Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование по родному (русскому языку)»
02-10
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №13»
«Принято»
Педагогическим советом
протокол от 29.08.2022 г. № 1
Введено приказом от 01.09.2022 г. № 265
Директор МБОУ «СОШ № 13»
___________ Ульданова А.Ф.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету родной ( русский) язык 10 класс
на уровень - углубленный
составитель: Беляева Татьяна Рафаиловна, учитель русского языка и литературы, высшая квалификационная категория
«Согласовано»
Заместитель директора __________Давлетова Г.М.
от 29.08.22
«Рассмотрено»
На заседании МО, протокол от 29.08.2022 г. № 1
Руководитель МО _____________Конопиянова Л.З.
г. Набережные Челны
2022 год
Планируемые результаты освоения учебного предмета «родной (русский ) язык» 10 класс
1. Личностные результаты:
готовность и способность к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в физическом самосовершенствовании;
принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни;
российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;
уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам;
гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности;
приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.
нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
формирование выраженной в поведении нравственной позиции;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира;
эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта.
ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;
уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности,
готовность к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
2. Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Познавательные УУД:
искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные УУД:
осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
3. Предметные результаты:
искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;-использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений
использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Название раздела
Ученик (выпускник) научится
Ученик (выпускник) получит возможность научиться
1. «Язык и культура»
искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
2. «Культура речи»
критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
3 «Речь. Речевая деятельность. Текст»
выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений
распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними;
анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и выразительности русского языка);
иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского языкознания;
выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи;
дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию в прослушанном тексте;
проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и
анализировать полученную информацию;
сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля;
соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;
соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной
и официально-деловой сферах общения;
анализировать полученную информацию;
сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля;
соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;
соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной
и официально-деловой сферах общения;
осуществлять речевой самоконтроль использовать основные нормативные словари и
справочники для расширения словарного запаса и спектра используемых языковых средств
Название раздела
Содержание раздела
1.Язык и культура
1.1 Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа 1.2 Примеры ключевых слов (концептов) русской культуры, их национально-историческая значимость.
1.3 Крылатые слова и выражения (прецедентные тексты) из произведений художественной литературы, кинофильмов, песен, рекламных текстов и т. п.
1.4 Развитие языка как объективный процесс. 1.5 Общее представление о внешних и внутренних факторах языковых изменений, об активных процессах в современном русском языке (основные тенденции, отдельные примеры).
1.6 Стремительный рост словарного состава языка: активизация процесса заимствования иноязычных слов, «неологический бум» — рождение новых слов, изменение значений и переосмысление имеющихся в языке слов, их стилистическая переоценка, создание новой фразеологии.
2. Культура речи
2.1 Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка (обобщение).
2.2 Активные процессы в области произношения и ударения.
2.3 Отражение произносительных вариантов в современных орфоэпических словарях.
2.4 Основные лексические нормы современного русского литературного языка (обобщение).
2.5 Лексическая сочетаемость слова и точность.
2.6 Свободная и несвободная лексическая сочетаемость.
2.7 Типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости.
2.8 Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм. Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм.
2.9 Типичные ошибки‚ связанные с речевой избыточностью.
2.10 Современные толковые словари. Отражение вариантов лексической нормы в современных словарях. Словарные пометы.
2.11 Основные грамматические нормы современного русского литературного языка (обобщение).
2.12 Отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических словарях и справочниках. Словарные пометы.
2.13 Типичные грамматические ошибки в предложно-падежном управлении.
2.14 Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов‚ предложений с косвенной речью; типичные ошибки в построении сложных предложений.
2.15 Этика и этикет в интернет-общении. Этикет интернет-переписки.
2.16 Этические нормы, правила этикета интернет-дискуссии, интернет-полемики.
2.17 Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения.
3. Речь. Речевая деятельность. Текст
3.1 Русский язык в Интернете.
3.2 Правила информационной безопасности при общении в социальных сетях.
3.3 Контактное и дистантное общение.
3.4 Виды преобразования текстов: аннотация, конспект.
3.5 Использование графиков, диаграмм, схем для представления информации.
3.6 Разговорная речь. Анекдот, шутка.
3.7 Официально-деловой стиль.
3.8 Деловое письмо, его структурные элементы и языковые особенности.
3.9 Учебно-научный стиль. Доклад, сообщение.
3.10 Речь оппонента на защите проекта. Речь оппонента на защите проекта.
3.11 Публицистический стиль. Проблемный очерк.
3.12 Язык художественной литературы
Содержание учебного предмета «родной (русский ) язык »
10 класс
уровень – базовый
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 класс
Целевые приоритеты:
- развитие ценностных отношений к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;
- развитие ценностных отношений к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне;
- развитие ценностных отношений к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье;
- развитие ценностных отношений к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее;
Название раздела, темы
Общее количество часов
Контрольные /практические работы
Раздел I Язык и культура
12
1.1 Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа
2
1.2 Примеры ключевых слов (концептов) русской культуры, их национально-историческая значимость.
2
1.3 Крылатые слова и выражения (прецедентные тексты) из произведений художественной литературы, кинофильмов, песен, рекламных текстов и т. п.
2
1.4 Развитие языка как объективный процесс.
2
1.5 Общее представление о внешних и внутренних факторах языковых изменений, об активных процессах в современном русском языке (основные тенденции, отдельные примеры).
2
1.6 Стремительный рост словарного состава языка: активизация процесса заимствования иноязычных слов, «неологический бум» — рождение новых слов, изменение значений и переосмысление имеющихся в языке слов, их стилистическая переоценка, создание новой фразеологии.
2
Раздел II. Культура речи
12
2.1 Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка (обобщение).
1
2.2 Активные процессы в области произношения и ударения.
1
2.3 Отражение произносительных вариантов в современных орфоэпических словарях.
1
2.4 Основные лексические нормы современного русского литературного языка (обобщение).
1
2.5 Лексическая сочетаемость слова и точность.
1
2.6 Свободная и несвободная лексическая сочетаемость.
1
2.7 Типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости.
1
2.8 Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм. Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм.
1
2.9 Типичные ошибки‚ связанные с речевой избыточностью.
1
2.10 Современные толковые словари. Отражение вариантов лексической нормы в современных словарях. Словарные пометы.
1
2.11 Основные грамматические нормы современного русского литературного языка (обобщение).
1
2.12 Отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических словарях и справочниках. Словарные пометы.
1
2.13 Типичные грамматические ошибки в предложно-падежном управлении.
1
2.14 Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов‚ предложений с косвенной речью; типичные ошибки в построении сложных предложений.
1
2.15 Этика и этикет в интернет-общении. Этикет интернет-переписки.
2.16 Этические нормы, правила этикета интернет-дискуссии, интернет-полемики.
1
2.17 Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения.
1
Раздел 3«Речь. Речевая деятельность. Текст»
10
3.1 Русский язык в Интернете.
1
3.2 Контактное и дистантное общение. Правила информационной безопасности при общении в социальных сетях. 1
3.3 Виды преобразования текстов: аннотация, конспект.
1
3.4 Использование графиков, диаграмм, схем для представления информации
1
3.5 Разговорная речь. Анекдот, шутка.
1
3.6 Официально-деловой стиль.
1
3.7 Деловое письмо, его структурные элементы и языковые особенности.
1
3.8 Учебно-научный стиль. Доклад, сообщение.
1
3.9 Речь оппонента на защите проекта. Речь оппонента на защите проекта.
1
3.10 Публицистический стиль. Проблемный очерк.
1
3.11 Язык художественной литературы. Диалогичность в художественном произведении
1
3.12 Текст и интертекст. Афоризмы. Прецедентные тексты.
1
ИТОГО:
34
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
УМК Александрова О.М. русский язык 10 класс Москва «Русское слово» 2020
Календарно-тематическое планирование
№
Изучаемый раздел
Тема урока
Кол-во
часов
Календарные сроки
Корректировка
Планируемые сроки
Фактические сроки
Раздел I «Язык и культура» 12 часов
1
Русский язык в жизни общества и государства
1
5.09
2
История русского литературного языка
1
12.09
3
Русский язык как развивающееся явление.
1
19.09
4
Лексические заимствования.
1
26.09
5
Причины лексических заимствований.
1
3.10
.
6
Пополнение словарного состава русского языка новой лексикой.
1
10.10
7
Факторы, влияющие на развитие языка: социально-политические события и изменения в обществе, развитие науки и техники.
1
17.10
8
Влияние других языков на русский язык.
1
24.10
9
Группы лексических единиц по времени появления в языке.
1
9.11
10
Исконно русская лексика
1
14.11
11
Фразеологизмы и их употребление в фольклоре и литературе.
1
21.11
.
12
Исконно русская лексика
1
27.11
Раздел 2 Культура речи 12 часов
13
Лексика русского языка.
1
5.12
14
Лексика. Практикум. Аналитическая работа над КИМами по русскому языку.
1
12.12
15
Орфоэпия русского языка
Практикум. Аналитическая работа над КИМами по русскому языку.
1
26.12
16
Орфоэпия.
Практикум. Аналитическая работа над КИМами по русскому языку
1
11.01
17
Грамматика русского языка.
Практикум.
Аналитическая работа над КИМами по русскому языку.
1
16.01
18
Грамматика. Практикум. Аналитическая работа над КИМами по русскому языку.
1
23.01
19
Грамматические
(морфологические) нормы русского языка.
1
30.01
20
Практикум. Аналитическая работа над КИМами по русскому языку. Грамматические
(морфологические) нормы.
1
6.02
21
Грамматика. Практикум. Аналитическая работа над КИМами по русскому языку.
1
13.02
22
Грамматические
(морфологические) нормы русского языка.
1
20.02
23
Практикум. Аналитическая работа над КИМами по русскому языку. Грамматические
(морфологические) нормы.
1
27.02
24
Грамматические (синтаксические) нормы русского языка.
1
12.03
Раздел III. Текст. 10 часов
25
Практикум. Аналитическая работа над КИМами по русскому языку. Грамматические (синтаксические) нормы.
1
19.03
26
Правила речевого этикета: нормы и традиции.
1
2.04
27
Языковая картина мира. К.Д.Ушинский. «О родном языке».
1
9.04
28
Богатство русского родного языка по стилистике, по лексической структуре, по синтаксическому строению.
1
16.04
29
Функциональные разновидности языка. Разговорная речь.
1
23.04
30
Официально-деловой стиль. Деловое письмо
1
29.04
31
Учебно-научный стиль. Доклад, сообщение
1
7.05
32
Публицистический стиль. Проблемный очерк
1
14.05
33
Язык художественной литературы. Прецедентные тексты
1
18.05
34
Текст и способы его представления. Язык Интернета. Представление результатов проектных работ. Проверочная работа.
1
21.05
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
1. Александрова Г.В. Занимательный русский язык. – С-Пб., 1998.
2. Алексеев Ф. Все правила русского языка. Пособие для учителей и школьников. – М., 2018.
3. Альбеткова Р.И. Русская словесность. От слова к словесности. – М.: Дрофа, 2009.
4. Анненкова И. Русский язык. Знаки препинания? Это просто. Для школьников и абитуриентов. – СПб., 2014.
5. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. – М., 2001.
6. Байбурин А.К., Топорков
14. Горелов И., Енгалычев В. Безмолвный мысли зн А.Л. У истоков этикета: Этнографические очерки. – Л.,1990.
7. Быстрова Е. А. Диалог культур на уроках русского языка. – СПб., 2002.
8. Баева О. А. Ораторское искусство и деловое общение. – М., 2002.
9. Борисов А. Ю. Роскошь человеческого общения. – М., 2000.
10. Винокур Г. О. О задачах истории языка. Понятие поэтического языка // Избранные работы по русскому языку. – М., 1959.
11. Волина В.В. Весёлая грамматика. – М., 2005.
12. Головин Б. Н. Основы культуры речи. – М., 1980.
13. Гольдин В. Е. Речь и этикет. – М., 1983.: ак: Рассказы о невербальной коммуникации. – М., 1991.
15. Горшков А.И. Русская словесность. – М, 2000.
16. Дэйли К., Дэйли-Каравелла Л. Научись говоритьтвой путь к успеху.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Альбеткова Р.И. Русская словесность. От слова к словесности. – М.: Дрофа, 2009.
2. Виноградов В.В. Русский язык (Грамматическое учение о слове)/Под. ред. Г. А. Золотовой. — 4-е изд. — М.: Рус. яз., 2001
3. Голуб, И. Б. Стилистика русского языка: учебник для академического бакалавриата / И. Б. Голуб. — 6-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019.
4. Фразеологический словарь русского языка.
Составители: Л. А. Войнова, В. П. Жуков, А. И. Молотков, А. И. Федоров. Под редакцией А. И. Молоткова.
Издательство: "Советская Энциклопедия", Москва,
Год издания: 1968
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