"Изложение с языковым анализом по тексту К.Г.Паустовского "Первый снег"
"Изложение с языковым анализом по тексту К.Г.Паустовского "Первый снег"
Изложение с языковым анализом по тексту К.Г.Паустовского "Первый снег"
Цели урока:
закрепить понятие “изложение с языковым анализом”;
показать систему языковых средств, использованных в тексте;
обогатить язык учащихся лексическими, морфологическими, синтаксическими средствами языка;
содействовать дальнейшему развитию логического мышления учащихся;
помочь понять учащимся идею, композицию, детали, связи и зависимости текста;
развивать творческие возможности учащихся;
научить понимать и ценить красоту русского языка.
Даны слова для орфографической работы: показалось, закачалось, прислушивался, посапывает, показывали, увидев, необыкновенная, стеклянная, застенчивая.
Ход урока
1. Организационный момент
Ребята, сегодня мы на уроке будем писать изложение с языковым анализом. Суть этой работы заключается в том, чтобы выявить, какие языковые средства отобраны автором при создании текста и с какой целью он это делал.
2. Вступительная беседа.
Учитель: “Первый снег” - рассказ К.Г. Паустовского, который входит в его книгу “Летние дни”. Работая над этим текстом, мы еще раз внимательно рассмотрим, как строится повествование, как автор строго отбирает материал, обратим внимание на лексику и синтаксические особенности предложений.
К.Г.Паустовский - это знакомый вам писатель, вы уже знаете некоторые его произведения. Вы знаете, что он очень любил природу, вот почему в его книгах так много рассказов о животных, птицах, о лесе, о травах и цветах. Но он не только любовался природой, он хотел найти в ней объяснение человеку - его поступкам, мыслям, его желаниям.
Конечно, первый снег всегда тает, приносит грязь и слякоть, но, несмотря на это, мы всегда рады первому снегу, земля преображается, покрывается белоснежным пушистым ковром.
- А какие чувства у вас вызывает первый снег?
Учитель: А теперь давайте прочитаем рассказ К.Г.Паустовского “Первый снег”, где он описывает свои чувства, когда, проснувшись, увидел за окном первый снег.
3. Чтение текста учителем.
Первый снег.
1) Однажды ночью я проснулся от странного ощущения.
2) Мне показалось, что я оглох во сне. Я лежал с закрытыми глазами, долго прислушивался и, наконец, понял, что я не оглох, а попросту за стенами дома наступила необыкновенная тишина. Такую тишину называют “мертвой”. Умер дождь, умер ветер, умер шумливый, беспокойный сад. Было только слышно, как посапывает во сне кот.
3) Я открыл глаза. Белый и ровный свет наполнял комнату. Я встал и подошел к окну - за стеклами все было снежно и безмолвно. В туманном небе на головокружительной высоте стояла одинокая луна, и вокруг нее переливался желтоватый круг.
4) Когда же выпал первый снег? Я подошел к ходикам. Было так светло, что ясно чернели стрелки. Они показывали два часа.
Я уснул в полночь. Значит, за два часа так необыкновенно изменилась земля, за два коротких часа поля, леса и сады заворожила стужа.
5) Через окно я увидел, как большая серая птица села на ветку клена в саду. Ветка закачалась, с нее посыпался снег. Птица медленно поднялась и улетела, а снег все сыпался, как стеклянный дождь, падающий с елки. Потом снова все стихло.
6) Проснулся Рувим. Он долго смотрел в окно, вздохнул и сказал :
– Первый снег очень к лицу земле.
Земля была нарядная, похожая на застенчивую невесту.
Учитель: Рувим - это человек, который путешествовал вместе с Паустовским.
4. Беседа по тексту.
Учитель: Понравился ли вам рассказ? Почему? Что вы мысленно увидели, когда слушали рассказ?
Учащиеся: (ответы).
Учитель: Определите тип речи и стиль этого текста. Докажите свое мнение.
Учащиеся: Это повествовательный тип речи, так как в тексте говорится о событии, он отвечает на вопрос “что произошло?”, к тексту можно сделать одну фотографию. Преобладают глаголы, обозначающие движение и состояние. Стиль - художественный, так как основная его цель - воздействовать на чувства читателей.
