Просмотр содержимого документа
«Харина Вера Павловна»
Тема урока. Разделительный твёрдый и мягкий знаки
Цель: повторить правила правописания слов с разделительными твёрдым и мягким знаками, с мягким знаком — показателем мягкости согласного звука.
Формируемые УУД: п. — самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; к. — инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра; р. — постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. — нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
1.Оргмомент
Прозвенел и смолк звонок- начинается урок.
Девизом урока будут слова: (слайд 1)
Ученье нас объединяет.
-Как вы это понимаете?
2. Актуализация знаний
Словарный диктант
Земляника, народ, аллея, кленовый, инженер.
Проверка (слайд 2). Самооценка
-Какое слово лишнее? Почему? (Кленовый – прил.)
- Составьте предложение с этим словом. Какое задание можем выполнить с предложением? (Разобрать по членам пред-я)
3.Самоопределение к деятельности
- Используя первую букву слов, составьте слово.(Знаки) (слайд 3)
-О каких знаках пойдёт речь на уроке? (слайд )
( Знаки разд. Ъ и Ь)
-Что мы уже знаем о буквах Ъ и Ь?
- Над какой темой будем работать? Какие учебные задачи будем решать?
4. Открытие нового знания
1) Работа в паре.
- На столах у вас лежат карточки. Исследуйте каждую группу слов, скажите какую роль выполняет ь в словах?
Карточка
апельсин
коньки
письмо
мышь
дочь
брошь
вьюга
ружьё
ручьи
стоищь
поёшь
кричишь
Выводы уч-ся.
- Слова с разделительным ь запишите в тетрадь, дополните своим словом на это правило, выделите корень .
- Сделайте вывод о месте и роли разделительного ь.
Вывод правила уч-ся (в парах) (слайд ) + схема
2) Работа по учебнику с.64, упр.106
-Найдите ответ на вопрос, когда в словах пишется разделительный Ъ?
Подготовьте сообщение о месте и роли ъ. Работа в группах.
Сообщение уч-ся
Слайд
Ъ не отдыхает, приставку с корнем разделяет.
«Это интересно». Сообщение уч-ся о букве «ер» + (слайд )
Буква "ер" - Ъ - полезная буква. Она выполняет всегда одну и ту же скромную работу: отделяет согласную приставки от гласной (подъезд, разъезд).
До 1917-1918 года твердый знак писался в конце слов после твердых согласных, например: ДОМЪ, ДУБЪ, ГОРОДЪ.
Тогда весь народ наш был разделён на писавших с "ером" и без "ера" на концах слов. В то время буква эта вызывала гнев и ненависть, смех и слёзы.
Букву "ер" называли бездельником, лодырем, разбойником, дармоедом, кровососом. Буква "ер" на конце слова пожирала более 8% времени и бумаги.
Эта буква - бездельник была самой дорогой буквой мира.
2 ученик
Разделительный Ъ пишется после иноязычных приставок, оканчивающихся на согласную (аб -, ад -, диз-, ин-, интер-, кон, контр-, об-, суб-, транс-: адъютант (офицер при штабе), инъекция (укол), объект (предмет или явление), субъект (человек);
В сложных словах, первая часть которых - числительные двух-, трёх-, четырёх- двухъярусный, но трехэтажный
3. Самостоятельная работа с правилом.
О чём мы ещё не сказали? Прочитайте правило, записанное в 3 строке, расскажите друг другу.
( Гласные е, ё, и, ю, я после ъ и ь обозначают 2 звука ….
Физминутка (слайд )
5. Применение полученных знаний
1) Игра “Назови одним словом".
- Давайте поиграем в игру “Назови одним словом". По лексическому значению, вы должны назвать слово, что это, и записать слово в тетради, подчёркивая нужную нам орфограмму. 1. Животное, наиболее близкое к человеку по строению тела.
– обезьяна. 2. Втолковал, разжевал и в рот положил
- разъяснил. 3. Сообщение, извещение, доводимое до всеобщего сведения
– объявление. 4. Энергичный рост, сильное развитие чего-либо; участок дороги, поднимающий в гору
– подъем. 5. Седьмой день недели –
- воскресенье. 6. Ягоды или фрукты, сваренные в сахаре –
– варенье. 7. Маленькие зимующие птички с серо-чёрным оперением; почти всегда соседствуют с человеком, чаще держатся стаями
– воробьи. 8. Насекомые, которые строят свой общий дом в виде кучи из хвои, листьев, комочков земли – муравьи.
Самопроверка(слайд ).Самооценка
2) Комментированное письмо под диктовку
По клетке метался разъярённый тигр. Мы объехали весь свет.
-Разделите для переноса слова, относящиеся к теме урока. Определите количество звуков и букв в словах.