kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Кейс-урок по теме "Односоставные предложения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по русскому языку в 8 классе (УМК авторов-составителей: Тростенцовой Л. А., Ладыженской Т. А., Дейкиной А. Д. и др.) на основе кейс-технологии по теме «Односоставные предложения»: описание проблемной ситуации кейса, контекст ситуации, комментарии учителя,  материалы для кейса, вопросы и задания для работы с кейсом (Приложения), презентация. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Кейс-урок. Односоставные предложения. Швиндт Н.А.»



Урок-кейс по теме «Односоставные предложения».

Предмет: русский язык

Класс: 8

Учитель русского языка и литературы МБОУ Лисковская СОШ Кесовогорского района Тверской области Швиндт Надежда Анатольевна.

Цели урока:

  • образовательные: сформировать понятие об односоставных предложениях;

  • развивающие: развивать умение грамотно работать с информацией (анализировать, структурировать);

  • воспитательные: воспитывать дружеские отношения коллектива, основанные на партнерстве.



Структура занятия.

  1. Подготовительный этап.

Учитель проводит логический отбор учебного материала, формулирует проблемы. Выделяет в учебном материале смысловые опорные пункты.

  1. Начало урока. Организационный момент.

  2. Анализ ситуации.

«Краткость-сестра таланта», - утверждал А.П. Чехов. В наши дни этот афоризм актуален. Век усовершенствованных технологий, компьютеризации, дефицита времени, требует умения лаконично и точно выражать свои мысли, уметь пользоваться языковым материалом, оперативно отбирая те или иные синтаксические конструкции, обладающие максимальной информацией при минимуме текста.

Представьте себе, что вам необходимо составить резюме, дать объявление, подготовить рекламу или просто написать смс. Подумайте, каким синтаксическим конструкциям (одно- или двусоставным предложениям) вы отдадите предпочтение? Запишите ваши ответы на листок и оставьте пока эту запись.

  1. Класс разбивается на малые группы (по 3-4 человека).

  2. Работа с пакетом заданий (кейсом). В данном случае материалы заданий у групп совпадают и учащиеся имеют возможность корректировать ответы друг друга не только в группе, но и между группами. Приложение 1,6,7. Презентация.

  1. Выявление проблемы (приложение 1)

  2. Вывод: несомненно, односоставные предложения сегодня просто незаменимы.

  3. Аргументация проблемы и формирование банка аргументов:

  • лингвистические миниатюры, иллюстрирующие аргументы. Приложение 2.

  • работа в микрогруппах по изучению теоретического материала (учебник : параграфы 30- 35).

  1. выполнение заданий. Приложение 3. Сообщения групп «Что я узнал об односоставных предложениях?»

  2. Работа с таблицей. Приложение 4.

  • Какие виды односоставных предложений существуют? В чем особенности каждого из них? (обмен информацией между группами).

  1. Определить, о каком типе односоставных предложений идет речь?

( Обсуждение внутри групп). Приложение 5.

  1. Конструирование односоставных предложений и запись в тетрадь с доказательством принадлежности к той или иной группе.

  1. Устная презентация результатов работы.

  2. Рефлексия. Приложение 7.

- что нового узнали на уроке?

- что вызвало интерес?

- где (в каких стилях речи) чаще всего используются односоставные предложения?

VIII. Подведение итогов, оценки.

IX. Домашнее задание: написать инструкцию «Как надо работать». (Полезные советы). Образец стр.7 №4 б Рабочая тетрадь Г.А.Богдановой часть II 8 класс.

Примечание: материалы приложений – содержимое кейса.















Приложение 1.

Выявление проблемы:

  • Какая тематика объединяет материалы вашего кейса?

( существуют предложения одно- и двусоставные)

  • В чем особенности односоставных предложений (структура, классификация)?

(один главный член составляет грамматическую основу; есть предложения с главным членом в форме подлежащего и с главным членом в форме сказуемого)

  • В чем известные русские лингвисты видели преимущества каждого типа односоставных предложений?

(озвучиваются цитаты)

  • Всегда ли в языкознании существовало понятие «односоставное предложение»? Докажите материалами кейса.

(Сообщение по карточке).

  • Ваша точка зрения по этому поводу.

(связный аргументированный ответ по анализу «проблемной ситуации»).































Приложение 2.















Наконец решило высказаться Обобщенно – Личное Предложение:

-Все, что вы говорите, такие частности! Вы не умеете обобщать. Я вот не открываю рот по пустякам. И если уж заговорю, то обязательно обо всех сразу. У меня философский склад ума. Я люблю изрекать всякие истины. Правда, из - за этого мне некогда заниматься собственной формой: я слишком увлечено содержанием. Но я вижу, вы понимаете мое значение, если по очереди уступаете мне свою форму. Так поступают не с каждым.





Монолог Назывного Предложения

- Дозвольте назвать себя: Назывное Предложение! Вы, конечно, сразу догадались, чем я занимаюсь? Да, да! Мне нравится называть, т.е. сообщатъ о самом существовании чего-то: предметов, событии, явлений... Я вокруг вас, я на каждом шагу, но вы меня не замечаете. Вы приехали, сошли с поезда и уви­дели: «Тула», «Вокзал», «Выход в город», «Кассы», «Буфет», «Остановка троллейбуса» и т. п. - это всё я, Назывное Пред­ложение. Вы едете в город, кондуктор объявляет остановки: «Парк культуры и отдыха», «Порт» - это Назывные Предло­жения. А ребёнок смотрит в окно и кричит: «Вон море!» - и это опять я, Назывное Предложение. Как жаль, что никто не спросит, что это за предложения, которые так часто встреча­ются? Каким предложением назвали магазины «Хлеб», «Обувь», «Книги» ? А_это всё я, Назывное Предложение.

Мне достаточно одного слова, чтобы обрадовать людей. Услы­шав меня в поезде, в трамвае, они с радостью говорят: «Вот мой город. Вот моя остановка, а вон мой дом! А вот мой сынишка!»

У меня один главный член - подлежащее, но оно так много говорит людям. Подлежащее может иметь разные определения, а иногда у меня есть частицы - вот и вон. Порой я сообщаю и о страшных событиях: «Пожар!», «Землетрясение!», «Авария!» или отдаю приказания: «Огонь! Старт! Стоп!» Но главная моя задача - называть то, что нужно людям, что их радует и помо­гает жить. Меня используют и в поэзии, и в прозе. Есть даже целые строки в стихотворении, которые написаны только Назыв­ными Предложениями: «Ночь, улица, фонарь, аптека... » Блок.)

Правда, немного, обидно, что ребята меня редко приглашают в свои сочинения.













Приложение 3.

Спишите предложения, подчеркните грамматические основы, определите какой грамматической формой выражены сказуемые в них?

  1. Люблю безмолвие полуношной природы, люблю ее лесов лепечущие своды, люблю ее степей алмазные снега. (А. Фет.)

(глагол; 1-е л., ед.ч., наст.вр.)

  1. Что стоишь, качаясь, тонкая рябина? (Нар.песня.)

(глаг., 2-е л., наст.вр.)

  1. Выйду, сяду под рябиной, буду слушать соловья. (Н. Рыленков.)

(глаг., 1-е л., мн.ч.)

  1. Уходи, зима седая! (А. Майков.)

(глаг., повел.накл.)

  1. Звени, звени, златая Русь,

Волнуйся, неуемный ветер! (С. Есенин.)

(глаг., повел.накл.)

  1. Напиши мне письмецо!

(глаг., повел.накл.)



Определите, чем выражен главный член в предложении:

  1. Тихая, звездная ночь…(А. Фет)

(имя существительное в именит.пад.)

























Приложение 4.































































Приложение 5.

  • М.В. Ломоносов: «Умолчание местоимений личных перед спрягаемыми формами глагола к украшению и важности служит….»

(определенно-личное)

  • М. Пешковский (лингвист): «Внимание состредоточено на действии, действующее лицо намеренно устранено, намеренно представляется как неизвестное, неопределенное».

(неопределенно-личное)

  • В.В. Бабайцева (современный методист): « Самая пестрая и наиболее употребляемая группа односоставных предложений».

(безличные)

  • Л. Толстой: «Здесь нет ни одного глагола, а каждое выражение - картина».

(назывное)

































Приложение 6.

Характерной особенностью односоставного предложения является наличие только одного главного члена предложения в грамматической основе – подлежащего или сказуемого. Этот главный член называет действие, явление или предмет, а также выражает их отношение к действительности. Таким образом создается необходимая для каждого предложения предикативность, т.е. выражение языковыми средствами этого отношения.

Вопрос о синтаксической природе некоторых односоставных предложений до сих пор является спорным среди ученых-лингвистов. Однако в школьном курсе русского языка по форме грамматической основы принято выделять назывные, определенно-личные, обобщенно-личные, неопределенно-личные и безличные предложения.

Назывное (номинативное) предложение выражает наличие, существование предмета или явления, т.е. имеет бытийное значение. Главным членом этого вида односоставных предложений является подлежащее, которое выражено именем существительным, личным местоимением, а также количественно-именным сочетанием. (Утро. Вот она, Отчизна! Часов восемь.) Поскольку назывное предложение строится без глагола, то оно всегда имеет значение настоящего времени и выражает событие, которое происходит «на глазах», непосредственно. Такие предложения часто употребляются в художественных текстах, особенно в поэтической речи. («Ночь, улица, фонарь, аптека. Бессмысленный и тусклый свет». А.А.Блок).

Определенно-личное предложение выражает действие, совершаемое определенным лицом – говорящим или собеседником. Поскольку главный член − сказуемое − выражен формой 1, 2 лица глагола в изъявительном наклонении или 2 лица в повелительном наклонении, то эти предложения не нуждаются в наличии местоимения, т.к. в форме сказуемого уже заключено указание на определенное лицо. (Не хотите ли чаю? Иду по полю, любуюсь закатом.) Эти предложения по структуре близки личным двусоставным предложениям и часто употребляются в живой разговорной речи. Актуализация субъекта действия достигается использованием обращения. (Надеюсь, Виктор, вас найти на этом месте.)

Неопределенно-личное предложение выражает действие, не отнесенное к конкретному лицу (деятелю), хотя оно мыслится как совершаемое кем-то. Сказуемое, выраженное формой глагола 3 лица множественного числа в настоящем или будущем времени, формой глагола множественного числа в прошедшем времени, позволяет сосредоточить внимание на характере деятельности, а не на субъекте действия. Наиболее часто такой тип предложения используется в разговорном и художественном стилях и практически не употребляется в научном и деловом, где необходима точность и предельная ясность высказывания. (За рекой поют.)
Обобщенно-личное предложение выражает действие обобщенного, но не названного лица. Грамматические формы сказуемого такие же, как и в определенно-личных и неопределенно-личных предложениях, за исключением форм глагола в прошедшем времени и формы 1 лица. Основная роль обобщенно-личных предложений – образное выражение суждений, часто воплощаемых в пословицах, афоризмах. («Любишь кататься – люби и саночки возить»; «За оскорбление деньгами не платят».)
Безличное предложение выражает действие или состояние, не связанное с лицом, предметом (деятелем). Грамматическая основа состоит из сказуемого, выраженного безличным глаголом или словами категории состояния. (Уж сильно завечерело. Жутко было оставаться в потемках.) Также безличную форму имеют предложения с отрицанием. (Ветра не было. На небе нет ни тучки.) Безличные предложения могут обозначать состояние природы, окружающей среды; состояние живого существа; эмоциональную или морально-этическую оценку действия, названного инфинитивом. Стилистические возможности безличных предложений необыкновенно широки, особенно часто они употребляются в художественной речи. («К сожалению, написать историю вещей невозможно». К.Г. Паустовский)

В истории русского языкознания вопрос о сущности односоставного предложения, его грамматической природе, решался по-разному. Представители логического направления (А.Х. Востоков, Ф.И. Буслаев) рассматривали односоставное предложение как неполные, поскольку в предложении усматривалась обязательная двучленность структуры, связанная с построением логического суждения (субъект-предикат). Не была достаточно выявлена специфика односоставного предложения и лингвистами психологического направления, признававшими основой предложения сказуемое (А.А. Потебня, Д.Н. Овсянико-Куликовский). Без сказуемого предложение считалось немыслимым, поэтому номинативные предложения считались неполными. А.М. Пешковский, связывая категорию сказуемости, как создающую предложение, с формами глагола или словами, связанными с этими формами, квалифицировал, например, номинативные предложения как имеющие в своем составе сказуемое - имен. падеж сущ. А.А. Шахматов дает следующее толкование предложениям с одним главным членом: "Член предложения, соответствующий по своему значению сочетанию субъекта с предикатом, мы назовем главным членом односоставного предложения, где не нашло себе словесного выражения то расчленение, которое обнаруживается в самой коммуникации" (Синтаксис русского языка, с. 30). Признание двусоставного предложения в качестве образцовой модели приводит А.А. Шахматова к определению односоставного предложения по аналогии с двусоставным, т.е. к сближению его главного члена то с подлежащим, то со сказуемым. А.А. Шахматов выделял подлежащные, бесподлежащные, вокативные и безличные односоставные предложения. В настоящее время выделение односоставных предложений в самостоятельный структурно-семантический тип простого предложения не вызывает сомнения. Однако выделение типов односоставных предложений в литературе до сих пор противоречиво. Так, например, в Грамматике-54 не выделяются определенно-личные ОП, инфинитивные предложения считаются либо особым видом ОП (Грамматика-54), либо включаются в состав безличных предложений (Е.М. Галкина-Федорук). Особенно много разногласий относительно разновидностей номинативных предложений. Например, Н.Ю. Шведова отграничивает номинативные предложения от схожих по форме синтаксических явлений: собственно названий, именительного представления, слов и словосочетаний, выражающих приветствия (Гр.-80). Эта точка зрения разделяется большинством лингвистов. В другом случае все перечисленные конструкции зачисляются в разряд номинативных предложений. Основное разногласие ученых на современном этапе вызывает квалификация главного члена односоставных предложений. Его называют то подлежащим, то сказуемым, то главным членом односоставного предложения без квалификации как подлежащего или как сказуемого. Последняя точка зрения поддерживается Е.М. Галкиной-Федорук, Н.С. Валгиной, П.А. Лекантом, Е.С. Скобликовой, Н.М. Шанским и др., и с ней стоит согласичться. Однако суть дела заключается не столько в том, чтобы как-то называть главный член односоставного предложения, сколько в том, чтобы раскрыть его определяющую роль в конструктивной организации структуры.

Именными безличными предложениями в современном русском языке признаются предложения с безлично-предикативными словами в роли главного члена. Семантические особенности этих слов известны - это выражение различных состояний человека, природы, окружающей среды и т.д.: легко, весело, уютно, стыдно, жаль, пора, жарко, душно и т.п. К безличным предложениям относятся предложения с безлично-предикативными словами, морфологически совпадающими с именем существительным: стыд, грех, позор, время, лень, грех, охота, однако в сочетании с инфинитивом, они обозначают оценку действия с морально-этической стороны или какие-либо другие значения: Над старостью смеяться грех; Мне охота плясать. Различные модальные значения: долженствования, необходимости, возможности - выражаются специальными безлично-предикативными словами в сочетании с инфинитивом: надо ехать, можно почитать, необходимо беречь здоровье. Как свидетельствуют некоторые исследователи, например, В.Н. Мигирин, В.В. Бабайцева, предложения с безлично-предикативными словами могли возникнуть на основе эллипсиса подлежащего, которое из-за обобщенности или неопределенности значения становится излишним. Сравните: На дворе все спокойно. - На дворе спокойно. Чудесно. - Это чудесно. Среди именных безличных предложений выделяется группа безлично-генитивных предложений (Н.С. Валгина), структурной особенностью которых является наличие отрицания в сочетании с косвенным падежом существительного или с инфинитивом. Грамматическое значение (семантика структурной схемы) этих предложений сводится к утверждению отсутствия или несуществования субъекта. К безлично-генитивным или к безличным предложениям с отрицанием относятся, например следующие: Нет времени; Ни звука; Никого знакомых; Ничего нового; Никого друзей; Ни единой ошибки; Никакой надежды; Некому работать, не о чем спорить, некуда идти. Семантико-стилистические возможности безличных предложений разных типов необыкновенно широки, особенно распространены в художественной литературе и в разговорной речи Инфинитивные предложения. Вопрос о месте инфинитивных предложений в системе односоставных решается по-разному. Одни лингвисты выделяют их в особый структурный тип на основании специфической предикативной основы -- структурной схемы (независимый инфинитив), соотнесенности действия или состояния с активным деятелем и модальности, выражаемой инфинитивной формой и интонацией (Грамматики - 60, 70, 80, В.В. Бабайцева, В.А. Белошапкова, Н.С. Валгина, П.А. Лекант, Д.Э. Розенталь, О.Б. Сиротинина, Е.С. Скобликова). Другие лингвисты рассматривают их как особую разновидность безличных предложений на основании общего синтаксического признака несочетаемости главного члена с именительным падежом (подлежащим) (Е.М. Галкина-Федорук, Л.Ю. Максимов, А.К. Федоров и др.). В школьном учебнике и в учебнике для педучилищ они также рассматриваются в рамках безличных предложений. Главный член инфинитивного предложения выражается инфинитивом, не зависящим ни от какого другого члена предложения и обозначающим действие или состояние как желательное, необходимое, возможное, неизбежное.









































Приложение 7.

Утес

Ночевала тучка золотая

На груди утеса-великана;

Утром в путь она умчалась рано,

По лазури весело играя;

Но остался влажный след в морщине

Старого утеса. Одиноко

Он стоит, задумался глубоко,

И тихонько плачет он в пустыне.

Кинжал

Люблю тебя, булатный мой кинжал,

Товарищ светлый и холодный.

Задумчивый грузин на месть тебя ковал,

На грозный бой точил черкес свободный.

И скучно и грустно

И скучно и грустно, и некому руку подать

В минуту душевной невзгоды….

Желанья! .. что пользы напрасно и вечно желать?..

А годы проходят – все лучшие годы!

Любить… но кого же?.. на время – не стоит труда.

А вечно любить невозможно.

Просмотр содержимого презентации
«Презентация.Односоставные предложения. Швиндт Н.А.»

Односоставные  предложения Подготовила: Учитель русского языка и литературы МБОУ Лисковская СОШ Швиндт Н.А.

Односоставные предложения

Подготовила:

Учитель русского языка и литературы МБОУ Лисковская СОШ Швиндт Н.А.

простые предложения односоставные двусоставные подлежащие или сказуемое подлежащее и сказуемое

простые предложения

односоставные

двусоставные

подлежащие или сказуемое

подлежащее и сказуемое

односоставные предложения с главным членом подлежащим с главным членом сказуемым определенно-личное безличное назывное неопределенно-личное нет лица, совершающего действие глагол в 3-м л. мн.ч. + пр.вр. Зима. глагол в 1, 2-м л.ед. и мн.ч. Сижу.Молчу. В коридоре шумят. Холодно. Вечереет.

односоставные предложения

с главным членом подлежащим

с главным членом сказуемым

определенно-личное

безличное

назывное

неопределенно-личное

нет лица, совершающего действие

глагол в 3-м л. мн.ч. + пр.вр.

Зима.

глагол в 1, 2-м л.ед. и мн.ч.

Сижу.Молчу.

В коридоре шумят.

Холодно. Вечереет.

Односоставные предложения  - это предложения, в которых грамматическая основа состоит из одного главного члена (в форме подлежащего или сказуемого).

Односоставные предложения

- это предложения, в которых грамматическая основа состоит из одного главного члена (в форме подлежащего или сказуемого).

А. Шахматов  (1864) – (1920), великий русский  лингвист.

А. Шахматов (1864) – (1920), великий русский лингвист.

  • Один из первых, кто впервые поднял вопрос об односоставных предложениях в русской грамматике.
Определённо-личные предложения – это односоставные предложения с главным членом - глаголом в форме 1-го или 2-го лица , единственного или множественного числа ( люблю, любишь, любим, любите ), например: 1) Стою один среди равнины голой. 2) Слушайте внимательно.  3) Идешь путем-дорогою…  4) Любим слушать музыку.

Определённо-личные предложения

– это односоставные предложения с главным членом - глаголом в форме 1-го или 2-го лица , единственного или множественного числа ( люблю, любишь, любим, любите ), например: 1) Стою один среди равнины голой. 2) Слушайте внимательно.

3) Идешь путем-дорогою…

4) Любим слушать музыку.

Неопределённо-личные предложения это односоставные предложения с главным членом-глаголом в форме 3-го лица множественного числа в настоящем и будущем времени и в форме множественного числа в прошедшем времени, например: 1) Что об этом говорят СМИ ?  2) Сообщили о новой форме проведения экзамена .  В таких предложениях важно само действие, а не лицо, которое его производит.

Неопределённо-личные предложения

  • это односоставные предложения с главным членом-глаголом в форме 3-го лица множественного числа в настоящем и будущем времени и в форме множественного числа в прошедшем времени, например: 1) Что об этом говорят СМИ ?

2) Сообщили о новой форме проведения экзамена .

В таких предложениях важно само действие, а не лицо, которое его производит.

Безличные предложения  - это односоставные предложения со сказуемым-глаголом в форме 3-го лица единственного числа в настоящем и будущем времени и в форме среднего рода в прошедшем времени, например: 1) Вдали глухо пророкотало . 2) Хочется быть добрым, хорошим…3) У одержимых нет дороги вспять.

Безличные предложения

- это односоставные предложения со сказуемым-глаголом в форме 3-го лица единственного числа в настоящем и будущем времени и в форме среднего рода в прошедшем времени, например: 1) Вдали глухо пророкотало . 2) Хочется быть добрым, хорошим…3) У одержимых нет дороги вспять.

Обобщенно-личные предложения - это определенно-личные и неопределенно-личные предложения, где информация относится к любому лицу (в пословицах, публицистике) Цыплят по осени считают. Любишь кататься – люби и саночки возить. Идешь лесною тропинкою, наслаждаешься первозданной свежестью природы…

Обобщенно-личные предложения

- это определенно-личные и неопределенно-личные предложения, где информация относится к любому лицу (в пословицах, публицистике)

  • Цыплят по осени считают.
  • Любишь кататься – люби и саночки возить.
  • Идешь лесною тропинкою, наслаждаешься первозданной свежестью природы…

Назывные предложения это односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего. Шёпот, робкое дыханье, трели соловья… Ночь. Улица. Фонарь. Аптека. Осень. Вечерний час.

Назывные предложения

  • это односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего.

Шёпот, робкое дыханье, трели соловья…

Ночь. Улица. Фонарь. Аптека.

Осень. Вечерний час.

Контроль  ( Взаимопроверка внутри группы)   Определить вид односоставных предложений: 1. Наконец-то приехали. 2. Мне не спится по ночам. 3. Снег, муть, пески. 4. Рассвет. 5. И побежишь по полям, и закричишь от радости. 6. Жди меня, и я вернусь.

Контроль ( Взаимопроверка внутри группы)

  • Определить вид односоставных предложений:

1. Наконец-то приехали.

2. Мне не спится по ночам.

3. Снег, муть, пески.

4. Рассвет.

5. И побежишь по полям, и закричишь от радости.

6. Жди меня, и я вернусь.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Кейс-урок по теме "Односоставные предложения"

Автор: Швиндт Надежда Анатольевна

Дата: 17.10.2015

Номер свидетельства: 240646


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства