kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

К.Г.Паустовский "Стальное колечко"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Это урок-размышление, который формирует собственное суждение, развивает умение анализировать,обобщать. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«К.Г.Паустовский "Стальное колечко"»









ОТКРЫТЫЙ УРОК

ЧТЕНИЕ В 6 КЛАССЕ

ПО ТЕМЕ :"ЧТО ЗНАЧИТ БЫТЬ СЧАСТЛИВЫМ?"

(К.Г.Паустовский «Стальное колечко»)



















Автор-составитель: Арутюнян Г.Г.

учитель -дефектолог

15.02.2022

Урок-путешествие

Тема урока: Что значит быть счастливым?

( на основе литературной сказки К.Г.Паустовского «Стальное колечко»)

Оборудование: презентация, иллюстрации,

всё для творчества: листы ватмана, фломастеры, клей,

декорации, костюмы для театрализованной постановки

Тип урока: урок-путешествие.

Цель урока: 1. привить чувство любви к родине.

2.рассказать о секретах счастья

3. помочь учащимся найти свой путь к счастью

Задачи урока:

1.Образовательные

-создать условия для формирования активной читательской позиции, которая помогает увидеть внутренний мир героя;

-формировать собственное суждение и высказывания по теме;

-раскрыть нравственный смысл произведения;

-обогащать словарный запас.

2.Развивающие

-развивать умения самостоятельно работать с книгой, со словарными статьями, научно-популярными статьями, свободно ориентироваться в прочитанном тексте и пользоваться выборочным чтением для подтверждения своих суждений;

-развивать устную речь учащихся, умения слушать ;

-развивать образное и логическое мышление, умение анализировать, обобщать, сопоставлять;

-способствовать развитию творческих способностей детей.

3.Воспитательные

-показать через образ Вари положительную героиню, любящую свою родину и людей, способную прийти на помощь и помочь, воспитывать любовь к Родине, желание и умение совершать добрые поступки; общаться через работу в паре, группе.



Планируемые результаты:

Личностные универсальные учебные действия:

– интерес к миру чувств и мыслей Варюши;

– основы эмоционального сопереживания прочитанному художественному произведению;

– эмоциональное отношение к чертам характера и поступкам Варюши;

– начальные понятия (основы) об ответственности человека о близких, о внимании, заботе, чувстве любви.

Регулятивные универсальные учебные действия-

-принимать учебную задачу, отбирать способы ее решения;

– оценивать результаты работы себя и своих одноклассников;

– видеть ошибку и исправлять ее с помощью взрослого.

Познавательные универсальные учебные действия

– отличать художественный текст от научного и научно-популярного;

– находить в тексте ответ на заданный вопрос;

– искать информацию, представлять найденную информацию.

Коммуникативные универсальные учебные действия

– проявлять устойчивый интерес к общению и групповой работе;

– участвовать в учебном диалоге;

– принимать участие в коллективном выполнении заданий.

Формы работы учащихся: коллективная, индивидуальная ,парная, групповая

Оборудование: проектор, интерактивная доска, компьютер, мультимедийная презентация, видеоотрывки из художественного фильма «Стальное колечко»; учебник; словари, сборники пословиц и поговорок, дидактический материал.

Ход урока.

ВНИМАНИЕ, ВНИМАНИЕ!

На станцию Переборы прибывает фирменный поезд «Счастье», который проследует до станции Тарусская, где жил и работал К.Г.Паустовский, чье имя присвоено нашему поезду.

(Ученики разбирают билетики и рассаживаются по вагонам). Их 4.

Дорогие ребята, сегодняшний наш урок мы проведём в необычной форме, в форме путешествия.

Представляю вам :

Нач. вокзала города Тарусы , где долгие годы жил автор - Варава И.М.

Нач. поезда – Арутюнян Г.Г.

Дежурная по вокзалу- Степанова Н.А.

Стрелочник- Шевчук Е.А.

Проводники- уч-ся 5-8 кл.

Пассажиры- ученики 6в кл.

Все занимают свои места в вагонах согласно купленным билетам.

Итак, начинаем… Ребята, накануне вы все прочитали и проанализировали сказку К.Г. Паустовского «Стальное колечко».



1.1945 год, станция Моховое

Текст (стр. 163 )

ЗИМА ВЫДАЛАСЬ СУРОВАЯ , СИЛЬНАЯ ВЕТРОМ И СНЕГОМ. ЗА ВСЮ ЗИМУ НИ РАЗУ НЕ ПОТЕПЛЕЛО И НЕ ЗАКАПАЛА С ТЕСОВЫХ КРЫШ СУЕТЛИВАЯ ТАЛАЯ ВОДА.

Хлопушка

Сцена №1 Дед Кузьма и Варя

Музыка- вьюга

Артисты: дед Кузьма - Паршин П,

Варя- Меркурьева С.

Света: -Что с тобой, дедушка? Кашляешь? Ты опять забыл выпить таблетки?

Паша: - Махорка вся вышла… Затянуться бы разок, другой- сразу бы полегчало…

Хлопушка

Сцена №2 – на платформе ст. Переборы

Стук колёс. Вокзал.

Текст (стр.163)

В ВОСКРЕСЕНЬЕ ВАРЮША ПОШЛА ЗА МАХОРКОЙ ДЛЯ ДЕДА В СОСЕДНЕЕ СЕЛО ПЕРЕБОРЫ. МИМО СЕЛА ПРОХОДИЛА ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА. ВАРЮША КУПИЛА МАХОРКИ, ЗАВЯЗАЛА ЕЕ И ПОЛОЖИЛА В СИТЦЕВЫЙ МЕШОЧЕК И ПОШЛА НА СТАНЦИЮ СМОТРЕТЬ НА ПОЕЗДА. В ПЕРЕБОРАХ ОНИ ОСТАНАВЛИВАЛИСЬ РЕДКО. ПОЧТИ ВСЕГДА ОНИ ПРОНОСИЛИСЬ МИМО С ЛЯЗГОМ И ГРОХОТОМ. ПАРОВОЗ С РАЗМАХУ НАЛЕТЕЛ НА СТАНЦИЮ. СНЕГ ЗАВЕРТЕЛСЯ И ЗАЛЕПИЛ ГЛАЗА.

Артисты: Варя-Меркурьева С.

Бойцы: Минин Д., Куликов В., Николаев Ан. )

Даня: -Скорый! Смотри, девчонка! Сдует тебя поездом. Улетишь под небеса

Влад: -Это что у тебя в мешочке? Не махорка?

Света: -Махорка

Влад:- Может продашь? Курить большая охота.

Света:- Нет! Дед Кузьма не разрешает продавать. Это ему от кашля.

Влад: -Эх ты, цветок-лепесток в валенках! Больно серьезная!

БОЕЦ ОБИЖЕННО УХОДИТ

Света :- Постой , боец, не уходи, на, возьми сколько надо, покури

Влад:- Вот за это спасибо! Ай-да Анютины глазки с косичками! Чем же мне тебя отблагодарить?

Боец достал из кармана маленькое стальное колечко , сдул с него крошки махорки и соли, потер о рукав шинели

Влад: -Носи на здоровье! Это колечко не простое, а волшебное! Гляди, как горит!

Света : -А отчего , дяденька, оно волшебное?

Влад: -А оттого, что ежели будешь носить его на среднем пальце- будет здоровье и тебе, и деду. А наденешь его на безымянный палец- будет тебе большущая радость. А захочешь мир посмотреть надень свое колечко на указательный палец!

Света :-Правда?

Антон: - А ты ему верь, верь. Он колдун. Слыхала такое слово?

Света : - Слыхала .

Антон:- Ну то-то. Он старый сапер. Его даже мина не брала

Света :- Спасибо.

ВНИМАНИЕ, ВНИМАНИЕ!

Наш фирменный поезд проследует по маршруту – Моховое- Переборы города Тарусса со всеми остановками.

1. «Проложи маршрут»

2. « Да-Нет-ка Вагонетка»

3. "Викторина от РЖД"

4. "Счастливая"

5. "Кольцевая"

Станция №1 "Проложи маршрут"»

на партах иллюстрации, восстановите сюжетную линию.

Станция №2 ДА ИЛИ НЕТ

(на столах ДА-НЕТ)

1. Дед Данил и Варюша жили в деревушке Моховое.

Дед Кузьма и Варюша жили в деревне Моховое

2. В субботу Варюша пошла за махоркой в соседнее село Переборы.

В воскресенье Варюша пошла за махоркой в соседнее село Переборы.

3. На платформе девочка встретила двух бойцов.

На платформе девочка встретила трех бойцов.

4. Боец попросил подарить ему махорки.

Боец попросил продать ему махорки.

5. Боец отсыпал в карман шинели добрую горсть махорки.

Боец отсыпал в карман шинели мешок махорки.

6. Боец надел Варюше на средний палец маленькое серебряное колечко.

Боец надел Варюше на средний палец маленькое стальное колечко



ОТВЕТЫ:

1. НЕТ, ДА

2. НЕТ, ДА

3. ДА, НЕТ

4. НЕТ, ДА

5. ДА, НЕТ

6. НЕТ, ДА

Станция №3 Викторина от РЖД

ВОПРОСЫ:

1.Где жили дед Кузьма и его внучка?

2.Почему Варюша отправилась в соседнее село?

3.Кого встретила девочка на платформе?

4.Какой подарок получила Варя от солдата?

5.Что случилось с Варюшей в лесу?

6.Почему девочка очень хотела отыскать колечко?

7.Кто такой Сидор?

8.Что изменилось в жизни дедушки и Вари к весне?

9.Где Варюша отыскала колечко?

10. Как вы думаете, почему девочка надела колечко на средний палец?

11.Почему к вечеру Варя надела колечко на другой палец?

12.Какую радость обнаружила Варя в лесу ранним утром?

13.Почему девочка не стала надевать колечко на указательный палец?

ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ ВИКТОРИНЫ ОТ РЖД

1.Деревушка Моховое

2.Купитьмахорку для деда Кузьмы

3.Двух бойцов

4.Стальное колечко.

5. Колечко упало в снег.

6.Не будет здоровья деду.

7.Старый воробей, живет в избе у деда.

8.Выздоровел.

9.Под еловой веткой.

10. Попросила здоровье деду.

11.Надела на безымянный палец и должна была случиться большая радость.

12.Пришла весна.

13.Нигде на белом свете не может быть так хорошо, как на Роди

Хлопушка

Сцена №3- « Счастливая»

Текст о весне (стр. 169 ) ВЕСНА РАЗГОРАЛАСЬ С КАЖДЫМ ДНЕМ ВСЕ ЯРЧЕ, ВСЕ ВЕСЕЛЕЙ. С КРЫШИ, ПЕРЕГОНЯЯ ДРУГ ДРУГА, ПАДАЛИ ДЛИННЫЕ КАПЛИ. ГОРЯЧИЙ СВЕТ БИЛ В ОКОНЦЕ. ВЕСНА ШЛА ПО ПОЛЯМ КАК МОЛОДАЯ ХОЗЯЙКА. ВЕСНА ШЛА, И ЗВОН РУЧЬУВ С КАЖДЫМ ЕЕ ШАГОМ СТАНОВИЛСЯ ВСЕ ГРОМЧЕ И ГРОМЧЕ.

Музыка –Весна-Танец

Артисты: Весна- Шатунова М.

Варя- Меркурьева С.

Веснянки- Лиза, Ангелина

Света- Кто же это прошел? Я даже не заметила..

ОНА НЕ ЗНАЛА, ЧТО МИМО НЕЕ ПРОШЛА ВЕСНА.

-Ура! Весна пришла!

Света- Смотри, дедушка, купила я тебе махорки!

Паша: Спасибо тебе, внученька! (обнимает внучку). Теперь я точно выздоровлю!

Станция №4«Счастливая»

Включаем свою фантазию!

На столах листы ватмана , и все необходимое для работы. Пририсуйте к Варе лучики и ответьте, какая она. Наделите вашу героиню яркими эпитетами.

Вопросы:

-Почему Варя хотела посмотреть поезда?(любознательная)

-Почему она просто так отдала бойцу махорку?( добрая, отзывчивая, щедрая)

-Почему она поверила бойцу, рассказавшему ей о стальном кольце?(доверчивая)

-Что сделала Варя, чтобы запомнить место, где потеряла колечко?( сообразительная)

ЗАЩИТА ПРОЕКТА.

(выступление учеников)

Я:Чего же хотел К.Г.Паустовский?- на доске

ОН ОЧЕНЬ ХОТЕЛ ВИДЕТЬ ЛЮДЕЙ СЧАСТЛИВЫМИ. ЦЕЛЬ ЕГО ТВОРЧЕСТВА – СДЕЛАТЬ ЛЮДЕЙ ЛУЧШЕ, ДОБРЕЕ, НАУЧИТЬ ИХ ЛЮБИТЬ ЖИЗНЬ, ПОНИМАТЬ КРАСОТУ ПРИРОДЫ.

О ком писал писатель?- на доске

В СВОИХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ОН РАССКАЗЫВАЛ О ЛЮДЯХ ДОБРЫХ И МУЖЕСТВЕННЫХ, ЛЮБЯЩИХ СВОЮ РОДИНУ И СПОСОБНЫХ РАДИ НЕЕ СОВЕРШИТЬ ГЕРОИЧЕСКИЙ ПОДВИГ

-Как вы понимаете фразу:

ВЕСНА (МАША) : «Нигде на белом свете не может быть так хорошо, как у нас в Моховом. Это же прелесть! Не зря ведь дед Кузьма говорит, что наша земля –истинный рай и нету другой ,такой хорошей земли на белом свете!»

Станция № 5. «Кольцевая"

Поговорим о кольце

Итак, боец подарил Варе стальное колечко

А знаете ли вы , почему люди носят кольца? Кольцо- это не только украшение, оно- источник силы. Круглые кольца служили талисманом.

Какое кольцо?- волшебное, круглое, золотое , стальное, обручальное( в знак верности и любви)

Что делает кольцо?- блестит, украшает, защищает, приносит счастье

Поставьте руку, называем каждый пальчик и соответствующее чудо, которое может произойти:

Большой-?

Указательный- увидишь мир

Средний- будет тебе здоровье

Безымянный- большая радость

Мизинец-?

Д/З Придумать, какое может случится чудо, если надеть колечко на большой палец или на мизинец

6. Притча о чаше жизни

Проведем небольшой опыт!

Перед вами – чаша.

Это не просто чаша, а представим себе, что это чаша вашей жизни. Как вы думаете, она полная или пустая?

-Пустая

Затем я наполняю доверху чашу шариками

-А теперь?

-Полная, -ответили вы.

-Неужели?

Тогда я достаю из мешочка разноцветные блестящие шарики и высыпаю их в чашу, и они туда поместились.

-А сейчас она полная?

-Теперь уж точно полная

-Неужели полная? Вы в этом уверены?

Тогда я достаю пакет с песком и высыпаю в чашу. Песок тут же заполнил все пустоты. И снова вопрос.

-Полна ли чаша?

-Теперь уж точно полная.

-Вы уверены в этом?

Тогда я наливаю в чашу 2 ст.воды

-И снова все поместилось

-Так что же все это значит?

-Итак , это чаша вашей жизни. Сначала мы поместили туда большие шарики. Они означают самые важные вещи в вашей жизни. Это любовь, семья, друзья, счастье, здоровье, мечта. Это все то, что действительно важно в жизни, это самое дорогое. Потом я наполнила чашу более мелкими , но блестящими штучками. Это все то, что привлекает человека, что манит к себе. Это дача, машина и не одна, хорошая работа, имущество, красивые вещи : золото, дорогие часы.

Затем я сверху посыпала всепоглощающим песком. Это самые примитивные желания. Их множество, но они мало что значат. Это поесть, попить, посидеть у телевизора или у компьютера .Это мелочи, на которые мы тратим больше времени. Вот так устроена наша жизнь.

-А если попробовать сделать все тоже самое, но в обратном порядке. Сначала песок, затем мелкие блестящие штучки , ну и уже в конце добавить самые важные вещи . Это любовь, семья, друзья, счастье, здоровье, мечта. Они просто не поместятся. Вот и люди совершают в жизни такие ошибки: сначала заполняют свою жизнь примитивными потребностями, а потом вспоминают о более важных вещах. Но потом уже будет поздно! Не тратьте себя попусту!!!

7. Цитаты о счастье

От Платона - Варава И.М., цитаты о счастье читают ученики

1. Надо верить в возможность счастья, чтобы быть счастливыми.

2.Величайшее в жизни счастье - это уверенность в том, что нас любят.

3.Мы не знаем, что будет завтра, наше дело- быть счастливыми сегодня.

4.Каждый кузнец своего счастья.

5.Здоровый нищий счастливее больного короля.

6. Самая большая радость в мире -это делать счастье для других.

7. Если одно- два слова могут сделать человека счастливым, так скажите ему, и он тоже станет счастливым!

8. Итог урока. Оценивание учеников.

9. Д/з Написать мини-сочинение на тему: « Какое оно, моё счастье?»




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
К.Г.Паустовский "Стальное колечко"

Автор: Арутюнян Гретта Гайковна

Дата: 06.02.2023

Номер свидетельства: 624954


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства