит». Опишем методику их проведения.
Фонетическая игра «Какой звук чаще звучит?».
Цель — развивать фонематический слух, учить вычленять звук из слова и правильно его артикулировать. Обучающиеся разделены на две команды. У каждой команды по три чистоговорки. С помощью считалочки мы решили, кто начнет игру. Игру начала первая команда. Задача участников команды одновременно всем четко и громко донести чистоговорку соперникам с разной интонацией. После того как, первая команда произнесла чистоговорку четко, громко и вопросительно, то вторая команда должна произнести чистоговорку точно также, только отвечающей интонацией. Когда первая команда обменялась своей чистоговоркой со второй командой, участники первой команды спрашивают «Какой звук чаще звучит?». Если команда дает правильный ответ, то получает очко. Следующий ход второй команды с ее чистоговоркой.
Клим из Клина ехал в Крым У Аграфены и Арины
Ким из Крыма ехал в Клин [К] Растут герань и георгины [Г]
Фонетическая игра совершенствует регулятивные универсальные учебные действия - осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Грамматическая игра «Будь внимателен!»
Цель – развивать умение находить в тексте глаголы прошедшего времени.
Один из ребят вышел к доске с мячом. Его задача была следующей: когда учитель медленно читала стихотворение, обучающийся подавал мяч остальным детям. В процессе игры мяч оказался в руках обучающихся, они назвали последний глагол прошедшего времени, который они услышали. Правило: если обучающийся поймал мяч, но не назвал глагол прошедшего времени, тогда у него снимается одно очко. За каждый глагол прошедшего времени дети получали очко.
Я шёл зимою вдоль болота,
В галошах, шляпе и очках.
Вдруг по реке пронесся кто-то
На металлических крючках.
Я побежал скорее к речке.
А он бегом спустился в лес.
К ногам приделал две дощечки,
Присел, подпрыгнул и исчез.
Мой веселый, звонкий мяч,
Ты куда пустился вскачь?
Покатился в огород,
Докатился до ворот,
Подкатился под ворота,
Добежал до поворота,
Там попал под колесо,
Лопнул, хлопнул – вот и всё!
Игра развивает внимание, память, речь и мышление, так как нужно определить глагол прошедшего времени и запомнить, вспомнить какие глаголы являются глаголами прошедшего времени.
Благодаря этой игре у учащихся развивается познавательные универсальные учебные действия - проводить сравнение и классификацию изученных объектов по заданным критериям.
Графическая игра «Алфавит».
Цель – вспомнить последовательность букв в алфавите. Обучающиеся были разделены на три команды. Задание первой команде - записать первый десяток букв алфавита, задача второй команды - записать второй десяток букв алфавита и третья команда записывала остальные буквы. После того как, команды записали буквы в правильной последовательности, они придумывали и записывали глаголы в заданной форме, начинающиеся на каждую букву. Буквы, на которые нельзя придумать глаголы, дети выделили как исключение. Когда обучающиеся подобрали глаголы, они продумывают, как с помощью позы либо жестов изобразить букву, чтобы соперники могли догадаться разгадать букву. За каждую удачно показанную букву и подобранный глагол дети получали очко.
Благодаря этой игре учащиеся вспомнили последовательность букв в алфавите, активизируя словарный запас глаголами в разной форме, формировали коммуникативные УУД, работая в группе.
Разноуровневый подход к изучению глагола позволяет осуществлять и работа по культуре речи с использованием таких игр как: «Говорим правильно».
Орфоэпическая игра «Говорим правильно».
Цель – развивать умение правильной постановки ударения в глаголах. Обучающиеся разделены на три команды. У каждой команды были карточки со словами, в которых нужно поставить ударение и прочитать правильно. В процессе игры команды обменивались словами друг с другом. Правило: если во время обменивания словами какая либо из команд неправильно поставила ударение, отдает члена своей команды. Выигрывает та команда, в которой большее количество участников.
баловаться дотронуться заржаветь
бегун начал положи
звонит начала положили
звонят начали понял
Орфоэпическая игра «Говорим правильно» способствует развитию коммуникативного универсального учебного действия - умение активно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач; познавательные УУД - выделять признаки, по которым сравниваются объекты.
Грамматическая игра «Сочетание».
Цель – развивать умение составлять словосочетания. Учащиеся разделены на две команды. У играющих карточки с предлогами: из, из – за, от, с, за, у, на, под, над. Среди учащихся был выбран ведущий, зачитывающий следующие глаголы: внести, свернуть, прыгнуть, мелькнуть, отъехать, добежать, стоять, уйти, пить, встать, выйти, достать. Задача обучающихся – подобрать и записать к глаголу с предлогом существительное, так чтобы получилось словосочетание. После учащиеся обмениваются карточками. Правила игры: заполни как можно больше карточек. Если карточка заполнена неправильно, то команда отдает одного члена из команды. Побеждает та команда, которая имеет большое количество играющих.
Эта игра позволяет развивать познавательные универсальные учебные действия - умение владеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза.
На завершающем этапе урока нами проводились игры: «Карты», «Поезд».
Лексическая игра «Карты».
Цель – вспомнить, какие слова называют антонимами; подбирать антонимы к глаголам; активизировать словарный запас.
У обучающихся карточки с глаголом. К глаголу нужно записать антоним. Карточки забирались у тех детей, которые записали более двух слов. Цель каждого ребенка - быстрее избавиться от карточки. Правило: записать быстро и правильно ответ. За каждый верный ответ на карточке, обучающиеся получали очко. Обижать – защищать, сушить – мочить, есть – голодать, бежать – стоять, говорить – молчать…
На основе этой игры развиваются такие универсальные учебные действия как: формулировать собственное мнение и позицию.
Орфографическая игра «Поезд».
Цель – проверить знание сведений о глаголе. Обучающиеся «цепочкой» отвечали на вопросы, помогая друг другу. Главной частью поезда являлся обучающийся, который ответил на первый вопрос. После цеплялись вагончики, то есть следующие ребята, ответившие правильно на вопросы. Правила: в процессе ответа на вопрос поезд не двигается, а вот во время присоединения нового вагончика осуществляет маршрут по классу. Все те, кто участвовал в поездке, получали очки.
- Что такое глагол? (Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы: что делать? Что сделать?)
- Как изменяются глаголы? (по числам, по временам, в настоящем и будущем времени по лицам)
- Как изменяются глаголы прошедшего времени? (глаголы прошедшего времени в единственном числе изменяются по родам)
- Что такое спряжение? (спряжение – это изменение по лицам и числам)
- Какие глаголы относятся к первому спряжению? (глаголы оканчивающиеся на –ать, -ять, -уть, -оть, -ыть, - ете. А также глаголы брить, стелить)
- Какие глаголы относятся ко второму спряжению? (глаголы оканчивающиеся на –ить. А также глаголы смотреть, обидеть, слышать, видеть, ненавидеть, гнать, держать, дышать, вертеть и зависеть, и терпеть.
Игра способствует развитию таких УУД: построение логической цепи рассуждений; построение речевого высказывания в устной и письменной речи; аргументация своего мнения.
В ходе проделанной нами работы, мы пришли к выводу, что дидактическая игра может быть использована как и на этапах повторения и закрепления, так и на этапах изучения нового материала. Она должна в полной мере решать как образовательные задачи урока, так и задачи активизации познавательной деятельности, и быть основной ступенью в развитии познавательных интересов и лингвистических знаний учащихся.
Дидактические игры особенно необходимы в обучении и воспитании детей младшего школьного возраста. Благодаря играм удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых несобранных учеников. Вначале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения, что способствует формированию лингвистических знаний.
Литература:
Аксенова А.К., Якубовская Э.В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах. - Москва, 2005.- 236 с.
Бетенькова Н.М., Фонин Д.С. Конкурс грамотеев. Дидактические игры и занимательные упражнения по русскому языку для учащихся начальной школы. - М.: Просвещение, 2007. - 208с.
Газман О.С. В школу - с игрой. - Москва, 2009. – 380 с.
Калмыкова И.Р. Таинственный мир звуков. Фонетика и культура речи в играх и упражнениях. Ярославль: «Академия развития» - 2007.-348с.
Пономарев Н.В. Дидактические игры в обучении младших школьников//Начальная школа.-2014.-№11. с.3