kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Как сердцу высказать себя?» (Экспрессивное использование сложноподчиненных предложений в художественном тексте).

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроках русского языка часто вне нашего поля зрения остается важнейшая функция языка - эстетическая, и дети не видят в языке главного его красоты.     Уроки     словесности     помогают исправить этот изъян.

Итак, изучена тема «Сложноподчинен­ные предложения». Чем завершить зна­комство девятиклассников с этой синтак­сической конструкцией?  Провожу урок «Как сердцу высказать себя?» (Экспрес­сивное использование сложноподчиненных предложений в художественном тексте).

Какие задачи решаются на этом уроке? Мы с учениками наблюдаем, как только что изученные конструкции помо­гают выразить авторское «я» в стихотво­рениях К. Бальмонта (их мы взяли для работы на уроке), учимся анализировать художественный текст на различных языковых уровнях и постигать красоту родного слова.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Как сердцу высказать себя?» (Экспрессивное использование сложноподчиненных предложений в художественном тексте).»

ПОСЛЕДНИЙ УРОК ПО ТЕМЕ

«СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»

«Как сердцу высказать себя?» (Экспрес­сивное использование сложноподчиненных предложений в художественном тексте).

(IX класс)


На уроках русского языка часто вне нашего поля зрения остается важнейшая функция языка - эстетическая, и дети не видят в языке главного его красоты. Уроки словесности помогают исправить этот изъян.

Итак, изучена тема «Сложноподчинен­ные предложения». Чем завершить зна­комство девятиклассников с этой синтак­сической конструкцией? Провожу урок «Как сердцу высказать себя?» (Экспрес­сивное использование сложноподчиненных предложений в художественном тексте).

Какие задачи решаются на этом уроке? Мы с учениками наблюдаем, как только что изученные конструкции помо­гают выразить авторское «я» в стихотво­рениях К. Бальмонта (их мы взяли для работы на уроке), учимся анализировать художественный текст на различных языковых уровнях и постигать красоту родного слова.

В начале урока - вступительное слово учителя:

- «Как сердцу высказать себя?» Как передать радость и боль, тоску и восторг, горе и счастье, раздумья и мимолетный бег мысли? Изучая русский язык, мы много раз убеждались, какие безграничные возможности для выраже­ния . наших мыслей и чувств дает он. Сегодня мы попробуем увидеть возмож­ности сложноподчиненных предложений, их экспрессивную роль в художественном тексте. Для этого мы обратимся к стихотворениям К. Бальмонта.

В 1912 году вышел сборник стихотворе­ний русского поэта Константина Баль­монта «Зарево зорь», написанный под впечатлением от поездки поэта по Египту, «святой стране пирамид». Одно из стихотворений цикла «Потухшие вул­каны» называется «Где б я ни странст­вовал».

Где б я ни странствовал

Где б я ни странствовал, везде припоминаю

Мои душистые леса. Болота и поля,

в полях — от края к краю —

Родимых кашек полоса.

Где б ни скитался я, так нежно снятся сердцу

Мои родные васильки.

И, в прошлое открыв таинственную дверцу,

Схожу я к берегу реки.

У старой мельницы привязанная лодка, —

Я льну к прохладе серебра.

И так чарующе и так унывно - четко

Душа поет: «Вернись. Пора».

Читаем стихотворение, а потом прово­дим наблюдения над языком. Обращаюсь к ученикам с вопросом:

- Чем интересно название стихотворе­ния?

Приходим к выводу, что это часть сложноподчиненного предложения, прида­точное предложение места. Отдельно от главного оно не выражает законченной мысли, значит, поэт использует его с особой целью.

  • Незавершенность предложения обра­щает наше внимание к его главной части: в ней должно быть сказано, что думает, что чувствует поэт везде, где бы он ни был.

  • О чем же это стихотворение? Какие чувства владели поэтом, создавшим его?

В далеком Египте он вспоминает свою Россию, то, что ему бесконечно дорого, то, что стало родным, родимым: души­стые леса (поэт помнит запах леса), болота, поля России, ее неприметные
цветы родные его сердцу васильки...

Память уводит его к старой мельнице, он видит лодку, серебряную гладь воды.

- А как поэт об этом пишет? Что, на ваш взгляд, необычно в стихотворении?

Ученики отмечают, что дважды повто­ряются слова родной, родимый. Обо всем, о чем он вспоминает, поэт пишет мое, это усиливает эмоциональность стихотворения. Необычно выражение так нежно снятся сердцу... Вдумываемся в эти слова: память сердца сильнее всех остальных чувств. Удивительно мягко звучит глагол льну.

Мы приходим к выводу: весь лексиче­ский строй стихотворения передает любовь поэта к России, душевную память о ней. А какое выражение нашло это в синтаксическом строе произведения?

В стихотворении два сложноподчинен­ных предложения с придаточными пред­ложениями места. Попробуем провести эксперимент: как стихотворение звучало бы без них?

...везде припоминаю Мои душистые леса.

...так нежно снятся сердцу Мои родные васильки.

Что изменилось? Без придаточных предложений места главная мысль стихо­творения не была бы выражена так ярко, эмоционально, проникновенно и страстно. Конструкция предложения здесь играет важную роль: придаточное места вынесено в начало, что усиливает
звучание главного предложения (попробу­ем поменять местами главное и прида­точное эмоциональное напряжение пропадает); усилительная частица ни создает оттенок обобщения: где б ни... - значит, везде поэт вспоминает Родину, значит, нет такого места на земле, которое могло бы заставить его забыть о ней.

Итак, мы убедились, что сложноподчи­ненные предложения могут играть экс­прессивную роль, они являются одним из средств, выражающих авторское «я».

Прошли годы. Волна эмиграции унесла Бальмонта за границу. И вот он вдали от своей России, он не видел ее целых девять лет! И нет надежды вернуться. И все мысли, мечты, сны о России.

Единственное, что заставляет жить, это воспоминания о родине, непреодоли­мое желание снова оказаться там, хотя бы в мечтах.

Читаем стихотворение К- Бальмонта «Уйти туда».

Уйти туда.

Уйти туда, где бьются струи,

В знакомый брег,

Где знал впервые поцелуи

И первый снег.

Где в первый раз взошел подснежник

На крутоем,

Где, под ногой хрустя, валежник

Пропел стихом.

Где звук жужжанья первой мухи

В конце зимы,

Как луч в дивующемся слухе,

Разъял все тьмы.

Где ярким сном былинной были

Нам громы вдруг

Молниеносно тучу взрыли,

Как черный луг.

Из тучевого луга книзу,

Решив: «Пора!»,

Метнули злата в божью ризу

И серебра.

Уйти — уйти — уйти — в забвенье.

В тот вспев святой,

Уйти туда — хоть на мгновенье,

Хотя мечтой.


- О чем это стихотворение? Что вы почувствовали, слушая его? Какие мысли и чувства владели поэтом, когда его перо бежало по бумаге?

Учащиеся отмечают, что стихотворение проникнуто чувством щемящей боли от разлуки с родиной, все произведение - это воспоминание о России. По настро­ению оно отличается от первого, оно совсем другое: чувствуется внутренняя боль, душевный надрыв.

Стихи пишутся сердцем. Как же сердце поэта «высказало» себя в этом стихотворении?

Ребята говорят о необычном названии. Высказывается предположение, что поэт использует указательное наречие туда
не случайно. Можно было бы назвать стихотворение «Уйти в Россию», но Россия понятие более конкретное.

Поэт мечтает, поэтому и использует наречие туда, оно выполняет особую роль, становится емким по содержанию:
для поэта оно вмещает все: это и родина, и молодость, и счастье...

А как же раскрывается содержание этого короткого слова туда?

Прошу ребят подсчитать количество слов в стихотворении и количество имен существительных в нем. Оказывается, на 89 слов приходится 31 имя существитель­ное. Почему? Думаем вместе и делаем
открытие: имена существительные опреде­ляют тот предметный мир, который встает в мечтах, живет в душе поэта. А мир этот действительно живой: бьются струи, взошел подснежник, валежник
пропел стихом. Отмечаем, что в стихотво­рении названы явно не поэтические предметы: валежник, муха, но это тоже частичка воспоминаний о России, о прошлом и, значит, дорого поэту.

С родиной связано все самое высокое, святое - отмечаем слова высокого, поэтического звучания: вспев святой, божья риза, дивующийся слух, злато, брег, былинная быль.

Усиливают эмоциональность произведе­ния и повторяющиеся слова первый, впервые. Многое уходит из памяти, но то, что было впервые, остается навсегда: первый поцелуй, первый подснежник, первый снег. А все первое было в России!

Любое стихотворение — это чувство, выраженное в мыслях. Как же организо­вано это стихотворение с точки зрения синтаксиса?

Первое предложение сложноподчинен­ное с придаточными места. Именно эти придаточные предсказаны главным «Уйти туда...». Емкое, эмоциональное туда раскрывается, одушевляется придаточными места. Использование несколь­ких однородных придаточных (некоторые даже выделены поэтом в самостоятель­ные предложения) замедляет движение мысли, подчеркивает их смысл, одновре­менно усиливая эмоциональность выска­зывания. Союзному слову где в прида­точной части соответствует указатель туда в главной части, и, хотя употреблено в ней только один раз, как бы возникает с каждым но повторяющимся где в каждом придаточ­ном предложении. А туда это - Россию.

Последние четыре строки - это итог. вывод. Поэт снова возвращается к глаголу уйти, который повторяется трижды, как заклинание. Стихотворение как в кольце из слов: уйти туда... уйти туда... хотя мечтой.

Мы еще раз убедилась, что сложнопод­чиненные предложения шесте с другими средствами языка помогают художнику более точно, полно, эмоционально выра­зить его чувства, мысли, его сердце...

Урок закончился, а мы долго еще остаемся под впечатлением строк Баль­монта.

Можно спорить о том. как проводить такие уроки, какой материал подбирать для работы, но то, что такие уроки нужны, это бесспорно. На таких уроках ученики понимают, что русский язык — это не только свод правил правописания, а величайшее наше сокро­вище, которым и они могут научиться владеть.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Мухортова Римма Владимировна

Дата: 03.01.2016

Номер свидетельства: 271900


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства