Просмотр содержимого документа
«Изложение «Триумфальная арка»»
Урок 3
Тема: Изложение «Триумфальная арка»
Цель: отработка умения правильного составления и определения типов словосочетаний.
Тип урока: урок применения ЗУН.
Вид урока: самостоятельная работа.
Оборудование: карточки, учебник.
Ход урока.
1. Организационный момент.
П. Активизация знаний учащихся.
Ш. Самостоятельная работа по карточкам.
Карточка № 1
Выпишите словосочетания и обозначьте в них средства связи: окончания заключите в квадрат, предлоги подчеркните.
1. Торчит на бескрайней равнине из-под снега сухая полынь. 2. В небе верные звёзды повисли. 3. Пестрели домики на склоне. 4. Ребята спешат по дороге, занятия ждут их с утра. 5. Самолёт идёт упрямо к цели. 6. Скоба для лодки в камень вбита. 7. Как странно летней северною ночью на палубе у поручней стоять и наблюдать в безмолвии воочью всей этой белой ночи благодать.
(К. Ваншенкин.)
- Обозначьте падеж и склонение имён существительных.
- Составьте таблицу «Ё-и в окончаниях существительных». Используйте
слова из текста, а где нужно, дополните своими примерами.
Карточка № 2
Заполните таблицу, подобрав из текста словосочетания со связью
согласования, управления, примыкания, Обозначьте знаком × главное слово.
Согласование
Управление
Пимыкание
1. На воде легко качается белый пароход. 2. Луна над снежным полем серебрится. 3. Шумит тайга над снежною долиной. 4. Чуть колеблются листья клёна. 5. Блестят в коре продолблённые лунки для медленно стекающей смолы. 6. С сосен медлительно падает снег.
(К. Ваншенкин.)
- Ответьте письменно, каково строение и грамматическое значение словосочетаний каждого вида.
Карточка № 3
Выпишите из текста словосочетания, состоящие из причастия и существительного с предлогом. В каждом словосочетании обозначьте главное слово. Окончание причастий выделите.
1. Лена смотрела в окно на только что освободивш...ся от льда холодную гладь залива. (А. Фадеев.) 2. Наташа выпила молока и тотчас же уснула на блестящ... от старости широкой лавке. (К. Паустовский.) 3. В первой же понравивш...ся ему деревушк... Балашов сошёл со старого речного парохода. (К. Наустовски й.) 4. На вечереющ.. небе рисовался шпиль Петропавловской крепости. (Л. С лавин.) 5. Вагон пор..внялся с длинной заснежен... платформой. (Ю. Я ковле в.) 6. Я просидел до рассвета у потухш... костра. (К. Паустовски йй.) 7. Каждая маленькая полянка вся зар...сла ежевичником и камыш...м с серыми колеблющ...ся махалками. (Л. Н.Толстой.)
- Найдите слова с чередующимися гласными в корне.
- Каким способом образованы выделенные слова?
Карточка № 4
Определите строение и грамматическое значение словосочетаний. Какие из словосочетаний в каждом ряду отличаются от остальных по своему грамматическому значению? Подберите к ним словосочетания с тем же грамматическим значением.
Стакан из стекла, пальто из драпа, ковёр из Грузии, платье из шёлка. Поёт соловьём, шью иглой, рублю топором, пишу карандашом. Играю с товарищем, разговариваешь с мамой, переписываешься с другом, идёт с зонтом.
- Вспомните, какие слова называются омонимами. Постарайтесь доказать, что явление омонимии встречается неё только в лексике, но и В
грамматике.
Карточка № 5
Спишите текст, вставляя — пропущенные — буквы. — Подчеркните словосочетания, в которых к главному слову относится зависимое, само являющееся главным по отношению к другому слову.
1. Разнос...тся в воздухе сла...кой волной аромат спелой ржи и медовых цветов. 2. Сиз...й дымкой подёрнут синеющ...й лес. 3. Белой стаей плывут в выш…не обл...ка. 4. Со(н,нн)ый мрак полей разбуж...н. 5. В ущель... каме(н,нн)ых грома... был городской раскинут са... 6. Душист...й старого вина земные сладо...ные соки.
(В. Кириллов.)
- В каких положениях звонкие согласные оглушаются? Найдите примеры в тексте.
- Слово разнос...тся разберите по составу.
Карточка № 6
Распространите приведённые ниже словосочетания и предложения зависимыми словами и запишите в одну колонку словосочетания, в другую — предложения. Обозначьте главное слово в словосочетании и основу в предложении.
Темная ночь. Песня льется. Весёлый смех. Смеётся звонко. Ручеёк журчит. Конница несётся. Шум моря. Поставил стакан. Гордый победой. Читать повесть. Тихая музыка. День светел.
IV. 1. Изложение.
Выписать в 3 столбика словосочетания: согласования, управление,примыкание.
Триумфальная арка 8
Триумфальная арка выглядит — величественным сооружением, возвышающимся на площади Победы. Обширное пространство площади выделяет монумент, подчеркивает его грандиозность и величие. Арка производит впечатление торжественности и мощи. Вершину её украшает чугунная колесница Славы, в которую запряжена шестерка лошадей. Управляет колесницей богиня победы, держащая на вытянутой руке лавровый венок, символизирующий победу. Белая каменная облицовка контрастирует c черными чугунными колоннами, находящимися в нишах скульптурами воинов и горельефами. Карниз украшен сорока восемью гербами российских губерний. Аллегорические женские фигуры символизируют мощь, силу, храбрость, славу русского оружия.
Триумфальная арка, несмотря на то что площадь Победы окаймляют высокие здания, не теряет своей величественности и доминирует в окружающем ее пространстве.
2. Комментарий к сравнению описания с текстом упражнения.
Текст упражнения не только содержит описание Триумфальной арки, но и подробно рассказывает о ее истории, об авторах сооружения, передает впечатление, которое производит арка на зрителя.