Просмотр содержимого документа
«Урок развития речи на тему: "Изложение повествовательного характера с элементами описания природы"»
Урок развития речи
5 класс
Арзиманова Валентина Егоровна
Учитель русского языка и литературы
Тема: Изложение повествовательного характера с элементами описания природы.
Цель: учить связно и последовательно излагать мысли, составлять план, использовать в речи синонимы; развивать речь и память учащихся.
Оборудования: тексты изложения на каждом учебном столе.
Ход урока.
Организационный момент.
Проверка домашнего задания.
Повторение.
Вопросы:
- Что такое текст?
- Из чего состоит текст?
- Какие типы речи вы знаете?
- Что называется описанием? Повествованием? Рассуждением?
IV. Тема: Изложение повествовательного текста с элементами описания природы.
Работа над темой урока.
1. Вопросы:
- Какие времена года вы знаете?
- Что можете сказать об осени. Какие изменения происходят в природе осенью?
- Как ведут себя животные с наступлением осени?
2. Чтение текста учителем.
3. Беседа с учащимися.
Вопросы:
- К какому стилю речи относится этот текст?
- Что бы вы добавили от себя в описании леса?
4. Чтение текста учащимися.
Смышленый зверек.
Я люблю охотится осенью на зайцев с гончими собаками. Идешь в лес ранним утром. Легкий морозец выбелил землю, затянул лужи первым хрустящим ледком.
А лес какой нарядный! Березы и клены все желты, осины в красных одеждах, среди них просматривается темно-густая зелень молодых елок. Шумят под ногами опавшие листья, пахнет грибами, лесной свежестью. Легко дышится осенним утром в лесу!
Я отвязываю собак, и они мгновенно исчезают в кустах. Теперь я слушаю и жду. Собаки носятся по лесу, принюхиваются к земле, ищут звериный след.
Кругом тихо-тихо, изредка пискнет в кустах какая-то птичка да зашуршит, цепляясь за ветки, сухой лист. Вдруг громкий, заливистый лай встряхивает осеннюю тишину. Это собаки нашли зайца и бросились по его следам.
Однажды нашли зайца и погнали его. Я решил опередить собак, стал на дорожке и жду, что сейчас мне навстречу будет бежать косой. Впереди лесная вырубка, кусты да пеньки. Гоняют собаки по вырубке, бегают взад и вперед, а зайца все нет. Куда же он девался? Решил идти на помощь и разбираться, в чем дело.
Посреди вырубки расположилась полянка, кустики мелкие на ней и пни высокие. Носятся мои собаки по кустам, нюхают землю, никак в заячьих следах не разберутся. Но куда же зайцу на полянке спрятаться?
Вышел я на середину полянки и случайно взглянул в сторону. В пяти шагах от меня на верхушке пня сереет пушистый комочек, притаился, глазенки так и впились в меня. Сидит заяц на высоком пне, собаки вокруг носятся, а рядом охотник с ружьем стоит. Отогнал я собак и вышел с вырубки.
(По Г. Скребицкому)
Беседа с учащимися.
Чем хороша охота в осеннем лесу?
Какую помощь оказывают собаки на охоте?
Какой случай произошел однажды на охоте?
Почему охотник решил не трогать зайца?
5. Лексическая работа. Подобрать синонимы к словам.
Громко – оглушительно, гулко.
Быстро – мгновенно, моментально.
Носятся – бегают, гоняют.
Притаился – спрятался, укрылся.
6. Орфографичесуая работа.
Правописание Ь:
осенью, листья, помощь, идешь, ружьем;
Правописание Н и НН:
Ранним, осенним, мгновенно, звериный.
Написание дефиса:
Темно-густая (сложное прилагательное),
Тихо-тихо (наречие, повторение основ),
Какая-то.
Составить словосочетания со словами:
посреди (стоять посреди дороги), взад и вперед (ходить взад и вперед), вперед (увидеть впереди).
V. Составление плана изложения.
1. Прелесть осенней охоты.
2. Собаки ищут зайца.
3. Жизнь осеннего леса.
4. Однажды собаки нашли зайца…
5. Перехитрил косой!
6. Охотник пожалел зайца.
VI. Передача содержания текста по плану (устно).
VII. Итог урока.
- Учитель собирает тексты у учащихся;
- Повторное чтение текста учителем.
VIII. Домашнее задание.
Написать изложение по ранее составленному плану «Смышленый зверек».