kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Художественно-выразительные средства языка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 В предложенной разработке представлены теоретические сведения по художественно-выразительным средствам языка, с которыми учащиеся уже работали и совсем новые для них. В конспекте также есть интересные тесты для закрепления полученных знаний.

Просмотр содержимого документа
«"Художественно-выразительные средства языка"»


11 класс "Средства выразительности языка"


Цели урока:

  • Познавательный аспект: повторить термины; развивать умения различать тропы, стилистические фигуры и другие средства выразительности; определять их роль в тексте;

  • Развивающий аспект: развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся, умения анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, логически верно излагать свои мысли; продолжать работу по раскрытию творческих способностей; по развитию критического, образного мышления; создавать условия для развития коммуникативных навыков;

  • Воспитательный аспект: развитие системы ценностных отношений к родному языку; воспитание бережного отношения к слову автора, ответственного отношения к собственному слову, к культуре речи; совершенствование навыков этичного межличностного общения.

Оборудование:

- мультимедийный проектор,

- презентация к уроку,

- учебник,

- раздаточный материал.


ХОД УРОКА


  1. Организационный момент. Запись темы урока



Гаснет русская словесность,

Разговорная краса;

Отступают в неизвестность

Речи русской чудеса.

Сотни слов родных и метких,,

Сникнув, голос потеряв,

Взаперти ,как птицы в клетке,

Дремлют в толстых словарях.

………………………………..

В.Шефнер

II. Вступительное слово

– Каждый образованный человек, безусловно, должен уметь оценивать речевое поведение – свое и собеседников, соотносить свою речь с конкретной ситуацией общения. Почему же сегодня в XXI веке журналисты, учёные, языковеды, психологи, социологи, писатели, педагоги особенно остро ощущают речевое неблагополучие и задают извечные русские вопросы Что делать? и Кто виноват? Почему не испытывают чувства стыда люди, не знающие родного языка, засоряющие его "модными", на их взгляд, словами?(чтение эпиграфа)

Почему становится популярным мнение о том, что произведения классической русской литературы не имеют сегодня своего читателя? Почему? Вопросов много. А ведь изучение лингвистики и литературы, этих важных составляющих гуманитарного образования, – один из путей, позволяющих овладеть нам мастерством человеческого счастья и мудрости, сохранить культуру.
- Какая проблема стоит перед нами, перед теми, кто владеет языком, кто его изучает?

- Сформулируйте проблему в виде вопроса( как сделать так, чтобы язык был лучшим из того, что есть на свете – красивым, величественным, выразительным?)

– Как связана проблема с темой урока? Найдите точки соприкосновения между ними.

– Для чего могут использоваться средства выразительности?

Средства выразительности языка – это путь к выразительной, образной речи. Они могут использоваться для воспроизведения, имитации, описания явлений окружающей действительности.

– Итак, средства выразительности выполняют стилистическую и изобразительно-выразительную функцию, а синтаксические стилистические приёмы создают особую организацию речи. Средств выразительности много, поэтому очень трудно развить умение видеть совокупность всех изобразительно–выразительных средств языка, которые используются в тексте, классифицировать их и определять их роль во фрагментах текста, правильно приводить примеры.

– Какие поставим перед собой задачи для работы по данной теме при подготовке к ЕГЭ? (Обсуждение в группах.)

  • Повторить термины;

  • Скорректировать умение находить средства выразительности в тексте;

  • Продолжать развивать умение определять роль средств выразительности в анализируемом тексте.

Данный урок должен стать помощником в преодолении трудностей.



    1. Различие троп и стилистических фигур

    2. Повторение-обобщение средств выразительности.

    1. Терминологический диктант

1.Повторение слова или группы слов в начале смежных

стихов или строф называется…

2.Постепенное повышение, последовательность в расположении ряда слов (обычно синонимов) по степени нарастания или ослабевания их смыслового и эмоционального значения – это…

3.Противопоставление понятий, явлений, образов называется…

4.Создание новых понятий при помощи соединения контрастных по значению слов – это…

5.Утверждение, высказанное в форме вопроса и не требующее ответа, называется…

6.Нарушение привычного порядка слов в предложении – это…

7.Построение, при котором все предложения, входящие в текст, строятся по одной и той же схеме, называется…

8.Повторение слова или сочетания слов в конце смежных строк называется…

9.Намеренный пропуск во фразе какого-либо слова, легко подразумевающегося ,– это…

  1. Анафора

  2. Градация

  3. Антитеза

  4. Оксюморон

  5. Риторический вопрос

  6. Инверсия

  7. Синтаксический параллелизм

  8. Эпифора

  9. Эллипсис



    1. Разбор неизученных терминов (элипсис, параллелизм)

V. Закрепление.

1. Сопоставительный диктант

1.Эпитет

2. Гипербола

3. Метафора

4. Сравнение

5. Метонимия

6. Литота

7. Олицетворение

8. Перифраза

9. Синекдоха




а) сопоставление предмета, явления

б) красочное определение

в ) преувеличение

г) обозначение целого через его часть

д) преуменьшение

е) замена однословного названия описательным выражением

ж ) замена слов на основании смежности

з )перенос свойств человека на неодушевлённые предметы

и) сходство предмета по какому-либо признаку




    1. Узнайте тропы в поэтических текстах

До чего рассвет сегодня звонок

В пенисто - вишнёвых облаках!

(Э. Асадов)

Как дерево роняет тихо листья,

Так я роняю грустные слова.

(С. Есенин)

Осенние листья по ветру кружат,

Осенние листья в тревоге вопят:

“Всё гибнет, всё гибнет!

Ты черен и гол, о лес наш родимый,

Конец твой пришёл!” (А. Майков)


В белом пламени клонится куст

Ледяных ослепительных роз. (А. Ахматова)

  • эпитет

  • сравнение

  • олицетворение

  • метафора

V. Тестовые задания на применение знаний.



VI. Обобщение (работа с эпиграфом)

VII. Работа с текстом (вариант 16,задание 26)

VIII. Домашнее задание

Вариант 11 – 13 , задания 26

XI. Рефлексивно-оценочный этап.

-Итак, давайте подведем итог проделанной сегодня на уроке работы. Что у нас получилось? Что не очень? Что вы поняли сегодня на уроке? Какие выводы сделал каждый из вас для себя?

(Я понял, что каждый из нас в силах сделать свою речь богатой и выразительной, если будет проявлять уважение к родному языку, к себе и к окружающим людям. Для этого необходимо все время работать над собой, обогащать свою речь и использовать средства выразительности языка.

Я определил, что у меня много пробелов в знании терминологии, и над этим необходимо дополнительно поработать, используя словари и справочный материал учебника)


- Добился ли каждый из вас выполнения тех целей, которые были заявлены в начале урока?

- Да, мы повторили все, что знали о средствах выразительности из курса средних классов, научились выделять среди них тропы и стилистические фигуры, сумели оценить свой уровень знаний и выявить пробелы, которые надо восполнить.

- Мы располагаем всеми необходимыми средствами для того, чтобы выучить то, что знаем не очень крепко, и подготовиться к хорошей сдаче ЕГЭ.



III. Подведение итогов урока

– Для того чтобы оказать эмоциональное воздействие и в эстетических целях, с целью создания образности и выразительности, мастера слова используют средства и приёмы выразительности речи. Мы с вами, изучающие язык, должны помнить, что родное слово – это основа нашей духовности, нашей культуры.

– Вы скоро станете выпускниками школы, вступите во взрослую жизнь, вы в ответе за настоящее и будущее русского языка. Слушайте. Думайте. Решайте. Каким он будет? Относитесь к родному слову как к "дару бесценному", как к сокровищу, пусть о вас всегда говорят: "Это культурный человек". А какой он, культурный человек? Владеющий культурой чувств, культурой общения, умеющий правильно, красиво и выразительно говорить, писать.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
"Художественно-выразительные средства языка"

Автор: Миронова Татьяна Анатольевна

Дата: 31.03.2019

Номер свидетельства: 505517

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства