Просмотр содержимого документа
«Изложение по тексту Н. И. Сладкова «Волшебная полочка» (Текст-описание)»
Изложение по тексту Н. И. Сладкова «Волшебная полочка» (Текст-описание)
ЦЕЛЬ: учить детей описывать предметы; развивать умение выражать свои мысли письменно. Воспитывать сочувствие к зимующим птицам, любовь к природе.
ОБОРУДОВАНИЕ: индивидуальные карточки, тетради, текст
Н.И. . Сладкова «Волшебная полочка»
Структура урока:
Организационный момент.
Начинается урок , он пойдет ребятам впрок….
Мотивация к учебной деятельности.
Н. Рубцов . Воробей.
Чуть живой. Не чирикает даже.
Замерзает совсем воробей
Как заметит подводу с поклажей,
Из-под крыши бросается к ней.
И дрожит он над зёрнышком бедным,
И летит к чердаку своему…
А гляди, не становится вредным
Оттого, что так трудно ему.
3. Постановка цели.
Сегодня мы пишем изложение по тексту Н. И. Сладкова. Это текст-описание. В нём почти нет действия. Задача описания–показать признаки, которыми обладает объект. Строится описание просто: вначале указывается предмет, который будет описываться, затем перечисляются его признаки и в итоге–вывод.
Итог –это значение предмета, его роль, надобность, впечатление от него.
4.Работа над изложением.
А) знакомство с автором текста.
Прежде чем прочитать текст, я хочу познакомить вас с его автором. Николай Иванович Сладков родился в 1920 году. Он писал для детей, главная тема его рассказов–природа, путешествия.
Сегодняшний текст необычен. Он представляет собой загадку, которую разгадать не сложно. Послушайте текст.
Б). Чтение текста
Волшебная полочка.
Я повелитель птиц! Захочу и птицы сами прилетят ко мне. Прилетят голуби и воробьи, синицы или снегири. Нет, я не волшебник. Я не шепчу таинственных заклинаний. У меня нет волшебной палочки. Но зато у меня есть волшебная полочка.
Так и быть, открою вам секрет. И к вам тоже станут прилетать дикие птицы.
На вид полочка совсем проста: простая фанерка с простыми деревянными бортиками. Но в полочке волшебная сила! На простую полочку нужно насыпать простой крупы, простых хлебных крошек. Потом полочку нужно выставить за окно. И полочка сразу станет волшебной! На неё тут же прилетят голуби и воробьи. А если вы укрепите на полочке кусочек сала, то к вам прилетят синицы. Кисти рябины привлекут внимание снегирей.
Сделайте волшебную полочку! Каждый день будут прилетать к вам разные птицы. Смотрите на них, любуйтесь, фотографируйте! Вы станете добрым покровителем птиц!
В). Чтение текста учащимися в учебнике стр.7 упр.9 2 часть.
Г). Беседа по тексту.
1) Вы конечно разгадали загадку. По каким признакам вы это сделали? Назовите их. Можно ли словом-отгадкой заменить авторское заглавие? (Кормушка)
2) Зачем автор написал текст, как загадку?
3) Кто вам больше нравится–повелитель птиц или покровитель?
Надо птичкам отдохнуть. (дети садятся в глубокий присед и сидят несколько секунд)
И опять пора в дорогу,
Пролететь нам надо много. (дети встают и машут руками)
Вот и юг. Ура! Ура!
Приземляться нам пора. (дети садятся за парты)
Е). Чтение и языковой анализ текста.
Я повелитель птиц! Захочу, и птицы сами прилетят ко мне. Прилетят голуби и воробьи, синицы или снегири.
–Для чего автор начинает свой рассказ именно так? (заинтересовать читателя, привлечь внимание).
Нет, я не волшебник. Я не шепчу таинственных заклинаний. У меня нет волшебной палочки. Но зато у меня есть волшебная полочка.
–Вступление закончено. Автор объясняет что власть его не в заклинаниях и не в волшебной палочке. Палочки нет, есть полочка, но она волшебная. Вот и объявили предмет, который нужно описать.
Так и быть, открою вам секрет. И к вам тоже станут прилетать дикие птицы.
–Открыть секрет это показать то, что спрятано, закрыто. Автор убежден, что каждый воспользуется этим секретом. (И к вам тоже станут прилетать дикие птицы.)
На вид полочка совсем проста: простая фанерка с простыми деревянными бортиками. Но в полочке волшебная сила! На простую полочку нужно насыпать простой крупы, простых хлебных крошек. Потом полочку нужно выставить за окно. И полочка сразу станет волшебной! На неё тут же прилетят голуби и воробьи. А если вы укрепите на полочке кусочек сала, то к вам прилетят синицы. Кисти рябины привлекут внимание снегирей.
–Автор описывает полочку. Он говорит о том какая она, что на неё насыпать, где выставить, кто на неё прилетит. В описании основную работу выполняют имена существительные: фанерка, бортиками, крупы, крошек, голуби и воробьи, кусочек сала, синиц, кисти рябины, снегирей.
Такое обилие признаков не позволяет ошибиться, не узнать кормушку. Кормушка не велика, это видно из того, что слова использованы с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Назовите эти слова.
Сделайте волшебную полочку! Каждый день будут прилетать к вам разные птицы. Смотрите на них, любуйтесь, фотографируйте!
Вы станете добрым покровителем птиц!
–Заканчивается описание активным призывом к читателям: сделайте!
Это итог, вывод о необходимости помогать птицам и какую радость это доставляет.
Сравните слова повелитель и покровитель.
Кто такой повелитель? (тот кто распоряжается и кому подчиняются)
А кто такой покровитель? (тот кто заботится, защищает, помогает).
Какое слово вам нравится больше?
Кто скажет для чего нам нужно помогать, заботится о диких птицах?
Ж) Чтение текста.
Раздача карточек с опорными словосочетаниями и словами. Чтение карточек.
5) Написаниеизложения.
6). Рефлексия.
А. Яшин
Покормите птиц зимой!
Покормите птиц зимой! Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма, Горсть зерна нужна,
Горсть одна–
И не страшна будет им зима…
Приучите птиц в мороз К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
КАРТОЧКИ ДЛЯ ПЕРВОЙ ГРУППЫ.
Повелитель; голуби и воробьи, синицы или снегири; не волшебник; таинственные заклинания; волшебная палочка; волшебная полочка; дикие птицы; простая фанерка; деревянные бортики. ; крупа, хлебные крошки; выставить за окно; кусочек сала; кисти рябины; любуйтесь; фотографируйте; добрый покровитель.
Повелитель; голуби и воробьи, синицы или снегири; не волшебник; таинственные заклинания; волшебная палочка; волшебная полочка; дикие птицы; простая фанерка; деревянные бортики. ; крупа, хлебные крошки; выставить за окно; кусочек сала; кисти рябины; любуйтесь; фотографируйте; добрый покровитель.
КАРТОЧКИ ДЛЯ ВТОРОЙ ГРУППЫ.
Повелитель; голуби и воробьи, синицы или снегири; не волшебник; заклинания; волшебная палочка; полочка; фанерка; деревянные бортики. ; крупа, крошки; выставить за окно; кусочек сала; кисти рябины; привлекут внимание; любуйтесь; фотографируйте; покровитель.
Повелитель; голуби и воробьи, синицы или снегири; не волшебник; заклинания; волшебная палочка; полочка; фанерка; деревянные бортики. ; крупа, крошки; выставить за окно; кусочек сала; кисти рябины; привлекут внимание; любуйтесь; фотографируйте; покровитель.