kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«ХУДОЖЕСТВЕННАЯ СИЛА ПОСЛЕДНИХ СЦЕН РОМАНА И. С. ТУРГЕНЕВА «ОТЦЫ И ДЕТИ» ( С ПРИМЕНЕНИЕМ СИНГАПУРСКИХ СТРУКТУР).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока:
«ХУДОЖЕСТВЕННАЯ СИЛА ПОСЛЕДНИХ СЦЕН РОМАНА
И. С. ТУРГЕНЕВА «ОТЦЫ И ДЕТИ»  ( с применением сингапурских структур).

Тип урока: актуализация знаний, умений и навыков

Материал: портрет И.С.Тургенева,текст романа «Отцы и дети», карточки с заданиями, аудиоматериал (Эпилог)

Цели: показать эмоциональное воздействие последних глав романа; помочь учащимся  представить безысходное положение, в котором оказался Базаров, случайна ли болезнь героя и его смерть, каково отношение Тургенева к своему герою; раскрыть положительные качества Базарова, с особой силой проявившиеся в последние часы жизни (мужество, сила воли, верность своим убеждениям, любовь к жизни, женщине, родителям, таинственной Родине) работать над формированием умений и навыков анализировать художественное произведение, высказывать свое мнение о прочитанном, воспитывать любовь к литературе и чтению.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««ХУДОЖЕСТВЕННАЯ СИЛА ПОСЛЕДНИХ СЦЕН РОМАНА И. С. ТУРГЕНЕВА «ОТЦЫ И ДЕТИ» ( С ПРИМЕНЕНИЕМ СИНГАПУРСКИХ СТРУКТУР). »

Тема урока:
«ХУДОЖЕСТВЕННАЯ СИЛА ПОСЛЕДНИХ СЦЕН РОМАНА
И. С. ТУРГЕНЕВА «ОТЦЫ И ДЕТИ» ( с применением сингапурских структур).

Тип урока: актуализация знаний, умений и навыков

Материал: портрет И.С.Тургенева,текст романа «Отцы и дети», карточки с заданиями, аудиоматериал (Эпилог)

Цели: показать эмоциональное воздействие последних глав романа; помочь учащимся  представить безысходное положение, в котором оказался Базаров, случайна ли болезнь героя и его смерть, каково отношение Тургенева к своему герою; раскрыть положительные качества Базарова, с особой силой проявившиеся в последние часы жизни (мужество, сила воли, верность своим убеждениям, любовь к жизни, женщине, родителям, таинственной Родине) работать над формированием умений и навыков анализировать художественное произведение, высказывать свое мнение о прочитанном, воспитывать любовь к литературе и чтению.

Ход урока

  1. Проверка домашнего задания. Индивидуальные сообщения учащихся по теме «Базаров и родители» или беседа по вопросам:(7 мин.)


1. Родители Е. Базарова. Кто они? Обсуждение в группах. Выступление 1 из учащихся. (Старики Базаровы – люди простые, доживающие свой век в небольшом домике под соломенной крышей. Они боготворят своего сына и гордятся им. Василий Иванович Базаров – высокий «худощавый человек с взъерошенными волосами». Он разночинец (выходец из мелкого чиновничества, занимающийся умственным трудом), сын дьячка, ставший врачом. За борьбу с эпидемией чумы награжден орденом. Пытается идти в ногу со временем, сблизиться с молодым поколением. Арина Власьевна – «кругленькая старушка» с «пухлыми ручками». Она чувствительна и набожна, верит в приметы. Автор рисует ее образ: «настоящей русской дворяночки прежнего времени», которой следовало бы жить «лет за двести». Приезд дорогого «Енюши» взволновал, переполнил все ее существо любовью и заботами.)


2. Какую роль сыграли родители в воспитании сына? Как они смотрят теперь на его деятельность? (Они помогали Евгению чем могли, чувствовали его необыкновенность.)


3. Как Базаров относится к родителям? (Базаров понимает, что «переделать» родителей невозможно. Он любит их такими, какие они есть (хотя разница во взглядах очевидна). Базаров противопоставляет родителей высокому свету: «…Таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать», – говорит он Одинцовой. Но тем не менее в общении с матерью и отцом сын «угловат и беспомощен»: ни приласкать, ни успокоить. Он часто молчит и делает все возможное, чтобы спрятать подальше, подавить в себе чувство сыновней любви. Ведь любовь  и  сыновняя,  и  родительская,  по  понятиям Базарова, чувство «напускное»( деланное, притворное)

Иначе думает автор. Он сочувствует старичкам Базаровым. А чувства родительской и сыновней любви считает «самыми святыми, преданными» чувствами. Писатель заставляет задуматься о дорогих людях – матери и отце.)



II. Работа в группах.(Раунд робин) Комментирование проблемы «отцов и детей» (Проблема «отцов и детей» похожа на…, потому что…) (7 мин) На столах лежат листочки. Сложите бумаги вдвое и еще раз вдвое. В центре нарисуйте квадратик. Запишите и зарисуйте по одному предмету в каждый квадрат. Составьте предложения, используя рисунки и ключевые слова, данные в квадратиках.

-Что у вас получилось? Прокомментируйте. (Каждый из участников защищает свою точку зрения)

-Как вы думаете, есть ли положительные качества у Базарова?

II. Выразительное чтение отрывка о смерти Базарова (с небольшими сокращениями). (3 мин.) Читает заранее подготовленный ученик.


III. Беседа с учащимися по вопросам:(5 мин.)

  1. Какие мысли и чувства вызывает Базаров в сцене смерти? (Восхищение силой характера, душевной стойкостью, мужеством, умением держаться до конца.)


  1. Установите причину болезни и гибели героя. (Кажется, что заражение при вскрытии трупа – случайность, на самом деле это не так. На работе, в стремлении к познанию еще не познанного Базарова настигает смерть.)




3.Несмотря на все положительные качества в характере, Базаров одинок, даже не «ладит» с самим собой. Почему? (Он нигилист)


IY.Работа в группах. (Модель фрейер) Понятие «нигилист».(7 мин) На столах лежат листочки, разделенные на четыре части, с подзаголовками: «Определение», «Характеристика», «Примеры», «Антипримеры», «Понятие». Дать определение понятию «нигилист», составить характеристику, написать примеры и противоположные примеры.


-Из каждой группы 1 участник знакомит с результатом совместной работы.


Y.Сообщения учащихся об отношении Тургенева к своему герою. (4 мин.)


-А как относился к образу Евгения Базарова сам автор? Об этом нам расскажут наши «эксперты».


1 ученик.

И. С. Тургенев: «Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная – и все-таки обреченная на погибель – потому, что она все-таки стоит еще в преддверии будущего».


2 ученик.


И. С. Тургенев: «Если читатель не полюбит Базарова со всей его грубостью, бессердечностью, безжалостной сухостью и резкостью, если он его не полюбит… я виноват и не достиг своей цели». В этих словах, на мой взгляд, любовь писателя к своему герою.


YI.Обобщающая беседа.(5 мин.)


-Да, действительно, чувствуется ,что Тургенев с огромной любовью создал своего главного героя. Расскажите, как в столкновении . с окружающими людьми постепенно растет одиночество Базарова? ( Тургенев, рисуя превосходство Базарова над окружающими, психологически очень тонко и убедительно показывает его одиночество. Разрыв с Кирсановыми произошел по идеологическим разногласиям, с Анной Сергеевной – на почве неразделенной любви, Кукшину и Ситникова герой презирает, Аркадий по своему характеру не способен на большие дела, старики Базаровы и их сын – люди разных поколений.

Таким образом, автор показывает Базарова изолированным от окружающей среды, одиноким, показывает обреченность героя.



- Какие качества Базарова с особой силой проявились в последние часы его жизни? С какой целью он попросил родителей послать за Одинцовой? (Наверное, можно сказать, что Базаров умирает от одиночества. Находясь в состоянии глубокого душевного кризиса, он допускает небрежность при вскрытии трупа и не предпринимает вовремя ничего, чтобы уменьшить возможность заражения. Мужество, с которым тургеневский герой встречает свою смерть, свидетельствует об истинной незаурядности его натуры. Все наносное, внешнее исчезает в Базарове, и нам открывается человек с любящей и даже поэтической душой. Одинцовой Базаров восхищался, он уже считал ,мне кажется, что с чувством любви не нужно бороться).

(В образе Базарова Тургенев типизирует такие прекрасные качества новых людей, как воля, мужество, глубина чувств, готовность к действию, жажда жизни, нежность.)


-Подумайте, к какому выводу подводит нас великий классик?


YII.Прослушивание аудиозаписи (эпилог).(3 мин.) Слово учителя.(3 мин.)  В эпилоге И. С. Тургенев пишет: «Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами; не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии «равнодушной» природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной…»


Взволнованный голос автора! Тургенев говорит о вечных законах бытия, которые не зависят от человека. Писатель убеждает нас, что идти против этих законов – безумство. В романе побеждает то, что естественно: возвращается в родительский дом Аркадий, создаются семьи… А непокорного, жесткого, колючего Базарова и после его смерти по-прежнему помнят и любят стареющие родители.




YIII.Домашнее задание.(1 мин.)


Письменный ответ (индивидуальное задание): Чем интересен роман  И. С. Тургенева  «Отцы  и  дети»  и  его  герой  сегодняшнему  читателю?





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Галиуллина Альфия Ясавиевна

Дата: 25.12.2014

Номер свидетельства: 147780


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства