В предложенной разработке представлены теоретические сведения по художественно-выразительным средствам языка, с которыми учащиеся уже работали и совсем новые для них. В конспекте также есть интересные тесты для закрепления полученных знаний.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Художественно-выразительные средства языка"»
11 класс "Средства выразительности языка"
Цели урока:
Познавательный аспект: повторить термины; развивать умения различать тропы, стилистические фигуры и другие средства выразительности; определять их роль в тексте;
Развивающий аспект: развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся, умения анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, логически верно излагать свои мысли; продолжать работу по раскрытию творческих способностей; по развитию критического, образного мышления; создавать условия для развития коммуникативных навыков;
Воспитательный аспект: развитие системы ценностных отношений к родному языку; воспитание бережного отношения к слову автора, ответственного отношения к собственному слову, к культуре речи; совершенствование навыков этичного межличностного общения.
Оборудование:
- мультимедийный проектор,
- презентация к уроку,
- учебник,
- раздаточный материал.
ХОД УРОКА
Организационный момент. Запись темы урока
Гаснет русская словесность,
Разговорная краса;
Отступают в неизвестность
Речи русской чудеса.
Сотни слов родных и метких,,
Сникнув, голос потеряв,
Взаперти ,как птицы в клетке,
Дремлют в толстых словарях.
………………………………..
В.Шефнер
II. Вступительное слово
– Каждый образованный человек, безусловно, должен уметь оценивать речевое поведение – свое и собеседников, соотносить свою речь с конкретной ситуацией общения. Почему же сегодня в XXI веке журналисты, учёные, языковеды, психологи, социологи, писатели, педагоги особенно остро ощущают речевое неблагополучие и задают извечные русские вопросы Что делать? и Кто виноват? Почему не испытывают чувства стыда люди, не знающие родного языка, засоряющие его "модными", на их взгляд, словами?(чтение эпиграфа)
Почему становится популярным мнение о том, что произведения классической русской литературы не имеют сегодня своего читателя? Почему? Вопросов много. А ведь изучение лингвистики и литературы, этих важных составляющих гуманитарного образования, – один из путей, позволяющих овладеть нам мастерством человеческого счастья и мудрости, сохранить культуру. - Какая проблема стоит перед нами, перед теми, кто владеет языком, кто его изучает?
- Сформулируйте проблему в виде вопроса( как сделать так, чтобы язык был лучшим из того, что есть на свете – красивым, величественным, выразительным?)
– Как связана проблема с темой урока? Найдите точки соприкосновения между ними.
– Для чего могут использоваться средства выразительности?
– Средства выразительности языка – это путь к выразительной, образной речи. Они могут использоваться для воспроизведения, имитации, описания явлений окружающей действительности.
– Итак, средства выразительности выполняют стилистическую и изобразительно-выразительную функцию, а синтаксические стилистические приёмы создают особую организацию речи. Средств выразительности много, поэтому очень трудно развить умение видеть совокупность всех изобразительно–выразительных средств языка, которые используются в тексте, классифицировать их и определять их роль во фрагментах текста, правильно приводить примеры.
– Какие поставим перед собой задачи для работы по данной теме при подготовке к ЕГЭ? (Обсуждение в группах.)
Повторить термины;
Скорректировать умение находить средства выразительности в тексте;
Продолжать развивать умение определять роль средств выразительности в анализируемом тексте.
Данный урок должен стать помощником в преодолении трудностей.
Различие троп и стилистических фигур
Повторение-обобщение средств выразительности.
Терминологический диктант
1.Повторение слова или группы слов в начале смежных
стихов или строф называется…
2.Постепенное повышение, последовательность в расположении ряда слов (обычно синонимов) по степени нарастания или ослабевания их смыслового и эмоционального значения – это…
е) замена однословного названия описательным выражением
ж ) замена слов на основании смежности
з )перенос свойств человека на неодушевлённые предметы
и) сходство предмета по какому-либо признаку
Узнайте тропы в поэтических текстах
До чего рассвет сегодня звонок
В пенисто - вишнёвых облаках!
(Э. Асадов)
Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю грустные слова.
(С. Есенин)
Осенние листья по ветру кружат,
Осенние листья в тревоге вопят:
“Всё гибнет, всё гибнет!
Ты черен и гол, о лес наш родимый,
Конец твой пришёл!” (А. Майков)
В белом пламени клонится куст
Ледяных ослепительных роз. (А. Ахматова)
эпитет
сравнение
олицетворение
метафора
V. Тестовые задания на применение знаний.
VI. Обобщение (работа с эпиграфом)
VII. Работа с текстом (вариант 16,задание 26)
VIII. Домашнее задание
Вариант 11 – 13 , задания 26
XI. Рефлексивно-оценочный этап.
-Итак, давайте подведем итог проделанной сегодня на уроке работы. Что у нас получилось? Что не очень? Что вы поняли сегодня на уроке? Какие выводы сделал каждый из вас для себя?
(Я понял, что каждый из нас в силах сделать свою речь богатой и выразительной, если будет проявлять уважение к родному языку, к себе и к окружающим людям. Для этого необходимо все время работать над собой, обогащать свою речь и использовать средства выразительности языка.
Я определил, что у меня много пробелов в знании терминологии, и над этим необходимо дополнительно поработать, используя словари и справочный материал учебника)
- Добился ли каждый из вас выполнения тех целей, которые были заявлены в начале урока?
- Да, мы повторили все, что знали о средствах выразительности из курса средних классов, научились выделять среди них тропы и стилистические фигуры, сумели оценить свой уровень знаний и выявить пробелы, которые надо восполнить.
- Мы располагаем всеми необходимыми средствами для того, чтобы выучить то, что знаем не очень крепко, и подготовиться к хорошей сдаче ЕГЭ.
III. Подведение итогов урока
– Для того чтобы оказать эмоциональное воздействие и в эстетических целях, с целью создания образности и выразительности, мастера слова используют средства и приёмы выразительности речи. Мы с вами, изучающие язык, должны помнить, что родное слово – это основа нашей духовности, нашей культуры.
– Вы скоро станете выпускниками школы, вступите во взрослую жизнь, вы в ответе за настоящее и будущее русского языка. Слушайте. Думайте. Решайте. Каким он будет? Относитесь к родному слову как к "дару бесценному", как к сокровищу, пусть о вас всегда говорят: "Это культурный человек". А какой он, культурный человек? Владеющий культурой чувств, культурой общения, умеющий правильно, красиво и выразительно говорить, писать.