kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Исследование "Эмпоронимы села Частые"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эмпоронимы  села Частые.

Цель работы: изучение особенностей эмпоронимов с. Частые.  

Теоретическая значимость работы заключается в том, что в ней выявляются основные свойства эмпоронимов, исследование способствует дальнейшему развитию важного раздела языкознания – ономастики. 

Практическая ценность – возможность использования материалов исследования в преподавании уроков лексики и словообразования, а также они будут полезны для начинающих предпринимателей, хотевших открыть свой магазин. 

 

Просмотр содержимого документа
«Исследование "Эмпоронимы села Частые"»

Эмпоронимы  села Частые.

Цель работы: изучение особенностей эмпоронимов с. Частые.  

Методы проведённых исследований: изучение литературы по теме, классификация, сравнение, тестирование, обобщение.  

Основные результаты исследования: эмпоронимы с. Частые систематизированы по лексическому значению и словообразованию. 

Теоретическая значимость работы заключается в том, что в ней выявляются основные свойства эмпоронимов, исследование способствует дальнейшему развитию важного раздела языкознания – ономастики. 

Практическая ценность – возможность использования материалов исследования в преподавании уроков лексики и словообразования, а также они будут полезны для начинающих предпринимателей, хотевших открыть свой магазин. 

ВВЕДЕНИЕ

 

Трудно представить нашу жизнь без названий, которые составляют язык села, города. Мы настолько привыкли к ним, что не задумываемся об их происхождении, истории, о причинах возникновения того или иного названия. Каждое из них выполняет целый комплекс различных функций, совмещает в себе определенную гамму значений.  

Актуальность данного исследования обусловлена повышением интереса в последние десятилетия к языковым особенностям названий современных объектов, выявлению их специфических черт.  

Проблема: неизученность эмпоронимов села Частые 

Разработанность исследуемой проблемы: источниками материала послужила работа Т.В Шмелёвой «Языковой портрет современного сибирского города», а также различные справочники, энциклопедии, результаты опроса. 

Цель: изучение особенностей  эмпоронимов села Частые 

Задачи: 

1. выявить смысловые группы эмпоронимов; 

2. классифицировать эмпоронимы с точки зрения функций, которые они выполняют; 

3. рассмотреть способы наименования торговых предприятий; 

4. выяснить, какие названия привлекают/отталкивают потребителей. 

Гипотеза: среди эмпоронимов с. Частые можно выделить различные смысловые группы; эмпоронимы выполняют в основном рекламную функцию, привлекающую внимание потребителей. 

Объект исследования: эмпоронимия с.Частые 

Предмет исследования: наименования торговых предприятий и предприятий сферы обслуживания с. Частые 

Методы исследования: критическое изучение литературы по теме исследования, анализ, синтез, сравнение, классификация, тестирование, обобщение. 

Источниками материала послужили названия торговых предприятий и предприятий сферы обслуживания, результаты опроса. 

 

  Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭМПОРОНИМОВ 

  1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ВЫБРАННОЙ ТЕМЕ 

 

В первое десятилетие XXI века языковой облик современного города, села привлекает внимание многих языковедов. Уже традиционными можно назвать исследования, связанные с изучением устной речи, выявлением социальных, территориальных, возрастных особенностей речи населения, описанием жанров его общения и т.д. Менее изученной остается другая область исследований языка города, села, связанная с изучением текстов городской среды – ономастика. Это ставит передо мной цель: изучение эмпоронимии современного населённого пункта. Чтобы в полной мере приступить к изучению названий объектов села Частые, раскрою его теоретическое обоснование. 

 Ономастика – раздел языкознания, изучающий собственные имена. Она традиционно делится на разделы в соответствии с категориями объектов, носящих собственные имена: антропонимика-название географических объектов, зоонимика-клички животных, астронимика – название отдельных небесных тел, теонимика - изучает собственные имена богов и божеств любого пантеона и многое другое. ( Информация: Подольская Н.В., Словарь русской ономастической терминологии, 2 изд)   

А вот другое описание, взятое с Википедии.  

Онома́стика — наука, изучающая имена собственные всех типов и их происхождение. В научном представлении это раздел лингвистики, изучающий собственные имена, историю их возникновения и преобразования в результате длительного употребления в языке-источнике или в связи с заимствованием у других языков общения. В более узком смысле ономастика — собственные имена различных типов (ономастическая лексика).  

 А понятие эмпороним (от греч. «торговля» + «имя») вводит Т. В. Шмелёва для обозначений названий магазинов, торговых учреждений. Эмпоронимическая лексика занимает особое положение в ономастике и представляет собой живой мир постоянно изменяющихся и исчезающих названий. Можно утверждать, что в настоящее время создание эмпоронимов осуществляется без опоры на какую-либо теоритическую базу. Наименование магазинов является одним из важнейших факторов воздействия на потенциальных клиентов и выделяют магазин из ряда подобных.  

При образовании эмпоронимов номинаторы используют различные способы, такие, как сложение, онимизация апеллятива, заимствование, аббревиатуры и составные наименования.                                                                                                                              

Эмпоронимы также можно рассматривать с функциональной точки зрения. 

Современные исследователи, например, Романова Т. П. в статье «Проблемы современной эргонимии», выделяют следующие функции названий торговых предприятий: номинативную, информативную, рекламную. Номинативная – функция идентификации объекта – главная функция любого собственного имени. Информативная и рекламная – специфические функции названий, предназначенных для сферы реализации товаров и услуг. Также Романова Т. П. в своей статье отмечает, что при слиянии рекламной и информативной функций образуется рекламно-информативная функция, которая  информирует об объекте продажи и одновременно дает предприятию высокую оценку. Поэтому соединение этих двух функций наиболее эффективно. 

Таким образом, в исследованиях лингвистов определены основные подходы к смысловой и функциональной классификации эмпоронимов, рассмотрены способы их образования. 

 

ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМПОРОНИМОВ СЕЛА ЧАСТЫЕ 

  1. СМЫСЛОВАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ЭМПОРОНИМОВ 

 

Для проведения смысловой классификации рассмотрено 63 наименования магазинов, салонов красоты, аптек, кафе и т. д. (Приложение 1). В результате выявлена следующая типология, основанная на классификации Т. В. Шмелевой (Приложение 2): 

а) Имена лиц (25%). В эту группу включаются имена сказочных, литературных и мифологических героев (например, «Гудвин», «Колобок», «Добрыня» и др.), личные имена владельцев и членов их семей (например, «Цветы от Юлии», «Татьяна» и др.). Это самая обширная группа эмпоронимов. 

 б) Предметная лексика (21%). В Частых это вторая по популярности группа слов, включающая названия предметов, продуктов, лексемы обобщающей семантики. Например, «Изумруд», «Мужская и женская одежда», «Агат», «Шоколад», «Кузовок» и др. 

 в) Лексика с семантикой ментальной сферы (10%). В эту группу включаются слова, относящиеся к сфере сознания, к сфере разума (например, «Мечта»). 

 г) Лексика пространственной и локальной семантики (10%). Эмпоронимы, относящиеся к данной группе обычно несут информацию о месте нахождения торгового предприятия (например, «Северный», «Центральный», «Кама» и др.). 

 д) Терминологические номинации (10%). Например, «Торговый дом», «Аптека», «Мясная лавка» и др. 

 е) Лексика с семантикой престижности и положительной оценки (9%). Например, «Классный колбасный», «Любимый» и др. 

 ж) Названия, имеющие «природную» семантику (6%): названия животных и растений, метеорологических явлений и т.п. Например, «Незабудка», «Подсолнух», «Светлячок» и др. 

 з) Иноязычная лексика (6%). Несмотря на большое количество иноязычных названий, лишь немногие их них хорошо понятны широкому кругу населения и освоены им.  Названия, написанные на иностранных языках, представляют сложность для потребителей. Например, «Jeans Mark», «MKAD». 

 и) Обращение к покупателю (3%) – «Вам сюда», «Всё для Вас». 

Таким образом, самой обширной эмпоронимической группой являются имена лиц, которые составляют 25% всего эмпоронимического поля.  

 КЛАССИФИКАЦИЯ ЭМПОРОНИМОВ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ФУНКЦИЙ 

 Каждая языковая единица выполняет определенную функцию. Эмпоронимы, являющиеся не только лексемой, но и коммерческим символом, функционируют в зависимости от экономических аспектов. Собственник начинает свой бизнес с подбора интересного эмпоронима, он полагает, что название магазина обязательно повлияет на дальнейшую судьбу коммерческого предприятия.  

Эмпоронимы выполняют несколько функций.

  1. Первая функция – номинативная – функция идентификация объекта – главная функция любого собственного имени (8%). Сюда можно отнести эмпоронимы,  не несущие в себе никакой информации, кроме названия объекта, то есть просто выделяющие объект из ряда подобных. Например, «Татьяна», «Диана», «Цветы от Юлии» и т.д. 

  1. Вторая функция эмпоронима – рекламная. В выборе таких наименований есть и положительные, и отрицательные аспекты. Если номинатор выбирает яркое, необычное название, то эмпороним сыграет свою важную роль в привлечении потенциального клиента. Однако часто потребитель не может понять сути названия, или эмпороним несет какую-то негативную оценку для покупателя. Эти эмпоронимы звучны, красивы и не требуют пояснений. Языковые номинативные единицы, несущие рекламную функцию, составляют 59% от всех наименований объектов торговли села Частые. Например, «Магнит», «Stimul», «Венеция» и т.д. 

  1.  Третья функция – информативная. Таких названий магазинов, различных мест обслуживания в Частых насчитывается 33%. В названии магазина обязательно указан вид товара или поясняется коммерческое направление. Для привлечения внимания потребителя наиболее актуальной оказывается рациональная информация, содержащаяся в эмпорониме. Обычно это информация об объекте продажи в широком смысле слова. Например, «Незабудка», «Автозапчасти», «Мясная лавка» и т.д. 

 Опираясь на результаты классификации эмпоронимов, можно сделать вывод о том, что большинство названий магазинов выполняет рекламную функцию, в меньшей степени номинативную и информативную функции, что может быть неудобно для покупателей, потому что невозможно по названию определить, какой товар продается в этом магазине. 

  3.ГРУППЫ ЭМПОРОНИМОВ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ МОРФОЛОГИИ И СИНТАКСИСА 

а) Эмпоронимы-существительные (74%). Например, «Модница», «Светлячок», «Стиль», «Шоколад», «Сюрприз», «Домовой» и др. 

б) Эмпоронимы-прилагательные (5%) – это «Северный», «Центральный» и «Любимый». 

в) Эмпоронимы-словосочетания (21%) – это «Вам сюда», «Классный колбасный», «Место встречи», «Мясная лавка», «Аптечный пункт», «Jeans Mark», «Всё для ТО и ремонта», «Всё для Вас», «Торговый дом», «Лодки, лодочные моторы», «Цветы от Юлии» и «Мясные продукты». 

Таким образом, наиболее употребительны эмпоронимы, образованные от существительных, которые делают очевидным стремление хозяев назвать свои магазины конкретно и точно. 

  ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ОПРОСА 

Для того чтобы выяснить, какие из представленных эмпорнимов привлекают/отталкивают потребителей, был проведен опрос (Приложение 5).  Всего опрошено 73 человека.  

В результате установлено, что название «Домовой», привлекает 32% опрошенных, «Jeans Mark» - 20%, «Мечта» - 19%, «Любимый» - 12%, «Чародей» - 11%, «Изумруд» - 4%, «Агат» - 2%. Все они выполняют рекламную функцию. Следовательно, цель номинаторов – привлечь внимание к своему магазину, - достигнута.  

Такие наименования, как «Северный» (13%), «Центральный» (9%) и «Кама» (11%) отталкивают потребителя. Из этого можно сделать вывод, что названия, имеющие пространственную семантику не пользуются популярностью. 

Также был задан вопрос: «Если бы Вы открывали собственную фирму или магазин, каким бы было название?» 20% опрошенных выбрали яркие, привлекающие названия, чаще относящиеся к иноязычной лексике («Элегант», «Sweet life», «Queen»), 16% предпочли точные названия, несущие в себе информацию о продаваемой продукции («Охота», «Спорт», «Игрушечный»), меньше всего использовалась «природная» семантика (5%) и семантика ментальной сферы (9%). 

Также все ответы были систематизированы по возрасту и полу опрошенных (приложение 5). В результате можно сделать следующие выводы: 

  1. Молодых людей привлекают иноязычные названия и имена лиц 

  1. Люди более старшего возраста предпочитают предметную и «природную» семантику. Это объясняется тем, что такие названия им более понятны нежели, например, названия, принадлежащие предметной лексике. 

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

 Таким образом, анализ имеющегося материала позволил сделать следующие выводы.  

Язык села Частые представляет собой совокупность эмпоронимов: названия магазинов, аптек, кафе, салонов красоты, и т. д. 

Самыми обширными из 9 лексических групп среди эмпоронимов являются имена. Они составляют 25% от общего числа эмпоронимов. Каждая из представленных групп является своеобразной характеристикой языкового облика нашего села. 

Для наименования торгового объекта в Частых чаще всего используются эмпоронимы-существительные (74%). 

Частинская эмпоронимия очень интересна. Это постоянно развивающийся, видоизменяющийся пласт лексики, достойный глубокого лингвистического анализа. Как показывает материал исследования, эмпоронимическое поле села Частые насыщено лексемами, выполняющими главную функцию эмпоронимов – рекламную (59%).  

Таким образом, я достигла поставленной цели: изучила особенности эмпоронимов с. Частые, проквалифицировав их по лексическому значению, функциям и с точки зрения морфологии. 

Результаты данного исследования можно применять на уроках русского языка при изучении лексики, морфологии, имён собственных, а также они будут полезны для начинающих предпринимателей, желающих открыть свой магазин.  




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Исследование "Эмпоронимы села Частые"

Автор: Зарубина Любовь Фёдоровна

Дата: 13.09.2019

Номер свидетельства: 519645

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства