kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Изобразительно-выразительные средства. Метафора. Эпитет

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок развития речи в 5 классе способствует знакомству учащихся с изобразительно-выразительными средствами языка., помогает развить речевую культуру учащихся, воспитывает уважение к русскому языку.Тема урока раскрывается на примере поэзии А.С. Пушкина.  Ребята работают со словом, его грамматическим и лексическим значением, знакомятся с понятиями "метафора" и "эпитет". Для отрботки правил грамматики предложент текст Д.С. Лихачева.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Изобразительно-выразительные средства. Метафора. Эпитет»

Васильева Е.Н.,

учитель русского языка и литературы

МБОУ гимназии № 2

г. Георгиевска Ставропольского края


Урок развития речи. 5 класс.

Изобразительно-выразительные средства.

Метафора. Эпитет.


Цели урока:

  • познакомить учащихся с изобразительно-выразительными средствами языка;

  • развивать речевую культуру учащихся;

  • воспитывать уважение к русскому языку.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска.


Ход урока.

1. Организационный момент (приветствие).

2. Введение в тему урока.

Учитель:

Дорогие ребята, сегодня у нас с вами не совсем обычный урок. Я бы его назвала уроком изящной словесности. На нём мы познакомимся с изобразительно-выразительными средствами языка. А поэзия А.С.Пушкина, на мой взгляд, как нельзя более точно поможет нам раскрыть тему урока, которая звучит так: «Изобразительно-выразительные средства. Метафора. Эпитет» (запись в тетрадях темы урока). Образно тему можно сформулировать так: «Каждое слово необъятно, как поэт…»

Наш урок связан с ещё одним важным событием в вашей жизни. Совсем недавно вы были посвящены в гимназисты. Это торжество в нашей гимназии всегда связано с днём открытия Царскосельского Лицея, в котором учился А.С.Пушкин.

«Лицей» и «лицеист». Какие яркие и звучные слова. А знаете ли вы, что они обозначают?

3. Словарная работа.

(На доске написаны слова и их лексические значения).

-Составьте предложения с этими словами и запишите в тетрадь.

Учитель:

- Итак, вы записали новые слова, которые тесно связаны с датой 19 октября. В этот день ежегодно отмечается открытие Лицея в Царском Селе. Я предлагаю вам совершить небольшой исторический экскурс. Подготовить его мне помогли ваши одноклассники. Им слово.

4. Демонстрация презентации.

5. Учитель:

- Спасибо, ребята. Я думаю, вы поняли, что предметом нашего разговора будет поэзия А.С. Пушкина, а в центре, конечно, будет СЛОВО. Ведь каждое слово необъятно, как поэт. Постараемся в этом убедиться.

- Начнём с определения самой сути слова (Слайд 1 «СЛОВО»).

Учитель:

- Что мы определяем у слова, когда работаем с толковым словарём? (Его лексическое значение). У каждого слова есть одно или несколько лексических значений. Добавим запись.

Обратимся к стихотворению А.С.Пушкина «И.И.Пущину». Он посвятил его своему лицейскому другу. (Слайд 2).

- Определите лексическое значение выделенных слов. (Работа с текстом).

(Бесценный – очень ценный, неоценимый; благословил – напутствовал, перекрестил, благодарил; огласил – прочитал вслух, наполнил громкими звуками; провиденье – судьба, высшее существо, его действия).

Учитель:

- Удивительно, как одно стихотворение помогло узнать новые слова, обогатило ваш лексический запас. Когда мы знаем, что обозначает слово, то можем представить себе картину, созданную художником слова.

- Что вы представляете себе, когда читаете строки:

Когда мой двор уединенный,

Печальным снегом занесенный,

Твой колокольчик огласил.

(Ученики рисуют словесные картины).

- Какие слова, на ваш взгляд, говорят об одиночестве поэта, находящегося в ссылке в Михайловском?

- Скажите, а слово «печальный» поэт употребил в прямом или переносном значении? (В переносном).

- Совершенно верно, чтобы усилить ощущение одиночества, поэт использует такое изобразительное средство языка, как эпитет. (Эпитет - это художественное, образное определение. Эпитеты позволяют автору не только наиболее ярко описать предмет, но и выразить к нему своё отношение).

- Мне бы хотелось обратить ваше внимание на то, какими эпитетами А.С. Пушкин «награждает» своего лицейского друга: первый, бесценный.

- По-вашему, слово «первый» здесь имеет только порядковое значение? (Главный, значимый).

- Я прочитаю вам два отрывка из стихотворений «Разлука» и «Товарищам», а вы постарайтесь услышать, какими ещё эпитетами поэт называет своих лицейских друзей.

1. Лицейской жизни милый брат,

Делю с тобой последние мгновенья.

2. Промчались годы заточенья;

Недолго, мирные друзья,

Нам видеть кров уединенья

И царскосельские поля.

(Эпитеты «милый», «мирные»).

-Какую роль играют эти эпитеты, а также «первый», «бесценный»?

(С их помощью поэт выражает свое отношение к друзьям).


- Я предлагаю вам послушать отрывок из стихотворения «19 октября». Может быть, когда-нибудь кто-то из вас напишет строки, подобные пушкинским, о своих друзьях – гимназистах.

Ученик:

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он, как душа, неразделим и вечен –

Неколебим, свободен и беспечен,

Срастался он под сенью дружных муз.

Куда бы нас ни бросила судьбина

И счастие куда б ни повело,

Всё те же мы: нам целый мир чужбина;

Отечество нм Царское Село.


Учитель:

- Итак, говоря о лексическом значении, мы увидели еще одно свойство слова: создавать образы. Продолжим нашу схему. (СЛАЙД 3 «ОБРАЗНОСТЬ»).

- Ребята, как вы думаете, в стихотворениях на какую тему мы найдем больше всего эпитетов и метафор? (В стихотворениях о природе).

- У А.С. Пушкина немало стихотворений о природе, но особенно много написано об одном времени года, об осени.

- Послушайте, как пишет об этом поэт. (Слайд 4 с отрывком из стихотворения «Осень»).

Ученик:

Дни поздней осени бранят обыкновенно,

Но мне она мила, читатель дорогой,

Красою тихою, блистающей смиренно.

Так нелюбимое дитя в семье родной

К себе влечет. Сказать вам откровенно,

Из годовых времен я рад лишь ей одной.

В ней много доброго…


Учитель:

- Нам поздняя осень тоже подарила дни, «смиренно блистающие красою тихою». И мы с удовольствием ими наслаждаемся перед долгой зимой. У вас на столах лежит текст, с отрывком из стихотворения «Осень». Давайте прочитаем его и поработаем над ним. (Текст распечатан для каждого ученика).

Учитель:

- Назовите самые яркие, на ваш взгляд, образы?


- Как вы понимаете выражение «пышное природы увяданье»?

(Яркие цвета, восхищающие взгляд, но, к сожалению, быстро увядающие).


- Как вы понимаете выражение «в багрец и золото одетые леса»?

(Ученики высказывают свои мнения).


- В прямом ли значении употреблено слово «золото»?

(В переносном. Автор сравнивает цвет листьев с цветом драгоценного металла. В основе этого сравнения лежит сходство внешних признаков. Такой приём скрытого сравнения называется метафорой.)


- Скажите, пожалуйста, можно ли найти в этом стихотворении еще метафору? (Зимы угрозы).


- Итак, с какими изобразительно – выразительными средствами языка мы познакомились сегодня на уроке?

- Что мы называем эпитетом?

- Что мы называем метафорой?

- Давайте проверим себя. (Слайд 5 с определениями понятий).


Учитель:

- Ребята, согласитесь, что стихотворения А.С.Пушкина не были бы столь совершенными, если бы сам поэт не владел грамматическими нормами. И вновь обращаюсь к нашей схеме. (Переход к слайду СЛОВО – ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ).


- А теперь проверим, как вы владеете грамматикой. (Переход к слайду 6 с текстом Д.С. Лихачева.) Включение интерактивного режима.


На интерактивной доске открывается текст Д.С. Лихачева. Учитель читает текст. Предлагается выполнить ряд заданий.

(1 ученик работает у доски, вставляет пропущенные буквы. Объяснение орфограмм. Класс в тетрадях выполняет задания по вариантам).


(Проверка выполненного задания).

6. Подведение итогов.


Учитель:

- Итак, надеюсь, что вы убедились в том, что каждое слово необъятно, как поэт.

- Скажите, какими же свойствами может обладать слово?

( Лексическим значением, образностью и грамматическим значением).


- Желаю вам относиться к слову бережно и не забывать, какой силой оно обладает. (Слайд 7 «Д/З»)

- А в качестве домашнего задания предлагаю вам творческую работу на одну из тем:

«Друзья мои, прекрасен наш союз!»

«Каждое слово необъятно, как поэт».

«Унылая пора! Очей очарованье!»


- Закончить наш урок хочу словами поэтессы Новеллы Матвеевой, которые, на мой взгляд, тесно связаны с темой сегодняшнего разговора: (Слайд 8).

Когда потеряют значенья слова и предметы,

На землю для их обновленья приходят поэты…


.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Изобразительно-выразительные средства. Метафора. Эпитет

Автор: Васильева Елена Николаевна

Дата: 08.08.2015

Номер свидетельства: 224668


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства