Урок интегрированный : русский язык и география. Ведущая роль отводится русскому языку. Предусмотрена работа с текстом (статья в местной газете), интервью с работниками определенных отраслей, написание сочинения. Цель урока: научить ребят видеть то, что находится за строкой; проникать в текст, выделять тему, идею; воспитывать любовь к слову, формировать у учащихся чувство гордости за родной край, ответственности за приумножение его богатств и красоты.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Кама, впадаешь ты в сердце мое... »
«Кама, впадаешь ты в сердце мое…»
Интегрированный урок русского языка и географии в 8 классе
Цели:
научить ребят видеть то, что находится за строкой, проникать в текст, выделять тему, идею;
развивать орфографическую и грамматическую зоркость, коммуникативные способности учащихся;
воспитывать любовь к слову, формировать у учащихся чувство гордости за свой край, восхищение его красотой, ответственности за приумножение его богатств и красоты.
Оборудование:
«Толковый словарь русского языка» С. И. Ожегов;
«Этимологический словарь» В. Волина;
газета «Без проблем» № 16 от 16.04.2008, статья: «Мы за чистую Каму»;
«География ТАССР» А. Тайсин;
«География Чистопольского района» Г. З. Давлетшина, Р.В. Мотыгуллин, методическое пособие; картины местных художников А Пашина; А. Зиновьева;
музыкальное оформление: «Звуки природы».
Ход урока
I АПЗ
Учитель русского языка: Здравствуйте, ребята и уважаемые гости. Сегодня у нас необычный урок – интегрированный.
Я хочу поинтересоваться, как вы понимаете значение этого слова – интегрировать? Обратимся к нашим консультантам.
Консультант 1: Интегрировать – 1. Объединить в одно целое. «Толковый словарь»
Учитель русского языка: Вот и мы попытаемся вместе с Юлией Николаевной объединить географию и русский язык в один урок и подчинить общей теме.
Итак, тема нашего урока: «Кама, впадаешь ты в сердце мое…»
У вас на партах лежат тексты, с которыми мы будем работать, задания к тексту, справочный материал, а также атласы и план работы по карте. Надеюсь на вашу активную работу и сотрудничество.
А сейчас давайте окунемся в подводное царство…
(звучит музыка)
II Формирование новых понятий и способов действия.
Сценка:
Капелька: Дедушка Буль-буль, расскажи мне что-нибудь про нашу речку.
Буль-буль: А что ты хочешь услышать, Капелька?
Капелька: Что-нибудь интересное, старинное, про то, как раньше в речке жилось.
Буль-буль: Ну, слушай. Давно это было. Тогда эти громадины баржи да пароходы по речке не плавали. Люди нас не тревожили, не мучали. Водица в речке нашей чиста была, не чета нынешней. В камских илистых берегах водилось замечательное насекомое – метлица. Рыба – то этой метлицей кормилась, и уважали ее все: и лещ, и сорога, и голавль. А уж стерлядь наша камская хорошела, как царица. А сейчас…эх…
Учитель русского языка: Вы, наверное, догадались о какой реке идет речь.
Ответ учащихся.
- А кто знает, почему Кама так называется? Интересно узнать?
- В каком словаре мы можем это узнать? (В этимологическом)
Консультант 2: Этимология (греч.) – 1. Раздел языкознания, изучающий происхождение слов. 2. Происхождение того или иного слова или выражения. Установить этимологию слова.
Учитель русского языка: попрошу консультанта помочь нам в этом.
Консультант 3. Ученые лингвисты предполагают, что слово Кама угро-финского происхождения. В языке удмуртов, являющихся потомками этих древних племен, до сих пор река называется Буджимками – длинная река. Считают так же, что тюрские племена, появившиеся на берегу Камы позднее, из сочетаний слов кам и кума – создали свое Чулман, которое первоначально означало просто река.
Учитель географии: Интересно было узнать о происхождении названия реки?
А теперь, ребята, давайте вместе найдем на карте нашу Каму и, пользуясь планом характеристики реки, сделаем ее описание (работа с атласом и планом «Характеристика реки»)
План.
В какой части материка течет река?
Где берет начало? Куда впадает?
Объясните зависимость характера течения от рельефа.
Определите источники питания реки?
Каков режим реки?
Биологические ресурсы.
Экологические проблемы.
Корреспондентам класса было дано задание побывать на рыбозаводе, в экологическом центре города и в санэпидемстанции. Вот что они узнали о нашей реке. Давайте дадим им слово.
Вести из экологического центра
В гостях на рыбозаводе
Посещение санэпидемстанции
Спасибо за предоставленную информацию.
III Формирование умений и навыков.
Учитель русского языка: По материалам работы корреспондентов, учащиеся нашей школы написали статью, которая была опубликована в местной газете «Без проблем» № 16 от 16.04.2008.
Статья называется «Мы за чистую Каму». У вас на партах лежит текст статьи. Я прочитаю его, а вы внимательно следите за мной. Потом вам предстоит выполнить предложенные задания.
Работа учащихся по тексту. ( Текст и задания в приложении)
IV Домашнее задание.
Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте позицию автора. Согласны или не согласны вы с точкой зрения автора. Объясните, почему.
V Итоги урока.
Ребята, понравился вам интегрированный урок?
Мнения учащихся.
Выставление и комментирование оценок.
Слово учителя.
Сегодня на уроке мы говорили о нашей реке, о ее экологическом состоянии. Вспомнили прошлое, поговорили о настоящем, и от нас с вами зависит какое будущее у Камы.
Я считаю, что нам повезло. У нас чудесные места: богатые леса, бескрайние поля и луга и, конечно же, наша Кама, которая привлекала и привлекает творческих людей.
Перед вами «картинная галерея». Прекрасные пейзажи, изображенные на них, принадлежат нашим местным художникам А.Пашину и А. Зиновьеву.
И поэты признавались нашей красавице в любви. Название темы нашего урока – это строчка, взятая из стихотворения «Родная река» поэта, нашего земляка Михаила Скороходова, который родился и жил в нашем городе. Даже в одной строчке чувствуется бесконечная любовь к своему родному краю, своей малой родине.
А завершить урок я хочу стихотворением «река Кама». Прочитает его Пищальникова Анастасия. Автором этого произведения является мама Насти – Пищальникова Надежда Михайловна.
Река Кама
Много рек протекает в России,
Но особенно мне дорога
Та, что воды приносит бурливо
В Волжско-Камском бассейне река.
Наша Кама-река не простая,
Три притока в ней есть, три сестры:
Вятка, Белая и Чусовая
Воды в Волгу сливают свои.
И достоинств имеет не мало,
Судоходна она, широка.
В летний день по реке, проплывая,
Созерцаем ее берега.
Вот склонились плакучие ивы,
А за ними деревья видны,
Величавые и вековые
Сосны стройные, ели густы.
Рыбы всякой полно в нашей Каме:
Щука, жерех, налим и карась,
И сомы попадают с усами,
Может стерлядь нередко попасть.
Я люблю тебя, дивная Кама,
Выражаю восторг свой и лесть.
Ты прекрасна, река, величава.
И спасибо за то, что ты есть.
Приложение к уроку
Раздаточный лист
Мы за чистую Каму
(1)Веками н..сла свои прозрач(?)ные воды красавица Кама, то величаво спокойная, то (не) терпеливо буйная. (2)Преодолев горы и долины и попав в об..ятия Волги, она постепенно смирялась подчиняясь ее спокойной строгости. (3)Веками питала Кама своей живительной влагой поля и нивы, веками служила людям являясь важнейшей транспортной артерией. (4)Она была немой свидетельницей трудной, полной забот и тревог, жизни обитателей своих берегов. (5)Она слушала и впитывала в себя то задорный перепев плотогонщиков, то од..нокую заунывн... песню задавле(н, нн)ого нуждой крестьянина. (6)Слушала и все понимала.
(7)Река пересекает с востока на запад почти всю те(р, рр)иторию Татарстана. (8)Берега Камы украшают города Сарапул Пермь Нижнекамск Елабуга Набережные Челны Менделеевск Мензелинск и, конечно же, Чистополь.
(9)К сожалению, сегодня Кама – одна из самых грязных рек России. (10)Интенсивная деятельность человека связанная с развитием промышленности сельского хозяйства водного транспорта отрицательно сказалась на состояни.. рыбохозяйственных водоемов. (11)Негативную роль на экологическое состояние водных ресурсов сыграл бе..контрольный (с, з)брос ядовитых отходов в реку за последние годы.
(12)Мы, учащиеся двенадцатой школы, хотим предл..жить свою акцию по защите экологии нашей реки. (13)Планируем очистить от мусора излюбленные места отдыха наших горожан. (14)Отдых у реки должен быть безопасным! (15)Предлагаем провести фотоконкурс «Любимой речки лазурит», где хотелось бы увидеть, как жители Чистополя бережно используют для своих нужд ресурсы красавицы Камы.
Задания по тексту
Вставьте, где нужно, пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания.
Прочитайте и объясните название (заголовок) текста.
Докажите, что это текст.
Какова тема текста?
Назовите (сформулируйте) основную мысль текста
Определите стиль текста, докажите свою точку зрения
Озаглавьте каждую часть текста.
Какое утверждение не совпадает с точкой зрения автора текста:
а) Веками Кама служила людям.
б) Река Кама – одна из самых чистых рек России.
в) Интенсивная деятельность человека отрицательно сказалась на общем состоянии реки.
9. Выпишите из текста примеры метафор, олицетворений.
10.Определите лексическое значение слова лазурит.
11. Найдите предложение с обобщающим словом и постройте его схему12. Какое словосочетание является грамматической основой в предложении № 8:
а) берега Камы
б) берега украшают.
в) украшают города.
13. Из предложений № 4, 5, 6, 7 найдите слово, соответствующее данной схеме
14. Прочитайте следующие предложения и найдите слова, соответствующие данной грамматической характеристике.
Предложение № 2:деепричастие несовершенного вида
Предложение № 5: страдательное причастие, сов. вида, прош. вр.15. Выпишите выделенные слова и подберите к ним синонимы
Домашнее задание: напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте позицию автора. Согласны или не согласны вы с точкой зрения автора? Объясните, почему.