Просмотр содержимого документа
«Изобразительно-выразительные средства»
Изобразительно-выразительные средства языка. Тропы, их роль в тексте
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Постановка целей.
3. Введение в тему.
– Прочитайте стихотворение О.Э.Мандельштама. Ответьте на вопрос: “Понравилось ли Вам стихотворение? Какие чувства оно у вас вызвало”?
Мне холодно. Прозрачная весна В зеленый пух Петрополь одевает, Но, как медуза, невская волна Мне отвращенье легкое внушает. По набережной северной реки Автомобилей мчатся светляки, Летят стрекозы и жуки стальные, Мерцают звезд булавки золотые, Но никакие звезды не убьют Морской волны тяжелый изумруд.
– Можно ли буквально воспринять то, о чем говорится в этом стихотворении?
– С помощью чего автору удалось достичь подобного эффекта выразительности?
4. Актуализация темы (зрительное восприятие языкового материала).
Главное в понятии “выразительность” для художественной речи – это способность художественного произведения оказывать на читателя эмоциональное, эстетическое воздействие, создавать яркие образы, поэтические пейзажи и т. п.
Выразительность речи достигается разными способами и средствами:
Основная задача сегодняшнего урока – повторить и обобщить лексические виды изобразительно-выразительных средств – тропы.
– Откройте тетради, запишите дату, тему урока и эпиграф в тетрадь.
“В каждом слове бездна пространства; каждое слово необъятно, как поэт. Слов немного, но они так точны, что обозначают все”. Н. В. Гоголь
– Как вы понимаете слова Н.В.Гоголя?
Многие слова русского языка могут выступать в качестве тропов.
– Найдите примеры тропов в тексте стихотворения О.Э.Мандельштама, выпишите их в тетрадь.
– Определите их функцию в стихотворении.
5. Повторение теоретического материала (самостоятельная работа с учебником).
– Внимательно прочитайте теоретический материал на с.30-31, сделайте краткий конспект в тетради.
– Есть ли в статье учебника новая для вас информация, какая? (Слайд.)
Слово в контексте художественного произведения часто может восприниматься иначе, иногда в полном противоречии со своим обычным лексическим значением, при этом даже нарушая привычную логику речи. Тогда и возникает понятие тропа.
Но отношение к использованию в речи изобразительно-выразительных средств, в частности, тропов, далеко не однозначно.
6. Организация наблюдения над материалом. Постановка проблемного вопроса.
По образному определению В.Хлебникова, поэта серебряного века, “…слова особенно сильны, когда они имеют два смысла, когда они живые глаза для тайны и через слюду обыденного смысла просвечивает второй смысл…” (Слайд.)
Другое мнение приводит К.И.Чуковский в своей книге “Живой, как жизнь”, он пишет, что многие считают использование образных средств “вопиющей безграмотностью”, приводя в пример мнение одного из читателей, который с негодованием восстает против двустишья в книге поэта В.Сергеева:
Он мог бы сеять, плотничать, ковать, Но вот не вышло – жизнь дала осечку… (Слайд.)
Молодой человек утверждает, что эта образность ему не понятна и потому не допустима в стихах, так как, по его мнению, “давать осечку может только ружье”.
Проблемный вопрос:
Придают ли изобразительно-выразительные средства, в частности тропы, особое звучание художественной речи?
7. Исследовательская работа.
– Сравните два текста, объединенные одной темой “Итоги прожитой жизни”. Сделайте вывод о содержании прочитанного.
В трудном ритме прошли года… Я обрел свое имя! Я друзьями горжусь всегда, Рад бы быть вместе с ними!
Все тогда на земле своей Дружно делали дело Для своих войсковых частей И – в разумных пределах! Горд – мне также выпала честь Быть на службе в те годы! У меня, значит, право есть Позабыть все невзгоды!
(Слайд, распечатка.)
А я вам говорю, что нет Напрасно прожитых мною лет, Ненужно пройденных путей, Впустую слышанных вестей. Нет невоспринятых миров, Нет мимо розданных даров, Любви напрасной тоже нет – Любви обманутой, больной, – Ее нетленно чистый свет Всегда во мне, всегда со мной. И никогда не поздно снова Начать всю жизнь, начать весь путь, И так, чтоб в прошлом бы – ни слова, Ни стона бы не зачеркнуть.
– Какой из текстов Вам понравился больше? Почему?
– Какие языковые отличия Вы нашли в текстах?
– У кого из авторов получились стихи, а кого “рифмованные строчки”? Почему?
– В каком стихотворении есть подтекст? О чем он говорит?
– С помощью каких языковых средств создается образность во втором стихотворении? -Найдите примеры в тексте.
– Запишите кратко ответ в тетрадь, аргументируя свое мнение.
– Прочитайте отрывок из романа М.Ю.Лермонтова “Герой нашего времени”.
Славное место эта долина! Со всех сторон горы неприступные, красноватые скалы, обвешанные зеленым плющом и увенчанные куполами чинар, желтые обрывы, исчерченные промоинами, а там высоко-высоко золотая бахрома снегов, а внизу Арагва, обнявшись с другой безыменной речкой, шумно вырывающейся из черного, полного мглою ущелья, тянется серебряной нитью и сверкает, как змея своею чешуею.
(Слайд, распечатка.)
Заполните таблицу:
Образные средства
Пример из текста
Метафора
Бахрома снегов
Эпитет
Черного, полного мглою (ущелья)
Олицетворение
Обнявшись с другой… речкой
Сравнение
Как змея своею чешуею, серебряной нитью
– Попробуйте мысленно исключить тропы из текста отрывка. Что изменилось? Сделайте вывод.
– Опираясь на свои наблюдения, ответьте на вопрос:
Придают ли изобразительно-выразительные средства особое звучание художественной речи?
8. Уточнение и углубление понимания роли тропов в тексте с помощью данных в учебнике упражнений.
– Продолжите свои наблюдения над ролью тропов в художественном тексте:
– упр. 25,с.33
Дополнительное задание:Выпишите выделенные слова с подходящими им по смыслу в два столбика: 1). Словосочетания. 2).Грамматические основы. Обоснуйте (устно) свой выбор.
– упр.6, с.14
Дополнительное задание: Ответьте на вопрос: “Что послужило основанием для переноса значения в приведенных примерах”? В каких жанрах литературы и УНТ часто используются эти образы?
9. Подведение итогов урока:
Какие изобразительно-выразительные средства языка относятся к лексическим?
Приведите примеры использования тропов в речи.
Какова их роль в текстах художественных произведений?
С какой новой для вас информацией вы познакомились на уроке, какой вывод для себя сделали?(Слайд.)
10. Выполните итоговый тест – установите соответствие. (Слайд.)
(Тест с самопроверкой.)
11. Оценивание работы (комментарий), выставление отметок.
12. Домашнее задание: повторить §3, упр.7,8,9 (по заданию).
Список литературы:
№ 1
(1) Одна из загадочных и, может быть, трагических особенностей жизни заключается в том, что, вырастая, мы поразительно быстро забываем душевное состояние детства, оттенки этих состояний. (2) В редкие высокие минуты детство в нас оживает. (3) Но ощущаем ли мы в будничном течении дней понимание детства как чего-то духовно близкого, совершенно родного? (4) Многие ли могут вслед за Сент-Экзюпери повторить: «Я из страны детства...»? (5) «Дети — поэты, дети — философы», — утверждает Я. Корчак. (6) Поэты, потому что сильно радуются и сильно горюют; философы, потому что склонны глубоко вдумываться в жизнь. (7) А потом? (8) Куда это уходит? (9) Почему, когда маленькие становятся большими, поэты и философы — редкость? (Е. Богат)
Основную тему данного отрывка прежде всего позволяют определить (А)______, которые неоднократно повторяются в первом абзаце. Текст Е. Богата пронизан сожалением о том, что люди, вырастая, теряют «душевное состояние детства». Призывая читателей задуматься над поднятыми проблемами, автор использует(Б) _______ (предложения 3, 4, 8, 9). Свои чувства Е. Богат пытается передать с помощью удачно подобранных(В) ______ («загадочных и трагических особенностей жизни», «высокие минуты», «поразительно быстро» и др.). Для обоснования своей позиции автор прибегает к (Г)________ (предложение 5).
Список терминов: 1) метафора 2) фразеологизм 3) ключевые слова 4) синтаксический параллелизм 5) риторический вопрос 6) цитация 7) гипербола 8) инверсия 9) эпитеты 10) сравнительный оборот
№ 2.
(1) Вечер. И вода, и небо, и ветер — как свинец... (2) И ночью — буря. (3) Небо звездно, в небе Большая Медведица и Полярная звезда, но под небом все сошло с угла. (4) Домищи волн лезут на корабль, пенятся, гремят, ревут ветром, бьют через борты, влезают на нос и корму, друг на друга, на небо; ветер рвет пену, и она несется над водой, над кораблем, к звездам. (5) Мрак черен. (6) Весь корабль завинчен, заклепан, завязан. (7) И, конечно, тут, в бурю, в страданиях, у корабля возникает душа, злая душа, враждебная человеку, ибо весь корабль, дрожащий, мечущийся, злой — каждой своей стальной частью — столковывается с морем, с морским чертом, чтобы выкинуть, отдать морю людей, скинуть их с себя — их и их вещи; по кораблю нельзя ходить, можно только ползать, держась за тросы, вместе с тросами взлетая над водой, вместе с тросами исчезая в воду... (Б. А. Пильняк)
Текст Б. А. Пильняка чрезвычайно интересен, красочен и богат средствами языковой выразительности. Изображая природные стихии, их силу и мощь, автор использует ___ («и вода, и небо, и ветер — как свинец»), ______ («домищи волн лезут, ревут»), а также ряды ________ («влезают на нос и корму, друг на друга, на небо»), которые создают прием ________. Много в тексте ________ («мрак черен», «злая душа», «корабль, дрожащий, мечущийся, злой»). Динамический характер тексту придает использование большого числа ______, которые показывают быструю смену действий, разнообразие и стремительность происходящих событий. В данном отрывке это морфологическое средство является одним из наиболее значимых.
Список терминов: 1) метафора 2) фразеологизм 3) эпитет 4) синтаксический параллелизм 5) градация 6) метонимия 7) гипербола 8) инверсия 9) эпитеты 10) сравнительный оборот 11) суффиксы субъективной оценки 12) глаголы 13) однородные члены 14) неполные предложения 15) конструкции разговорного синтаксиса