Изменение союзного слова КОТОРЫЙ во множественном числе
Изменение союзного слова КОТОРЫЙ во множественном числе
Тема: Изменение союзного слова КОТОРЫЙ во множественном числе Цели: 1. формировать у учащихся понятие об изменении союзного слова который по падежам, о его синтаксической роли в предложении; 2.развивать умение выполнять морфологический разбор причастия; 3.воспитывать интерес к книгам, желание их читать. Тип урока: комбинированный Оборудование урока, литература: интерактивная доска, учебное пособие, электронный учебник Ход урока: 1.Организационный момент. 2.Опрос домашнего задания № 193, стр.121 3.Повторение изученного материала. *Прочтите высказывания известных людей о книге, стр.125 (№ 202). *Какие высказывание вам понравилось больше других? Почему? *Переделайте третье предложение в простое с причастным оборотом: Книги, рассказывающие об искусстве, быстро раскупаются. *Объясните постановку знаков препинания. *Выполните морфологический разбор причастия из предложения –РАССКАЗЫВАЮЩИЕ (причастие, обозначает признак предмета по действию, образовано от глагола рассказывать. Н.ф. – рассказывающий, действительное, несовершенного вида, настоящего времени, именительного падежа, множественного числа. Синтаксическая роль – согласованное определение.) 4. Изучение нового материала В сложноподчинённом предложении с придаточным определительным союзное слово КОТОРЫЙ может употребляться во множественном числе. Во множественном числе союзное слово который согласуется с определяемым словом в падеже. Как определить синтаксическую роль союзного слова в предложении? Так как который – это местоимение в роли союзного слова, замените его тем существительным, которое оно заменяет, задайте к нему вопрос, например, Я был в лесу, который находится недалеко от нашего села. Рассуждаем так: который заменяет слово ЛЕС, следовательно слово который будет подлежащим, так как отвечает на вопрос (что?) 5.Закрепление изученного материала № 201, стр.125 № 202, стр.125 6. Домашнее задание. № 203, стр.126
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
*Выполнение синтаксического разбора простых предложений из своих текстов на выбор (3 человека у доски)
5. Домашнее задание.
№ 13, стр.15
6.Итог урока.
9 класс Урок 3 Русский язык
Тема: Понятие о сложном предложении
Цели: 1.формировать у учащихся понятие о сложном предложении;
2.развивать навыки различения сложных союзных предложений от сложных бессоюзных предложений;
3.воспитывать интерес к национальным традициям своего и других народов.
Тип урока: комбинированный
Оборудование урока, литература: интерактивная доска, учебное пособие, таблица «Типы сложных предложений», электронный учебник.
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Опрос домашнего задания
№ 13, стр.15
-Что такое словосочетание?
-Назовите типы связи в словосочетании.
3.Повторение изученного материала.
* Чтение текста «Народные традиции», стр. 19
* Ответы на вопросы, стр. 20
* Выполнение грамматических разборов
-черта – фонетический разбор
-наша планета, цвет кожи, известно отчасти – синтаксический разбор
4. Изучение нового материала
Изучение нового материала по электронному учебнику и по таблице «Типы сложных предложений»
Сложное предложение
Союзное
Бессоюзное
Сложносочиненное Сложноподчиненное
5.Закрепление изученного материала
№ 17, 22, 25
6. Домашнее задание.
№ 21, стр.22
7.Итог урока.
11 класс Русский язык
Тема: Контрольный диктант «Узлы и зарубки» (сбд. 55). Работа над ошибками.
Цели: 1. контроль и оценка знаний и умений учащихся;
2. развивать у учащихся грамотность, орфографическую зоркость;
3. воспитывать у учащихся интерес к слову, желание читать, расширение кругозора.
Тип урока: урок-контроль
Наглядные пособия, литература: сборник диктантов и изложений.
Работа со словами: царь Дарий, скифы, писатель Геродот
Ход урока:
Организационный момент.
- рапорт дежурного
-целевые установки
Знакомство с текстом.
Узлы и зарубки
Во время военного похода персидский царь Дарий оставил для охраны переправы через реку Дунай отряд воинов. Он отдал им кожаный пояс со множеством узлов и приказал с первого дня своего похода на скифов каждый день развязывать на нем по одному узлу. Когда минует число дней, означенное узлами, воины должны будут вернуться на родину. Эту историю о записи чисел с помощью узлов рассказал нам древнегреческий писатель Геродот.
А запись чисел зарубками на палках, черточками или точками на коре и листьях растений была распространена у многих народов. В России сохранилось выражение: «Заруби себе на носу». Оно говорит о том, что для запоминания чего – либо важного следует сделать зарубку. Словом «нос», произведенным от слова «носить» в старые времена называли небольшие палочки, которые многие люди носили при себе и на которых делали соответствующие количества зарубок, меток, что бы запомнить нужное число.
3. Словарная работа.
4. Запись диктанта.
5. Проверка диктанта.
6. Итог урока.
9 класс Урок 5 Русский язык
Тема: Понятие о ССП (сложносочиненном предложении)
Цели: 1. формировать у учащихся понятие о ССП, о сочинительных союзах;
2. развивать навыки грамматических разборов;
3. воспитывать усидчивость, внимательность.
Тип урока: комбинированный
Оборудование урока, литература: интерактивная доска, учебное пособие
Ход урока:
1. Организационный момент
2. Опрос домашнего задания
№20, стр 22
3. Повторение изученного материала
Фонетический разбор слова земля, солнце
Синтактический разбор словосочетаний: открыл окно, иногда засыпает, четвертый сезон.
4. Изучение нового материала
равноправны
, союз
сочинительные союзы: и, ни... ни, а, но, однако, зато, или, либо, то... то, либо ... либо.
Тоооо
то
солнце тусклое блестит, туча черная висит.
То , то .
5.Закрепление изученного материала
№28, стр27 .
№ 29, стр 27 .
№30, стр 28.
№31, стр 28.
6. Домашнее задание.
№26, стр.26
7.Итог урока.
9 класс Урок 6 Русский язык
Тема: Сложносочиненные предложения с противительными союзам
Цели: 1. формировать у учащихся понятие о противительных союзах;
2. развивать умение подбирать к словам синонимы, антонимы, определить значение фразеологизмов;
3. воспитывать интерес к предмету русский язык.
Тип урока: комбинированный
Оборудование урока, литература: интерактивная доска, учебное пособие,раздаточно – дидактический материал (Лексика и фразеология стр1, стр2.)
Ход урока:
1. Организационный момент
2. Опрос домашнего задания
№26, стр 26
-Какие предложения называются сложносочиненными?
3. Повторение изученного материала.
работа сраздаточно – дидактическим материалом по теме «Лексика и фразеология»
4. Изучение нового материала
Противительные союзы: а, но, однако, зато, же
зато
Корень учения горек, плоды его сладки.
, зато
5.Закрепление изученного материала
№33, стр29 .
№ 34, стр 30 .
№35, стр 30.
6. Домашнее задание.
№ 32, стр.29
7.Итог урока.
9 класс Урок 7 Русский язык
Тема: Изложение по тексту упр. 39 «Рождение озера»
Цели: 1. контроль и оценка знаний учащихся;
2.развитие у учащихся речи, памяти и мышления
3.воспитывать интерес и бережное отношение к окружающей природе.
Тип урока: урок – контроль
Оборудование урока, литература: интерактивная доска, учебное пособие
Ход урока:
1.Организационный момент.
2. Подготовка к изложению
-Чтение текста № 39, стр.32
-Словарная работа:
Памир, Мургаб, Сарез, обвал, запрудил
-Составление плана к изложению.
- Пересказ текста по плану.
-Работа по синтаксису :
-Есть ли в тексте сложные предложения?
-Есть ли в тексте предложения с уточняющими членами предложения?
-Найдите их.
3.Письменная самостоятельная работа по изложению текста.
Учащиеся самостоятельно по плану излагают текст изложения
6. Домашнее задание.
Повторение правил, стр.25-29
7.Итог урока.
9 класс Урок 8 Русский язык
Тема: Сложносочиненное предложение с соединительными союзами
Цели: 1.формировать у учащихся понятие о сложносочиненном предложении с соединительными союзами;
2.развивать навыки выполнения грамматических разборов;
3. воспитывать чувство патриотизма, гордость за свою страну.
Тема: Порядок разбора сложносочиненного предложения
Цели: 1.формировать у учащихся умение выполнять полный синтаксический разбор сложносочиненного предложения;
2.развивать речь, мышление и память;
3.воспитывать интерес к окружающей нас среде.
Тип урока: комбинированный
Оборудование урока, литература: интерактивная доска, учебное пособие
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Опрос домашнего задания
№ 65, стр 44
- Расскажите все о сложносочиненном предложении.
3.Повторение изученного материала.
*Выписать из задания № 66, стр.45 словосочетания, выполнить их синтаксический разбор.
4. Изучение нового материала
*Старый князь был еще в городе, и его ждали каждую минуту.
(Это предложение сложное, союзное, сложносочиненное, состоит из двух простых равноправных предложений со значением одновременности событий, связаны сочинительным соединительным союзом «и». Первое простое предложение – повествовательное, невосклицательное, двусоставное, распространенное, полное. Второе простое – повествовательное, невосклицательное, односоставное, неопределенно- личное,рапространенное, неполное). Схема
5.Закрепление изученного материала
1.Чтение стихотворения Пушкина «Обвал», стр.46
- Какое явление описал Пушкин? (выполнить синтаксический разбор первого предложения)
- Задание 68, стр.46 (3 часть)
6. Домашнее задание.
№ 68 (1,2 части)
№ 71 (тест)
7.Итог урока.
9 класс Урок 14 Русский язык
Тема: Понятие о сложноподчиненном предложении
Цели: 1.формировать у учащихся понятие о сложноподчиненном предложении;
2.развивать умение выполнять полный синтаксический разбор сложносочиненного предложения;
*Выполнение синтаксического разбора предложения «Пушкин есть…»
4.Изучение нового материала
X →с какой целью?
*Запись предложения: [Я хочу жить], (чтобы мыслить и страдать.)
[ глагол... ], ( чтобы )
↓ ↓
главное придаточное
(поясняет один член предложения или одно слово в главном)
*Объяснение новой темы по э/у и таблице «Подчинительные союзы»
5.Закрепление изученного материала
№76, стр.52 (вставить союзы, начертить схему)
№ 78, стр.54 (работа по таблице)
№ 79, стр.55
6. Домашнее задание.
№ 77, стр.53
7.Итог урока.
9 класс Урок 15 Русский язык
Тема: Контрольный диктант «Казахстан - 2030»
Цели: 1.контроль и оценка знаний учащихся;
2.развитие навыков орфографической грамотности;
3.воспитывать чувство патриотизма.
Тип урока: урок – контроль
Оборудование урока, литература: интерактивная доска, сборник диктантов
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Первичное чтение текста.
Казахстан – 2030
Наше молодое государство вырастет и возмужает, наши дети и внуки вырастут вместе с ним.
Граждане 2030 года будут уверены, что государство защитит их права и будет отстаивать их интересы.
Казахстан 2030 года должен стать чистой и зеленой страной со свежим воздухом и прозрачной водой. Промышленные отходы и радиация не будут проникать в наши дома и сады.
В 2030 году наши потомки будут жить в стране, которая не будет более находиться на задворках мировых событий.
В стране будут жить представители многих национальностей, уверенных в равных возможностях для них, но считающих себя прежде всего гражданами Казахстана.
Казахстан 2030 года ещё не будет совершенен. Он не станет самой богатой, самой образованной, самой развитой страной в мире, но он успешно пройдет сложный путь и твёрдой поступью вступит в следующий этап развития. (131 слово)
Словарная работа: поступью, отстаивать, задворки
Чтение текста учителем и запись учащимися под диктовку.
Проверка написанного.
Итог урока.
9 класс Урок 16 Русский язык
Тема: Сложноподчинённые предложения с придаточными условными
Цели: 1.формировать у учащихся понятие о придаточном условном в сложноподчинённом предложении;
2.развивать у учащихся навыки расстановки знаков препинания в СПП;
3.воспитывать интерес к народным природным приметам.
Тип урока: комбинированный
Оборудование урока, литература: интерактивная доска, учебное пособие, электронный учебник
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Опрос домашнего задания
№ 77, стр.53
3.Повторение изученного материала.
*Выполнение грамматических разборов
Я1 вспоминаю3 леса, озёра3, парки и небо4.
4. Изучение нового материала
если
коли
раз
, .
Придаточное Главное
(относится ко всему главному, называет
условие, при котором происходит действие в главном)
*Просмотр темы по электронному учебнику
5.Закрепление изученного материала
№84, стр.59
№92, стр.61
6. Домашнее задание.
№ 87, стр.60
7.Итог урока.
9 класс Урок 17 Русский язык
Тема: Отработка порядка разбора сложноподчиненного предложения
Цели: 1.формировать у учащихся умение выполнять полный синтаксический разбор сложноподчиненного предложения;
2.развивать навыки выполнения синтаксического разбора предложений;
3.воспитывать интерес к разделу «Синтаксис русского языка».
Тип урока: урок- закрепления
Оборудование урока, литература: интерактивная доска, учебное пособие, электронный учебник
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Опрос домашнего задания
№ 87, стр.60
3.Закрепление изученного материала
*Вспомнить материал о сложных предложениях по повторному просмотру электронного учебника
*Работа над текстом «Как утолить жажду», стр.62
-Прочтите текст
-Ответьте на вопросы, стр.62
-выполните задания к тексту.
* Разбор сложноподчинённого предложения
-Познакомьтесь с порядком разбора на стр.66
Образец: Если пить очень много, увеличивается нагрузка на сердце и почки.
Это предложение сложное, союзное, состоит их двух простых предложений, связанных подчинительной связью. Второе предложение – увеличивается нагрузка на сердце и почки – является главным, а первое – Если пить очень много – придаточным условным, т.к. оно указывает на условие того, о чём говориться в главном, отвечает на вопрос: при каком условии?, относится ко всему главному предложению и связывается с ним союзом если.
*Разобрать каждое предложение как простое + схема.
-Разбор еще одного предложения по данному образцу (на выбор).
4. Домашнее задание.
№ 93, стр.61
5.Итог урока.
9 класс Урок 18 Русский язык
Тема: Отработка порядка разбора сложноподчиненного предложения
Цели: 1.формировать у учащихся умение выполнять полный синтаксический разбор сложноподчиненного предложения;
2.развивать навыки выполнения синтаксического разбора предложений;
3.воспитывать интерес к разделу «Синтаксис русского языка».
Тип урока: урок- закрепления
Оборудование урока, литература: интерактивная доска, учебное пособие, электронный учебник
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Опрос домашнего задания
№ 93, стр.61
3.Закрепление изученного материала
*Чтение текста «Чистый родник», стр.63
*Ответить на вопросы, стр.64
-*Составьте план к тексту «Чистый родник»
*Найдите в тексте сложнопдчинённые предложения с придаточными условными
*Выполните полный синтаксический разбор одного из выбранных предложений. Образец: Если бы вода в этом роднике стояла бы спокойно, то его не замутили бы травы и мусор
Это предложение сложное, союзное, состоит их двух простых предложений, связанных подчинительной связью. Второе предложение – то его не замутили бы травы и мусор – является главным, а первое – Если бы вода в этом роднике стояла бы спокойно – придаточным условным, т.к. оно указывает на условие того, о чём говориться в главном, отвечает на вопрос: при каком условии?, относится ко всему главному предложению и связывается с ним союзом если.
*Разобрать каждое предложение как простое + схема
-Разбор еще одного предложения по данному образцу (на выбор).
4. Домашнее задание.
№ 100, стр.64 (пересказ)
5.Итог урока.
9 класс Урок 19 Русский язык
Тема: Сложноподчинённые предложения с придаточными цели
Цели: 1.формировать у учащихся понятие о сложноподчиненном предложении с придаточным цели;
2. развивать навыки выполнения грамматических разборов;
3. воспитывать желание изучать языки.
Тип урока: комбинированный
Оборудование урока, литература: интерактивная доска, учебное пособие, электронный учебник
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Опрос домашнего задания
№ 100, стр.64 (пересказ)
3.Повторение изученного материала.
* Работа над текстом «Языки и люди», стр.68
*Ответы на вопросы к тексту, стр.69
*Выписать словосочетания, выполнить их синтаксический разбор.
4. Изучение нового материала
Придаточные цели в СПП указывают на цель того, о чём сообщается в главном. Отыечают на вопросы: зачем?, с какой целью? для чего? и связываются обычно союзом ЧТОБЫ. Придаточное может находиться в любой позиции по отношению к главному. Иногда в главном предложении может быть указательное слово
« ( для) того»: Он переплыл реку для того, чтобы сократить путь
5.Закрепление изученного материала
№ 101, стрр.67
№ 105, стр.70 (устно)
№ 106, стр.70
6.Домашнее задание.
№ 108, стр.71
7.Итог урока.
9 класс Урок 20 Русский язык
Тема: Сложноподчинённые предложения с придаточными причины.
Цели: 1. Формировать у учащихся понятие о придаточных причины;
2. развивать умение выполнять синтаксический разбор предложения;
3.воспитывать чувство патриотизма.
Тип урока: комбинированный
Оборудование урока, литература: интерактивная доска, учебное пособие, электронный учебник
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Опрос домашнего задания
№ 108, стр.71
3.Повторение изученного материала.
* Чтение текста «Родина- мать», стр.75
-Какова основная мысль текста?
*Выполнение фонетического разбора слова из текста – зовём
*Синтаксический разбор словосочетаний – нашу страну, называем матерью
4. Изучение нового материала
СПП с придаточными причины
Вопросы: отчего?, почему?
Союзы: оттого что, потому что так как
Придаточное указывает на причину того, о чем говорится в главном, может находиться перед главным и после него.
!!! Запомните, что в двойных союзах потому что и оттого что первая часть может оказаться в главной, а вторая в придаточной . Предложение с союза потому что начинаться не может, а с союзов оттого что и так как может.
Например: Так как ожидается солнечная погода, мы поедем на охоту.
Мы поедем на охоту потому, что ожидается солнечная погода.
5.Закрепление изученного материала
№ 116, стр.76
(3 ученика у доски выполняют полный синтаксический разбор предложений)
№ 117, стр.77 (самостоятельная работа)
6. Домашнее задание.
№ 119, стр.77
7.Итог урока.
9 класс Урок 21 Русский язык
Тема: Сложноподчинённые предложения с придаточными времени.
Цели: 1. формировать у учащихся понятие о придаточных времени в СПП;
2. развивать навыки выполнения морфологического разбора;
3. воспитывать интерес к окружающей нас природе.
Тип урока: комбинированный
Оборудование урока, литература: интерактивная доска, учебное пособие, электронный учебник, портрет М. Пришвина
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Опрос домашнего задания
№ 119, стр.77
3.Повторение изученного материала.
*Чтение текста «Золотой луг» (по М. Пришвину), стр. 80
*Работа по содержанию текста, стр.81
*Выполнение морфологического разбора слов из текста:
(с) братом
интересные (цветы)
раскрывают
4. Изучение нового материала
Выполнения полного синтаксического разбора предложения: У нас с братом, когда созревали одуванчики, была постоянная забава.
Вывод: Придаточное времени указывает на время действия в главном , отвечает на вопросы: когда?, с каких пор?, до каких пор? и связывается с главным союзами : когда, пока, как только, с тех пор как, в то время как.
В главном иногда может быть указательное слово ТОГДА.
Например: Она проснулась тогда, когда в избе было совсем светло.
*Версия электронного учебника
5.Закрепление изученного материала
№ 123, стр.82 (перевод с казахского языка)
№ 124, стр.82 (схемы)
6. Домашнее задание.
№ 125, стр.83
7.Итог урока.
9 класс Урок 22 Русский язык
Тема:
Сложноподчинённые предложения с придаточными места
Цели: 1. формировать у учащихся понятие о придаточных места в СПП;
2. развивать навыки выполнения морфологического и синтаксического разборов;
3. воспитывать интерес к происхождению слов, названию городов, их истории.
Тип урока: комбинированный
Оборудование урока, литература: интерактивная доска, учебное пособие, электронный учебник
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Опрос домашнего задания
№ 125, стр.83
3.Повторение изученного материала.
* Чтение текста «Легенда о названии местности Акмола», стр.88
Место придаточного: перед главным, после него, в середине главного
Там, где раньше была открытая степь, выросли многоэтажные жилые дома.
5.Закрепление изученного материала
№ 136, стр.90 (переведите на русский язык) устно
№ 137 (письменно)
№ 142, стр.94
6. Домашнее задание.
№ 139, стр.92
7.Итог урока.
9 класс Урок 23 Русский язык
Тема: Сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия
Цели: 1. формировать у учащихся понятие о придаточных образа действия в СПП;
2. развивать навыки выполнения морфологического и синтаксического разборов;
3. воспитывать интерес к творчеству О. Сулейменова
Тип урока: комбинированный
Оборудование урока, литература: интерактивная доска, учебное пособие, электронный учебник, портрет О. Сулейменова
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Опрос домашнего задания
№ 139, стр.92
3.Повторение изученного материала.
* Чтение текста «Слово об Олжасе», стр.96
-Что вы узнали нового об Олжасе Сулейменове?
*Выполнение морфологического разбора слов:1 вариант – в народе, 2- человеческом, 3 - Шокана
4. Изучение нового материала
Придаточное мета
Вопросы: как?, каким образом?
Союзные слова и союзы: как, что, чтобы, как будто, точно
Указательные слова: так
Место придаточного: после главного
Молодой певец пел так, как никто еще не пел.
так , как
5.Закрепление изученного материала
№ 148, стр.99 (переведите на русский язык) устно
№ 149, стр.99 (письменно)
6. Домашнее задание.
№ 152, стр.100
7.Итог урока.
9 класс Урок 24 Русский язык
Тема: Списывание текста «Начало творчества» с грамматическим заданием
Цели: 1. формировать у учащихся навыки грамотного списывания;
2. развивать навыки выполнения синтаксического разбора паредложения;
3. воспитывать интерес к творчеству Б. Толегеновой.
Тип урока: урок - контроль
Оборудование урока, литература: интерактивная доска, учебное пособие, материал о Б. Толегеновой
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Опрос домашнего задания
№ 152, стр.100
3. Работа над текстом «Начало творчества» , стр. 103
- Списывание текста, вставляя пропущенные буквы
-Грамматическое задание:
*Фонетический разбор слова
1вариант – что, 2 вариант – весь
*Морфологический разбор
1-в школе, 2- с девушкой
*Синтаксический разбор
1 – Она пела так же хорошо, как хороши были её глаза и весь облик.
2- Я и моя мать очень волновались, когда Бибигуль появилась перед публикой.
6. Домашнее задание.
№ 139, стр.92
7.Итог урока.
9 класс Урок 25 Русский язык
Тема: Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными
Цели: 1.формировать у учащихся понятие о придаточных изъяснительных;
2. развивать навыки выполнения синтаксического разбора предложения;
3. воспитывать желание получить хорошее образование.
Тип урока: комбинированный
Оборудование урока, литература: интерактивная доска, учебное пособие, электронный учебник, таблица «Типы сложных предложений».
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Опрос домашнего задания
№ 139, стр.92
3.Повторение изученного материала.
*Чтение текста «Компьютеры, роботы и люди», стр 105
-Какова основная мысль текста?
*Выполнение морфологического разбора глагола ПОМОГАЮТ (Какие признаки у глагола постоянные, а какие непостоянные?)
Изучение нового материала
*Изучение новой темы по таблице и по электронному учебнику
* Чтение теоретического материала из учебника
Придаточное изъяснительное поясняет сказуемое в главном предложении и отвечает на вопросы падежей (Кого? Чего? Кому? Чему? Кем? Чем? Что? О ком? О чём? )
Место придаточного: после главного
Все наблюдали, (за чем?) как стремительно поднялась ракета.
5.Закрепление изученного материала
№ 165,стр.108
№ 166, стр.108
6. Домашнее задание.
№ 170, стр.110
7.Итог урока.
9 класс Урок 26 Русский язык
Тема: Структура сложноподчинённого предложения с придаточным изъяснительным
Цели: 1. формирование у учащихся понятия о структуре СПП с придаточным изъяснительным;
2. развитие навыков выполнения грамматических разборов;
3. воспитывать любознательность.
Тип урока: комбинированный
Оборудование урока, литература: интерактивная доска, учебное пособие, э/у
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Опрос домашнего задания
№ 170, стр.110
-Какие предложения называются сложноподчиненными с придаточными изъяснительными?
-Какими союзами и союзными словами связываются с главным?
-Относятся ко всему главному или к одному слову в главном?
Какое это обычно слово?
3.Повторение изученного материала.
*Чтение текста «Телевидение и космос», стр.110
*Морфологический разбор глагола МЕЧТАЛ
4. Изучение нового материала
Место придаточного изъяснительного только после главного. В главном может быть указательное слово ТО, которое выполняет роль дополнения. Придаточное изъяснительное поясняет один глагол в главном, его необходимо указать в схеме предложения.
Например: Человек всегда мечтал о том, чтобы видеть «за горами, за долами».
5.Закрепление изученного материала
№ 172 (Спишите, расставьте знаки препинания)
6. Домашнее задание.
№ 174, стр.111
7.Итог урока.
9 класс Урок 27 Русский язык
Тема: Изложение по тексту задания №179
Цели: 1.учить учащихся грамотно излагать текст, передавая основную мысль;
2. развивать память, речь, мышление;
3. воспитывать патриотизм, гордость за войнов - земляков, защищавших отечество в годы ВОВ.
Тип урока: урок – контроль
Оборудование урока, литература: интерактивная доска, учебное пособие
В сложноподчинённом предложении с придаточным определительным очень часто употребляется союзное слово КОТОРЫЙ. Союзное слово КОТОРЫЙ согласуется с определяемым словом в роде и числе. Например: Дом, который построил Джек. Девочка, которая играла с куклой. Село, которое было далеко от города.
Изучениение темы по электронному учебнику.
5.Закрепление изученного материала
№ 191
№ 192
6. Домашнее задание.
№ 193, стр.121
7.Итог урока.
9 класс Урок 30 Русский язык
Тема: Изменение союзного слова КОТОРЫЙ во множественном числе
Цели: 1. формировать у учащихся понятие об изменении союзного слова который по падежам, о его синтаксической роли в предложении;
2.развивать умение выполнять морфологический разбор причастия;
3.воспитывать интерес к книгам, желание их читать.
Тип урока: комбинированный
Оборудование урока, литература: интерактивная доска, учебное пособие, электронный учебник
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Опрос домашнего задания
№ 193, стр.121
3.Повторение изученного материала.
*Прочтите высказывания известных людей о книге, стр.125 (№ 202).
*Какие высказывание вам понравилось больше других? Почему?
*Переделайте третье предложение в простое с причастным оборотом: Книги, рассказывающие об искусстве, быстро раскупаются.
*Объясните постановку знаков препинания.
*Выполните морфологический разбор причастия из предложения –РАССКАЗЫВАЮЩИЕ (причастие, обозначает признак предмета по действию, образовано от глагола рассказывать. Н.ф. – рассказывающий, действительное, несовершенного вида, настоящего времени, именительного падежа, множественного числа. Синтаксическая роль – согласованное определение.)
4. Изучение нового материала
В сложноподчинённом предложении с придаточным определительным союзное слово КОТОРЫЙ может употребляться во множественном числе. Во множественном числе союзное слово который согласуется с определяемым словом в падеже.
Как определить синтаксическую роль союзного слова в предложении?
Так как который – это местоимение в роли союзного слова, замените его тем существительным, которое оно заменяет, задайте к нему вопрос, например, Я был в лесу, который находится недалеко от нашего села. Рассуждаем так: который заменяет слово ЛЕС, следовательно слово который будет подлежащим, так как отвечает на вопрос (что?)
5.Закрепление изученного материала
№ 201, стр.125
№ 202, стр.125
6. Домашнее задание.
№ 203, стр.126
7.Итог урока.
9 класс Урок 31 Русский язык
Тема: Контрольный диктант «Природа Казахстана»
Цели: 1. контроль и оценка знаний и умений учащихся на конец первого полугодия;
2. развивать у учащихся грамотность, умение использовать на практике теоретические знания;
3. воспитывать у учащихся интерес к причудливым формам в природе Казахстана.
Тип урока: урок-контроль
Наглядные пособия, литература: сборник диктантов и изложений.
Работа со словами: многоводный, светило, эдельвейсы, гиацинты, фиалки, архары
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Знакомство с текстом.
Природа Казахстана
Казахстан – страна многоводных рек, больших озёр, высоких гор. На вершинах Алатау лежит вечный снег.
Ранним утром снег розовеет – это из-за гор встаёт золотое светило. Навстречу ему распускаются цветы: фиалки, эдельвейсы, гиацинты. Цветам и солнцу поют песню птицы. Птицы поют, а круторогие архары молча смотрят на солнце. Солнце золотит их рога. Кажется, что если золотые рога тронет ветер, они запоют.
Рога будут петь. А большая скала, похожая на льва, кажется, зарычит.
Похожие на зверей скалы? Есть такие скалы в Казахстане. Долгие годы ветер вытачивал, обтачивал их. И вот сегодня скалы похожи на башни, на львов, на всадников. (96 слов).
4. Словарная работа.
5. Запись диктанта.
6. Проверка диктанта.
7. Итог урока.
9 класс Урок 32 Русский язык
Тема: Употребление союзных слов в сложноподчинённых предложениях с придаточными определительными (какой, что, где, куда, откуда, когда)
Цели: 1.формировать у учащихся понятие об употреблении в СПП с придаточными определительными, кроме союзного слова который, и других союзных слов;
2. развивать умение выполнять синтаксический разбор предложения;
3. воспитывать бережное отношение к окружающей среде.
Тип урока: комбинированный
Оборудование урока, литература: интерактивная доска, учебное пособие, электронный учебник
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Анализ диктантов и работа над ошибками
1.Знаки препинания в сложных предложениях, предложениях с однородными членами предложения.
2.Вводные слова
3.Правописание сложных прилагательных
3.Повторение изученного материала.
*Выполнение синтаксического разбора предложения из диктанта
Кажется, если золотые рога тронет ветер, они запоют.
4. Изучение нового материала
За окном шумела буря, какая обычно бывает перед грозою.
В каждой стране, где я бывал, мне встречались добрые люди.
Он смотрел в сторону, откуда прилетают самолёты.
Мы вспоминаем день, когда Гагарин полетел в космос.
-Какую синтаксическую роль выполняют союзные слова в этих предложениях?
5.Закрепление изученного материала
№ 207 ,стр.128
№ 210, стр.129
-О чём этот текст?
-Почему так важна охрана окружающей страны?
№ 208, стр.129
6. Домашнее задание.
№ 209, стр.129
7.Итог урока.
9 класс Урок 33 Русский язык
Тема: Повторение темы «Сложносочиненное предложение»
Цели: 1. обобщить знания учащихся о ССП, о типах сочинительных союзов;
2.развивать навыки выполнения полного синтаксического разбора;
3. воспитывать любовь к чтению.
Тип урока: урок – повторение
Оборудование урока, литература: интерактивная доска, учебное пособие, электронный учебник
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Опрос домашнего задания
№ 209, стр.129
3.Повторение изученного материала.
Составление опорной схемы на тему «Сложносочинённое предложение»
, сочин. союз
(равноправны)
ССП
с разделительными с противительными с соединительными
союзами союзами союзами
или а и
либо но да
то-то однако тоже
не то- не то зато также
5.Закрепление изученного материала
№ 214,стр. 133
№ 221 (чтение текста «Сказочник»)
-Какова основная мысль текста?
6. Домашнее задание.
№ 218, стр.134
7.Итог урока.
9 класс Урок 34 Русский язык
Тема: Повторение темы «Сложноподчинённое предложение»
Цели: 1.обобщить знания учащихся о СПП, о подчинительных союзах ;
2. развивать у учащихся навыки выполнения полного синтаксического разбора СПП;
3. воспитывать интерес к происхождению (этимологии) слова.
Тип урока: урок - повторение
Оборудование урока, литература: интерактивная доска, учебное пособие, э/у
*Чтение текста «Как возникли названия падежей», стр.135
*Выписать из текста СПП, выполнить их полный синтаксический разбор.
1.Нетрудно догадаться, почему предложный падеж называется предложным. (Это предложение сложное, союзное, состоит из двух простых предложений, связанных подчинительной связью : 1 главное, 2 – придаточное изъхяснительное, которое связывается с главным союзным словом ПОЧЕМУ, и поясняет одно слово в главном - сказуемое)
2.Творительный падеж часто...
3. Родительный падеж получил...
(и другие)
6. Домашнее задание.
№ 222, стр.137
7.Итог урока.
9 класс Урок 35 Русский язык
Тема: Понятие о бессоюзном сложном предложении
Цели: 1.формировать у учащихся понятие о бессоюзном сложном предложении;
2.развивать умение определять смысловую связь между частями сложного предложения в БСП;
3.воспитывать интерес к этимологии слова.
Тип урока: комбинированный
Оборудование урока, литература: интерактивная доска, учебное пособие, э/у
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Опрос домашнего задания
№ 222, стр.137
*фронтальный опрос по вопросам:
-Что такое сложное предложение?
-Какие виды сложных предложений вы знаете?
-Чем отличается ССП от СПП?
3.Повторение изученного материала.
*Чтение текста задания №1, стр.139
-О чём этот текст?
-Как образовано слово «би», от какого глагола?
-Сколько значений оно имеет?
*Выполните полный синтаксический разбор предложения
Я изумлённо, затаив дыхание смотрел на танцовщика. (простое, повествовательное, невосклицательное, двусоставное, распространённое, полное, осложнено однородными обстоятельствами)
4. Изучение нового материала
Бессоюзное сложное предложение
(части простого в нём связаны только интонацией, без помощи союза)
Например: Ветер северный завывает, деревья стонут.
Смысловая связь:
Одновременности и последовательности
Причинно-следственные
Условные, временные
Сопоставления, противопоставления
Пояснения
5.Закрепление изученного материала
№226, стр.140 (выделите грамматическую основу предложения, начертите схему, определите смысловую связь между простыми предложениями в составе сложного бессоюзного предложения)
6. Домашнее задание.
№ 227, стр.140
7.Итог урока.
9 класс Урок 36 Русский язык
Тема: Понятие о бессоюзном сложном предложении
Цели: 1.продолжить работу над формированием у учащихся понятия о бессоюзном сложном предложении;
2.развивать умение определять смысловую связь между частями сложного предложения в БСП и выполнять синтаксический разбор словосочетания.
3.воспитывать интерес к жизни и творчеству людей искусства.
Тип урока: урок -закрепления
Оборудование урока, литература: интерактивная доска, учебное пособие
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Опрос домашнего задания
№ 227, стр.140
-Какое предложение называется сложным бессоюзным?
-Какие смысловые отношения бывают между частями БСП?
-Приведите примеры.
3.Повторение изученного материала.
*Повторение разрядов местоимений
Личные – я,ты, он Возвратное – себя Вопросительные – кто, что, чей, сколько Относительные (те же, что и вопросительные) Неопределённые – некто, нечто, кто-то, кое-кто Отрицательные – никто, ничто, никакой Притяжательные - мой, твой, свой Указательные – тот, этот, такой, столько Определительные – весь, всякий, сам, каждый, иной, любой, другой
*Чтение текста «Анна Павлова – великая русская балерина», стр. 142 № 231
-Выписать из текста местоимения, определить их разряд
5.Закрепление изученного материала
*№230, стр.141 (выделите грамматическую основу предложения, начертите схему, определите смысловую связь между простыми предложениями в составе сложного бессоюзного предложения)
*Выполните синтаксический разбор словосочетаний
Садилось в тучи
Летали низко
Туманными прядями
*Выполнитье полный синтаксический разбор предложения Лето было дождливое.
6. Домашнее задание.
№ 233, стр.144
7.Итог урока.
9 класс Урок 37 Русский язык
Тема: Двоеточие в бессоюзном сложном предложении
Цели: 1.формировать у учащихся понятие о постановке двоеточия в бессоюзном сложном предложении;
2.развивать умение выполнять словообразовательный и морфемный разборы;
3.воспитывать желание быть модным и современным человеком.
Тип урока: комбинированный
Оборудование урока, литература: интерактивная доска, учебное пособие, э/у
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Опрос домашнего задания
№ 233, стр.144
3.Повторение изученного материала.
*Чтение текста «Театр», стр.151
-О чём этот текст?
*Выполнение разборов (морфемного и словообразовательного)
Греческого, обозначало, театральное, представление
4. Изучение нового материала
Двоеточие в БСП (:)
Указывает на причину: Любите книгу: она поможет вам разобраться в пестрой путанице жизни. (потому что)
Поясняет: Кирил вышел на улицу с другим намерением: он решил посетить больного друга. (а именно)
Дополняет смысл (обычно поясняет первое сказуемое): Зывьялов знал: об этом озере сложено немало легенд.
5.Закрепление изученного материала
Задание № 244, стр.154 (определите смысловые отношения между частями в БСП)
Задание № 245, стр.154
6. Домашнее задание.
№ 248, стр.156
7.Итог урока.
9 класс Урок 38 Русский язык
Тема: Двоеточие в БСП
Цели:
1.продолжать работу по отработке у учащихся навыков постановки двоеточия в БСП;
2.развивать навыки выполнения фонетического разбора слова;
3.воспитывать интерес к творчеству театральных актеров.
Тип урока: урок - закрепление
Оборудование урока, литература: интерактивная доска, учебное пособие, э/у
- Выполнение заданий из «Пособия для занятий по русскому языку в старших классах средней школы»
стр. 227 задание 421
1) Не спиться Иудушке: целые (месяцы) массы пустяков обступили (его) изголовье (у) постели и давят его.
2) Сорока подняла голову: сквозь тонкий пар мороза блестела звезда.
3) Погода была ужасная: ветер штормовой ревел с ночи, дождь лил как из ведра.
Выполните полный синтаксический разбор 1 и 2 предложений.
1) сложное, бессоюзное, состоит их двух простых предложений: второе предложение поясняет первое (а именно).
2) дополняет.
4. Домашнее задание. Полный синтаксический разбор 3 предложения
Ход 2 урока
Закрепление изученного:
№ 422, стр. 227 (из Пособия…)
Опустив союзы, превратите СПП в БСП, расставьте знаки препинания
1) Я поднял глаза и увидел, что высоко в небе неслись над городом птицы
2) Староста спросил у него документ, но документа не оказалось.
3) Мороз не страшен, потому что воздух сухой, ветра нет.
4) Снег долго не выпадал, потому что на улице было уже тепло.
5) вдруг я чувствую, что кто-то берет меня за плечо и толкает.
Выполните полный синтаксический разбор этих предложений (5вариантов)
5. Домашнее задание. подготовка к самостоятельной работе, повторение материала
6. Итог урока.
9 класс Урок 41 Русский язык
Тема: Самостоятельная работа по теме « Двоеточие в БСП»
Цели: 1. Проверка и оценка знаний и умений учащихся по данной теме;
2. развивать навыки постановки знаков препинания в БСП, умение определять смысловые отношения между частями простого в БСП;
3. воспитывать самостоятельность
Тип урока: урок - контроль
Оборудование урока, литература: интерактивная доска, учебное пособие
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Самостоятельная работа учащихся по индивидуальным карточкам.
Задание: Расставьте знаки препинания. Выполните полный синтаксический разбор выделенного предложения.
1вариант:
Уже вечерело солнце скрылось за небольшую осиновую рощу лежавшую в полуверсте от сада. Картина переменилась уже на черной скатерти полей кое-где виднеются белые пятна и полосы снежных сугробов. На мостике трудно было стоять обливали волны а ветер хлестал по лицу солёными брызгами. Лене страшно нравилось слушать девочку она рассказывала о море незнакомом мне. Счастливы сосны и ели вечно они зеленеют гибели им не приносят метели смертью морозы не веют. Я поднял голову перед огнём на опрокинутой лодке сидела мельничиха и разговаривала с моим охотником.
2 вариант:
Вдруг я чувствую кто-то берет меня за плечо и толкает. Картина переменилась уже на черной скатерти полей кое-где виднеются белые пятна и полосы снежных сугробов. Я поднял голову перед огнём на опрокинутой лодке сидела мельничиха и разговаривала с моим охотником. Оглядываюсь никого нет кругом прислушиваюсь снова звуки как будто падают с неба. Я поглядел кругом торжественно и царственно стояла ночь. По лопухам по крапиве по всякой зелёной траве рассыпались белые лепестки отцветает черёмуха.
6. Домашнее задание.
Повторить правила постановки двоеточия
7.Итог урока.
9 класс Урок 42 Русский язык
Тема: Тире в бессоюзном сложном предложении
Цели: 1. формировать у учащихся понятие о правилах постановки тире в БСП;
2. развивать навыки выполнения фонетического разбора слов;
3. воспитывать желание не отставать от моды, быть современным и стильным.
Тип урока: комбинированный
Оборудование урока, литература: интерактивная доска, учебное пособие,э/у.
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Опрос домашнего задания
Повторить правила постановки двоеточия
-Когда ставится двоеточие в БСП?
(пояснение, дополнение, причина)
3.Повторение изученного материала.
-Сколько букв в русском алфавите?
-Сколько звуков?
-Сколько гласных букв и звуков?
-Сколько согласных букв и звуков?
-Назовите согласные, которые не имеют парной
А) по глухости-звонкости
Б) по мягкости-твёрдости
-Назовите гласные буквы, в составе которых есть звук [ й].
-К каких случаях они обозначают два звука, а в каких один?
-Приведите примеры.
4. Изучение нового материала
Тире в БСП:
Противопоставление (а,но): Ты прозаик – я поэт.
Указывает на условие или время (если, когда): Приходит весна – всё вокруг оживает. Назвался груздем – полезай в кузов.
Следствие, вывод: (поэтому, следовательно): Воображение помогает человеку найти своё призвание – это качество нужно развивать в себе.
Сравнение (словно, будто): Учёный без трудов – дерево без плодов.
Быстрая смена действий: Были листья – стали почки.
Прослушивание темы по электронному учебнику.
5.Закрепление изученного материала
№ 255 (устно объясните постановку тире в БСП).
*Чтение текста «Знакомьтесь: мода»
Выпишите БСП с тире. Объясните постановку тире в БСП.
6. Домашнее задание.
№ 259, стр. 164
7.Итог урока.
9 класс Урок 43 Русский язык
Тема: Тире в бессоюзном сложном предложении
Цели: 1. продолжить работу по формированию у учащихся понятия о постановке тире в БСП;
2. развивать навыки выполнения полного синтаксического разбора предложения;
3. воспитывать интерес к национальному казахскому костюму.
Тип урока: урок - закрепление
Оборудование урока, литература: интерактивная доска, учебное пособие, э/у.
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Опрос домашнего задания
№ 259, стр. 164(объясните постановку тире)
- Когда нужно ставить тире в БСП?
3.Закрепление изученного материала
*Чтение стихотворения № 261, стр.166
-Какую мужскую одежду описывает Абай?
-Какие детали верхней одежды отмечает поэт?
-Какие украшения были не мужской одежде?
*Запись предложений под диктовку (объясните постановку тире)
1. Чин следовал ему – он службу вдруг оставил.
2. Настанет утро – двинемся в путь.
3. Назвался груздем – полезай в кузов.
4. Солнце дымное встаёт – будет день горячий.
5. Дрова все закончились – топить нечем.
*Творческое задание (из данных пар простых предложений составить сначала сложные бессоюзные, а затем союзные)
1. В кино хотел сходить. Времени не оказалось.
2. Любишь кататься. Люби и саночки возить.
3.Придёшь поздно. Никого не будет дома.
*Выполнить полный синтаксический разбор предложения:
Скажешь слово – добавят десять.
* Выполнение заданий из электронного учебника.
4. Домашнее задание.
№ 263 (1 часть), стр.167
5.Итог урока.
9 класс Урок 44 Русский язык
Тема: Отработка правил постановки тире в бессоюзном сложном предложении
Цели: 1. продолжить работу по формированию у учащихся понятий о правилах постановки тире в бессоюзном сложном предложении;
2. развивать навыки выполнения полного синтаксического разбора предложений;
3.. воспитывать интерес и уважение к народным традициям казахского народа.
Тип урока: урок-закрепление
Оборудование урока, литература: интерактивная доска, учебное пособие, э/у.
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Опрос домашнего задания
№ 263 (1 часть), стр.167
3.Закрепление изученного материала
* Вспомните, когда в бессоюзном сложном предложении ставится тире?
Приведите примеры.
Тире в БСП:
Противопоставление (а,но): Ты прозаик – я поэт.
Указывает на условие или время (если, когда): Приходит весна – всё вокруг оживает. Назвался груздем – полезай в кузов.
Следствие, вывод: (поэтому, следовательно): Воображение помогает человеку найти своё призвание – это качество нужно развивать в себе.
Сравнение (словно, будто): Учёный без трудов – дерево без плодов.
Быстрая смена действий: Были листья – стали почки.
Прослушивание темы по электронному учебнику.
* Выполнение заданий из электронного учебника
*Выполнение заданий под звёздочкой (*) – расставьте предложения соответственно схемам
Выполните полный синтаксический разбор последнего предложения.
6. Домашнее задание.
№ 262, стр.166
7.Итог урока.
9 класс Урок 45 Русский язык
Тема: Самостоятельная работа по тексту «Знакомьтесь: мода»
Цели: 1. Проверка и оценка знаний учащихся по пройденным темам;
2. развивать самостоятельность;
3. воспитывать желание быть аккуратным, уметь одеваться соответственно моде, со вкусом.
Тип урока: урок-контроль
Оборудование урока, литература: интерактивная доска, учебное пособие,
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Опрос домашнего задания
№ 262, стр.166
3.Самостоятельная работа
*Прочтите текст
*Ответьте на вопросы учебника (после текста)
* Спишите последние три абзаца.
*Выполните полный синтаксический разбор предложения:
Но важноодно: каждый человек воспринимает моду по-своему.
(Это предложение сложное, состоит их двух простых предложений, связанных бессоюзной связью. Второе простое предложение поясняет первое (а что именно), поэтому между простыми предложениями ставится двоеточие).
*Выполните фонетический разбор слова ПО- СВОЕМУ
4. Домашнее задание.
Повторить правила постановки двоеточия и тире в БСП, стр. 153,161
5.Итог урока.
9 класс Урок 46 Русский язык
Тема: Повторение изученного о бессоюзном сложном предложении
Цели: 1.обобщить знания учащихся обессоюзном сложном предложении, о правилах постановки знаков препинания в БСП ;
2. развивать у учащихся навыки выполнения полного синтаксического разбора бессоюзного сложного предложения;
3. воспитывать интерес к творчеству И.С. Тургенева
Тип урока: урок – повторение
Оборудование урока, литература: интерактивная доска, учебное пособие, э/у, материал о И.Тургеневе
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Опрос домашнего задания
Повторить правила постановки двоеточия и тире в БСП, стр. 153,161
-Какое предложение называется бессоюзным сложным предложением?
-Когда в бессоюзном сложном предложении ставится двоеточие, а когда тире?
-Приведите примеры БСП, в которых ставится запятая.
3.Повторение изученного материала.
*Составление опорной схемы по теме БСП
*Защита работ – схем
*Просмотр версии темы по электронному учебнику
*Чтение отрывков из книги И.С. Тургенева «Бежин луг», № 205, стр.168
*Ответьте на вопросы после текста, стр. 169
*Спишите, подчеркните грамматическую основу и объясните постановку знаков препинания
*Выразительно прочтите стихотворения из задания № 267, стр.170
-Какие сложные предложения (союзные или бессоюзные) чаще всего исползует И.С. Тургенев.
*На выбор выполните полный синтаксический разбор одного БСП
6. Домашнее задание.
№ 266, стр.169+ подготовиться к сочинению «Празднование Наурыза»
7.Итог урока.
11 класс Русский язык
Тема: Сочинение на тему: «Мозг и космос».
Цели: 1. развивать у учащихся устную и письменную речь, умение связно выражать
Оборудование урока, литература: интерактивная доска, учебное пособие
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Анализ сочинения и работа над ошибками
Изучение нового материала
Типы синтаксической связи:
сочинительная, подчинительная и бессоюзная
Рассказать ей, что для него нет ничего на свете более отрадного, как сидеть в классе и смотреть, и смотреть на нее, любоваться её красотой.
Выполнение синтаксичнского разбора, чертеж схемы предложения
*Сколько частей в этом предложении?
*С какими типами связи?
Ему было некогда – жизнь заранее была рассчитана так, чтобы успеть написать не меньше пятидесяти романов.
Выполнение синтаксического разбора предложения, чертёж схемы.
*Сколько частей в этом предложении?
*С какими типами связи?
5.Закрепление изученного материала
№ 269, стр.173
(составить схемы к предложениям)
6. Домашнее задание.
№ 271, стр.174
7.Итог урока.
9 класс Урок 49 Русский язык
Тема: Сложное предложение с разными типами связи
Цели: 1. продолжить работу по формированию у учащихся понятия о разных типах связи в сложных предложениях с несколькими частями;
2. развивать навыки составления схем к сложным предложениям;
3. воспитывать интерес к национальным сигналам - символам.
Тип урока: урок - закрепление
Оборудование урока, литература: интерактивная доска, учебное пособие
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Опрос домашнего задания
№ 271, стр.174
3.Закрепление изученного материала
Выполнение задания № 270, стр. 173
*Выделить грамматические основы в сложном предложении, дать характеристику типам связи и начертить схему предложения
Но вот месяц, и картина сразу изменилась: на противоположном берегу обозначилась тёмная щетина леса, песчаный откос и торчащие в реке коряги, возле которых тихо плескалась вода, играя голубоватым серебром под лучами месяца.
Он еще раз хотел поглядеть на оставленный дом: его можно разглядеть из вагона, потому что улица, на которой стоит дом, где он жил, выходит на железнодорожный переезд.
Под вечер идёшь через перелесок, а беляк сидит на дороге: комары выгнали из леса.
4. Домашнее задание.
№ 272, стр. 175
5.Итог урока.
9 класс Урок 50 Русский язык
Тема: Сложное предложение с несколькими придаточными
Цели: 1. формировать у учащихся понятие о последовательном, однородном и неоднородном подчинении;
2. развивать у учащихся навыки составления схем к сложным предложениям;
3. воспитывать самостоятельность и аккуратность
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование урока, литература: интерактивная доска, учебное пособие
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Опрос домашнего задания
№ 272, стр. 175
3.Изучение нового материала
* Последовательное подчинение:
Первое придаточное относится к главному, второе придаточное – к первому придаточному: Никто не подозревал, что в скромном французе таился грозный разбойник, коего имя наводило ужас на всех окрестных владельцев.
* Однородное подчинение:
Оба придаточных относятся к одному главному и отвечают на один вопрос: В основе всех хороших манер лежит одна забота о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали себя хорошо.
*Неоднородное подчинение:
К главному предложению относятся придаточные разных типов: Когда молодые уезжали, Сюзанна так заторопилась, что вскочила в фиакр, забыв попрощаться с Шаметом.
4. Закрепление нового материала
№ 276, стр. 178
5.Домашнее задание
№ 278, стр. 179
6.Итог урока
9 класс Урок 51 Русский язык
Тема: Сложное предложение с несколькими придаточными
Цели: 1. Продолжить работу по формированию у учащихся понятия о последовательном, однородном и неоднородном подчинении;
2. развивать у учащихся навыки составления схем к сложным предложениям;
3. воспитывать интерес к истории Казахстана, к этимологии слова
Тип урока: урок - закрепление
Оборудование урока, литература: интерактивная доска, учебное пособие
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Опрос домашнего задания
№ 278, стр. 179
Закрепление нового материала
*Чтение текста на стр. 180, № 281
-О каком батыре рассказывает легенда?
-Что рассказывает легенда о родословной казахских жузов?
-Кого в России называли казаками?
-Можно ли говорить о сходстве слов казахи и казаки?
*Выпишите из текста сложные предложения с разными типами связи, составьте схему.
И когда он уже умирал, к нему вдруг прилетела белая лебедь,котораяспасла его от смерти и перенесла на берег озера. (разберите по членам предложения, составьте схему и определите вид подчинения)
Когда Калша батырочнулся однажды на рассвете, рядом с ним стояла белоликая девушка, которая раньше была лебедем.
*Выполните задание № 284, стр.182 (выделите грамматические основы и начертите схему)
Например: В воздухе, куда ни взглянешь, кружатся целые облака снежинок, так что не разберёшь, идет ли снег с неба или с земли.
5.Домашнее задание
№ 284, стр.182
6.Итог урока
9 класс Урок 52 Русский язык
Тема: Контрольный диктант «Гроза над долиной »
Цели: 1. контроль и оценка знаний и умений учащихся;
2. развивать у учащихся грамотность;
3. воспитывать у учащихся желание быть гостеприимным.
Тип урока: урок-контроль
Наглядные пособия, литература: сборник диктантов и изложений.
Работа со словами:
Ход урока:
Организационный момент.
Знакомство с текстом.
Гроза над долиной
Загромыхало сначала далеко и гулко в западном конце неба, и всё замолкло.
По реке сплошной мглой подступала стена дождя, почувствовалось её приближение, влажное дыхание. Мелко и трепетно заметались, забились листья черемух.
Снова хлынул раскат грома. Скатился и стих вдалеке.
На реке порывы ветра отпечатывались тёмными пятнами, и она, покрытыми этими пятнами, шла тревожная и бунтующая, страшная, как в ледоход.
На фоне бешеных облаков темно и выжидающе зеленели острые геометрические вершины елей. Они раскачивались под напором ветра и ждали, когда на них упадёт и скользко заструится среди хвои череда первых тяжких капель ливня.
Снова ударил с треском и глухо раскатывался где-то близко и в то же время далеко гром. Это был гром грозы. Она медленно стала скользить по реке, уходить вниз. А потом порыв ветра донёс брызги, и с неба салился ливень.
(131слово)
4. Словарная работа.
5. Запись диктанта.
6. Проверка диктанта.
7. Итог урока.
9 класс Урок 53 Русский язык
Тема: Понятие о культуре речи
Цели: 1. формировать у учащихся понятие о культуре речи человека;
2. развивать умение правильно, точно, выразительно говорить и читать;
3. воспитывать у учащихся культуру речи.
Тип урока: комбинированный
Оборудование урока, литература: интерактивная доска, учебное пособие
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Анализ диктанта и работа над ошибками
3.Повторение изученного материала.
Выполните синтаксический разбор предложения:
Перечитывая произведения Абая, Чингиз Айтматовобнаружилвесьма интересные и ценныерассужденияо происхожденииказахского народа.
Изучение нового материала
*Изучение опорной схемы в учебнике, стр.188
-Как с латинского переводится слово культура?
-Что вы понимаете под культурой речи?
-Какой должна быть речь культурного человека?
5.Закрепление изученного материала
*Чтение текста № 288, стр.188
*Ответьте на вопросы, стр.190
-Сколько сторон в культуре речи?
-Что такое правильность речи?
-Какие языковые нормы выделяют?
1.орфографические: комиссия, коллега
2.орфоэпические: красивее, баловать
3.морфологические: нет сапог, чулок, носков
6. Домашнее задание
№ 289, стр.190 (списать)
7.Итог урока.
9 класс Урок 54 Русский язык
Тема: Две стороны культуры речи
Цели: 1. формировать у учащихся понятие о правильности речи человека и речевом мастерстве;
2. развивать навыки соблюдения языковых норм;
3. воспитывать у учащихся культуру речи.
Тип урока: комбинированный
Оборудование урока, литература: интерактивная доска, учебное пособие
*Выполнение полного синтаксического разбора предложения из текста задания № 1
Характеристика предложения (образец: это предложение сложное, союзное, состоит из 3-х простых предложений, связанных подчинительной связью: соподчинение, неоднородное, так как ко второму главному предложению относятся два разных вида придаточных: придаточное времени и придаточное изъяснительное)
Изучение нового материала
-Что мы понимаем под культурой речи?
(умение точно, правильно, выразительно говорить и писать)
Культура речи имеет две стороны:
ПРАВИЛЬНОСТЬ (соблюдение языковых норм современного литературного языка). Образец: как принято говорить
РЕЧЕВОЕ МАСТЕРСТВО (умение выбрать наиболее удачный вариант выражения мысли)
5.Закрепление изученного материала
Задание № 291, стр. 191
Задание № 292, стр. 191
6. Домашнее задание
Тест, стр.194
7.Итог урока.
9 класс Урок 55 Русский язык
Тема: Понятие «языковые нормы»
Цели: 1. формировать у учащихся понятие о языковых нормах языка;
2. развивать устную и письменную грамотность;
3. воспитывать у учащихся культуру речи.
Тип урока: комбинированный
Оборудование урока, литература: интерактивная доска, учебное пособие
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Опрос домашнего задания
Тест, стр.195
1-д, 2-б, 3-в, 4-в, 5-б
3.Повторение изученного материала.
*Прочтите тексты задания № 1, стр. 192
*Выполните морфемный и словообразовательный разборы слов:
2. развивать у учащихся пунктуационную грамотность;
3. воспитывать у учащихся интерес к творчеству И.С. Тургенева, в частности к роману «Накануне».
Тип урока: комбинированный
Оборудование урока, литература: интерактивная доска, учебное пособие, портрет И.С. Тургенева
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Опрос домашнего задания
№ 305, стр. 200
3.Повторение изученного материала.
Работа по тестам (см. раздел «Словообразование»)
4.Изучение нового материала
ССЦ – называется группа самостоятельных предложений, которые связаны друг с другом по смыслу. Эта группа предложений передает содержание значительно полнее, чем сложные синтаксические конструкции и образует особую синтаксическую единицу более высокого уровня, которая входит в текст.
5.Закрепление изученного материала
*Рассказ учителя о романе И.С. тургенева «Накануне»
*Чтение отрывка из романы «Отъезд Елены и Инсарова», стр.201
*Задание – переписать текст, расставляя знаки препинания. Определить количество ССЦ в тексте.
6. Домашнее задание
№ 307, стр. 201
7.Итог урока.
9 класс Урок 58 Русский язык
Тема: Средства связи в сложном синтаксическом целом
Цели: 1. формировать у учащихся понятие о средствах связи в ССЦ;
2. развивать у учащихся умение выполнять полный синтаксический разбор предложения с уточняющими членами;
3. воспитывать у учащихся интерес к окружающей нас природе.
Тип урока: комбинированный
Оборудование урока, литература: интерактивная доска, учебное пособие
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Опрос домашнего задания
№ 307, стр. 201
-Что вы знаете о ССЦ?
ССЦ – называется группа самостоятельных предложений, которые связаны друг с другом по смыслу. Эта группа предложений передает содержание значительно полнее, чем сложные синтаксические конструкции и образует особую синтаксическую единицу более высокого уровня, которая входит в текст.
3.Повторение изученного материала.
Работа по тесту «Коллекционер», стр.203
-Словарная работа: физиономия, гравюра, сухощавый
-Выполнение полного синтаксического разбора первого предложения:
В одномобщественампоказаличеловекалет шестидесяти, в чёрном фраке, сухощавого, грустного, но с огненной, подвижной физиономией.
Это предложение простое, повествовательное, невосклицательное, односоставное, неопределённо-личное, распространённое, полное, осложнено однородными уточняющими определениями.
4.Изучение нового материала
Средства связи в ССЦ
Цепная (вместо одного из слов предыдущего предложения в последующем употребляются местоимения, синонимы или слово повторяется)
Параллельная (самостоятельные предложения имеют одинаковое строение)
*Рассмотреть примеры из учебника
5.Закрепление изученного материала
№308, стр.203 (определите связь отдельных предложений в ССЦ)
6. Домашнее задание
№ 309, стр. 205
7.Итог урока.
9 класс Урок 59 Русский язык
Тема: Понятие о прямой речи
Цели: 1. формировать у учащихся понятие о прямой речи;
2. развивать у учащихся умение грамотно оформлять записи с прямой речью;
3. воспитывать у учащихся интерес внимательность, аккуратность в письме.
Тип урока: комбинированный
Оборудование урока, литература: интерактивная доска, учебное пособие , электронный учебник
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Опрос домашнего задания
№ 309, стр. 205
-Что вы знаете о ССЦ?
ССЦ – называется группа самостоятельных предложений, которые связаны друг с другом по смыслу. Эта группа предложений передает содержание значительно полнее, чем сложные синтаксические конструкции и образует особую синтаксическую единицу более высокого уровня, которая входит в текст.
-Какие виды связи существуют в ССЦ?
Цепная (вместо одного из слов предыдущего предложения в последующем употребляются местоимения, синонимы или слово повторяется)
Параллельная (самостоятельные предложения имеют одинаковое строение)
3.Повторение изученного материала.
*Работа по тесту «Владимир Дубровский»
*Выполните фонетический разбор слова ДАЛЬШЕ
*Словообразовательный и морфемный разборы слова: ПРИБЛИЗИЛИСЬ
4.Изучение нового материала
Прямая речь – это чьи-либо слова, которые передаются дословно, т.е без изменения
Прямая речь сопровождается словами автора, которые указывают на того, кто говорит, и к кому обращена речь.
Позиции прямой речи:
Перед словами автора:
После слов автора:
Прерываемые словами автора:
*Прослушивание электронного варианта новой темы.
5.Закрепление изученного материала
№310, стр.205 (списать, после каждого предложения начертить схему)
6. Домашнее задание
№ 311 (1часть), стр. 205
7.Итог урока.
9 класс Урок 60 Русский язык
Тема: Знаки препинания при прямой речи
Цели: 1. формировать у учащихся понятие о постановке знаков препинания при
прямой речи;
2. развивать у учащихся умение грамотно оформлять записи с прямой речью;
3. воспитывать у учащихся интерес внимательность, аккуратность в письме.
Тип урока: комбинированный
Оборудование урока, литература: интерактивная доска, учебное пособие
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Опрос домашнего задания
№ 311 (1часть), стр. 205
- Что такое прямая речь?
-Чем сопровождается прямая речь?
-На что указывают слова автора? (кто говорит, к кому обращена речь)
В какой позиции может находиться прямая речь по отношению к словам автора?
Прямая речь – это чьи-либо слова, которые передаются дословно, т.е без изменения
Прямая речь сопровождается словами автора, которые указывают на того, кто говорит, и к кому обращена речь.
*Учащиеся самостоятельно объясняют постановку знаков препинания при прямой речи по опорной схеме в учебнике на стр. 207 (3 схемы)
5.Закрепление изученного материала
№312, стр.208
№313, стр.209
6. Домашнее задание
№ 315, стр. 209
7.Итог урока.
9 класс Урок 61 Русский язык
Тема: Знаки препинания при прямой речи
Цели: 1. формировать у учащихся понятие о постановке знаков препинания при
прямой речи;
2. развивать у учащихся умение грамотно оформлять записи с прямой речью;
3. воспитывать у учащихся интерес внимательность, аккуратность в письме.
Тип урока: урок-закрепление
Оборудование урока, литература: интерактивная доска, учебное пособие , индивидуальные карточки (см. раздел «Сложное предложение»)
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Опрос домашнего задания
№ 315, стр. 209
- Что такое прямая речь?
-Чем сопровождается прямая речь?
-На что указывают слова автора? (кто говорит, к кому обращена речь)
В какой позиции может находиться прямая речь по отношению к словам автора?
Прямая речь – это чьи-либо слова, которые передаются дословно, т.е без изменения
Прямая речь сопровождается словами автора, которые указывают на того, кто говорит, и к кому обращена речь.
Позиции прямой речи:
Перед словами автора:
После слов автора:
Прерываемые словами автора:
3.Повторение изученного материала.
*Работа учащихся по индивидуальным карточкам
(Расставьте знаки препинания в сложных предложениях с разными типами синтаксической связи)
5.Закрепление изученного материала
№314, стр.209
№316, стр.209
№318, стр.211 (Прочтите выразительно басню)
6. Домашнее задание
№ 319, стр. 212
7.Итог урока.
9 класс Урок 62 Русский язык
Тема: Понятие о косвенной речи
Цели: 1. формировать у учащихся понятие о косвенной речи;
2. развивать у учащихся умение заменять прямую речь косвенной;
3. воспитывать у учащихся желание быть здоровым, следить за своим здоровьем.
Тип урока: комбинированный
Оборудование урока, литература: интерактивная доска, учебное пособие, электронный учебник
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Опрос домашнего задания
№ 319, стр. 212
- Расскажите о постановке знаков препинания при прямой речи.
3.Повторение изученного материала.
*Чтение сказки «Заколдованный перевал», стр.217
-Чему учит сказка?
*Выполните полный синтаксический разбор последнего предложения:
Когда ондобралсядо дома, онбылуже совсемздоров. (начертите схему предложения)
4.Изучение нового материала
Косвенная речь – это чужая речь, переданная от лица автора, но в измененной форме.
Предложение с косвенной речью – это ССП с придаточным изъяснительным.
Главное предложение – это слова автора.
Придаточное – это чужая речь.
Сравните: Врачи предупреждали нас о том, (очём?)что курение вредит нашему здоровью.
*Прослушивание темы в электронном варианте.
5.Закрепление изученного материала
№321, стр.216 (замена прямой речи в косвенную)
№323, стр.217
6. Домашнее задание
№ 322, стр. 217+ на стр. 218 тест
7.Итог урока.
9 класс Урок 63 Русский язык
Тема: Понятие о диалоге
Цели: 1. формировать у учащихся понятие о диалоге;
2. развивать у учащихся умение выполнять полный синтаксический разбор предложения;
3. воспитывать у учащихся аккуратность и внимательность.
Тип урока: комбинированный
Оборудование урока, литература: интерактивная доска, учебное пособие, портрет И.Крылова, иллюстрация к басне «Волк и ягнёнок»
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Опрос домашнего задания
№ 322, стр. 217+ на стр. 218 тест
3.Повторение изученного материала.
*Чтение басни Крылова «Волк и ягнёнок», стр. 224
-В каких строках заключена мораль басни?
*Выполнение полного синтаксического разбора предложения:
Волкиз лесув деревнюзабежал, не в гости, но живот спасая.
Это предложение простое, повествовательное, невосклицательное, двусоставное, распространённое, полное, осложнено однородными обстоятельствами.
4.Изучение нового материала
Диалог – прямая речь, которая представляет собой разговор двух лиц.
Диалог может быть оформлен как прямая речь или в виде реплик (каждое предложение диалога начинается с новой строчки, перед ним ставится тире, а кавычки не ставятся)
5.Закрепление изученного материала
№327, стр.221
№323, стр.225
6. Домашнее задание
№ 336, стр. 226
7.Итог урока.
9 класс Урок 64 Русский язык
Тема: Понятие о цитате
Цели: 1. формировать у учащихся понятие о цитате;
2. развивать у учащихся умение расставлять знаки препинания при цитате, выполнять морфологический разбор слов;
3. воспитывать у учащихся интерес к высказываниям известных людей, желание выучить их и пользоваться в своей речи для подтверждения своей мысли.
Тип урока: комбинированный
Оборудование урока, литература: интерактивная доска, учебное пособие, портрет А.С. Пушкина
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Опрос домашнего задания
№ 336, стр. 226
3.Повторение изученного материала.
*Чтение отдельных цитат о Пушкине №1, стр. 229
-Можно ли назвать все эти высказывания синтаксическим целым? Почему?
Какая из цитат вам понравилась больше всего и почему?
*Выполнение морфологического разбора слов из данного упражнения:
О Пушкине
Имя существительное, обозначает предмет и отвечает на вопрос кто?
Непостоянные признаки: употреблено в форме настоящего времени, мужского рода, единственного числа, именительного падежа.
3. Синтаксическая роль – согласованное определение в составе причастного оборота.
4.Изучение нового материала
Цитата – точная (дословная) выдержка из высказываний и сочинений кого-либо. Цитаты приводятся для пояснения или подтверждения мысли
Цитата оформляется на письме как прямая речь, так как всегда имеет при себе слова автора. Например: Дидро сказал: «Кто ясно мыслит, тот ясно излагает»
5.Закрепление изученного материала
№ 341, стр.231
№343, стр.232
6. Домашнее задание
№ 342, стр. 231
7.Итог урока.
9 класс Урок 65 Русский язык
Тема: Изложение по тексту упр. 344, стр.233
Цели: 1. контроль и оценка знаний учащихся;
2.развитие у учащихся речи, памяти и мышления, умение выделять в тексте главное;
3.воспитывать интерес и бережное отношение к книгам, желание их читать.
Тип урока: урок – контроль
Оборудование урока, литература: интерактивная доска, учебное пособие
Ход урока:
1.Организационный момент.
2. Подготовка к изложению
-Чтение текста № 344, стр.233
-Словарная работа:
причастный к искусству, развёртывается, терпеть поражение
-Составление плана к изложению.
- Пересказ текста по плану.
-Работа по синтаксису :
-Есть ли в тексте сложные предложения? Предложения с прямой речью?
-Есть ли в тексте предложения с однородными членами предложения, с вводными словами?
-Найдите их.
- Выпишите слова с неизученными орфограммами.
-Какие из перечисленных произведений вы читали?
-Чьи фамилии вам не знакомы?
-Как можно озаглавить текст?
3.Письменная самостоятельная работа по изложению текста.
Учащиеся самостоятельно по плану излагают текст изложения
6. Домашнее задание.
Повторение правил, стр.220,228
7.Итог урока.
9 класс Урок 66 Русский язык
Тема: Повторение изученного о сложносочинённом предложении
Цели: 1. Повторить и обобщить знания учащихся о сложносочиненном предложении;
2. развивать у учащихся умение находить в тексте сложносочиненные предложения, различать виды сочинительных союзов и смысловые отношения между частями сложного предложения.
3. воспитывать у учащихся интерес и уважение к родному и русскому языкам.
Тип урока: урок-повторение
Оборудование урока, литература: интерактивная доска, учебное пособие, электронный учебник «ССП»
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Опрос домашнего задания
- Что такое цитата?
-Какие цитаты вы помните наизусть?
-Для чего нужны в речи нашей цитаты?
-Как на письме оформляется запись цитаты?
-Что такое диалог?
-Что такое реплика в диалоге?
-Как можно на письме оформить диалог?
3.Повторение изученного материала.
*Чтение текста № 349, стр.235
*О чем этот текст?
-Как его можно озаглавить?
-Какова основная мысль текста?
-Есть ли в этом тексте простые предложения?
-Выпишите некоторые из них и выполните полный синтаксический разбор.
Вся жизньчеловеканеразрывносвязана с языком. Это предложение простое, повествовательное, невосклицательное, двусоставное, распространённое, полное.
Что вы помните и знаете о ССП?
*Просмотр темы в электронном варианте.
-Найдите в тексте сложносочинённое предложение, выполните его полный синтаксический разбор: Ребёнокещене научился говорить, а он уже слушает сказки, колыбельнуюпесню. Это предложение сложное, состоит из двух простых предложений, связанных сочинительной связью. Одно предложение сопоставляется с другим при помоши противительного союза «а».
-Выпишите из стихотворения ССП и выполните его разбор самостоятельно.
6. Домашнее задание
№ 252, стр. 237
7.Итог урока.
9 класс Урок 67 Русский язык
Тема: Повторение изученного о сложноподчинённом предложении
Цели: 1. Повторить и обобщить знания учащихся о сложноподчиненном предложении;
2. развивать у учащихся умение находить в тексте сложноподчиненные предложения, различать виды придаточных в СПП.
3. воспитывать у учащихся любовь и уважение к родному Казахстану.
Тип урока: урок-повторение
Оборудование урока, литература: интерактивная доска, учебное пособие, электронный учебник «СПП»
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Опрос домашнего задания
№ 252, стр. 237
3.Повторение изученного материала.
*Чтение текста № 353, стр.238
*О чем этот текст?
-Как его можно озаглавить?
-Какова основная мысль текста?
-Есть ли в этом тексте простые предложения?
-Выпишите первое предложение и выполните полный синтаксический разбор.
Может быть, не всезнают о Казахстане.Это предложение простое, повествовательное, невосклицательное, двусоставное, распространённое, полное, осложнено вводным словом.
Что вы помните и знаете о СПП?
*Просмотр темы в электронном варианте.
-Найдите в тексте сложноподчинённое предложение, выполните его полный синтаксический разбор: Если отрезатьот Европывсе полуострова, то останется территория, равная Казахстану.Это предложение сложное, состоит из двух простых предложений, связанных подчинительной связью. Второе предложение является главным, а второе придаточным условия, так как указывает на условие того, о чём говорится в главном и присоединяется к нему подчинительным союзом «если». Первое простое – односоставное, безличное. Второе – двусоставное, осложнено обособленным определением.
№ 357, стр. 241 (выполните полный синтаксический разбор предложений)
7.Итог урока.
9 класс Урок 68 Русский язык
Тема: Контрольный диктант «Гроза над долиной »
Цели: 1. контроль и оценка знаний и умений учащихся на конец года;
2. развивать у учащихся грамотность;
3. воспитывать у учащихся внимательное отношение к красоте весенней степ, эстетический вкус..
Тип урока: урок-контроль
Наглядные пособия, литература: сборник диктантов и изложений.
Работа со словами: только-только, буйный, алый, меркнет.
Ход урока:
Организационный момент.
Знакомство с текстом.
Весенняя степь
Солнце только-только набирает силу, а бескрайние степи, что начинаются у нас от аула и широко тянутся до самых синих гор, уже сплошь покрыты буйной зеленью и цветами.
Весной степь напоминает ковер невиданной красоты, в узоре которого из множества ярких и нежных красок более всего заметен алый цвет. Это степные тюльпаны, густо рассыпанные по полю, тихо покачиваются на тонких стеблях, а издали кажется, что там, впереди, бушует и стелется по земле широкое пламя пожара. Но вот пролетели первые весенние дни. И на глазах росла и меркла, теряя жизнь и теплые краски, степь. Весенний ковер из цветов как бы отодвигался от аула и медленно поднимался в горы, все дальше и дальше.
Наступил день, когда в ауле и вблизи его исчезли не только тюльпаны, но и маки, которые еще вчера были в каждом дворе.
Цветы исчезли, и мне опять, как всегда, стало немножко грустно. Грустно оттого, что степь без цветов похожа на дом, из которого вдруг и навсегда ушло солнце.