«Как сердцу высказать себя?» (Экспрессивное использование сложноподчиненных предложений в художественном тексте).
«Как сердцу высказать себя?» (Экспрессивное использование сложноподчиненных предложений в художественном тексте).
На уроках русского языка часто вне нашего поля зрения остается важнейшая функция языка - эстетическая, и дети не видят в языке главного его красоты. Уроки словесности помогают исправить этот изъян.
Итак, изучена тема «Сложноподчиненные предложения». Чем завершить знакомство девятиклассников с этой синтаксической конструкцией? Провожу урок «Как сердцу высказать себя?» (Экспрессивное использование сложноподчиненных предложений в художественном тексте).
Какие задачи решаются на этом уроке? Мы с учениками наблюдаем, как только что изученные конструкции помогают выразить авторское «я» в стихотворениях К. Бальмонта (их мы взяли для работы на уроке), учимся анализировать художественный текст на различных языковых уровнях и постигать красоту родного слова.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Как сердцу высказать себя?» (Экспрессивное использование сложноподчиненных предложений в художественном тексте).»
ПОСЛЕДНИЙ УРОК ПО ТЕМЕ
«СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»
«Как сердцу высказать себя?» (Экспрессивное использование сложноподчиненных предложений в художественном тексте).
(IXкласс)
На уроках русского языка часто вне нашего поля зрения остается важнейшая функция языка - эстетическая, и дети не видят в языке главного его красоты. Уроки словесности помогают исправить этот изъян.
Итак, изучена тема «Сложноподчиненные предложения». Чем завершить знакомство девятиклассников с этой синтаксической конструкцией? Провожу урок «Как сердцу высказать себя?» (Экспрессивное использование сложноподчиненных предложений в художественном тексте).
Какие задачи решаются на этом уроке? Мы с учениками наблюдаем, как только что изученные конструкции помогают выразить авторское «я» в стихотворениях К. Бальмонта (их мы взяли для работы на уроке), учимся анализировать художественный текст на различных языковых уровнях и постигать красоту родного слова.
В начале урока - вступительное слово учителя:
- «Как сердцу высказать себя?» Как передать радость и боль, тоску и восторг, горе и счастье, раздумья и мимолетный бег мысли? Изучая русский язык, мы много раз убеждались, какие безграничные возможности для выражения . наших мыслей и чувств дает он. Сегодня мы попробуем увидеть возможности сложноподчиненных предложений, их экспрессивную роль в художественном тексте. Для этого мы обратимся к стихотворениям К. Бальмонта.
В 1912 году вышел сборник стихотворений русского поэта Константина Бальмонта «Зарево зорь», написанный под впечатлением от поездки поэта по Египту, «святой стране пирамид». Одно из стихотворений цикла «Потухшие вулканы» называется «Где б я ни странствовал».
Где б я ни странствовал
Где б я ни странствовал, везде припоминаю
Мои душистые леса. Болота и поля,
в полях — от края к краю —
Родимых кашек полоса.
Где б ни скитался я, так нежно снятся сердцу
Мои родные васильки.
И, в прошлое открыв таинственную дверцу,
Схожу я к берегу реки.
У старой мельницы привязанная лодка, —
Я льну к прохладе серебра.
И так чарующе и так унывно - четко
Душа поет: «Вернись. Пора».
Читаем стихотворение, а потом проводим наблюдения над языком. Обращаюсь к ученикам с вопросом:
- Чем интересно название стихотворения?
Приходим к выводу, что это часть сложноподчиненного предложения, придаточное предложение места. Отдельно от главного оно не выражает законченной мысли, значит, поэт использует его с особой целью.
Незавершенность предложения обращает наше внимание к его главной части: в ней должно быть сказано, что думает, что чувствует поэт везде, где бы он ни был.
О чем же это стихотворение? Какие чувства владели поэтом, создавшим его?
В далеком Египте он вспоминает свою Россию, то, что ему бесконечно дорого, то, что стало родным, родимым: душистые леса (поэт помнит запах леса), болота, поля России, ее неприметные цветы родные его сердцу васильки...
Память уводит его к старой мельнице, он видит лодку, серебряную гладь воды.
- А как поэт об этом пишет? Что, на ваш взгляд, необычно в стихотворении?
Ученики отмечают, что дважды повторяются слова родной, родимый. Обо всем, о чем он вспоминает, поэт пишет мое, это усиливает эмоциональность стихотворения. Необычно выражение так нежно снятся сердцу... Вдумываемся в эти слова: память сердца сильнее всех остальных чувств. Удивительно мягко звучит глагол льну.
Мы приходим к выводу: весь лексический строй стихотворения передает любовь поэта к России, душевную память о ней. А какое выражение нашло это в синтаксическом строе произведения?
В стихотворении два сложноподчиненных предложения с придаточными предложениями места. Попробуем провести эксперимент: как стихотворение звучало бы без них?
...везде припоминаю Мои душистые леса.
...так нежно снятся сердцу Мои родные васильки.
Что изменилось? Без придаточных предложений места главная мысль стихотворения не была бы выражена так ярко, эмоционально, проникновенно и страстно. Конструкция предложения здесь играет важную роль: придаточное места вынесено в начало, что усиливает звучание главного предложения (попробуем поменять местами главное и придаточное эмоциональное напряжение пропадает); усилительная частица ни создает оттенок обобщения: где б ни... - значит, везде поэт вспоминает Родину, значит, нет такого места на земле, которое могло бы заставить его забыть о ней.
Итак, мы убедились, что сложноподчиненные предложения могут играть экспрессивную роль, они являются одним из средств, выражающих авторское «я».
Прошли годы. Волна эмиграции унесла Бальмонта за границу. И вот он вдали от своей России, он не видел ее целых девять лет! И нет надежды вернуться. И все мысли, мечты, сны о России.
Единственное, что заставляет жить, это воспоминания о родине, непреодолимое желание снова оказаться там, хотя бы в мечтах.
Читаем стихотворение К- Бальмонта «Уйти туда».
Уйти туда.
Уйти туда, где бьются струи,
В знакомый брег,
Где знал впервые поцелуи
И первый снег.
Где в первый раз взошел подснежник
На крутоем,
Где, под ногой хрустя, валежник
Пропел стихом.
Где звук жужжанья первой мухи
В конце зимы,
Как луч в дивующемся слухе,
Разъял все тьмы.
Где ярким сном былинной были
Нам громы вдруг
Молниеносно тучу взрыли,
Как черный луг.
Из тучевого луга книзу,
Решив: «Пора!»,
Метнули злата в божью ризу
И серебра.
Уйти — уйти — уйти — в забвенье.
В тот вспев святой,
Уйти туда — хоть на мгновенье,
Хотя мечтой.
- О чем это стихотворение? Что вы почувствовали, слушая его? Какие мысли и чувства владели поэтом, когда его перо бежало по бумаге?
Учащиеся отмечают, что стихотворение проникнуто чувством щемящей боли от разлуки с родиной, все произведение - это воспоминание о России. По настроению оно отличается от первого, оно совсем другое: чувствуется внутренняя боль, душевный надрыв.
Стихи пишутся сердцем. Как же сердце поэта «высказало» себя в этом стихотворении?
Ребята говорят о необычном названии. Высказывается предположение, что поэт использует указательное наречие туда не случайно. Можно было бы назвать стихотворение «Уйти в Россию», но Россия понятие более конкретное.
Поэт мечтает, поэтому и использует наречие туда, оно выполняет особую роль, становится емким по содержанию: для поэта оно вмещает все: это и родина, и молодость, и счастье...
А как же раскрывается содержание этого короткого слова туда?
Прошу ребят подсчитать количество слов в стихотворении и количество имен существительных в нем. Оказывается, на 89 слов приходится 31 имя существительное. Почему? Думаем вместе и делаем открытие: имена существительные определяют тот предметный мир, который встает в мечтах, живет в душе поэта. А мир этот действительно живой: бьются струи, взошел подснежник, валежник пропел стихом. Отмечаем, что в стихотворении названы явно не поэтические предметы: валежник, муха, но это тоже частичка воспоминаний о России, о прошлом и, значит, дорого поэту.
С родиной связано все самое высокое, святое - отмечаем слова высокого, поэтического звучания: вспев святой, божья риза, дивующийся слух, злато, брег, былинная быль.
Усиливают эмоциональность произведения и повторяющиеся слова первый, впервые. Многое уходит из памяти, но то, что было впервые, остается навсегда: первый поцелуй, первый подснежник, первый снег. А все первое было в России!
Любое стихотворение — это чувство, выраженное в мыслях. Как же организовано это стихотворение с точки зрения синтаксиса?
Первое предложение сложноподчиненное с придаточными места. Именно эти придаточные предсказаны главным «Уйти туда...». Емкое, эмоциональное туда раскрывается, одушевляется придаточными места. Использование нескольких однородных придаточных (некоторые даже выделены поэтом в самостоятельные предложения) замедляет движение мысли, подчеркивает их смысл, одновременно усиливая эмоциональность высказывания. Союзному слову где в придаточной части соответствует указатель туда в главной части, и, хотя употреблено в ней только один раз, как бы возникает с каждым но повторяющимся где в каждом придаточном предложении. А тудаэто - Россию.
Последние четыре строки - это итог. вывод. Поэт снова возвращается к глаголу уйти, который повторяется трижды, как заклинание. Стихотворение как в кольце из слов: уйти туда... уйти туда... хотя мечтой.
Мы еще раз убедилась, что сложноподчиненные предложения шесте с другими средствами языка помогают художнику более точно, полно, эмоционально выразить его чувства, мысли, его сердце...
Урок закончился, а мы долго еще остаемся под впечатлением строк Бальмонта.
Можно спорить о том. как проводить такие уроки, какой материал подбирать для работы, но то, что такие уроки нужны, это бесспорно. На таких уроках ученики понимают, что русский язык — это не только свод правил правописания, а величайшее наше сокровище, которым и они могут научиться владеть.