Учитель: Назовите тему текста, о чем он?
Учащиеся: Из этого рассказа мы узнаем, какие чувства, ощущения испытал автор, когда увидел, что выпал первый снег. Это также рассказ о том, как изменилась земля после того, как выпал первый снег.
Учитель: Повествование озаглавлено “Первый снег”. Что отражено в заглавии: тема или идея текста?
Учащиеся: В заглавии отражена тема. Идея, главная мысль текста другая. Автор говорит нам, читателям: “Человек, остановись, посмотри, как прекрасен этот мир, как чиста природа, полюбуйся этой красотой”.
5. Составление плана.
Учитель: На доске записан план этого текста, он состоит из шести частей. Четыре из них озаглавлены. Остальные части вам нужно будет озаглавить. Но вначале найдем в тексте эти шесть частей.
(Учитель и ученики отмечают в тексте шесть частей в соответствии с планом).
Учитель: Можно ли оставить заголовки первых четырех пунктов такими, какими они записаны на доске. Почему?
Учащиеся: Я думаю, что первые четыре части можно озаглавить так, как они озаглавлены на доске. В первой части говорится о странном ощущении, во второй части - о “мертвой” тишине, так как все умерло: и дождь, и ветер, и сад; в третьей - о том, что увидел автор в окно; в четвертой части говорится, о чем подумал автор.
Учитель: Озаглавьте пятую и шестую части. Объясните свой выбор.
Учащиеся: Пятую часть можно озаглавить “Визит птицы”, “Птица за окном”, потому что в ней говорится о том, что в сад прилетела птица. Шестую часть можно озаглавить “Первый снег очень к лицу земле”. Это главная мысль шестой части.
6. Языковой анализ текста.
Учитель: А теперь выясним, какие языковые средства и почему использовал автор в своем тексте.
Текст начинается со слова “однажды”. Такое начало характерно для повествовательного типа речи. Слова “однажды”, “как-то раз”, “когда-то”, “некогда” удобны, чтобы начать сообщение о каком-либо случае, событии, происшествии. Выбор автором такого начала вполне закономерен, потому что он пишет рассказ, то есть литературно-художественное повествование.
В первом предложении он указывает, при каких обстоятельствах и с кем произошло событие, о котором будет рассказано. На слова “странное (ощущение)”, “оглох (во сне)” падает логическое ударение. Эти слова автор использовал для того, чтобы подготовить нас к рассказу о переходе осени в зиму, о первом снеге.
Ребята, какие слова в первом абзаце употреблены в переносном значении?
Учащиеся: В переносном значении употреблены “мертвая” тишина, умер дождь, умер ветер, умер шумливый, беспокойный сад.
Учитель: Что достигается употреблением этих слов в переносном значении? Сравните: необыкновенная, необычная, особенная, особая - “мертвая” тишина; перестал дождь - умер дождь, прекратился ветер - умер Учащиеся: Употреблением слов “мертвая”, “умер” автор хочет подчеркнуть абсолютную тишину, без единого звука, такую необычную, что человеку кажется, что он оглох.
Учитель: Что нарушает эту тишину?
Учащиеся: Эту тишину нарушает только посапывание кота.
Учитель: Это дополнение про кота неслучайно. Затихла природа не только за окном, тишина и в доме. Это посапывание кота подчеркивает тишину. Все спит.
А почему же сад был “шумливый”, “беспокойный”?
Учащиеся: Сад был такой, потому что вечером дул ветер, качались деревья, ветки бились друг о друга, и это создавало шум. А то, что деревья качались, создавало впечатление, что сад о чем-то беспокоится.
Учитель: Подберите синонимы к словам “шумливый”, “беспокойный”.
Учащиеся: Сад шумный, волнующийся, трепещущий.
Учитель: Объясните постановку запятых в первом абзаце.
(Ученики вместе с учителем разбирают постановку запятых).
Учитель: Прочитаем второй абзац. Подумайте, почему свет в нем назван “белым” и “ровным”?
Учащиеся: Свет был белый, потому что он исходил от снега. Свет был ровный, потому что исходил от всего снежного полотна. Этот ровный свет не могут прервать плывущие по небу тучи.
Учитель: Как автор избегает повторения слова “окно”?
Учащиеся: Вместо слова “окно” автор пишет “за стеклами”. Этим он избегает нежелательного повтора.
Учитель: Обратите внимание, во втором абзаце автор опять говорит о тишине. Какое слово указывает на Учащиеся: На тишину указывают слова: “...было снежно и безмолвно”.
Учитель: Почему вокруг луны переливался желтоватый круг?
Учащиеся: Небо было туманным, поэтому луна светила неярко, и этот свет как бы переливался.
Учитель: Луна желтоватая, но не желтая. Этот суффикс -оват- указывает на неполноту признака, луна слегка желтая.
“Стояла одинокая луна”. Почему автор говорит, что луна одинокая? В прямом или переносном значении дано это слово?
Учащиеся: Слово дано в переносном значении, одинокими могут быть только люди. Этим словом автор говорит, что луна также одинока в небе, как и он одинок на земле. Ведь все спят, автор стоит один у окна, среди тишины земной, как луна среди тишины небесной.
Учитель: В третьем предложении второго абзаца между двумя простыми предложениями стоит тире. Этот знак как бы указывает на две противоположные стороны от окна: одна сторона- это комната, где стоит автор; другая, противоположная, - это снежный сад. Два контраста: дом и улица, тепло и холод. И везде тишина.
Прочитайте четвертую часть текста. Определите главную мысль.
Учащиеся: Главная идея в следующих словах: “...за два часа так необыкновенно изменилась земля”.
Учитель: И опять встречается слово “необыкновенно”, в первом абзаце уже встречалось подобное выражение “необыкновенная тишина”. Автор говорит нам: “Это необычное явление, оно редкое, не пропустите его”. А теперь послушайте: “...за два коротких часа поля, леса, сады заворожила стужа”. Что значит “заворожила”? Подберите синонимы.
Учащиеся: “Заворожила” - это значит, покрыла снегом, можно сказать, укутала, околдовала, одела в белые одежды.
Учитель: Как точно употребил автор слово “заворожила”, оно вбирает в себя значения всех перечисленных вами синонимов. В предложении “ ...за два часа так необыкновенно изменилась земля, за два коротких часа поля, леса и сады заворожила стужа” имеется повтор слов, который передает удивление, недоумение автора: “Как за два часа земля могла так измениться?”
Ребята, с чем сравнивает автор снег? Почему?
Учащиеся: Снег сравнивается со стеклянным дождем, потому что каждая снежинка блестит и переливается при лунном свете.
Учитель: И опять упоминается о тишине: “Потом снова все стихло”. Обратите внимание, сколько много глаголов в четвертой и пятой частях текста: я увидел, птица села, ветка закачалась, посыпался снег, птица поднялась, полетела, снег сыпался, все стихло. Даже если мы употребим только подлежащее и сказуемое, все равно будет понятно, что произошло за окном. Но чего не хватает получившемуся тексту без второстепенных слов?
Учащиеся: Без второстепенных членов отсутствуют те подробности, благодаря которым текст становится интересным, запоминающимся, художественным.
Учитель: Прочитайте последний абзац. Мы его назвали “Первый снег очень к лицу земле”. Это слова Рувима. Почему автору нужно было, чтобы Рувим проснулся и сказал эти слова, а сам автор разве не мог бы этого сказать?
Учащиеся: К. Г. Паустовскому нужно было показать, что не один он восхищается этой красотой, что Рувим тоже это заметил. Это может заметить каждый человек, только нужно остановиться и посмотреть вокруг.
Учитель: Что говорится о земле, почему она сравнивается с застенчивой невестой?
Учащиеся: Земля нарядная, так как она покрыта блестящим снегом. Белая одежда считается нарядной, а также такого цвета платье у невесты. Но земля застенчивая, потому что она только в белом, без украшений.
Учитель: Запишите слова Рувима как сложное предложение.
Учащиеся: Он долго смотрел в окно, вздохнул и сказал, что первый снег очень к лицу земле.
Учитель: Выберите удобный для вас вариант, объясните постановку знаков препинания.
Далее идет работа с орфограммами (слова записаны на доске). После этого текст читается в последний раз.
7. Написание изложения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Изложение с языковым анализом по тексту К.Г.Паустовского "Первый снег" »
МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 21» "Изложение с языковым анализом по тексту К.Г.Паустовского "Первый снег" (Конспект урока развития речи в 5-м классе) Разработала: учитель русского языка и литературы Горбунова Е.И.
Саранск, 2006 г.
Цели урока:
закрепить понятие “изложение с языковым анализом”;
показать систему языковых средств, использованных в тексте;
обогатить язык учащихся лексическими, морфологическими, синтаксическими средствами языка;
содействовать дальнейшему развитию логического мышления учащихся;
помочь понять учащимся идею, композицию, детали, связи и зависимости текста;
развивать творческие возможности учащихся;
научить понимать и ценить красоту русского языка.
Оборудование:школьная доска, учебник 5-7 класса “Русская речь” Е.И.Никитиной, иллюстрации к рассказу.
Даны слова для орфографической работы: показалось, закачалось, прислушивался, посапывает, показывали, увидев, необыкновенная, стеклянная, застенчивая.
Ход урока
1. Организационный момент
Ребята, сегодня мы на уроке будем писать изложение с языковым анализом. Суть этой работы заключается в том, чтобы выявить, какие языковые средства отобраны автором при создании текста и с какой целью он это делал.
2. Вступительная беседа.
Учитель: “Первый снег” - рассказ К.Г. Паустовского, который входит в его книгу “Летние дни”. Работая над этим текстом, мы еще раз внимательно рассмотрим, как строится повествование, как автор строго отбирает материал, обратим внимание на лексику и синтаксические особенности предложений.
К.Г.Паустовский - это знакомый вам писатель, вы уже знаете некоторые его произведения. Вы знаете, что он очень любил природу, вот почему в его книгах так много рассказов о животных, птицах, о лесе, о травах и цветах. Но он не только любовался природой, он хотел найти в ней объяснение человеку - его поступкам, мыслям, его желаниям.
Конечно, первый снег всегда тает, приносит грязь и слякоть, но, несмотря на это, мы всегда рады первому снегу, земля преображается, покрывается белоснежным пушистым ковром.
- А какие чувства у вас вызывает первый снег?
Учитель: А теперь давайте прочитаем рассказ К.Г.Паустовского “Первый снег”, где он описывает свои чувства, когда, проснувшись, увидел за окном первый снег.
3. Чтение текста учителем.
Первый снег.
1) Однажды ночью я проснулся от странного ощущения.
2) Мне показалось, что я оглох во сне. Я лежал с закрытыми глазами, долго прислушивался и, наконец, понял, что я не оглох, а попросту за стенами дома наступила необыкновенная тишина. Такую тишину называют “мертвой”. Умер дождь, умер ветер, умер шумливый, беспокойный сад. Было только слышно, как посапывает во сне кот.
3) Я открыл глаза. Белый и ровный свет наполнял комнату. Я встал и подошел к окну - за стеклами все было снежно и безмолвно. В туманном небе на головокружительной высоте стояла одинокая луна, и вокруг нее переливался желтоватый круг.
4) Когда же выпал первый снег? Я подошел к ходикам. Было так светло, что ясно чернели стрелки. Они показывали два часа.
Я уснул в полночь. Значит, за два часа так необыкновенно изменилась земля, за два коротких часа поля, леса и сады заворожила стужа.
5) Через окно я увидел, как большая серая птица села на ветку клена в саду. Ветка закачалась, с нее посыпался снег. Птица медленно поднялась и улетела, а снег все сыпался, как стеклянный дождь, падающий с елки. Потом снова все стихло.
6) Проснулся Рувим. Он долго смотрел в окно, вздохнул и сказал :
– Первый снег очень к лицу земле.
Земля была нарядная, похожая на застенчивую невесту.
Учитель: Рувим - это человек, который путешествовал вместе с Паустовским.
4. Беседа по тексту.
Учитель: Понравился ли вам рассказ? Почему? Что вы мысленно увидели, когда слушали рассказ?
Учащиеся: (ответы).
Учитель: Определите тип речи и стиль этого текста. Докажите свое мнение.
Учащиеся: Это повествовательный тип речи, так как в тексте говорится о событии, он отвечает на вопрос “что произошло?”, к тексту можно сделать одну фотографию. Преобладают глаголы, обозначающие движение и состояние. Стиль - художественный, так как основная его цель - воздействовать на чувства читателей.
Учитель: Назовите тему текста, о чем он?
Учащиеся: Из этого рассказа мы узнаем, какие чувства, ощущения испытал автор, когда увидел, что выпал первый снег. Это также рассказ о том, как изменилась земля после того, как выпал первый снег.
Учитель: Повествование озаглавлено “Первый снег”. Что отражено в заглавии: тема или идея текста?
Учащиеся: В заглавии отражена тема. Идея, главная мысль текста другая. Автор говорит нам, читателям: “Человек, остановись, посмотри, как прекрасен этот мир, как чиста природа, полюбуйся этой красотой”.
5. Составление плана.
Учитель: На доске записан план этого текста, он состоит из шести частей. Четыре из них озаглавлены. Остальные части вам нужно будет озаглавить. Но вначале найдем в тексте эти шесть частей.
(Учитель и ученики отмечают в тексте шесть частей в соответствии с планом).
Учитель: Можно ли оставить заголовки первых четырех пунктов такими, какими они записаны на доске. Почему?
Учащиеся: Я думаю, что первые четыре части можно озаглавить так, как они озаглавлены на доске. В первой части говорится о странном ощущении, во второй части - о “мертвой” тишине, так как все умерло: и дождь, и ветер, и сад; в третьей - о том, что увидел автор в окно; в четвертой части говорится, о чем подумал автор.
Учитель: Озаглавьте пятую и шестую части. Объясните свой выбор.
Учащиеся: Пятую часть можно озаглавить “Визит птицы”, “Птица за окном”, потому что в ней говорится о том, что в сад прилетела птица. Шестую часть можно озаглавить “Первый снег очень к лицу земле”. Это главная мысль шестой части.
6. Языковой анализ текста.
Учитель: А теперь выясним, какие языковые средства и почему использовал автор в своем тексте.
Текст начинается со слова “однажды”. Такое начало характерно для повествовательного типа речи. Слова “однажды”, “как-то раз”, “когда-то”, “некогда” удобны, чтобы начать сообщение о каком-либо случае, событии, происшествии. Выбор автором такого начала вполне закономерен, потому что он пишет рассказ, то есть литературно-художественное повествование.
В первом предложении он указывает, при каких обстоятельствах и с кем произошло событие, о котором будет рассказано. На слова “странное (ощущение)”, “оглох (во сне)” падает логическое ударение. Эти слова автор использовал для того, чтобы подготовить нас к рассказу о переходе осени в зиму, о первом снеге.
Ребята, какие слова в первом абзаце употреблены в переносном значении?
Учащиеся: В переносном значении употреблены “мертвая” тишина, умер дождь, умер ветер, умер шумливый, беспокойный сад.
Учитель: Что достигается употреблением этих слов в переносном значении? Сравните: необыкновенная, необычная, особенная, особая - “мертвая” тишина; перестал дождь - умер дождь, прекратился ветер - умер Учащиеся: Употреблением слов “мертвая”, “умер” автор хочет подчеркнуть абсолютную тишину, без единого звука, такую необычную, что человеку кажется, что он оглох.
Учитель: Что нарушает эту тишину?
Учащиеся: Эту тишину нарушает только посапывание кота.
Учитель: Это дополнение про кота неслучайно. Затихла природа не только за окном, тишина и в доме. Это посапывание кота подчеркивает тишину. Все спит.
А почему же сад был “шумливый”, “беспокойный”?
Учащиеся: Сад был такой, потому что вечером дул ветер, качались деревья, ветки бились друг о друга, и это создавало шум. А то, что деревья качались, создавало впечатление, что сад о чем-то беспокоится.
Учитель: Подберите синонимы к словам “шумливый”, “беспокойный”.
Учащиеся: Сад шумный, волнующийся, трепещущий.
Учитель: Объясните постановку запятых в первом абзаце.
(Ученики вместе с учителем разбирают постановку запятых).
Учитель: Прочитаем второй абзац. Подумайте, почему свет в нем назван “белым” и “ровным”?
Учащиеся: Свет был белый, потому что он исходил от снега. Свет был ровный, потому что исходил от всего снежного полотна. Этот ровный свет не могут прервать плывущие по небу тучи.
Учитель: Как автор избегает повторения слова “окно”?
Учащиеся: Вместо слова “окно” автор пишет “за стеклами”. Этим он избегает нежелательного повтора.
Учитель: Обратите внимание, во втором абзаце автор опять говорит о тишине. Какое слово указывает на Учащиеся: На тишину указывают слова: “...было снежно и безмолвно”.
Учитель: Почему вокруг луны переливался желтоватый круг?
Учащиеся: Небо было туманным, поэтому луна светила неярко, и этот свет как бы переливался.
Учитель: Луна желтоватая, но не желтая. Этот суффикс -оват- указывает на неполноту признака, луна слегка желтая.
“Стояла одинокая луна”. Почему автор говорит, что луна одинокая? В прямом или переносном значении дано это слово?
Учащиеся: Слово дано в переносном значении, одинокими могут быть только люди. Этим словом автор говорит, что луна также одинока в небе, как и он одинок на земле. Ведь все спят, автор стоит один у окна, среди тишины земной, как луна среди тишины небесной.
Учитель: В третьем предложении второго абзаца между двумя простыми предложениями стоит тире. Этот знак как бы указывает на две противоположные стороны от окна: одна сторона- это комната, где стоит автор; другая, противоположная, - это снежный сад. Два контраста: дом и улица, тепло и холод. И везде тишина.
Прочитайте четвертую часть текста. Определите главную мысль.
Учащиеся: Главная идея в следующих словах: “...за два часа так необыкновенно изменилась земля”.
Учитель: И опять встречается слово “необыкновенно”, в первом абзаце уже встречалось подобное выражение “необыкновенная тишина”. Автор говорит нам: “Это необычное явление, оно редкое, не пропустите его”. А теперь послушайте: “...за два коротких часа поля, леса, сады заворожила стужа”. Что значит “заворожила”? Подберите синонимы.
Учащиеся: “Заворожила” - это значит, покрыла снегом, можно сказать, укутала, околдовала, одела в белые одежды.
Учитель: Как точно употребил автор слово “заворожила”, оно вбирает в себя значения всех перечисленных вами синонимов. В предложении “ ...за два часа так необыкновенно изменилась земля, за два коротких часа поля, леса и сады заворожила стужа” имеется повтор слов, который передает удивление, недоумение автора: “Как за два часа земля могла так измениться?”
Ребята, с чем сравнивает автор снег? Почему?
Учащиеся: Снег сравнивается со стеклянным дождем, потому что каждая снежинка блестит и переливается при лунном свете.
Учитель: И опять упоминается о тишине: “Потом снова все стихло”. Обратите внимание, сколько много глаголов в четвертой и пятой частях текста: я увидел, птица села, ветка закачалась, посыпался снег, птица поднялась, полетела, снег сыпался, все стихло. Даже если мы употребим только подлежащее и сказуемое, все равно будет понятно, что произошло за окном. Но чего не хватает получившемуся тексту без второстепенных слов?
Учащиеся: Без второстепенных членов отсутствуют те подробности, благодаря которым текст становится интересным, запоминающимся, художественным.
Учитель: Прочитайте последний абзац. Мы его назвали “Первый снег очень к лицу земле”. Это слова Рувима. Почему автору нужно было, чтобы Рувим проснулся и сказал эти слова, а сам автор разве не мог бы этого сказать?
Учащиеся: К. Г. Паустовскому нужно было показать, что не один он восхищается этой красотой, что Рувим тоже это заметил. Это может заметить каждый человек, только нужно остановиться и посмотреть вокруг.
Учитель: Что говорится о земле, почему она сравнивается с застенчивой невестой?
Учащиеся: Земля нарядная, так как она покрыта блестящим снегом. Белая одежда считается нарядной, а также такого цвета платье у невесты. Но земля застенчивая, потому что она только в белом, без украшений.
Учитель: Запишите слова Рувима как сложное предложение.
Учащиеся: Он долго смотрел в окно, вздохнул и сказал, что первый снег очень к лицу земле.
Учитель: Выберите удобный для вас вариант, объясните постановку знаков препинания.
Далее идет работа с орфограммами (слова записаны на доске). После этого текст читается в последний раз.