Изучение темы «лексикология» при подготовке к олимпиадам по русскому языку.
Изучение темы «лексикология» при подготовке к олимпиадам по русскому языку.
Важнейшая задача школы – давать подрастающему поколению глубокие и прочные знания основ наук, вырабатывать умения и навыки, применять их на практике, поэтому так важно уже в начальной школе поддерживать интерес детей к знаниям, выявляя особо одаренных учеников. Ведь именно в этот период проявляются и активно развиваются склонности, способности, таланты. Именно в это время происходят первые самостоятельные открытия ребенка, в них развиваются первые ростки будущего интереса к науке. В связи с этим нужна специальная организация обучения и особая, углубленная проверка знаний. Поэтому олимпиада в начальной школе просто необходима. Нельзя ограничивать детей только рамками школьной программы. Надо раскрепостить мышление ученика, использовать богатейшие возможности, что дала ему природа.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Изучение темы «лексикология» при подготовке к олимпиадам по русскому языку.»
10
ИЗУЧЕНИЕ ТЕМЫ «ЛЕКСИКОЛОГИЯ» ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ОЛИМПИАДАМ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.
ВСТУПЛЕНИЕ.
Важнейшая задача школы – давать подрастающему поколению глубокие и прочные знания основ наук, вырабатывать умения и навыки, применять их на практике, поэтому так важно уже в начальной школе поддерживать интерес детей к знаниям, выявляя особо одаренных учеников. Ведь именно в этот период проявляются и активно развиваются склонности, способности, таланты. Именно в это время происходят первые самостоятельные открытия ребенка, в них развиваются первые ростки будущего интереса к науке. В связи с этим нужна специальная организация обучения и особая, углубленная проверка знаний. Поэтому олимпиада в начальной школе просто необходима. Нельзя ограничивать детей только рамками школьной программы. Надо раскрепостить мышление ученика, использовать богатейшие возможности, что дала ему природа. Олимпиада поможет ученикам сделать первые в своей жизни открытия, даст возможность развитию творческой инициативы, разовьет интерес к науке. Ведь только реализованные возможности развивают, стимулируют интерес, позволяют познать себя, дают возможность в большей степени утвердиться в собственных глазах и среди окружающих. Эти возможности служат в конечном итоге развитию творческой инициативы.
Олимпиада является действенным средством вовлечения во внеклассную работу большинства уч-ся школы, так как проведение олимпиад предполагает развитие у школьников интереса к самостоятельному изучению различных разделов языкознания путем чтения научно-популярной литературы, работы со словарями, справочниками, участие в работе факультативов, кружков, клубов любителей русского языка. Олимпиада приносит пользу лишь тогда, когда она является заключительным этапом целого комплекса внеклассных мероприятий. Для успешности необходимо выполнение следующих требований:
1.Систематическое проведение всей внеклассной работы по русскому языку. 2. Серьезная содержательная подготовка перед проведением олимпиады. 3. Интересное лингвистическое содержание заданий по подготовке к олимпиаде. 4. Тренировочные задания углубляют содержание базового предмета. 5. Задания интегрируют предметы гуманитарного цикла. 6. При отработке происходит совершенствование важнейших практических умений и навыков, обучение универсальным учебным действиям.
Важнейшая роль при подготовке к олимпиаде принадлежит работе по подбору заданий для уч-ся. Ведь от того, какие типы заданий будут даны, зависит не только фактический результат соревнований, но и его воспитательная ценность. Для того, чтобы учащиеся успешно усвоили максимум знаний, необходимы специальные внеурочные занятия по подготовке к олимпиаде – факультатив по русскому языку, где большое значение придается лексической работе, хотя бы потому, что эта тема наиболее объемна. Нужно рассмотреть слово в грамматическом и лексическом плане, сориентировать ученика на различные наблюдения над лексической стороной слова, дать ему возможность увидеть, как работает и живет слово в тексте. Необходимо дать представление о психологии слова не только с позиций формально-грамматических, но и, в первую очередь, нравственно-эстетических, человеческих. К тому же, изучение темы подготовит учеников к лучшему восприятию раздела «Лексика» в средней школе, что частично решает проблему преемственности между начальной и средней школой.
Кроме этого, на уроках русского языка нужно обратить особое внимание на изучение тем «Лексика», «Фонетика», «Морфемика», использовать задания повышенной трудности по фонетике, осознанию теоретического материала, больше включать в курс русского языка развивающих упражнений, вести в системе минутки по культуре речи.
ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА СО СЛОВОМ.
Творческая работа со словом может проводиться лишь тогда, когда учащиеся знакомы с основными разделами курса родного языка. Изучение этой темы является смысловым центром программы, поэтому на работу отводится значительное время.
Учитель должен помочь развитию психических механизмов, которые лежат в основе развития творческих способностей учащихся с помощью методики овладения обобщенными приемами познавательной деятельности и развития мышления учащихся.
Обучение проводится эффективными приемами и методами, имеющими практическую направленность, что способствует более тесным взаимоотношениям учителя и ученика. Задания по теме интересны, занимательны, что способствует развитию любознательности учащихся. Подход к предмету обучения – сознательно-коммуникативныый, поэтому диалог, живое общение, языковая коммуникация, опора на эстетическое является учебным фундаментом темы.
Тему «Лексикология» изучаем 14 уроков (желательно сдвоенных). Изучение темы состоит из 2 этапов: теоретическое изучение и практическое применение ЗУН по теме. Отработка теоретического материала происходит через запись теории в тетрадях, составление различных памяток, схемы-опоры, составление опорных конспектов, которые были логически выстроены в ходе изучения-анализа тех или иных языковых явлений (спецкурс В. Синицына). Отработка практических навыков осуществляется с помощью нетрадиционных заданий и упражнений, взятых из учебника «Мой язык» (И. Е. Гитович, И. Е. Адельгейм) и рабочей тетради на печатной основе «Подсказки на каждый день» (Т. Ю. Угроватова), через дидактические игры, дидактические рисунки-опоры, создание практических индивидуальных пособий каждым учеником, создание коллективного рукописного журнала детского творчества. Контроль за полученными знаниями и умениями осуществляется с помощью контрольных вопросов по теме (первичное закрепление) и тестов (итоговое закрепление).
Цели: систематизировать знания по теме «Лексикология», обучать рациональным способам получения знаний, обогащение лингвистическими терминами и понятиями словаря учащихся.
Задачи:1.Познавательные: вооружить младших школьников основами знаний о лексике и фразеологии русского языка, познакомить с одной из основных единиц языка – словом; показать, что слово и фразеологизм разными отношениями связаны с другими единицами языка. 2.Практические: формировать учебно-языковые лексикологические и фразеологические умения, способствующие созданию предпосылок для успешной работы по орфографии и грамматике, по обогащению словарного запаса.
ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ:
1.Что изучают Лексика и Лексикология? (Отличие слов-понятий). Слово – «одежда» нашей мысли. Сколько слов в русском языке? О словарном богатстве родного языка, о его роли в обогащении языков других народов. Лексическое значение слова. Слово одно, а значений много. Выполнение спец. Лексико-грамматических заданий и упражнений. Прямое и переносное значение слова.
2.Понятие о тропе (метафоре, метонимии, олицетворении, гиперболе) как средстве художественной выразительности. Слова-эпитеты и слова-сравнения, или о том, что делает нашу речь образной.
3.Творческая работа: учимся выделять изобразительно-выразительные средства языка в тексте, определять их значение, использовать при создании текста в художественном стиле.
4.Двойники, но не братья, или понятие о словах-омонимах. Правило об омонимах в стихах и жестах. Как отличить омонимы от многозначных слов. Учимся определять значения многозначного слова и омонимов с помощью Толкового словаря. Занимательные лексические игры-задачи.
5.Очень близко, но не совсем (синонимы и их роль в речи). Правило в стихах и жестах. О путях возникновения синонимов, синонимический ряд. Упражнения по подбору синонимов, нахождению их в художественных текстах. Занимательные упражнения-загадки и шутки.
6.О словах «врагах», или знакомство с антонимами. Правило в стихах. Особенности использования антонимов в разговорной и художественной речи, антонимы в пословицах и поговорках. Упражнения по подбору слов, выражающих противоположные понятия. Занимательные лексические игры.
7.Откуда пришли к нам слова? Кое-что о происхождении современной русской лексики. Приметы и особенности исконно русских слов, старославянизмов, заимствованных («усыновленных», иноязычных, слов-«иностранцев», «пришельцев») слов.
8.Этимология как раздел языкознания о происхождении слова.
9.Слова активные и пассивные (о лексике с точки зрения употребления). Особенности использования общеупотребительной, диалектной, профессиональной лексики в устной и письменной речи. Почему «умирают» слова? Архаизмы и историзмы, их отличие друг от друга. Употребление устаревших слов в художественных текстах (наблюдение-анализ).
10.Почему рождаются слова? (О словах-неологизмах). Поиск новых слов в художественной речи. Решение буквенных ребусов. Контрольные вопросы.
11.Шутливо, да не очень о фразеологических выражениях, «крылатых словах» и особенностях их появления и использования в устной и письменной речи. Знакомство с историей возникновения фразеологизмов – библейских выражений. Составление предложений с ними.
12.Учимся определять значение устойчивого выражения, употреблять его в речевой ситуации. Лексические упражнения-игры. Итоговая творческаяработа-исследование «Шуточные фразеологические выражения в моей речи и речи моих близких».
13.О словарном богатстве языка. О лингвистических и энциклопедических словарях. Умения и навыки работы с разными типами словарей.
14.Итоговый тест по теме. Слова-термины раздела «Лексикология» соберем вместе и разместим в опорной таблице.
КРАТКОЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПО ТЕМЕ:
Урок 1.ОБЩИЙ ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ.
Основной значимой единицей языка является СЛОВО. Слово является названием, обозначением не одного какого-то предмета, а общим названием для целого ряда подобных предметов, как бы они между собой ни различались.
Совокупность всех слов языка составляет его ЛЕКСИКУ. Раздел науке о языке, изучающий словарный состав языка в его историческом развитии называется ЛЕКСИКОЛОГИЕЙ. В лексикологии изучаются самостоятельные слова с точки зрения их лексического значения, употребления и происхождения.
ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА – то, что обозначает отдельное самостоятельное слово. В слове различают лексическое значение («о чем идет речь») и грамматические значения (число, падеж, лицо, время и т.д.). Лексическое значение является основным, без него слово утрачивает смысл. Поэтому, когда говорят о значении слова, имеют в виду прежде всего именно его лексическое значение. Оно индивидуально, свойственно конкретному слову и вместе с его звуковой оболочкой отграничивает его от других слов. Для того, чтобы точно определить значение неизвестного слова, нужно обратиться к ТОЛКОВОМУ словарю, который разъясняет значения всех основных слов русского языка.
ОДНОЗНАЧНЫЕ И МНОГОЗНАЧНЫЕ СЛОВА.
Слово, имеющее несколько лексических значений называется МНОГОЗНАЧНЫМ. Слово, имеющее одно лексическое значение – ОДНОЗНАЧНЫМ. Многозначные слова бывают среди всех самостоятельных частей речи, кроме числительных. Способность слова употребляться в нескольких значениях называется МНОГОЗНАЧНОСТЬЮ или ПОЛИСЕМИЕЙ, что является основной особенностью русского языка.
ПРЯМОЕ И ПЕРЕНОСНОЕ ЗНАЧЕНИЯ СЛОВ.
Слова, обозначая предметы, признаки, действия, количество, выступают в ПРЯМОМ ЗНАЧЕНИИ. Часто слова используются для называния других предметов, признаков, действий. Например: цвет золота переносится на цвет волос: «золотые волосы», т.е. похожие цветом на золото. При таком переносе наименования одного предмета в качестве наименования для другого образуется новое лексическое значение, которое называется ПЕРЕНОСНЫМ. Переносные значения могут быть основаны на сходстве, близости или смежности (наличии связи) между собой предметов, явлений.
Переносные значения основанные на СХОДСТВЕ. Два предмета могут иметь внешнее сходство (по форме, цвету, величине) или обладать иным, более скрытым признаком, а также занимать одинаковое положение по отношению к чему-то. Тогда название одного предмета может стать названием другого и произойдет перенос значения и оба они станут называться одним и тем же словом. Например, на основании сходства по форме одним словом названы ЯБЛОКО (плод) и ЯБЛОКО (глазное). Наличие общих для двух предметов признаков сделало возможным перенос значения со слова ЗЕЛЕНЫЙ (плод) на слово ЗЕЛЕНЫЙ (юноша). Возможен перенос названий из круга явлений, свойственных человеку, в круг явлений неодушевленной природы и наоборот: ЗЛОЙ (человек) – ЗЛОЙ (мороз), ТЕПЛЫЙ (вечер) – ТЕПЛЫЙ (взгляд).
Переносные значения, основанные на СМЕЖНОСТИ. Часто в основе переносных значений лежит не сходство предметов, а их связь между собой, близость друг к другу, или СМЕЖНОСТЬ предметов. Эта связь может быть различной:
1)предмет и его наполнение: ГРАНЕНЫЙ СТАКАН – ВЫПИЛ ЦЕЛЫЙ СТАКАН 2)материал и изделие из него: ВЫПЛАВЛЯЮТ ЧУГУН – ЧУГУН С КАШЕЙ 3)действие и его результат: В КЛАССЕ БЫЛ ДИКТАНТ – ПОЛУЧИЛ ПЯТЕРКУ ЗА ДИКТАНТ 4)автор и его произведение: СТИХИ ЛЕРМОНТОВА – ЧИТАТЬ ЛЕРМОНТОВА 5)целое и его часть: В САДУ РАСТЕТ СИРЕНЬ – ПОСТАВЬ СИРЕНЬ В ВАЗУ 6)часть и целое: ЗАГОРЕЛОЕ ЛИЦО – ПОСТОРОННЕЕ ЛИЦО. Между значениями одного и того же слова можно установить смысловую связь. Связи между значениями образовались на основе переносов по сходству и по смежности. Чтобы правильно понять смысл многозначного слова, нужно учитывать все его значения и связи между ними. Обогащение смысла слов путем возникновения новых переносных значений – основной путь развития лексики русского языка.
УРОК 2.ОБРАЗНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ СЛОВА (ТРОПЫ). ЛЕКСИЧЕСКИЕ ОБРАЗНЫЕ СРЕДСТВА РЕЧИ (ОСНОВНЫЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО – ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕСРЕДСТВА ЯЗЫКА)
Слова и выражения, употребленные в переносном значении и создающие образные представления о предметах и явлениях, называются ТРОПАМИ. В художественной литературе часто используются тропы, чтобы придать изображению тех или иных предметов наглядность, образность, живость. К тропам относятся: СРАВНЕНИЕ, ЭПИТЕТ, МЕТАФОРА, ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ, МЕТОНИМИЯ, АЛЛЕГОРИЯ и др.
СРАВНЕНИЕ – сопоставление одного предмета с другим с целью создания художественного описания первого. Сравнение присоединяется союзами КАК, СЛОВНО, БУДТО, ТОЧНО и др. Сравнения помогают глубже, ярче раскрыть описываемый предмет или человека. Например: Нахмурился, СЛОВНО туча.
ЭПИТЕТ – образное определение предмета или действия. Чаще всего это красочные определения, выраженные прилагательными. Эпитет помогает автору сделать предмет непохожим на другие, выделить его. Сквозь волнистые туманы пробирается луна, На печальные поляны льет печально свет она.
МЕТАФОРА – перенос названия с одного предмета на другой на основании их сходства. Метафора позволяет в краткой форме создать емкий образ. Их очень часто используют в поэтической речи. Например: ГОРИТ восток зарею новой…
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ – наделение неодушевленных предметов признаками и свойствами человека. Это разновидность метафоры. Олицетворение используется при описании явлений природы, окружающих человека вещей. Например: …Звезда с звездою ГОВОРИТ.
МЕТОНИМИЯ – перенос признаков с одного предмета на другой на основании их смежности. Метонимию можно отнести к разновидности метафоры, однако метафору легко переделать в сравнение, а метонимию – нет. Например: …Ликует буйный Рим.
АЛЛЕГОРИЯ – иносказание, выражение отвлеченных понятий в конкретных художественных образах. Например, в баснях, сказках глупость, упрямство воплощаются в образе осла, трусость – в образе зайца и т.д.
Тропы создаются поэтами и писателями. Но просто придумать метафору или метонимию нельзя. Чтобы создать удачный, выразительный троп, нужно очень внимательно наблюдать за жизнью, уметь видеть связи между самыми разными предметами и явлениями.
СЛОВА НЕЙТРАЛЬНЫЕ И ЭМОЦИОНАЛЬНО ОКРАШЕННЫЕ.
НЕЙТРАЛЬНЫЕ слова – это слова называющие предметы, действия, но не выражающие чувства, эмоции, оценки. Чтобы выразить чувства, настроения, эмоции, различные оценки, говорящий использует так называемые ЭМОЦИОНАЛЬНО ОКРАШЕННЫЕ слова. К ним относятся: 1)слова, лексически определяют предмет с положительной или отрицательной стороны (ГРУБОСТЬ, ЛАСКАТЬ, ЧУДЕСНЫЙ) 2)слова с особыми «говорящими» суффиксами, которые могут сделать эти слова добрыми или злыми, милыми, ласковыми или страшными (котЕНОК, тихОНЬКо, крокодилИЩе)
УРОК 4,5,6. СИНОНИМЫ, АНТОНИМЫ, ОМОНИМЫ.
В русском языке существуют специальные словари синонимов, антонимов и омонимов.
ОМОНИМЫ (однозвучащие) – это слова одной и то же части речи, одинаковые по звучанию, но совершенно разные по лексическому значению (слова-тезки).
Нас попробуй различи, если оба мы КЛЮЧИ.
Различен смысл в словах. И что же? Как близнецы они похожи. Груз подает подъемный КРАН. И воду льет в квартире КРАН.
АНТОНИМЫ – слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением (все наоборот). Антонимы составляют пару. К одному слову можно подобрать несколько антонимов. Могут иметь как одинаковые, так и разные корни.
Минус – плюс. Огонь – вода. Дерзкий – осторожный. Все антонимы всегда противоположны.
Писатели и поэты часто используют словосочетания из слов с противоположным значением корней: красноречивое молчание, заклятый друг. Такое объединение слов называется ОКСЮМОРОНОМ, что по-гречески значит «остроумная глупость»
СИНОНИМЫ – слова одно и то же части речи, которые обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи (очень близко, но не очень). Если слово многозначно, то синоним подбирают не ко всему слову, а к каждому из его значений. Слова – синонимы всегда близки по смыслу, Разнятся лишь оттенками подчас. РОДИМЫЙ КРАЙ – ОТЕЧЕСТВО – ОТЧИЗНА. Как много в них священного для нас!
Отрывок из песенки о синонимах из «Радионяни»:
Поесть и подкрепиться, спешить и торопиться, Пернатые и птицы, колы и единицы, Потерянный – пропавший, сверкающий – блестящий. К любому слову мы найдем синоним подходящий!
УРОК 7. ЛЕКСИКА РУССКОГО ЯЗЫКА ПО ПРОИСХОЖДЕНИЮ.
По происхождению слова делятся на исконно русские и заимствованные из других языков (иноязычные). Основу лексики русского языка составляют ИСКОННО РУССКИЕ СЛОВА. Они делятся на: ОБЩЕСЛАВЯНСКИЕ, ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКИЕ (ДРЕВНЕРУССКИЕ), СОБСТВЕННО РУССКИЕ. О происхождении слов можно узнать в этимологических словарях, где кратко сообщается их ЭТИМОЛОГИЯ – происхождение и история в языке.
Общеславянские
Восточнославянские
Собственно русские
Наиболее древние по происхождению слова, пришедшие из общеславянского языка, который распался к 5-6 в.в. н.э.
Пришли в рус.язык из восточнославянского – языка обособившейся группы славянских племен в 6-9 в.в. С 7 по 9 в.в. складывалось, а с 9 до начала 12 в.в. существовало восточнославянское государство – Киевская Русь. Население которой говорило на близких друг другу говорах древнерусского языка. В 12-13 в.в. Киевская Русь разделилась на отдельные княжества. Их язык дал начало трем языкам - русскому, украинскому, белорусскому. Некоторые слова сохранились в этих трех языках, но не употребляются в других славянских языках.
Слова появились после распада восточнославянского языкового единства и образования языка русской народности, т.е. с 14в. и до наших дней. Такие слова употребляются только в русском языке.
Общеславянские слова являются названиями: родственных отношений (ОТЕЦ, МАТЬ, СЫН, ДЕД, ВНУК) частей тела человека:(РУКА, ЛИЦО, ОКО, ПАЛЕЦ, ПЛЕЧО, СЕРДЦЕ) растений, животных, птиц (ДЕРЕВО, ДУБ, СОБОЛЬ, ВОЛК, ЛИСА, ЗАЯЦ, ОРЕЛ) орудий и предметов труда (ПЛУГ, ВИЛЫ, НОЖ, ПИЛА, СЕРП, ЗЕРНО) действий, процессов (СИДЕТЬ, СПАТЬ, ВИДЕТЬ, СЛЫШАТЬ, БРАТЬ,ИДТИ, ЗНАТЬ, ПИСАТЬ) и т.д.
Восточнославянские слова являются названиями: лиц по признаку родства (ДЯДЯ, ПЛЕМЯННИК) животных, птиц (БЕЛКА, СНЕГИРЬ, ГАЛКА, ЖАВОРОНОК) предметов домашнего обихода (САМОВАР, КОРЗИНА) признаков предметов (ЗОРКИЙ, ДРЕМУЧИЙ, ДЕШЕВЫЙ) действий (ЖУРЧАТЬ, МЕЛЬКАТЬ)
Почти все сущ-ые с суффиксами: –ЩИК, -ЧИК, -ЯТИН(А), -ЛК(А), -ОВК(А), -ТЕЛЬСТВ(О), -Ш(А), -НОСТЬ, -ТЕЛЬ, -ЩИН(А):каменщик, кислятина, зажигалка, листовка, свидетельство, докторша, действительность, выключатель. Большинство сложных прилагательных (юго – западный, темно – зеленый) 3.Глаголы, образованные при помощи приставки и суффикса (Дозвониться, разбазарить) 4.Наречия с приставкой ПО- (по-дружески, по-прежнему)
УРОК 8. ЗАИМСТВОВАНИЯ ИЗ ДРУГИХ СЛАВЯНСКИХ ЯЗЫКОВ. СТАРОСЛАВЯНСКИЕ СЛОВА И ИХ ПРИМЕТЫ. В лексике русского языка особое место занимают СТАРОСЛАВЯНИЗМЫ – слова, заимствованные из старославянского языка – древнейшего славянского литературного языка, созданного более тысячи лет назад братьями КИРИЛЛОМ и МЕФОДИЕМ. Старославянский язык – это язык древнейших богослужебных книг, переведенных с греческого языка. После крещения Руси (988) старославянский стал одним из типов древнерусского литературного языка. Старославянский и древнерусский языки существовали параллельно и использовались грамотными людьми в разных сферах общения. Слова старославянского происхождения можно обнаружить в русском языке по их признакам.
ОТЛИЧИЯ СТАРОСЛАВЯНИЗМОВ ОТ ИСКОННО РУССКИХ СЛОВ
В старославянских словах
В исконно русских словах
Неполногласные сочетания –РА, -ЛА, -РЕ, -ЛЕ, в положении между согласными (в корне): ЗДРАВСТВУЙ, ГРАД, ВРАТА, КРАТКИЙ, ЗЛАТО, ГЛАС, БРЕГ, ПРЕД, ШЛЕМ
Полногласные сочетания –ОРО, -ОЛО, -ЕРЕ, -ЕЛО, в том же положении: ЗДОРОВЫЙ, ГОРОД, ВОРОТА, КОРОТКИЙ, ЗОЛОТО, ГОЛОС, БЕРЕГ, ПЕРЕД, ОШЕЛОМИТЬ
Сочетания РА-, ЛА—в начале слова перед согласными: РАСТЕНИЕ, РАВНЫЙ, ЛАДЬЯ
Сочетания РО-, ЛО- в том же положении: РОСТ, РОВНЫЙ, ЛОДКА
Звукосочетание ЖД в конце корня: ВОЖДЬ, ПРЕЖДЕ, НЕВЕЖДА
Звук Ж в конце корня: ВОЖАК, НЕВЕЖА, ПРЕЖНИЙ
Звук Щ в конце корня: ВРАЩЕНИЕ, ОСВЕЩЕНИЕ
Звук Ч в конце корня: СВЕЧА, ВОРОЧАТЬ
Е в начале слова: ЕДИНЫЙ, ЕЗЕРО, ЕСЕНЬ, ЕДИНСТВО
О в начале слова: ОДИН, ОЗЕРО, ОСЕНЬ
А в начале слова: АГНЕЦ, АЗ
Я в начале слова: ЯГНЕНОК, Я
Ю в начале слова: ЮРОДИВЫЙ, ЮГ
У в начале слова: УЖИН, УРОД
Старославянизмы можно отличить и по определенным суффиксам:
-ТЕЛЬ (хранитель, учитель, мучитель) -ТЕЛЬН (увлекательный, восхитительный) -СТВИЕ (бедствие, странствие) -ЗНЬ (жизнь) Старославянский слова – сложные слова с первыми частями ЗЛО- ,ДОБРО-, БОГО-, СУЕ- (ЗЛОСЛОВИТЬ, ДОБРОДЕТЕЛЬ, БОГОЛЕПИЕ, СУЕВЕРИЕ), слова – религиозные понятия (ВОСКРЕСЕНЬЕ, ГОСПОДЬ, ГРЕХ, СВЯОЙ, КРЕСТИТЕЛЬ и др.). В художественных текстах авторы используют старославянизмы для придания речи торжественности, возвышенности, выразительности.
ПРИМЕТЫ ЗАИМСТВОВАННЫХ (ИНОЯЗЫЧНЫХ) СЛОВ: Начинаются на А, Б, В, Г, Д, Е, Э, Ю, ГА, КА, ХА, ГЕ, КЕ, ХЕ, ГИ, КИ, ХИ, БЮ, ВЮ, КЮ, ПЮ (афиша, антракт, брошюра, бюро, гитара, герой, кино, химия, пюре, этаж). Имеют в своем составе букву «Ф» (факел, фантазия, фиалка). Имеют удвоенные согласные в корне слова (коллега, касса, группа, корреспондент, дискуссия). Оканчиваются на –ЦИЯ (дирекция, интонация, интуиция, коммуникация). Имеют сочетание –ШТ, -ДЖ в корне слова (штат, джемпер, джентльмен).
УРОК 9,10.ЛЕКСИКА РУССКОГО ЯЗЫКА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ УПОТРЕБЛЕНИЯ.
ОБЩЕУПОТРЕБИТЕЛЬНЫЕ СЛОВА – слова, известные всему народу и употребляемые всеми (ЧЕЛОВЕК, ПРИРОДА, ДЕРЕВНЯ, МАМА).
ДИАЛЕКТНЫЕ СЛОВА – слова, употребляемые только жителями той или иной местности: ПЕТУХ – КОЧЕТ, ДОМ – ХАТА, ТРОПИНКА – СТЕЖКА. Употребление диалектных слов в разговорной речи портит ее, делает ее малопонятной. Такие слова используются в произведениях для передачи особенностей речи жителей определенной местности.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СЛОВА – слова, связанные с особенностями той или иной профессии, специальности: КОК – повар, КАМБУЗ – кухня. Среди профессиональных слов выделяется особая группа слов, которые называют понятия разных наук. Это ТЕРМИНЫ – слово со строго ограниченным значением (СУФФИКС, ПОДЛЕЖАЩЕЕ, АНГИНА, ДИАГНОЗ, ГАММА, ДУЭТ). Профессиональная лексика и слова-термины нередко используются при описании жизни, труда людей разных профессий.
УСТАРЕВШИЕ СЛОВА. Лексика с точки зрения активного и пассивного состава. Слова, вышедшие из активного, повседневного употребления, называются УСТАРЕВШИМИ: ГОРОДОВОЙ, САМОДЕРЖАВИЕ, ОЧИ, ЦАРИЗМ. Чаще всего устаревают слова, если выходят из употребления предметы, орудия, понятия, называемые этими словами. В художественных произведениях такие слова используются для более точного рассказа о жизни людей в прошлом. К устаревшим словам относятся ИСТОРИЗМЫ и АРХАИЗМЫ.
ИСТОРИЗМЫ – это слова пассивного словарного запаса, обозначающие названия исчезнувших предметов, явлений, понятий: КАФТАН, КАРЕТА, ГОРОДНИЧИЙ, БАРЩИНА, КРЕПОСТНОЙ, ПОМЕЩИК.
АРХАИЗМЫ – это слова пассивного словаря, вместо которых в речи появились новые слова, синонимичные им: ПИИТ – ПОЭТ, ЛАНИТЫ – ЩЕКИ, СЕЙ – ЭТОТ.
НОВЫЕ СЛОВА.
НЕОЛОГИЗМЫ – слова, возникающие в языке для обозначения новых предметов, явлений, понятий: КОСМОНАВТ, РАКЕТА, КОСМОДРОМ.
УРОК 11, 12. ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ ВЫРАЖЕНИЯ (ОБРОТЫ, СОЧЕТАНИЯ) И ИХ ОСОБЕННОСТИ. КРЫЛАТЫЕ СЛОВА.
ФРАЗЕОЛОГИЯ - раздел науки о языке, изучающий устойчивые сочетания слов (фразеологизмы). ФРАЗЕОЛОГИЗМ – это устойчивое сочетание слов, используемое для названия отдельных предметов, признаков, действий. Фразеологизм имеет лексическое значение в целом: ЗА ТРИДЕВЯТЬ ЗЕМЕЛЬ – далеко, ВОДИТЬ ЗА НОС – обманывать. Фразеологизмы часто используются в разговорной речи, в художественных произведениях с целью создания образности, выразительности, шутливости.
В своей речи мы часто используем различные меткие выражения из произведений писателей, поэтов, из народных сказок, легенд, мифов. Например, сожалея, что не заметили самого главного, мы говорим словами басни И. Крылова: «СЛОНА – ТО Я И НЕ ПРИМЕТИЛ». Меткие выражения, вошедшие в русский язык из литературных произведений, называются КРЫЛАТЫМИ СЛОВАМИ, получившими широкое, переносное значение. Среди крылатых слов много словосочетаний, которые ничем не отличаются от фразеологизмов, возникших в разговорной речи: У РАЗБИТОГО КОРЫТА – А.С.Пушкин, НА ДЕРЕВНЮ ДЕДУШКЕ – А.П.Чехов. Но есть и такие крылатые слова, которые представляют собой целые предложения: ЕСТЬ ЕЩЕ ПОРОХ В ПОРОХОВНИЦАХ – Н.В.Гоголь, РОЖДЕННЫЙ ПОЛЗАТЬ – ЛЕТАТЬ НЕ МОЖЕТ – А.М.Горький.
УРОК 13. СЛОВАРИ РУССКОГО ЯЗЫКА.
Из слов и фразеологизмов учеными-языковедами составляются особые книги – СЛОВАРИ. Все словари делятся на лингвистические и энциклопедические. ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ словарь дает сведения о названном предмете, явлении окружающего мира. ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ словарь дает сведения об основных свойствах языка. Каждому слову словаря соответствует своя словарная статья. Статьи в словарях располагаются в алфавитном порядке. Статья лингвистического словаря состоит из частей: заглавное слово, грамматические формы, толкование лексического значения, примеры употребления слова в предложении, в словосочетании.
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ СЛОВАРИ:
Большая Советская Энциклопедия (БСЭ), Малая Советская Энциклопедия (МСЭ), Литературная Энциклопедия, Театральная Энциклопедия, Словарь Юного Филолога и др.
ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ СЛОВАРИ:
Словарь Современного Русского Литературного Языка (и др. толковые словари), Словарь Синонимов, Словарь Омонимов, Словарь Антонимов, Фразеологический Словарь, Словарь Русских Имен, Этимологический Словарь Русского Языка и др.
3.Прраильно ЗАПИСЫВАЮ фонетическое слово, ОПРЕДЕЛЯЮ количество и качество звуков…..
4.ПРОНИКАЮ ТАЙНУ лексического и грамматического значений слова (ЛЕКСИКОлогия + МОРФОлогия) ….
5. ОПРЕДЕЛЯЮ слово по:
Количеству ЛЗ – ОДНО(МНОГО)ЗНАЧНОЕ (ЛЕКСИКОлогия) …
Происхождению (ЭТИМОлогия) - исконно русское …
старославянское …
заимствованное (иноязычное) …
употреблению (ЛЕКСИКОлогия) – активное (общеупотребительное) …
пассивное (архаизм-историзм-неологизм)…
ЗАДАНИЯ ПО ОТРАБОТКЕ ЗУН ПО ТЕМЕ «ЛЕКСИКОЛОГИЯ»: ПОНЯТИЯ «ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА», «ПРЯМОЕ И ПЕРЕНОСНОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВ».
1.Какие два значения слова использованы в стихотворении О. Григорьева?
Вечером девочка Мила в садике клумбу разбила. Брат ее мальчик Иван тоже разбил…стакан!
2.Определи, сколько значений в многократно повторяющемся слове. Какое из них прямое, какое переносное? Проверь по словарю.
Кислые стихи.
Встало солнце кислое, И едят ужасное смотрит – небо скисло. Кислое мороженое… В кислом небе кислое Даже сахар кислый! облако повисло… Скисло все варенье! И спешат несчастные Потому что кислое кислые прохожие, Было настроенье. (Э. Мошковская)
3.Найди слова, употребленные в переносном значении.
Жар солнца – жар чувства, тяжесть багажа – тяжесть утраты, гибкость ума – гибкость ветки, каменное здание – каменное сердце, зрелый возраст – зрелый плод, молоть зерно – молоть вздор, строить планы – строить мост, хранить ценности – хранить молчание.
4.Объясни выражения. Можно ли так говорить? Это прямые или переносные значения слов? Придумай предложения с этими словосочетаниями.
7.С предложенными словосочетаниями составь предложения таким образом, чтобы словосочетание употреблялось сначала в прямом, а потом в переносном значении.
Гладить по головке, кормить завтраками, вырвать с корнем, поставить в тупик, ходить на цыпочках, протянуть руку, прокладывать дорогу, выйти из строя, сесть в лужу, намылить шею, льет как из ведра, связать руки, много воды утекло, на высоких нотах, найти выход, пальцем не пошевелить, переливать из пустого в порожнее, цены нет.
ПОНЯТИЯ «ОМОНИМЫ», «СИНОНИМЫ», «АНТОНИМЫ».
8.Определи, в какой загадке о каких предметах говорится, запиши ответ. Что это за слова?
Нас много в играх набирают, В бою и рубят, и взрывают, А иногда и на нос надевают. А после боя развлекают.
В воде он медленно плывет, На лугу – с хвостом, В станке летает взад-вперед. Без хвоста – под мостом.
9. Укажи, в каких лексических отношениях находятся повторяющиеся слова. Впиши.
Вид растения, здоровый вид, альбом с видами Крыма__________ Ему везет, везет песок, везет массу новостей ____________ Лисий мех, ходить в мехах, кузнечный мех_________________ Карнавальный наряд, наряд на работу, наряд полиции______________ Делать добро, чужое добро___________________
В дверь диетической столовой Для этой глотки – селедки. Вошел дракон семиголовый. Для этой башки – пирожки. Он хором: «Здравствуйте!» сказал Для этой рожи – то же. И, улыбаясь, заказал: Для этого личика - - Для этой головы, пожалуйста, халвы. Два сдобных куличика. Для этой пасти – прочие сласти. Что еще? Лимонада бутылку, Для этой головки – перловки. Семь салфеток, ножик и вилку.
12.С помощью словаря синонимов определи, чем отличаются близкие по смыслу слова. Коротко запиши их значения.
13. Подбери антонимы к словам. Составь словосочетания глагол+существительное, глагол+наречие.Сделай вывод: к каким частям речи можно подобрать антонимы.
Заболевать… любить… дружить… строить…
14.Подбери антонимы, составь словосочетания разного типа.
Друг -… Дружба -… Недостаток -… Здоровье -…. Ночь -… Холод - … Приход - ….. Шум - …
15.Игра «Наоборот» (играется вслух, крича как можно более громко).
Вот нам с тобой пришел черед сыграть в игру «Наоборот». Скажу я слово ВЫСОКО, а ты ответишь…. Скажу я слово ДАЛЕКО, а ты ответишь…. Скажу я слово ПОТОЛОК, а ты ответишь….. Скажу я слово ПОТЕРЯЛ, и скажешь ты …. Скажу тебе я слово ТРУС, ответишь ты….. Теперь НАЧАЛО я скажу, ну, отвечай….
ПОНЯТИЯ «СЛОВА ОБЩЕУПОТРЕБИТЕЛЬНЫЕ И ОГРАНИЧЕННЫЕ В УПОТРЕБЛЕНИИ».
16. Найди в фольклорной «закличке» диалектные слова и подчеркни их. Попытайся определить их значение, затем узнай подсказку после текста.
Ай, авсень, авсень, сеем жито целый день! Свети, солнышко, нам с неба, чтобы больше было хлеба! Чтоб детишкам для потехи в лесу выросли орехи; Чтоб снопы были толсты; чтобы лен пошел в холсты; Зелен хмель лез на батог, чтоб в полушку был горох!
Подсказка в «Толковом словаре живого великорусского языка» В. Даля.
17. Прочитай диалог. Почему говорящие не понимали друг друга? Какое языковое явление им мешало? Запиши ответ.
- Где Люба? – спросил я. – По что? По что? – По батожья ушла. – По стебени. – По что? - Не понимаю вас. - Ну, по столбцы! -- Ах, батюшка! Какой ты - По что? бестолковый! По щавель. - Ну, по петушки.
18. Впиши из словаря:
Общеупотребительные слова -… Профессиональные слова - … Диалектные слова - …..
ПОНЯТИЯ «АРХАИЗМЫ», «НЕОЛОГИЗМЫ», «ЗАИМСТВОВАННЫЕ СЛОВА».
19. Вот две старинные русские колыбельные песенки. Найди и подчеркни архаизмы. «Переведи» их сам.
Б) Пошел котик во лесок, нашел котик поясок, Чем люлечку подцепить да Ванюшку положить. Ваня будет спать, котик Ваню качать. А котик Ваню качать да, серенький, величать. Мы те шапочку купим, зипун сошьем. Зипун сошьем, боронить пошлем В чистые поля, в зеленые луга. Сон да Дрема, усыпи мое дитя! Пошел котик во торжок, купил себе пирожок. Идет котик на лавочку, ведет киску за лапочку. Ходят вместе они. А ты, мальчик, усни!
20. Нади в тексте неологизмы и подчеркни их. Придумай и нарисуй свои варианты названия овощей, например: моркофель и т.д.
Показал садовод нам такой огород, Где на грядках, заселенных густо, огурбузы росли, Помидыни росли, редисвекла, чеслук и репуста. Сельдерошек поспел и моркофель дозрел, Стал уже осыпаться спаржовник. А таких баклачков да мохнатых стручков Испугался бы каждый садовник. (Н. Кончаловская)
-Глубокоуважаемый глубокопокупатель, мы продаем диваны, серванты и кровати. Быть может, вы ошиблись, глубокогражданин, и забрались глубоко не в этот магазин?
-Глубокоуважаемый глубокопродавец, ведь я же иностранец, поймите, наконец. У нас, у иностранцев, так завелось отцами, диваны и серванты зовутся огурцами.
-Глубокоуважаемый диванец-чемоданец, наверное вы очень глубокий иностранец. Поскольку среди наших обычных молодцов я не встречал ни разу подобных огурцов.
-Глубокоуважаемый глубокопродавант, я препираться с вами здесь не намеревант. Я подобрал вот этот пружинный огурец, и вы его на крышу поставьте, наконец.
-Глубокоуважаемый, да что же я – балбес? Да чтобы я на крышу с диванчиком полез? И хоть себя я чувствую отменным молодцом, да я свалюсь оттуда, и вместе с огурцом!
-Глубокоуважаемый, я вам хочу сказать… Не надо вам с диваном на крышу залезать. А шутки с продавцами шутить я не привык, у нас, обычно, крышей зовется грузовик.
-Глубокоуважаемый глубокоинострант, прошу вас, забирайте скорее ваш дивант. И чтобы вас я видел у нас в последний раз… Не то возьму я гирю и ею тресну вас.
Он был весьма расстроен, а иностранец рад! У них, обычно, гирею зовется шоколад. (Э. Успенский)
22. Найди четвертое «лишнее» слово, проанализировав слова с точки зрения их происхождения.
Если ты не сообразил или не вспомнил, прочти и выбери подходящий оборот: как снег на голову; держать язык за зубами; намять бока; хоть глаз выколи; не в бровь, а в глаз; яблоку негде упасть; возносить до небес; стреляный воробей; обвести вокруг пальца; ни одной сухой нитки; рассеиваться, как дым.
24. Объясни фразеологизмы.
Кожа да кости; дырявая память; на всех парусах; перемывать косточки; кровь из носу; рукой поддать; сбить с толку; как рыба в воде; лететь сломя голову; попасть пальцем в небо; из рук валится; много воды утекло.
25.Отгадай фразеологические загадки.
А) Его вешают, приходя в уныние; его задирают; его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело…….
Б) Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают; не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные …..
В) Он в голове у легкомысленного, несерьезного человека; его советуют искать в поле, когда кто-то бесследно исчез; на него бросают слова и деньги те, кто их не ценит ….
Г) Ее заваривают, затевая какое-нибудь неприятное, хлопотное дело, а потом ее расхлебывают, распутывая это дело; ее не сваришь с тем, с кем трудно договориться; ее «просит» рваная обувь; она в голове у путанников …
Д) Ее толкут в ступе или носят в решете те, кто занимается бесполезным делом; ее набирают в рот, когда молчат; ею нельзя разлить неразлучных друзей; в нее прячут концы нечестные люди, иногда они выходят из нее сухими …
Е) Его проглатывают, упорно не желая говорить; он хорошо подвешен у человека, который говорит легко и бойко; за него тянут или дергают, заставляя высказаться; его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего …
26. Угадай, среди представителей каких профессий появились эти фразеологические обороты, запиши.
Стричь под одну гребенку - … на живую нитку - … сложить оружие - …. брать на прицел - …. закидывать удочку - …. ход конем - … играть первую скрипку - … петь с чужого голоса - …. открыть Америку-… ждать у моря погоды - …… закусить удила - ….. попасть в ловушку - …. сгущать краски - …..
27. Подбери к фразеологизмам синонимичные фразеологические сочетания.
Кот наплакал – с гулькин нос, во всю прыть - … , в тот же миг - … ,видимо-невидимо -- ….
28. Изготовь игру-лото. Для этого сделай 1 большую карточку, которая поделена на 8 клеток. Вверху впиши начало пословиц, а окончания напиши на 4 маленьких карточках. Для игры необходимо 8 больших карт. Например:
Не родись красивой, а
В большом сердце и
Не в силе правда, а
Счастливые часов
не наблюдают в правде родись счастливой далекое близко
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ «ЛЕКСИКОЛОГИЯ: к уроку № 10.
1.Что такое лексика? 2.Что собирал Владимир Иванович Даль? Автором какой книги он является? 3.Мы больше слов понимаем или употребляем? 4.Пассивный и активный запас слов – что это такое? Какой из них больше? Как их увеличивать и зачем? Что тебе это даст? 5.Что такое частотность слов? 6.Где у человека хранятся слова? А кроме памяти? 7.Какие словари ты можешь вспомнить? Как пользоваться словарем? В каком порядке там расположены слова? 8.Почему тебе надо уметь работать со словарем? Почему словарь так же интересно читать, как хорошую книгу? 9.Как рождаются новые слова? Что такое неологизмы? 10.Что такое архаизмы? Как они такими становятся? Чем они отличаются от историзмов? 11.Как слова путешествуют? Что такое заимствованные слова? Почему они заимствуются? Как их узнать в обычной речи? 12.Что такое кальки? Что в них такого ужасно интересного? Откуда такие слова пришли в русский язык? Что ты об этом знаешь? 13.Звучат одинаково – пишутся по-разному. Звучат по-разному, пишутся одинаково. Звучат одинаково, пишутся одинаково, значение разное. Назови три похожих (но разных) термина. И примеры, пожалуйста, чтобы нам было понятнее. 14. «Я не кушаю, я ем. А он вообще лопает!» Что это за слова? Как называются слова почти одинаковые по значению, но совсем не похожие по звучанию? Как ими пользоваться? Что зависит от выбора того или иного слова-с….а? И наоборот – от чего зависит твой выбор? 15.Какие ряды таких слов ты знаешь? Как они называются? А в каких словарях их можно найти? Как тебе кажется, удобно иметь под рукой такой словарь? 16.Антонимы – кто они такие? К Антону из соседнего класса они отношение не имеют - это мы тебе сразу скажем. А как антонимы используют поэты? А где еще они часто используются? Почему? 17.А в жизни нам хватит одних только антонимов, или серединку тоже надо уметь находить?
ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕСТ ПО ТЕМЕ «ЛЕКСИКОЛОГИЯ»:
1.Переносное значение слова: а)когда значение слова переносится на другое слово б)когда значение слова меняется в)когда слово переносится с одной строки на другую 2.Толковый словарь это: а)любой словарь, сделанный хорошо, «с толком» б)словарь, составленный толковым человеком в)книга, объясняющая значение слов 3.Лексика – это: а)все слова языка б)состав слова в)морфема 4.Владимир Иванович Даль: а)автор знаменитого «Толового словаря живого великорусского языка» б)известный переводчик в)актер 5.Активный запас слов: а)равен пассивному б)больше, чем пассивный в)меньше, чем пассивный 6.Орфоэпический словарь: а)словарь произношения б)словарь, объясняющий происхождение слов в)словарь правописания 7.Орфографический словарь: а)объясняет происхождение слов б)словарь правописания в)словарь произношения 8.Этимологический словарь: а)объясняет происхождение слов б)переводит слова одного языка на другой в)объясняет значения заимствованных слов 9.Терминологический словарь: а)объясняет значения терминов б)толковый словарь 10.Новые слова: а)неологизмы б)историзмы 11.Архаизмы и историзмы: а)это одно и то же. Просто кто-то придумал два названия б)архаизм – старое название чего-то(то есть сам предмет еще существует), а историзм – название исчезнувшего предмета в) наоборот 12.Ближе всего по лексике к старославянскому языку: а)русский б)болгарский в)польский г)чешский 13.Слова, звучащие одинаково, но пишущиеся по-разному называются: а)омофоны б)омографы 14.Слова, звучащие одинаково, пишущиеся одинаково, значащие разное: а)синонимы б)антонимы в)омонимы 15.Слова, пишущиеся одинаково, но звучащие по-разному называются: а)омографы б)омофоны 16.Слова, значащие примерно одно и то же: а)синонимы б)антонимы в)омонимы 17.Слова с противоположным значением: а)неологизмы б)историзмы в)синонимы г)омонимы д)антонимы 18.Антонимы располагаются : а)парами б)рядами 19.Синонимы располагаются: а)парами б)рядами 20.Семантика – это: а)смысловая сторона слов б)звуковая оболочка слов в)состав слова 21.Словарь, по которому можно проверить ударение: а)орфоэпический б)толковый в)этимологический
Опыт работы по данной теме показывает, что такая работа со словом способствует сотрудничеству, сотворчеству ученика и учителя. Изучение темы – связующее звено между начальными классами и средней школой. Принципы развивающего обучения позволяют привить интерес к изучению русского языка. Учащиеся получают представление о технике творческой работы со словом. Показателем эффективности работы по теме «Лексикология» является активная заинтересованность, творческая деятельность учащихся и высокие результаты при проведении олимпиад по русскому языку.