kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«К общечеловеческим идеалам через психоз ненависти» (По циклу «Донские рассказы» М. А. Шолохова)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок проводится перед перед изучением романа-эпопеи М.А. Шолохова "Тихий Дон".Актуальность урока заключается в том, что его материал способствует углублению интереса обучающихся к Донскому краю и его литературе, содействует нравственному и эстетическому развуитию личности школьника, совершенствованию интеллекта и творческих способностей учащихся. На уроке используются обучение в сотрудничестве, интерактивные формы обучения, методы исследовательского характера. Считаю,что данный урок- целостный, законченный и эффективныйметодическийинструмент, соответствующий требованиям, сформулированными перед современной школой.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««К общечеловеческим идеалам через психоз ненависти» (По циклу «Донские рассказы» М. А. Шолохова) »

Урок-исследование по литературе в 11 классе в форме деловой игры за круглым столом

«К общечеловеческим идеалам через психоз ненависти»

(По циклу «Донские рассказы» М. А. Шолохова)

Кияшова Галина Васильевна

МБОУ Фомино-Свечниковская СОШ

Урок проводится перед изучение романа-эпопеи М.А. Шолохова «Тихий Дон». Класс делится на две творческие группы: библиографы и литературоведы.

Время проведения- 1 час.

Оборудование: портрет М. А. Шолохова; выставка книг М. А, Шолохова и о М.А. Шолохове; выставка детских рисунков по творчеству М. А. Шолохова; выставка исследовательских работ учащихся по творчеству М. А. Шолохова;диапроектор.

Результативность: Владение обучающимися способностью читать «Донские рассказы» М. А. Шолохова «Глазами эпохи», осознавая внутреннюю взаимосвязь истории России и ее литературы; создание социально-психологической готовности учащихся к выполнению социальных и профессиональных ролей.

Цель урока:

1.От примитивного противопоставления «красных» «белым» вернуть современного читателя в лице старшеклассников к самому М.А. Шолохову, рассказавшему о первом послереволюционном десятилетии, как о трагическом времени перелома человеческого и национального бытия; помочь учащимся проникнуть в писательский мир великого летописца Дона, взаимодействовать с ним, взаимомыслить и взаимочувствовать, приобщаясь к эстетическим, нравственным, мировоззренческим ценностям, заключенным в шолоховском цикле «Донские рассказы».

2.Показать отражение великим русским писателем М.А. Шолоховым трагизма человеческого существования в годы революции и гражданской войны в художественном мире «Донских рассказов»; помочь старшеклассникам понять человека, прошедшего через психоз ненависти к общечеловеческим идеалам, на примере шолоховского донского цикла рассказов.

3.Создать такие условия на уроке, при которых ученики, опираясь на все совместные наработки, будут вести самостоятельный поиск, обосновывать свои действия, тем самым овладевать методами учебного исследования нравственно – эстетических ценностей шолоховских произведений, расширяя свой кругозор и убеждаясь в том, что забвение христианских заповедей в момент трагических сломов привычного жизненного уклада (революцией, войн) приводит к потере нравственности, к расчеловечению независимо от того, каких идеологических убеждений придерживается человек.

4.Продолжить работу по развитию у учащихся культуры читательского восприятия художественного текста, их образного мышления и речи.

5.Совершенствовать умение учащихся проводить филологический анализ и интерпретацию художественного произведения.

6.Через познание произведений М. А. Шолохова, через нравственно – эстетическое сопереживание помочь школьникам ориентироваться в изменяющемся мире, обогатив их духовно – нравственный опыт литературными образцами лучших черт менталитета народа своей малой Родины, способствовать пробуждению тяги к самосовершенствованию.

Учащиеся должны знать:

1.Основные факты жизни и творчества пути великого летописца Дона Михаила Александровича Шолохова;

2.Содержание, тему, авторский замысел шолоховских рассказов о Доне;

3.Изученные теоретико – литературные понятия.

Учащиеся должны уметь:

1. Связать содержание цикла «Донские рассказы» М. А. Шолохова с историей Дона в период революцией и гражданской войны;

2. Воспринимать и анализировать шолоховские рассказы о Доне, как художественный текст;

3. Давать характеристику героям цикла «Донские рассказы» М. А. Шолохова;

4. Характеризовать особенности сюжета, композиции, изобразительно – выразительных средств, лексики и другие особенности языка шолоховского донского цикла рассказов;

5. Выявлять авторскую позицию.

Дело прошлое, пущай нас Бог судит…

(М.А. Шолохов.)

Ход урока:

I часть. Актуализация урока.

Учитель: Из биографии великого летописца Дона Михаила Александровича Шолохова мы знаем, что 1925 год принёс ему особенный успех: в центральной печати появились у молодого прозаика рассказы о Доне. «Степным цветком в лазоревой степи» назвал их известный русский писатель А. Серафимович. Как назывались сборники этих рассказов?

Учащиеся: Первый сборник назывался «Донские рассказы», второй – «Лазоревая степь». А затем автор объединил их в один сборник « Лазоревая степь. Донские рассказы.» ( 1931г.)

II часть. Библиографы.

Учитель: Говоря о цикле «Донские рассказы», М.А. Шолохов вспоминал: «Тема была на глазах, тема для рассказов, очерков. Трагедийная эпоха была. Требовалось писать, больно много было интересного, что властно требовало отражений». Что же это было за историческое время России, которое Донской летописец назвал «трагедийной эпохой»? Давайте совершим экскурс в огненные 20 – ые прошлого столетия. Почему эти годы оказались тяжелым временем испытаний?

1 – ый учащийся: Начало XX века для донского казачества оказалось тяжёлым временем испытаний. Одним из первых документов, принятым партией большевиков, стал Декрет о земле. Этот закон имел для казаков большое значение, потому что не казачье население, имея земли в четыре раза меньше, чем казаки, требовало земельного передела и уравнения в правах. Казаки - исконные хозяева войсковой земли, поливавшие её потом и кровью, уступать не хотели. Но вскоре земельный декрет был перечёркнут другим – «Основным законом о социализации земли». Большинство казаков восприняли его как посягательство на их вековые интересы. Восстание охватило Нижний и Средний Дон. Атаманом был избран генерал П. Краснов. Казаков, примкнувших к П. Краснову, стали называть белыми. На Дон были двинуты отряды Красной армии. В ее ряды стали вступать иногородние, а также часть донских казаков, привлеченных лозунгами свободы и равенства. Их стали называть красными казаками. На Дону началась гражданская война, унесшая тысячи жизней.

Учитель: Откуда огромное знание того, о чем рассказывает молодой прозаик Михаил Шолохов?Это увиденное, услышанное или пережитое в годы гражданской войны донским писателем?

2 – ой учащийся:Михаил Шолохов знал, что такое гражданская война не понаслышке. С 1918 года по 1920 год семья Шолоховых находилась поочередно в станицах Еланской и Каргинской Верхнедонского округа. Подросток Миша «впитывал» происходящее событие (а голова хорошая, ум смелый и дерзкий, память отличная): бои, казни, нищета. Белые против красных, красные против белых, казаки против казаков же. Рассказы один страшнее другого… Один, Мигулинский, красивый, светло-русый парень не хотел становиться под пулю, умолял: «Не убивайте! Поимейте жалость! Трое детишков… дочка…» Какая там жалость! Подкованным сапогом в ухо – аш из другого цевкой кровь стрельнула. Подняли и поставили к яме… А парень этот, говорят, на германской четыре креста заслужил, полный георгиевский кавалер. А вот тихий голос соседа: «Люди хуже хищных зверей – не знают жалости ненависть ослепила».

Миша убегал в соседнюю комнату, накрывал голову подушкой, но услышанное и увиденное прочно застревало в мозгу, а воображение превращало его в развернутые живые картины со звучащими голосами, зеленым шумом, конским топотом, мольбами о пощаде, проклятиями.

Будущий писатель не только жадно вслушивался в рассказы бывалых казаков; он ходил смотреть возвращающихся с фронта, видел исхудалые обескровленные лица раненых бойцов, читал газеты, листовки, воззвания – и думал. Память фиксировала лица, имена, факты, выражение человеческих глаз, отражение на лицах радости, горя, страха, надежды, смертной муки.

3 – ий учащийся: В начале осени 1920 года в станице Каргинской махновцы захватили отряд чоновцев. Среди пленных оказался и пятнадцатилетний школьный учитель Михаил Шолохов. По дороге к Васильевке пленных начали расстреливать по одному, а потом оставшихся решили разом прикончить в неглубоком овражке. И тут с грохотом подлетела тачанка Нестора Махно.

- Кто такие? – строго спросил Махно. – А ты кто? Чей? Откуда? Сколько лет?

- Учитель я. А лет – пятнадцать, - ответил Шолохов.

- Интеллигент, значит? Юный коллега? – с усмешкой проговорил атаман. – Каретник! Садись на коня и сопроводи гражданина учителя к его мамке. Да живым! Пусть батьку Махно добрым словом вспоминает!

Конвоир подгонял «юного коллегу» плетью до самого дома. Смерть прошла мимо.

4 – ый учащийся: В первых месяцах 1922 года ситуация осложнилась. Казаки продолжали оказывать сопротивление налоговой политике. Вокруг поступали сообщения об утаивании хлеба, о срыве выполнения сдачи налогов и гибели налоговых инспекторов.

17 мая Михаил Шолохов приступает к исполнению обязанности продинспектора станицы Букановской. Можно предположить, что на этот шаг его толкнули сострадание и желание помочь гибнущим людям. Это подтверждает дошедший до нас документ «Доклад о ходе работы по станице Букановской от 17 мая с. г. по 16 июня»: «Теперь я могу с твердой уверенностью сказать, что в моей станице укрытого посева нет, а если и есть, в таком минимальном размере, что не поддается учету. Если же цифра обязательного посева на станице Букановской слишком резко расходится с настоящим фактическим посевом, то на это можно сказать одно: ст. Букановская по сравнению с остальными станицами округа в экономически материальном положении стоит самой последней. Семена на посев никем не получались, а прошлогодний урожай, как это нам известно, был выжженным: песчаные степи. В настоящее время смертность на почве голода по станице и хуторам, особенно пораженным прошлогодним недородом, доходит до колоссальных размеров. Ежедневно умирают тысячи людей. Съедены все коренья, и единственным предметом питания является трава и древесная кора. Вот та причина, из-за которой задание не сходится с цифрой фактического посева».

В такой обстановке юный продинспектор не мог оставаться равнодушным к тем казакам, которые сознательно и преднамеренно шли на обман, уклонялись от хлебосдачи. В той же станице Букановской у зажиточного казака он обнаружил фактически вдвое заниженную посевную площадь против заявленной ее владельцами в продналоговом реестре. Уличенный в обмане, казак пришел в ярость и занес над головой инспектора железный крюк. Мощный удар в челюсть несколько отрезвил казака, и он сменил форму борьбы: написал жалобу в окружное управление. Особым совещанием ревтрибунала «за преступление по должности» М.А. Шолохов был приговорен к расстрелу. Двое суток длилось ожидание смерти. Судьбе было угодно и на этот раз сохранить жизнь этого человека. 31 августа 1922 года Михаил Шолохов был отстранен от занимаемой должности, в которой прибывал три с половиной месяца.

Откуда черпал силы этот юный донской прозаик? Способен ли кто-нибудь после двух смертных приговоров сохранить присутствие духа, не утратить любви к жизни, чувства доброты и восхищения красотой мироздания? Он был способен.

М.А. Шолохов, будучи очевидцем и участником войны, видел, что она несет страшное зло в человеческий мир прежде всего потому, что необратимо калечит души. Насилие всегда оставляет кровавые слезы.

III часть. Литературоведы.

Учитель: В цикле « Донские рассказы» М.А.Шолохова нет еще большой истории, нет точного и подробного изложения всех происходящих событий. Да и не это интересует совсем молодого писателя. Его волнует утрата во время гражданской войны нравственных ориентиров в человеческой душе, потому что с выкорчеванной с кровью верой в Божьи заповеди идет разложение людских душ, начинается страшная братоубийственная война.

Всматриваясь в развороченную революцией жизнь, Михаил Шолохов пытается честно ответить на вопросы, которые поставила эпоха: «Что представляет собой человек в момент столкновения двух миров, что определяет его судьбу?»

Свое мнение по этим вопросам выскажут сейчас литературоведы.

Ответ учащихся-литературоведов:

1–ый учащийся: Писателю в Донском цикле удалось рассказать правду о противоречивом отношении казаков к революции. Он стремится раскрыть народные характеры в условиях жестокого быта, описать глубину переживаний и выявить самое важное – как люди ведут себя в поисках «правды жизни» во время гражданской войны.

Необыкновенно сильный, яростный накал обретает в цикле «Донские рассказы» конфликт поколений, когда сын во имя идеи шел против отца, хотя почитание старших, законопослушность были в крови донских казаков. Однако, автор рассказов не приводит своих героев только к прямой классовой борьбе друг с другом. Для него важнее показать внутренние противоречия людей. Ярким примером этому является рассказ «Продкомиссар», в котором отец (через чей образ писатель показывает глубину и живое чувство традиционного морального начала в сознании казачества) угрожает сыну расправой, а убивает отца сын – большевик.

Бодягин – младший чувствует явную неправоту своего выбора, смертную греховность его, просит прощения: « Не серчай, батя…» Однако не отказывается от казни. И это изуверство никак не может быть оправдано автором. Весь ужас совершившегося отцеубийства передается в движении испуганной лошади – излюбленном приеме у М. Шолохова: «Лошадь за ветряком рванулась назад, сани испуганно завиляли по ухабистой дороге, и долго еще кивала крашеная дуга, маяча поверх голубой пелены осевшего снега». Автор не лишает героя сознания вины, которая должна быть искуплена. В этом заключается смысл спасенного ребенка – сироты. У Бодягина вспыхивает подобие отцовского чувства и, как следствие этого, - жертвенность. Картиной жестокостей гражданской войны завершается такое повествование: Тесленко до крови иссек Бодягину руки, чтобы тот бросил ребенка. Но в Бодягине побеждает человек. Таким образом, не идеологические установки, а глубинные, скрытые процессы, происходящие в человеческом сердце, определяют судьбу и выбор героев. Это позволяет нам чувствовать пробивавшуюся поверх всяких барьеров струю нравственно очищающегося страдания, которому подвержены представители всех без исключения классов и прослоек, воюющих в гражданской войне.

2–ой учащийся: 19 – летний Михаил Шолохов – художник свидетельствует: обоюдная жестокость и ненависть приводит к обоюдной же трагедии. Выразительнейшей иллюстрацией этой мысли может служить, например, рассказ «Родинка». Гражданская война ставит лицом к лицу восемнадцатилетнего Николая Кошевого, который сумел почти без урона ликвидировать две банды и полгода водить эскадрон в бои и схватки не хуже любого старого командира, и его отца, «пропавшего в германскую войну», в последствии ставшего атаманом одной из банд на Дону. Интересно, что автор описывает не только трагедию Николки – сына, неузнанного собственным отцом и убитого им. М.А. Шолохов размышляет над трагедией атамана. Он в стычке с красными зарубил родного сына. Было в отце, когда он водил банду, ходил по бездорожью, что-то волчье. «На стременах привстает, степь глазами излапывает, версты считает до голубенькой каемки лесов, протянутой по ту сторону Дона.. Но вот пробудилось и в нем природное, человеческое:

«-Сынок!...Николушка!...Родной!...Кровинушка моя… Чернея, крикнул:

-Да скажи же хоть слово! Как же это, а?

Упал, заглядывая в меркнущие глаза; веки, кровью залитые, приподымая, тряс безвольное, податливое тело… Но накрепко закусил Николка посинелый кончик языка, Будто боялся проговориться о чем-то неизмеримо большом и важном.

К груди прижимая, поцеловал атаман стынущие руки сына и, стиснув зубами запотеневшую сталь маузера, выстрелил себе в рот…»

«О неизмеримо большом и высоком» пришлось задуматься даже озверевшему атаману. Ненависть, слепая, холодная, нерассуждающая, приводит к необратимым последствиям. М.А. Шолохов заглянул в темную душу и на дне ее увидел способность к воскрешению.

3–ий учащийся: Мне хочется прочитать стихотворение нашего земляка, поэта – барда Антона Алексеева «РОДИНКА», написанное к юбилею М.А. Шолохова.


От тысячи копыт земля гудит, дрожит,

И казачки летят на пулеметы.

Кто? За кого? Куда? Как дикая Орда!

И ты в такой момент не помнишь, кто ты



И лава слева, справа – тоже лава.

И шквал стальной навстречу. Вал свинца.

И ты уже совсем не хочешь славы.

Ты хочешь дорубиться до конца.



Когда тебя сюда, отца твоего – туда

Гражданская война пораскидала,

Смеялся до небес над этой шуткой бес.

Ему все было крови, крови мало!



И ты летел вперед, не зная, чья возьмет,

Как шашка врежет или пуля свиснет.

Представить ты не мог, что, сняв с тебя сапог,

Твой батька свою родинку отыщет.



Коня дрожащий круп. У Дона берег крут,

И ветер лижет травы у лица…

Солено-горький пот, в безумном крике рот…

Закончился казачий род отца…



И слева лава, справа – тоже лава.

И шквал стальной навстречу. Вал свинца.

Рубился ты совсем не ради славы.

Ты просто бился. Бился до конца.

4 –ый учащийся: А я хочу порассуждать о рассказе «Жеребенок». Его идея заключается в том, чтобы показать людям, что жизнь прекрасна, что ею нужно дорожить, радоваться каждому прожитому дню. Человеку для счастья нужно не убивать себе подобных, а в самом себе уничтожать зло и ненависть. Этот рассказ является криком души писателя. Конь у казаков был необходимым участником войны. У А.М. Шолохова же конь – воплощение мирной жизни. «Пущай при матке живет… Кончится война – на нем еще того… пахать»,-говорит эскадронный. Война противоестественна природе человека. Люди – такие же дети у матери – природы, как и любые животные. Описание родившегося жеребенка напоминает рождение человека («прибегая к набухшему вымени матери, впервые ощутил полноту жизни и неизбывную сладость материнской ласки»). Рассказ начинается с эпизода появления на свет жеребенка. Эпизод построен на антитезе. Радость, с которой жеребенок встретил открывшийся ему мир, передается с помощью эпитетов «белый день», «изумрудные мухи», «на шелковистом багрянце мака звенели пчелы», «жизнерадостный строчащий стук», и «ужас, который был первым чувством, изведанным тут же на земле». Жеребенок родился возле навозной кучи – никто не ждал его появления. Встретил его хоть и «нежный, сизый, тающий комочек», но «шрапнельного разрыва». «В промежутке между первым и вторым орудийными выстрелами рыжая кобыла любовно облизала первенца». «Материнская ласка» и « горькая обида» Трофима: «Жеребенок на тонких пушистых ножках стоит, как игрушечный деревянный конек. – Убить его? – Большой, пропитанный табачной зеленью палец Трофима кривится в сторону жеребенка.

Кобыла выворачивает кровянистое глазное яблоко, моргает, насмешливо косится на хозяина».

5-ый учащийся: Антитеза помогла нам увидеть, что зло и добро идут рядом. Они неразлучны. Но природа живет по своим законам. Никому не подчиняется, зло людей не может запретить ей радоваться: «Свежий хворост был медвяно пахуч и липок, в нос ширяло запахом цветущего краснотала, землей припахивало, трудом, позабытым в неуемном пожаре войны…». В описании звуков, заполняющих пространство («воющий гул», «цоканье картечи», «жужжали мухи», петух «хлопнул крыльями и непринужденно, но глухо пропел», «плачущие кряхтенья раненного», «звенели пчелы», «пулемет заканчивал ленту», «жмякнул» снаряд, хлопнула дверь), также есть противопоставление. Звуки природы – это звуки жизни, но в них отразилась война. Звуки, связанные с действиями людей, либо несут смерть, либо наполнены злом и отчаянием.

Во время боя с казачьей сотней Трофим хотел застрелить жеребенка, но бронебойные пули не причинили ему вреда. На переправе случилась непредвиденное: «Крик над водой был звонок и отточен, как жало шашки. Полоснул он Трофима по сердцу, и чудное сделалось с человеком: пять лет войны сломал, сколько раз смерть по – девичьи засматривала ему в глаза, и хоть бы что, а тут побелел под красной щетиной бороды, побелел до пепельной синевы, и, ухватив весло, направил лодку против течения, туда, где в коловерти кружился обессилевший жеребенок…». Трофим ценою собственной жизни спас жеребенка, которого совсем недавно сам хотел застрелить.

Автор утверждает в этом рассказе, что в душе люди добрые, как «красные» («Понимаешь, Трофим, хвост у него, ну, то есть…положит на спину, взбрыкивает, а хвост, как у лисицы…Замечательный хвост!»), так и «белые» («На правом берегу офицер в парусиновой рубахе гаркнул: - Пре – кратить стрельбу!...

Через пять минут Трофим был возле жеребенка, левой рукой подхватил его под нахолодавший живот, захлебываясь, судорожно икая, двинулся к левому берегу… С правого берега не стукнул ни один выстрел»).

6-ой учащийся: После чтения рассказа можно прийти к мысли, что злым человек не рождается, а порой становится по воле обстоятельств: «На правом берегу офицер в изорванной парусиновой рубахе равнодушно двинул затвором карабина, выбрасывая дымящуюся гильзу». Не простил этот очерствевший человек Трофиму слабости, не простил ему проявления первородных чувств добра и любви. Мы знаем, что раньше Трофим был добрым и заботливым: он любил детей. Война изменила его. И постепенно место, принадлежавшее любви, стало занимать ненависть.

И все же, несмотря на то, что зла в рассказе больше и заканчивается он убийством Трофима, лейтмотивом будет добро и любовь.

Финал показывает, насколько автор был далек от иллюзий скорого разрешения конфликта, он говорит не только о возможности примирения, но и о той пропасти противостояния, преодолеть которую гораздо труднее, чем совершить подвиг самопожертвования.

Учитель: М. А. Шолохов ни в одном рассказе донского цикла не воспевал гражданскую войну. Он оценил ее как национальную катастрофу, в которой не было и не могло быть победителей: и те, кто имеет власть и силу и вершит чужие судьбы, морально умерщвлены, и те, кого убивали, но кто остался жить, тоже невосполнимо душевно ранены. Необычайны по жестокости коллизии в цикле «Донские рассказы»: отцы убивают сыновей, те расправляются с отцами, брат идет на брата, сосед на соседа. Льется кровь. Инстинкт становится неуправляемым. По земле начинают ходить биологические роботы, лишенные высшего духовного смысла жизни, а следовательно, глубоко несчастные люди. Шолохов в своих ранних рассказах высказал свое отношение к гражданской войне, назвав ее преступлением: недопустимо, аморально, когда люди, разумные существа, приходят к самоистреблению. Общая массовая дегратация – вот следствие братоубийственной войны.

В заключение урока давайте подумаем над вопросом: «Почему мысли, высказанные М.А. Шолоховым в далекие 20 – е годы прошлого столетия, так актуальны и сегодня, в 21 веке?»

Ответ учащихся, являющийся выводом.



1-ый учащийся: Перелистывая страницы за страницами цикла «Донские рассказы», становится ясно: будучи еще молодым прозаиком начала XX – го столетия великий летописец Дона Михаил Александрович Шолохов, как бы заглядывая в наше далекое сегодня, уже с 20- х огненных хотел предостеречь человечество от ответственности за судьбы мира. Каждый из живущих на Земле должен помнить о том, что в жизни не так уж много нужно для счастья – просто почувствовать боль другого человека как свою собственную.

Как же это просто и … почему – то невозможно! Все ведь люди, у всех есть матери и отцы, жены и мужья, сыновья и дочери. Каждый когда-то плакал, если ему причиняли боль. Мы знаем, что такое горе, как тяжела потеря близких. И все – таки рвутся бомбы, срабатывают взрывные устройства, начиненные тротилом, гибнут женщины и дети.

Убивают друг друга люди в Чечне, в Дагестане, на Украине…

Сердца наши очерствели, придавлены каменными плитами равнодушия. Уши наши не хотят слышать, а глаза не хотят видеть.

Вот почему надо читать и перечитывать шолоховские «Донские рассказы», книгу – напоминание, потому что она не дает успокоиться, будит мысль наших современников о противоестественности гражданской войны, несущей зло, насилие и разрушение нравственных устоев человеческой личности.

Учитель: Выражена ли авторская позиция в шолоховских рассказах о Доне?

Ответ учащихся.

1–ый учащийся: Раздумывая над страницами донского цикла, приходишь к выводу о том, что уже в этом раннем эпическом произведении будущий летописец Дона Михаил Александрович Шолохов вплотную приближается к осмыслению извечных закономерностей народной жизни, вовсе не отмененных гражданской войной, взрывами ненависти, «годиной смуты и разврата».

2-ой учащийся: Я думаю, что, конечно, не правы те литературные критики, которые считают, что в «Донских рассказах» зачастую не чувствуется ни эмоционального присутствия автора, ни сколько – нибудь выраженной авторской позиции. Они есть: через всю словесную ткань рассказов о Доне проходит голос совести, тихой совести, говорящей устами молодого автора Михаила Шолохова осатаневшим от идеологической борьбы казакам и красным, и белым: «Остановитесь, прикоснитесь вновь душой и сердцем к христианским заповедям, станьте людьми!»

3-ий учащийся: Мне хочется отметить, что молодой прозаик Михаил Шолохов, автор донского цикла рассказов, перед нашим взором предстает человеком уже умудренным жизненным опытом, чья юность опалена огнем революцией и гражданской войны, но не ставшим черствым человеком, не перестающим тонко чувствовать, призывающим читателей вслед за Библией помогать страждущему, убеждающим в том, что единственно верный путь изменения дурных общественных отношений – нравственное самосовершенствование, что всякое изменение общества через насилие губительно, что духовное смирение и служение людям – это идеальный образ нашей жизни, проповедуемый Евангелием.

V часть. Рефлексия.

Сегодня на занятии

- я узнал, что…

- я понял, что…

- я осознал, что…

- я нашел подтверждение тому, что…

VI часть. Комментирование оценок.

VII часть. Задание на дом:Подумать, прослеживается ли идейное содержание цикла «Донские рассказы» М.А.Шолохова в романе–эпопее «Тихий Дон». Приведите доказательство.










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Автор: Кияшова Галина Васильевна

Дата: 30.03.2015

Номер свидетельства: 194090


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства