kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Компетентностно-ориентированные задания для формирования функциональной грамотности на уроке русского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Союз и правописание союзов - одна из тем, которая трудно усваивается. В данном уроке дается сценарий изучения этой темы, где обучающиеся в групповой форме практически сами изучают и закренпляют данный материал. Целью урока ставится повторить уже известные сведения о союзе и группах союзов по значению, изучить правило слитного и раздельного написания союзов тоже. также, зато, чтобы, потому что, оттого что. Компетентностно-ориентированные задания, выполняемые в группах не только помогут изучить и закрепить материал по теме, но помогут в развитии речи, так как прочтенный материал необходимо будет рассказать товарищам. пояснить. высказать свою точку зрения. Задания будут интересны еще и потому. что они приближены к жизненным ситуациям ребят.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Компетентностно-ориентированные задания для формирования функциональной грамотности на уроке русского языка »

План урока русского языка 2 из 3 по программе

Дата: Время: 9.55- 10.40 Класс: 7










Все вместе мы умнее, чем каждый из нас.

Том Петзингер.

Тема урока Правописание союзов.

Ресурсы

Учебник русского языка для 7 класса,

Презентация «Правописание союзов», интерактивная доска, постеры, стикеры, фломастеры, бумага.

Цель:

создать условия для осознания и осмысления нового учебного материала, применение его в знакомой и новой учебной ситуации

Задачи:

Образовательная – повторить известные сведения о союзе, группах союзов по значению, познакомить с правилом написания союзов тоже, также, зато, чтобы, потому что, оттого что

Развивающая – формировать умение правильно писать и уместно употреблять союзы в речи, расставлять знаки препинания при них.

Воспитательная – воспитывать уважительное отношение к товарищам.

Результаты обучения:

В конце занятия ученики смогут:

-находить союз в предложении и определять способ его написания;

-через групповую работу составлять и корректировать предложения с союзами, составлять текст, вести исследовательскую работу;

- логически и обоснованно строить выводы, аргументировать свои суждения.

Ключевые понятия:

Союз, служебная часть речи, сочинительные и подчинительные союзы, простые, сложные и составные, знаки препинания


Структура урока.

1 Оргмомент

2. Этап вызова.

3. Этап осмысления ( 1.Актуализация знаний 2. Изучения нового материала 3. Закрепление нового материала)

4. Рефлексия. Подведение итогов.





Ход занятия


Этап урока

Задача этапа (По таксономии обра

зовательных целей Блума), сопутству

ющие задачи

Содержание

Деятельность учителя

Деятель

ность обу

чающегося форма рабо

ты.

Ресурсы

Время

Идеи 7 моду

лей


Оргмомент





























Привлечь внимания учащихся, установить положительную мотивацию, психологический климат, проверить готовность учащихся к уроку. Вовлечь учащихся

в формулирование задач урока.















  1. Приветствие.

Добрый день! Я рада встрече с вами! Наш урок начнем традиционной Музыкальной разминкой.

2.Упражнение «Музыкальная разминка». Повторяйте движения за героями видеоклипа. Если какие-то движения вам не понравятся, можете заменить их своими.

3. Деление на группы. Распределение ролей:

Спикер, наблюдатель, оценщик, хронометражист

Учитель ставит проблемный вопрос.










Приветствует обучающихся выполняет упражнения вместе с ними




распределяются на 3 груп

пы по 5 чело

век, внутри группы опре

деляют роль

спикера, хро

нометражиста

секретаря

докладчика

наблюдателя - оценщика

Учащиеся про

сматривают предложенное учителем предложение, предполагают тему урока и формулируют задачи урока.


Учащиеся приветствуют учителя

Выполня

ют упражне

ния на создание доверительных

отношений под музыку




















Видеоклип с упражнениями

под музыку




Презентация Power Point











1 мин












2 мин

















Введение в тему.

1. Этап вызова


Определить с помощью обучающихся цель урока

Определение цели урока

знать роль союза как части речи

уметь определять роль союза в предложении.

научиться определять разряд союзов, устанавливать смысловые отношения между частями предложения.


Открывает флипчарт со словами знать, уметь, научиться

наполняют

ют слова знать, уметь, научиться

конкретными целями урока

флипчарт

1 мин

Реализация цели занятия

2. Этап осмысления

(Низкий )Знать, понимать

Актуализировать знания учащихся по теме.


Личное первенство: Из каждой группы выбирают по одному ученику, который, работая на компьютере, тестирует себя по теме: «Правописание предлогов».

Групповая работа.

Компетентностно-ориентированное задание 1 уровня по Блуму.

Характеристика задания.

Компетентность: информационная

Аспект: первичная обработка (сопоставление информации)

Структура задания

Стимул: Тебе доверили проверить работу товарища о союзе, но ты не согласен с теми данными, которые излагаются в тексте.

Задачная формулировка: Найди ошибки и исправь.

Источник:

1.Союз – самостоятельная часть речи.

2.Союзы связывают однородные члены и простые предложения в составе сложного.

3.Союзы не являются членами предложения.

4.Подчинительные союзы делятся на три группы: соединительные, разделительные, противительные.

5.По значению союзы делятся на сочини

тельные и подчинительные.

6.Союзы изменяются по числам.

7.Союзы ТАКЖЕ, ТОЖЕ относятся к соеди

нительным, союз ЗАТО – противительный.

8.Союзы ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЗАТО – подчини

тельные.

Инструмент проверки: (модельный ответ)

1.Союз – служебная часть речи.

2.Союзы связывают однородные члены и простые предложения в составе сложного.

3.Союзы не являются членами предложения.

4.Сочинительные союзы делятся на три группы: соединительные, разделительные, противительные.

5.По значению союзы делятся на сочинитель

ные и подчинительные.

6.Союзы не изменяются.

7.Союзы ТАКЖЕ, ТОЖЕ относятся к соеди

нительным, союз ЗАТО – тоже.

8.Союзы ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЗАТО – сочинитель

ные.


по одному ученику работают на компьюте

ре, тестируют себя по теме: «Правопи

сание предлогов»

проверяют по ключу

получают оценку











Презентация в Power Рoint «Правописание союзов»

















Структурная карта

Мо

дуль 1

Новые подхо

ды в обучении

диалогическое обучение

Модуль 2

ИКТ

Модуль 3

Лидерст

во


5 минут

Реализация цели урока.

Изучение нового материала

Помочь обучающимся самостоятельно изучить новую тему

Групповая работа.

Компетентностно-ориентированное задание 2 уровень

Характеристика задания.

Компетентность: информационная

Аспект: первичная обработка информации

Структура задания.

Стимул: Твои товарищи по болезни пропустили урок по теме: «Правописание союзов». Учитель попросил тебя объяснить им эту тему.

Задачная формулировка: Прочитай вместе с группой новый материал, составьте краткий алгоритм работы на постере. Расскажите друг другу в группе.

Перейди в соседнюю группу и расскажи им. Получи оценку «Две звезды и одно предложение». Возвратившись в свою группу, просмотрите данные вам предложения, исправьте в случае согласия или докажите свою точку зрения в случае несогласия.

Взаимообучение.

Группа 1. Правописание союзов тоже, также

Группа 2. Правописание союзов чтобы, зато

Группа 3. Правописание союзов потому что, оттого что

Источник: учебник русского языка для 7 класса, дополнительная информационная карточка от учителя

Инструмент проверки: (модельный ответ)

Тоже= также = и

Чтобы = для того чтобы

Зато=но

Озадачивает











Наблюдает

Помогает

Контролирует

оценивание

Читают выделяют главное

изучают статью учебника, сообщают

в группе, решают, как изобразить свой ответ, выполняют постер.

Спикер группы 1

переходит в группу 2 и рассказы

вает изучен

ный воп

рос. Груп

па 2 дает оценку на

стикере и прикрепляя

ет его к постеру

Переходят в группу 3

В тетради записыва

ют изучен

ный и про

слушанный материал

Учебник

Тетрадь

Бумага А 3

Фломастеры

Маркеры

стикеры

Модуль 4

Обучение талантли

вых и одарен

ных учеников




Приём «Чтение с пометка

ми»



Прием «Две звезды и одно предложение»


Модуль 6

Оцени

вание

10 минут

Закрепление изученного материала

(Средний) Применить

Развивать навыки диалогической речи.

Развивать навыки сотрудничества.

Отработать правило слитного написания союзов и раздельно написания синонимичного сочетания



























(Высокий)

Анализировать, обобщать





Анализ

Развитие навыков анализа, сравнения, противопоставле

ния, обобщения информации.


Развивать умение слушать друг друга, уважать мнение других.


Групповая работа.

Компетентностно-ориентированное задание 3 уровень

Характеристика задания.

Компетентность: коммуникативная и информационная

Аспект: обработка информации, письменная коммуникация

Структура задания

Стимул: Ты выписывал понравившиеся предложения из текста, но впопыхах написал все союзы раздельно, а из какого текста писал - забыл, поэтому проверить нет возможности. Все перемешалось.

Задачная формулировка: распредели предложения и внеси в таблицу.

Слитно

Раздельно

Источник: Желтые, оранжевые ноготки похожи на упавшие кусочки солнца, за(то) их и любят. Красавцы георгины не пахнут, за(то) они украшают сады до самых заморозков. Подснежники все любят за(то), что это первые весенние цветы. Не красива, скромна резеда, за(то) аромат её едва ли не самый лучший.

Инструмент проверки: (модельный ответ)

Слитно

Раздельно

Красавцы георгины не пахнут, зато они украшают сады до самых заморозков.

Некрасива, скромна резеда, зато аромат её едва ли не самый лучший.

Желтые, оранже

вые ноготки похо

жи на упавшие ку

сочки солнца, за то их и любят. Подснежники все любят за то, что это первые весенние цветы.

Групповая работа.

Компетентностно-ориентированное задание 4 уровень.

Характеристика задания.

Компетентность: самоорганизация

Аспект: планирование ресурсов, письменная коммуникация

Структура задания

Стимул: Вы пришли в гости. Первое, что вас поразило, - это обилие книг и то, что вы увидели свои любимые книги.

Задачная формулировка:

Составьте небольшой текст, выразите в нем свое восхищение, используя для выразительности союзы. Каждый член группы пишет одно предложение и передает по кругу.

Источник: Ключевые слова: ( оттого что, потому что, чтобы, тоже, также, зато)

Инструмент проверки: коллективный творческий текст

Наблюдает

при необходи

мости оказывает

помощь











Распределяют предложения на две колонки, рассуждая и доказывая свою точку зрения в группе
























Каждый член группы пишет одно предложе

ние и передает по кругу, используя

ключевые слова. Читают и корректируют получен

ный текст

Рабочая тетрадь








































Лист бумаги А 4 для написания текста-эссе

4 минуты











































5 минут




Компетентностно-ориентированное задание 5 уровень.

Характеристика задания.

Компетентность: самоорганизация

Аспект: планирование ресурсов

Структура задания

Задачная формулировка: Составь банк из 5 вопросов для дискуссии по теме: «Союз – важная часть речи».

Инструмент проверки: правильные ответы на полученные вопросы

Поясняет

контролирует

Обсужда

ют и записыва

ют 5 вопросов



Рабочая тетрадь

5 минут



Компетентностно-ориентированное задание 6 уровень. Групповая работа.

Оцени употребление союзов в одной из статей районной газеты «Федоровские новости».

Индивидуальная работа. Контроль.

Ты сдаешь экзамен по русскому языку. Тебе необходимо возле каждой цифры написать слово слитно, раздельно

(1)Что(бы) получить образование, простой деревенский мальчик должен пройти трудный путь. (2)(По)этому пути шли немногие люди. Они, (3)что(бы) ни преграждало путь, шли вперед упорно, зная, что впереди победа.(4) То(же) было и с Михаилом Васильевичем Ломоносовым, (5)так(же) стремившимся к знаниям. : А- слитно, В- раздельно

Ключ: 1- А, 2- В 3- В 4- В 5- А

Раздает статьи одного из номеров районной газеты

Считают количество употребленных сою зов, распре

деляют их по разря

дам, обсуж

дают про

центное со

отношение и вывод

Районная газета «Федоровс

кие новос

ти»

Лист бумаги А 4 для написания выводов и рассуждения







Рабочая тетрадь


5 минут












2 минуты

3. Рефлексия

Заключительный этап

Объяснение домашнего задания, объявление оценок.



Подвести итог урока

Оценка

Научить формулировать выводы по уроку, давать оценку выполненной деятельности, значимости приобретенных знаний и умений.

Обратите внимание на цели, которые мы ставили в начале урока. Достигли ли мы их?

Объявите конечную оценку каждому члену группы

Оценивание:

  1. ошибок – «5»

1 ошибка - «4»

2-3 ошибки - «3»

4 и более - «2»

Обращает внимание на цели урока и предлагает оценить уровень своих возможностей

Слушает оцен

ки детей и вы

ражает свое отношение к справедливости ее выстав

ления

объясняет домашнее задание

Повторяют цели урока и выража

ют мнение о достиже

нии их, что удалось, что можно было бы изменить

Слушают свои оценки, оценивают работу това

рищей и группы, урок

Оценочный лист

Модуль оценива

ние

2 минуты


Размышле

ние над обучением

Проанализировать свои ощущения на уроке

Метод «Пять пальцев»

Нарисовать руку. Мизинец –какие знания и опыт я сегодня получил? Безымянный – Чего я достиг? Средний – каким было мое преобладающее настроение? Указательный – Чем я сегодня помог другим? Большой – Каким было мое физическое состояние?


Обводят свою руку под комме

нтарий вы

сказывают письменно свое мнение.

Лист А4


Стикеры для записей рефлексии

3 минуты

Последующее задание

Дать опережающее задание для создании ситуации успеха на следующем уроке

Повторить все изученное о союзе

Дает задание

поясняет

Записыва

ют в дневник

дневник









  1. Общий лист оценивания группы.




Личное

первенство

1 уровень

2 уровень

3 уровень

4 уровень

5 уровень

6 уровень

Итог

1 группа









2 группа









3 группа











Лист оценивания внутри группы


имя

Личное

первенство

1 уровень

2 уровень

3 уровень

4 уровень

5 уровень

6 уровень

Итог








































Самоанализ урока.

Учитель: Ярошевич Н.П.


Урок был проведен в 7 классе. Урок целей достиг. Организован он был с использованием идей всех семи Модулей Программы обучения Кембриджского университета, что отражено в плане урока. Сформированные в начале урока группы получают и решают компетентностно-ориентированные задания 6 уровней по таксономии Блума, предполагающей постановку вопросов от ЗНАНИЯ и ПОНИМАНИЯ, до вопросов на СИНТЕЗ, АНАЛИЗ и ОЦЕНИВАНИЕ.

Учебная беседа УЧЕНИК-УЧИТЕЛЬ, УЧЕНИК – УЧЕНИК, позволяют сделать видимыми мыслительные процессы. Диалогическое обучение позволяет включиться в работу всем обучаемым. Диалогическое обучение входит в состав практически каждого из 7 модулей. Критическое мышление развивается через диалог. Возможные методы в нем определены как «исследовательский разговор» или «аргументация», «диалогическое обучение» и «поддержка». Диалог стимулирует, развивает и продвигает ученика вперед. Это помогает классу и отдельному обучающемуся во всех видах учебной деятельности. диалогическое обучение является коллективным (учителя и ученики обращаются к изучению задач совместно), способствующим взаимообучению (учителя и ученики слушают друг друга, разделяют идеи и рассматривают альтернативные точки зрения) и поддерживающим (ученики формулируют идеи свободно, без страха, смущения из-за озвучивания «неправильного» ответа и помогают друг другу в достижении взаимопонимания).

Выбранная форма работы дает возможность работать сразу всему классу, а не отдельным ученикам. На этапе изучения нового материала обучающиеся без моего объяснения сами изучили и группе при помощи диалога новый материал и выполнили письменное упражнение. Помог им в этом и постер, так как я предложила изобразить на нем то, что они считают важным и что им поможет при объяснении этого материала в другой группе. Сочинение-эссе написали и проверили друг у друга по методу «по кругу». У каждого члена группы в руках «чужая» работа была трижды, поэтому ребята увидели чужие ошибки. Когда вернулась работа к «хозяину», он просмотрел и свои ошибки. На уроке я попробовала учить детей учиться, учитывая их возрастные особенности. Я старалась создать ситуацию успеха на уроке всем детям и уверилась во мнении о значении «голоса ученика» в обучении. Когда ученики работали в парах, они взаимодействовали более «равнозначно» со сверстниками и помогали обучать друг друга.

Использованы два типа вопросов для достижения понимания учениками: вопросы низкого порядка и вопросы высокого порядка. В течение урока возможно формирование новых групп, по одному участнику от каждой группы. Спикеры распределяют роли между участниками группы. Ученики обмениваются мнениями по теме и делают записи в тетрадях, оформляют и защищают постеры. Оценщики наблюдают за работой каждого члена группы и выставляют оценки в ходе урока в оценочный лист, объявляют итог в конце урока. В результате совместной деятельности учащиеся научились находить союз в предложении и определять способ его написания и роль в тексте, составлять и корректировать предложения с союзами, составлять текст, вести исследовательскую работу, логически и обоснованно строить выводы, аргументировать свои суждения.











Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Автор: Ярошевич Надежда Петровна

Дата: 06.01.2015

Номер свидетельства: 150579


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства