Изобразительно-выразительные средства, синтаксические структуры лирики И.А. Бунина (лингвистический анализ стихотворений).
Изобразительно-выразительные средства, синтаксические структуры лирики И.А. Бунина (лингвистический анализ стихотворений).
Нестандартные уроки.
Урок русского языка в 11-ом классе (Профильное обучение).
2 часа.
Автор разработки : Боева Вера Филипповна, учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ № 2 г. Нариманов Астраханской области».
Тема: «Изобразительно-выразительные средства, синтаксические структуры лирики И.А. Бунина (лингвистический анализ стихотворений «Как всё вокруг сурово, снежно», «На окне, серебряном от инея…», «Старая яблоня», «Грот»).
Форма проведения: урок –исследование.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Изобразительно-выразительные средства, синтаксические структуры лирики И.А. Бунина (лингвистический анализ стихотворений).»
Нестандартные уроки.
Урок русского языка в 11-ом классе (Профильное обучение).
2 часа.
Автор разработки : Боева Вера Филипповна, учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ № 2 г. Нариманов Астраханской области».
Тема: «Изобразительно-выразительные средства, синтаксические структуры лирики И.А. Бунина (лингвистический анализ стихотворений «Как всё вокруг сурово, снежно», «На окне, серебряном от инея…», «Старая яблоня», «Грот»).
Форма проведения: урок –исследование.
Цель: продолжить обучение умению проводить лингвистический анализ лирического произведения в единстве формы и содержания, учить понимать лирику через изобразительно-выразительные средства, развивать воображение, способствовать правильному пониманию текста, помочь осмыслить сюжет и идею произведения, обратить внимание на некоторые особенности языка писателя, его художественные манеры.
Эпиграф к уроку: показ тех лингвистических средств, посредством которых выражается идейное и связанное с ним эмоциональное содержание литературных произведений (Л.В. Щерба).
1. Вступительное слово учителя:
- 1891год… 20-летний сын обедневшего помещика Иван Бунин пишет: «За последнее время я ужасно чувствую себя «поэтом»…Всё - и весёлое и грустное - отдаётся у меня в душе музыкой каких-то неопределённых хороших стихов, чувствую какую-то творческую силу создать что-то настоящее». Слово «поэт» Бунин скромно берёт в кавычки. Хотя теперь мы знаем, что это один из величайших поэтов 20века. Но Бунин также и прозаик. Но…
1. Почему же всё-таки разговор о языке Бунина мы начинаем с анализа его стихотворений?
Потому что Бунин писал: «Я всё-таки … прежде всего поэт. Поэт! А уж потом только прозаик».
2. Вспомним известные вам изобразительно –выразительные средства языка и на примере нескольких стихов И.А. Бунина о природе проследим за использованием различных тропов поэтом для раскрытия темы и идеи, чтобы точнее, в цвете, звуках, запахах донести до читателя художественный образ.
3. Выразительное чтение и анализ стихотворения «Как всё вокруг сурово, снежно».
- Определите тему и идею стихотворения.
- Чем служат первые две строки стих. в композиции?
- Почему в конце первого предложения автор ставит точку, а второго – восклицательный знак?
- Почему ритм стиха замедленный, спокойный, как он помогает уловить настроение автора?
- Определите количество и структуру предложений, выделите основы, укажите, чем они выражены.
- Докажите, что синтаксическая структура строится по принципу: обобщающее слово, далее его конкретизация предметностью?
- Чем представлены из.-выраз. ср-ва в данном стихотворении?
- Попробуйте заменить краткие прилагательные полными. Что произойдёт с динамикой стиха?
(Учащиеся при анализе стиха говорят, что автор раскрывает тему Родины, её природы, народа; чувствуется боль за судьбу простых людей. В стих. 2 строфы из пяти предложений, которые все двусоставные, автор использует эпитеты, метафоры, анафоры, инверсию, риторическое восклицание, что в основах предложений использованы составные именные сказуемые, проводят эксперимент по замене).
4. Выразительное чтение и анализ стихотворения «На окне, серебряном от инея…»
- Сравните тему и идею данного стихотворения с предыдущим.
- Каким настроением оно пронизано? (Радость открытия, удивления, счастья).
- Почему стихотворение, датированное августом 1903 года, посвящено картине солнечного зимнего утра? (Скорее всего, это воспоминание о каком-то радостном событии, произошедшем зимой).
- Какую роль в создании атмосферы счастья жизни играют слова и словосочетания: «серебряное окно», «небо ярко-синее», «утро тихо, радостно и молодо», «бодрое от холода» солнце, «снеговая пыль», «краски яркие и чистые»? (Световые и цветовые эпитеты).
- Объясните значение слова «пыль» (снеговая), найдите к нему словосочетание-синоним.
- В каком времени использованы глаголы, как формы времени помогают понять главную мысль стихотворения?
- Определите морфологическую доминанту. Почему автор использует полные и краткие прилагательные, глаголы, существительные? (Предмет-признак-действие).
- Определите тип речи, стихотворный размер. ( Описание, хорей).
- Какие изобраз.–выраз. ср-ва использует автор?
- Объясните устаревшее слово «застреха».( В крестьянских избах нижний, свисающий край крыши, а также брус, поддерживающий нижний край крыши).
- В чём сходство этого стихотворения со стихотворением «Вечер»? ( Тот же мотив счастья, радости бытия, изображение единства человека и природы в красках, звуках, запахах).
5. Выразительное чтение и анализ стихотворение «Старая яблоня».
- В каком смысле автор использует слово «снег»?
- О чём идёт речь? Как это помогают понять при этом слове?
- Сравните 2 варианта третьей строки. Почему в разных изданиях мы читаем «от солнца золотых» и «завистливых и злых». Чем отличаются эти варианты характеристики пчёл? Какой на ваш взгляд вариант лучше? Обоснуйте свой выбор. Бунин чаще выбирает 2-ой вариант. Почему?
- Дайте характеристику изобра.–выраз. ср- вам, синтаксической структуре стиха.
( Эпитеты, перифраз, оксиморон и др.).
- Почему по сути вопросит. предложение заканчивается восклиц. знаком?
6. Выразительное чтение и самостоятельный анализ стихотворения «Грот».
- Найдите в стихотворении тропы и стилистические фигуры, понаблюдайте над именами существительными, прилагательным, глаголами, найдите эпитеты, инверсию, перифраз, олицетворения, сравнения, аллитерацию и др. ср-ва выразительности. Сделайте вывод.
Завершение урока:
- Проанализировав ряд стихов И.А. Бунина, приходишь к выводу ,что он не претендует на то, чтобы поразить читателя вычурной, экстравагантной метафорой, броским сравнением, замысловатым эпитетом. Изобразительные средства его языка просты, исполнены строгости и ясности.
На дом задаётся проанализировать 1-2 стиха И.А.Бунина ( По выбору учащегося).
Список литературы.
1. И. Бунин. Стихотворения: хх век: поэт и время.- Москва, «Молодая гвардия», 1990.
2. Серебряный век русской поэзии. Серия «Библиотека словесника»- сост., вступ. ст., примеч.Н.В. Банникова. - М. Просвещение, 1993.
3. А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. Русский язык. 10-11. Грамматика. Текст. Стили речи. - Москва, Просвещение, 2007.
4. К.А. Войлова, В.В. Леденёва, Контрольные и проверочные работы по русскому языку. 10-11классы. - Москва, «Дрофа», 2000.
Комментарии.
1.Урок очень понравился богатством материала,умением выпускников разбираться в сложных вопросах лингвистического анализа текста,творчески подходить к решению поставленной задачи. Я не первый раз посещаю подобные уроки у Веры Филипповны и каждый раз поражаюсь её творческому подходу к каждому уроку,эрудиции её учеников.Камаева Татьяна Вячеславна,учитель русского языка и литературы.
2.Чтобы проводить такие уроки,нужна огромная подготовка,большое желание научить учащихся любить лирику и уметь разбираться в изобразительно-выразительных средствах языка. Ребята работают как настоящие исследователи,делают соответствующие выводы,очень увлечены работой.Большое спасибо за урок.Куанышбаева Гульсин Абухановна,учитель английского языка.
3.Я учитель физики,молодой специалист,далёкий от лирики,но урок мне очень понравился ,я даже по-другому теперь отношусь к стихам. Большое спасибо! Сейтказиева Гульсара Захарнаевна,учитель физики.
4.Обязательно ,когда у меня будут старшие классы,буду проводить подобные уроки. Но готовить учеников к таким исследованиям я начну с 5-ого класса,буду уделять больше внимания вопросам языка художественных произведений. Это прекрасный урок,он меня многому научил.Кузовлёва Оксана Васильевна, учитель русского языка и литературы.
5.Урок действительно нестандартный. Многие учителя боятся брать такие уроки. Они требуют большой творческой подготовки. Спасибо за такой урок.Он поможет многим словесникам обратить внимание на анализ произведений в единстве формы и содержания.Попова Галина Николаевна,учитель русского языка и литературы.