kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя?» (эпистолярный жанр как средство общения)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Это презентация к уроку «Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя?» (Эпистолярный жанр).

В уроке используются  личные письма А.С.Пушкина к Наталье Гончаровой, Виктора Гюго к Жюльетте Друэ,  Иоганна Вольфганга Гете к Христине Вульпиус, Стендаля к М.Дембовской. Творческая работа ведется в группах, по ходу урока ученики выполняют задания по орфографии, пунктуации.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя?» (эпистолярный жанр как средство общения) »






Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №8









Урок русского языка по теме:

«Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя?»

(эпистолярный жанр как средство общения)











Работа выполнена учителем

русского языка и литературы

Романовой В.Н.

(учитель высшей квалификационной категории

МОУ СОШ №8 г. Миллерово Ростовской области)





2012-2013 учебный год


Цели и залачи урока:

- познакомить учащихся с историей любви известных поэтов и писателей;

- закрепить представление учащихся об эпистолярном жанре;

- расширить рамки работы по развитию речи дополнительным жанром сочинения;

- сконцентрировать внимание школьников на ценностях родного языка;

- пробудить учащихся к переписке, к желанию общения посредством письма.


ЭПИГРАФ: Все начинается с любви…

Твердят:

«В начале было слово…»

А я провозглашаю снова:

Все начинается

с любви!..

Р.Рождественский.


Ход урока:


  1. Организационный момент. Ученики делятся на несколько рабочих групп (команд). В процессе урока они будут получать карточки с заданием. Карточки с одним текстом можно выдавать двум командам.


I I. Мобилизующий этап.

  1. Учитель: Достаньте, пожалуйста, свои мобильные телефоны и напишите смс сообщение, которое бы вы отправили своей девушке или парню, находящимся далеко от вас и отсутствием которого вы расстроены.


  1. Ученики пишут смс сообщения и желающие могут их зачитать.

Учитель: А теперь посмотрите на экран. На экране появляется слайд со словами: «…в мыслях у меня только ты один, и потому всякая радость для меня только вполовину, когда тебя нет рядом».


  1. Назовите те существенные различия, которые вы обнаружили между фразами на экране и вашими. (Время, слог, содержание…).

  2. Учитель: А какая запись вам больше нравится: ваша или та, что на экране?

  3. Ответы

  4. Учитель: Как вы думаете, о чем пойдет сегодня речь у нас на уроке?

Попробуйте сформулировать тему нашего урока.

Запишите тему урока в тетрадь : «Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя?» (Эпистолярный жанр как средство общения). Для формулировки темы я взяла слова Ф.Тютчева.


III. Целеполагание.

Теперь давайте наметим себе цели для работы на уроке.


IV. Введение в тему.

Cловарная работа.

Эпистолярный жанр

Словом «эпистолярный» мы обязаны грекам. Эпистолярное произведение – это литературный жанр, выполненный в форме письма. Через послание к какому-либо лицу автор излагает свои взгляды и мысли.


V. Момент осознания учениками недостаточности имеющихся знаний

Учитель: Прочитайте, пожалуйста, эпиграф к уроку. Как вы думаете, почему строки из стихотворения Р. Рождественского сегодня взяты в качестве эпиграфа?

Сегодня мы поговорим о письмах, которые предназначались любимым. Эти письма дошли до нас из глубины веков, приоткрыли завесу тайны отношений между людьми, которые оставили в истории свой след.

Воспитанные люди не читают чужих писем, но это особенные послания: они являют собой произведения искусства слова. Благодаря им, мы становимся чище, добрей, благородней, образованней.

Истоки эпистолярного жанра уходят еще в древнюю литературу – как составной элемент многих повестей.

В литературе ΧVIII-ΧIΧ в. эпистолярные произведения становятся распространенной формой выражения главной мысли, идеи, взглядов автора.

К сожалению, в наш стремительный век люди разучились писать друг другу письма. В лучшем случае мы можем рассчитывать на СМС. А были времена, когда единственным средством общения между людьми на расстоянии были письма: короткие и длинные, добрые и злые, умные и пустые, которые выражали душу их автора или раскрывали тайну пустой души.

VI. Закрепление нового материала

Подготовленные ученики.

Ученик №1:

Сенека и Спиноза, Гете и Гейне, Грозный, Карамзин, Тургенев, Пушкин, Блок, Чехов…Все эти люди писали принципиально разные письма: друзьям, знакомым, любимым. Одни изначально предназначались для публики, другие – для одного единственного лица. Но, как подметил Тынянов, Достоевский к своим письмам «относился как к литературным произведениям». А литератор М.Н.Муравьев считал, что «переписка…это история сердца,

чувствований, заблуждений», роман, в котором авторы были действующими лицами.


Ученик №2:

Если бы, подобно Библиотеке всемирной литературы, издать Библиотеку литературы эпистолярной, история человеческого духа предстала б во всем своем величии. Свидетелями каких страстей стали б мы! Каких трагедий и каких триумфов! Какой преданности идеалам! Какой любви!


Ученикам раздаются карточки с отрывками из писем. (Приложение)


1. Блок «А» Письмо №1:« У меня два дня рождения, оба в феврале. В первый раз, появившись на свет двадцать восьмого февраля 1802 года, я был в руках моей матери, во второй раз я возродился в твоих объятьях, благодаря твоей любви, шестнадцатого февраля 1833 года. Первое рождение дало мне жизнь, второе дало мне страсть».


Письмо №2: «…мой Виктор… Я вижу тебя во всем прекрасном, что меня окружает.…Но ты еще совершеннее …Ты не просто солнечный спектр с семью яркими лучами, ты само солнце, которое освещает, греет и возрождает жизнь».


Письмо №3: «Обожаемый мой, не знаю, где я буду в этот день в следующем году, но я счастлива и горда выразить тебе мою признательность лишь этими словами: Я люблю тебя».

В каждую команду выдается по одной карточке.


VII. Задание: 1) Прочитайте выразительно данный отрывок из письма.

2) О чем свидетельствует данный текст?

3) Какой тип речи используется в речи?

Ответы:

Учитель:

Как вы думаете, кому предназначались эти письма? Назовите имена этих влюбленных.

Историческая справка. (Два подготовленных ученика рассказывают историю любви В. Гюго и Ж. Друэ.)


Ученик 3:

Гюго, как ему казалось, был счастливым семьянином, отцом пятерых детей. Но многие годы он жил, не зная, что такое любовь, пока не встретил ее…Жюльетту Друэ. Эта встреча, перевернувшая всю жизнь Виктора Гюго, состоялась, когда он был уже известным литератором, автором романа «Собор Парижской Богоматери».

Жюльетта – актриса одного из парижских театров – покорила писателя нежностью и красотой. Гюго сразу понял, что встретил свою мечту. Он влюбился в ее улыбку. Когда Жюльетта смеялась, то превращалась в ребенка. И в такие моменты она была сама невинность и чистота. В плену этой улыбки оказался Гюго.


Ученик 4:

Союз Виктора Гюго и Жюльетты скрепила тридцатилетняя переписка. Более пятнадцати тысяч писем и посланий отправили они друг другу. Писатель боготворил свою музу. Рядом с Жюльеттой он нашел успокоение, а она ради него покинула театральную сцену, отказалась от светской жизни, превратилась в тень гениального писателя. Летом Гюго соблюдает правила семейного этикета и, как обычно, отдыхает с семьей в провинции. Но

Жюльетта рядом, в нескольких километрах. Любовники продолжают встречаться вдали от всех, старый каштан служит им почтовым ящиком. Эти нежные письма компенсировали их нечастые свидания.


Ученик 3:

Жюльетта была не просто возлюбленной, но и другом, помощницей Гюго. Она разделила все неудачи и триумфы писателя. Ей исполнилось семьдесят пять лет, и они почти не расставались и сохранили старую привычку писать друг другу. Ее последнее письмо было посвящено Виктору Гюго.


Ученик 4: В возрасте семидесяти пяти лет она скончалась. А через несколько лет умер и Виктор Гюго, в день именин своей возлюбленной, Жюльетты Друэ. Хочется верить, что их души соединились на небесах.

На доске открывается первая запись: В. Гюго и. Ж.Друэ.


VIII. Карточка блока «Б" Всем командам выдаются обе карточки.


Письмо №4: «Ах, милочка моя! Нет ничего лучше, чем быть вместе! Храни меня в твоем сердце, дитя мое!»


Письмо №5: «…в мыслях у меня только ты один, и потому всякая радость для меня только вполовину, когда тебя нет рядом».


Задание: 1) Прочитайте выразительно данный отрывок из письма.

2) О чем свидетельствует данный текст?

3) Объясните знаки препинания в 4 тексте.


Ответы:

Учитель:

Вряд ли кто из вас назовет имена этих влюбленных. Послушаем историческую справку. (Ученики рассказывают о В.Гете и К. Вульпиус.)


Ученик 5:

Юный Гете воспитывался в семье, где царили покой и нежность. Чувства отца – имперского советника – и матери всегда были для него предметом особого восхищения и умиления. С детства он мечтал о настоящей любви.

Сердце, сердце, что случилось,

Что смутило жизнь твою?

Жизнью новой ты забилось,

Я тебя не узнаю…

Беспредельной, мощной силой

Этой юной красоты,

Этой женственностью милой

Пленено до гроба ты…


Ученик 6:

Кристиане Вульпиус было двадцать три года, когда они встретились. Писатель особо ценил ее умение быть счастливой.

В те далекие времена, когда весточку в разлуке мог доставить только почтовый голубь на лапке, перелетающий из одного княжества в другое, у окна Кристиана терпеливо ждала послания.…Через несколько недель Гете

получал ответ. Сила чувств не отпускала Гете, даже когда он был далеко от возлюбленной. Гете обожал Кристиану и каждый день в разлуке писал ей письма.

Душа в огне, нет силы боле,

Скорей в седло и на простор!..

Уж вечер плыл, лаская поле,

Висела ночь у края гор…


Открывается вторая запись на доске: В.Гете и К. Вульпиус


IX. Карточки блока «В». Всем командам выдаются оба текста.


Письмо №6: «Любовь – это почти всегда могущественная иллюзия, волшебное зеркало! Счастлив тот, кто умеет подчинять и направлять чувства любви, кто никогда не покоряется ее внушениям…В большинстве случаев любовь – источник несчастья».


Письмо №7 «Прощайте, сударыня, будьте счастливы; мне кажется, что для вас это возможно только тогда, когда вы любите. Будьте же счастливы, даже любя другого, а не меня».


Задание: 1) Прочитайте выразительно данный отрывок из письма.

2) О чем свидетельствует данный текст?

3) Какая тональность этих писем?


Ответы:

Учитель:

Можете вы назвать имя человека, которому любимая так и не ответила взаимностью?


Историческая справка. (Ученик рассказывает о О. Стендале и М. Дембовской).


Ученик 7:

Чтобы любить, надо уметь восхищаться. В 1818 году в жизнь Стендаля вошла великая любовь к Матильде Дембовской. Что же так привлекло Стендаля в этой женщине? Загадка. Матильда не любила его, и его неразделенная любовь к ней была сильнейшим счастьем и одновременно несчастьем его жизни. О чем свидетельствуют его письма? «Будьте счастливы, даже любя другого, а не меня». Какое благородство! Какая любовь!


Открывается третья запись: О. Стендаль и М.Дембовская


X. Карточки блока «С». (Письма №8-12) Каждой команде выдается по одной карточке с письмами №8 и №9 или №10 по одной.

Карточки блока «С» читать поочередно.


Карточка №1.

Письмо №8: «…первый раз в жизни я был робок, а робость в человеке моих лет никак не может понравиться молодой девушке в возрасте вашей дочери. Только привычка и длительная близость могли бы помочь мне заслужить расположение вашей дочери; я могу надеяться возбудить со временем ее привязанность, но ничем не могу ей понравиться: если она согласится отдать мне свою руку, я увижу в этом лишь доказательство спокойного безразличия ее сердца»


Задание:


1.Прочитайте выразительно письмо. 2.О чем свидетельствует данный текст?

3.Что вы можете сказать об авторе данного письма? Что об избраннице?

4. Выпишите из текста все местоимения, определите разряд.


Ответы.


Учитель:

Верно, это письмо свидетельствует о большой любви человека, который на тот момент уже имел жизненный и духовный опыт. Он влюбился в юную красавицу, которая была почти вдвое младше него и пока не отвечала взаимностью. Он это понимал, но принимал, потому что любил. Единственное, что давало ему шанс: девушка была бесприданницей.


Карточка №2,

Письмо №9: «Если ваша матушка решила расторгнуть нашу помолвку, а вы решили повиноваться ей, - я подпишусь под всеми предлогами, какие ей угодно будет выставить, даже если они будут так же основательны, как сцена, устроенная ею мне вчера, и как оскорбления, которыми ей угодно меня осыпать. Быть может, она права, а неправ был я, на мгновение поверив, что счастье создано для меня. Во всяком случае вы совершенно свободны;

что же касается меня, то заверяю вас честным словом, что буду принадлежать только вам, или никогда не женюсь»

Задание:

1) Прочитайте выразительно текст.

2) О чем свидетельствует это письмо?

3) Каковы интонации данного текста?

Выпишите из текста все местоимения, определите разряд.

.

Ответы:


Учитель:

Из письма мы понимаем, что наш герой в отчаянии. Но никаких упреков и высокопарных слов. Благородство, воля, любовь, которая не навязывается, но и не самоустраняется. И мудрость: женщина вознесена, но и поставлена на место.


Ученик 8:

Девушка была юна, проста. Расставшись с ней, он писал ей письма, приучая к себе, стараясь понравиться. Письма коротки. В них – внимание, остроумные подробности его жизни, веселые сплетни о знакомых. О любви говорится мало, но как говорит он о любви: «Целую кончики ваших крыльев…» О своем чувстве он говорит, не раздражая ее какими-то претензиями и не унижая себя.


Карточка №3,

Письмо №10: « Прекрасные дамы просят меня показать ваш портрет и не могут простить мне, что его у меня нет. Я утешаюсь тем, что часами простаиваю перед белокурой мадонной, похожей на вас как две капли воды; я бы купил ее, если бы она не стоила 40 000 рублей».

Задание:

1) Выразительно прочитать.

  1. Что можно сказать об авторе?

  2. Предложите, какой была реакция девушки, получившей это письмо?

Выпишите все местоимения, определите разряд.


Ученик 9:

Сколько терпения, благородства и надежды, на то, что со временем ему улыбнется счастье в лице белокурой красавицы.


Учитель:

Слово! Оно способно убить и воскресить, подарить и отнять надежду, разлучить и воссоединить…

С помощью слова наш герой пробудил в душе своей избранницы добрые чувства к себе. Не обременяя возлюбленную ни своими страданиями, ни сомнениями, ни тяжестью страсти, он получил шанс на взаимность. Только приятные ощущения вызывали у нее письма и образ самого героя. Переписка помогла преодолеть тот эмоциональный барьер, который существовал в начале их знакомства.


Ученик 10:

Они поженились. Муж осторожно и настойчиво воспитывал из девушки женщину, которая умела бы его понимать. Его обращение с ней неизменно заботливо, внимательно, но и снисходительно, как старшего с младшим. Он входит во все обстоятельства ее жизни, советует, подсказывает, где грань опасности.


Карточка №4. Выдается всем командам.


Письмо №11: «Ты, кажется, не путем искокетничалась. Смотри: не даром кокетство не в моде и почитается признаком дурного тона. Я не ревнив, да и знаю, что ты во все тяжкие не пустишься; но ты знаешь, как я не люблю все, что пахнет московской барышнею, все, что не comme il faut, все, что vulgar… Если при моем возвращении я найду, что твой милый, простой, аристократический тон изменился, разведусь, вот те Христос, и пойду в солдаты с горя».


Задание:

  1. Прочитать выразительно.

  2. Какие интонации в голосе автора вы слышите?


Ответы:


Учитель:

Для него не было открытием, что он любил больше, чем его, но был терпеливым и избегал занудства, старался ни в коем случае не отдаваться во власть эмоций и впадать в зависимость от того, кого любишь, ибо тот, кто не знает любви, не простит и слабости.


Ученик 11:

Как ему это удавалось? Если бы до нас не дошли бесценные произведения искусства – письма, многое в отношениях этой пары осталось бы для потомков за семью печатями.


Ученик 12:

Года через 2 после свадьбы тон писем нашего героя изменился. Теперь письма серьезней, доверительней, все более на равных, видимо она восприняла уроки. И, самое главное, теперь она его ревнует, и он отвечает на ее упреки.


Карточка №5 Выдается всем командам.


Письмо №12: «Получил я, ангел кротости и красоты! письмо твое, где изволишь ты, закусив поводья, лягаться милыми и стройными копытцами…Надеюсь, что теперь ты устала и присмирела. Жду от тебя писем порядочных, где бы я слышал тебя и твой голос – а не брань, мною вовсе не заслуженную, ибо я веду себя как красная девица».


Задание:

  1. Прочитайте выразительно текст.

  2. Как вы думаете, обиделась жена на мужа, получив это письмо?

  3. Какое чувство она испытала?

  4. Какие изобразительно-выразительные средства вы выписали в тетрадь?


Ученик:

В письмах, конечно, только часть их отношений. Но приведенные примеры демонстрируют нам, как важно в общении выбирать слова, способные растопить лед или остудить пламя. Могла ли она устоять, если жизнь ее была наполнена любовью, если для него она была ангелом,царицей»…будь молода, потому что ты молода – и царствуй, потому что ты прекрасна».


Учитель:

Любви нельзя требовать. Ее можно пытаться вызвать, укрепить, уберечь. Это очень трудно, но можно. Наш герой в безнадежной для себя ситуации сумел зажечь в холодном сердце искру приязни, удержать ее, превратить в любовь, в тепло семейного очага. И слова ему тут очень помогли.

Пришло время назвать имена этой таинственной пары. Ваши предложения…



На доске открывается 4-ая запись: А. Пушкин и Н. Гончарова



XI. Рефлексия


Ведущие №1 и №2:

  1. Согласны вы с тем, что и в наше время есть необходимость в письмах?

  2. Почему, на ваш взгляд, эпистолярный жанр изживает себя?

  3. В чем преимущество письма перед телефонным звонком?

  4. Легко ли писать письма?

  5. Можно ли провести знак равенства между почтовыми и Интернет письмами?

  6. Что будет, если письма в конвертах совсем прекратят свое существование?

  7. Правы ли мы, что читаем сегодня чужие письма?


Учитель:

Любовь является тайной двух сердец. И эта тайна велика. Она живет в письмах к невестам, женам. Читая письма выдающихся людей к невестам, испытываешь особое волнение, потому что нам известно то, что было им неведомо, когда они писали. Нам известно, что будет потом и с ними, и с их любимыми. Не ради праздного любопытства мы читаем дошедшие до нас

письма. По ним мы учимся любить, ценить дружбу, узнаем историю, знакомимся с жизнью замечательных людей…


Итог урока: Что нового для себя вы узнали на нашем уроке? Какой сделали вывод?


Д/з: Напишите письмо своему другу, подруге, родителям, своему сверстнику через 50 лет.… Подумайте, что вы хотели бы рассказать, чем поделиться, о чем посоветоваться и т. д.






Приложение №1

Письмо №1:« У меня два дня рождения, оба в феврале. В первый раз, появившись на свет двадцать восьмого февраля 1802 года, я был в руках моей матери, во второй раз я возродился в твоих объятьях, благодаря твоей любви, шестнадцатого февраля 1833 года. Первое рождение дало мне жизнь, второе дало мне страсть».

Письмо №2: «…мой Виктор… Я вижу тебя во всем прекрасном, что меня окружает.…Но ты еще совершеннее …Ты не просто солнечный спектр с семью яркими лучами, ты само солнце, которое освещает, греет и возрождает жизнь».


Письмо №3: «Обожаемый мой, не знаю, где я буду в этот день в следующем году, но я счастлива и горда выразить тебе мою признательность лишь этими словами: Я люблю тебя».

Письмо №4: «Ах, милочка моя! Нет ничего лучше, чем быть вместе! Храни меня в твоем сердце, дитя мое!»


Письмо №5: «…в мыслях у меня только ты один, и потому всякая радость для меня только вполовину, когда тебя нет рядом».


Письмо №6: «Любовь – это почти всегда могущественная иллюзия, волшебное зеркало! Счастлив тот, кто умеет подчинять и направлять чувства любви, кто никогда не покоряется ее внушениям…В большинстве случаев любовь – источник несчастья».


Письмо №7 «Прощайте, сударыня, будьте счастливы; мне кажется, что для вас это возможно только тогда, когда вы любите. Будьте же счастливы, даже любя другого, а не меня».


Письмо №8: «…первый раз в жизни я был робок, а робость в человеке моих лет никак не может понравиться молодой девушке в возрасте вашей дочери. Только привычка и длительная близость могли бы помочь мне заслужить расположение вашей дочери; я могу надеяться возбудить со временем ее привязанность, но ничем не могу ей понравиться: если она согласится отдать мне свою руку, я увижу в этом лишь доказательство спокойного безразличия ее сердца»


Письмо №9: «Если ваша матушка решила расторгнуть нашу помолвку, а вы решили повиноваться ей, - я подпишусь под всеми предлогами, какие ей угодно будет выставить, даже если они будут так же основательны, как сцена, устроенная ею мне вчера, и как оскорбления, которыми ей угодно меня осыпать. Быть может, она права, а неправ был я, на мгновение поверив, что счастье создано для меня. Во всяком случае вы совершенно свободны;

что же касается меня, то заверяю вас честным словом, что буду принадлежать только вам, или никогда не женюсь»


Письмо №10: « Прекрасные дамы просят меня показать ваш портрет и не могут простить мне, что его у меня нет. Я утешаюсь тем, что часами простаиваю перед белокурой мадонной, похожей на вас как две капли воды; я бы купил ее, если бы она не стоила 40 000 рублей».



Письмо №11: «Ты, кажется, не путем искокетничалась. Смотри: не даром кокетство не в моде и почитается признаком дурного тона. Я не ревнив, да и знаю, что ты во все тяжкие не пустишься; но ты знаешь, как я не люблю все, что пахнет московской барышнею, все, что не comme il faut, все, что vulgar… Если при моем возвращении я найду, что твой милый, простой, аристократический тон изменился, разведусь, вот те Христос, и пойду в солдаты с горя».


Письмо №12: «Получил я, ангел кротости и красоты! письмо твое, где изволишь ты, закусив поводья, лягаться милыми и стройными копытцами…Надеюсь, что теперь ты устала и присмирела. Жду от тебя писем порядочных, где бы я слышал тебя и твой голос – а не брань, мною вовсе не заслуженную, ибо я веду себя как красная девица».





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Автор: Романова Валентина Николаевна

Дата: 09.03.2015

Номер свидетельства: 183724


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства