Просмотр содержимого документа
«Как подготовить пятиклассника к выборочному изложению»
Выборочное изложение по рассказу В. Распутина
«Уроки французского»
На середине – план (его можно закрыть до начала работы с ним);
Справа – трудные слова из текста с подчеркнутыми орфограммами.
Распутин Валентин Григорьевич Чтение текста учителем (у каждого ученика распечатанный текст лежит на парте).
Основное в тексте.
- Каковы ваши первые впечатления от текста? - Что вам особенно понравилось и запомнилось? - Какова тема текста? - О чем он? (О жизненных испытаниях, выпавших на долю одиннадцатилетнего мальчика).
- Какими словами выражена основная мысль? («Так, в одиннадцать лет, началась моя самостоятельная жизнь»). Подчеркните это предложение и на полях напишите ОМ. – А вы сталкивались когда-нибудь с такими трудностями? - Смогли бы вы также достойно вести себя в ситуации, в которую попал главный герой? – Какие черты характера мальчика проявились в данном тексте?
- Какой заголовок можно придумать к этому отрывку? (Начало самостоятельной жизни, самостоятельный путь, взрослая жизнь и др.)
2. Структура текста
- На сколько частей можно разделить текст? О чем идет речь в каждой из них? Пронумеруйте части. (Учитель производит графическое оформление текста под документ-камерой, эта работа проецируется на экран, глядя на который, ученики дополняют свои записи).
- Определите тип речи (повествование).
- Найдите композиционные части (экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию, развязку).
- Подпишите сокращенно на полях части композиции.
- Подчеркните опорные слова. Все, что связано с мальчиком, подчеркнем красным, с другими героями – синим.
- Посмотрите на графическое оформление текста, как в нем отражено противопоставление мальчика другим героям (маме, шоферу, хозяйке дома, ее детям)? - Почему о мальчике сказано больше? ( Он встречается с разными житейскими трудностями, достойно преодолевает их. Мы следим за его состоянием, переживаниями, сочувствуем ему и гордимся им).
3. Языковые особенности текста.
- В каком стиле написан текст? (В художественном).
– Назовите основные языковые средства, относящиеся к опорным словам в микротемах. Подчеркните их волнистой линией. – Подберите к ним синонимы на случай замены в своем тексте.
- Повествование ведется от первого лица. Главный герой родился и прожил всю свою жизнь в деревне. При помощи какой лексики автор показывает нам это? (При помощи просторечных слов). Приведите примеры таких слов. Выпишите их для дальнейшего использования в тексте изложения. Подберите стилистически-нейтральные синонимы. (неказистая - маленькая, шпарил - говорил, наваливалась (тоска) – находила, набивала – накладывала, хватишься – увидишь, обнаружишь, потаскивал – воровал, мыкалась – мучилась, околачивался – бродил рядом, вокруг, пошвыркать – глотнуть, гольный (кипяток) – пустой, дотягивал – доживал, дожидался, харч – еда.)
- Речь главного героя яркая и выразительная благодаря устойчивым словосочетаниям, фразеологизмам. Найдите их в тексте. (Наедался до отвала, подсаживал зубы на полку, развести посадки в животе).
– Как грамматически выражен основной смысл содержания? (С помощью существительных для называния героев и глаголов прошедшего времени для обозначения их действий. Структура простых предложений часто похожа: вначале – подлежащее, затем – сказуемое и другие члены предложения.)
- Что это дает для понимания текста? (Он понятен по смыслу и по построению).
4. Извлечение материала и составление плана.
- Вам предстоит написать выборочное изложение, то есть извлечь из всего текста только материал о мальчике. Просмотрите те слова и выражения, которые подчеркнуты красным, и в парах составьте план вашего будущего изложения. Помните о том, что порядок частей в вашем тексте может отличаться от исходного.
ПЛАН
Я пошел в пятый класс в сорок восьмом году
Началась моя самостоятельная жизнь
Учился я хорошо
Я еще не понимал, какие испытания ждут меня.
А) сложности с французским
Б) тоска по дому
В) кража моих скудных запасов еды
Г) голод
- Подумайте, как связать отдельные высказывания. Перескажите текст устно по плану, используя средства связи между предложениями. (Выслушиваются пересказы нескольких учеников, делаются замечания, вносятся изменения).
- Как после анализа и составления плана выборочного изложения изменилось ваше впечатление от текста?
VI. Выявление орфографических и пунктуационных трудностей.
(Сорок восьмой, райцентр, по-французски, невыученный урок, недоедал, полуторка, околачивался, девчонка, кого-то, что-то, неподалеку, грамотей, наперекор, ненадобность, бессильно и др.)
- Обратите внимание на конструкции сложных предложений, на предложения с однородными членами.