kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы для детей с ОВЗ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из них, которые формируют практические навыки анализа информации, самообучения, стимулируют самостоятельную работу учащихся, формируют опыт ответственного выбора и ответственной деятельности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы для детей с ОВЗ»»

«Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы»


«Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться. Чем труднее учителю, тем легче ученику. Чем больше будет учитель учиться сам, обдумывать каждый урок и соразмерять с силами ученика, чем больше будет следить за ходом мысли ученика,… тем легче будет учиться ученику».

Л.Н.Толстой

Сегодня учитель – это прежде всего наставник, сотрудник и единомышленник. Как же в данное время заставить ребенка учиться? Нередко такой вопрос встает перед учителем. Исходя из своего современного образа, педагог сам себе отвечает: «Для того, чтобы смотивировать ребенка на учебу, нужно на уроке дарить ученику интересные яркие эмоции. Только яркость, эмоциональность, разнообразие видов работ, вызывающих самостоятельный поиск ребенка могут удовлетворить активность его пытливого ищущего ума, развить интерес к предмету. К этому стремиться каждый современный педагог.

Современный этап развития общества характеризуется интенсивностью и глубиной информатизации всех его институтов. Существенную роль в этом процессе играет информатизация системы образования, которая осуществляет формирование и становление членов общества в целом.

Сегодня очевидно, что переход образования на качественно новый уровень, соответствующий одной из главных задач российского общества - воспроизводству конкурентоспособного кадрового потенциала, происходит в том случае, если образовательное учреждение в качестве ядра концепции своего развития принимает процесс информатизации всего образовательного пространства и формирования информационной культуры всех его участников.

В образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из них, которые формируют практические навыки анализа информации, самообучения, стимулируют самостоятельную работу учащихся, формируют опыт ответственного выбора и ответственной деятельности. Возникла необходимость в новой модели обучения, построенной на основе современных информационных технологий, реализующей принципы личностно ориентированного образования. Информационные технологии, рассматриваемые как один из компонентов целостной системы обучения, облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативности учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации, позволяют по-новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения, построить образовательную систему, в которой ученик был бы активным и равноправным участником образовательной деятельности.

Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет:

1) активизировать процесс обучения,

2) реализовать идеи развивающего обучения,

3) повысить темп урока,

4) увеличить объем самостоятельной работы учащихся.

Век компьютерных технологий набирает обороты и уже, пожалуй, нет ни одной области человеческой деятельности, где она не нашла бы свое применение. Педагогические технологии не остались в стороне от всеобщего процесса компьютеризации. Поэтому, я считаю, что использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования.

В рамках работы над этой темой мною поставлены следующие цели и задачи:

Цель применения ИКТ: развитие познавательной активности учащихся и повышение мотивации обучения.

Задачи:

1) повышение качества подготовки учащихся на основе использования в учебном процессе современных информационных технологий;

2 организация самостоятельной работы учащихся по формированию основополагающих знаний школьного курса.

3) повышение эффективности урока через использование ИКТ.



ИКТ на уроках русского языка, литературы.

Сегодня необходимо, чтобы каждый учитель по любой школьной дисциплине мог подготовить и провести урок с использованием ИКТ, так как теперь учителю представилась возможность сделать урок более ярким и увлекательным. Общаясь с ребятами на уроках русского языка, литературы я сделала для себя вывод, что необходимо расширять кругозор учащихся, повышать уровень их культурного образования, развивать языковые и коммуникативные навыки и умения. Обучение предполагает общение на уроке как между учителем и учащимися, так и общение учащихся друг с другом. Использование ИКТ позволяет погрузиться в другой мир, увидеть его своими глазами, стать как бы участником того или иного праздника, традиции. Управление обучением с помощью компьютера приводит к повышению эффективности усвоения, активизации мыслительной деятельности учащихся. Одно из основных назначений компьютера как средства обучения – организация работы учащихся с помощью программно – педагогических средств, от степени совершенства которых и зависит эффективность обучения. Внедрение в традиционную систему «учитель – класс – ученик» компьютера и компьютерной обучающей программы опосредует участие в учебном процессе педагогов и программистов–разработчиков обучающей программы, координально меняет характер учебной деятельности ученика и роль учителя. Диалоговые и иллюстрированные возможности компьютера существенно влияют на мотивационную сферу учебного процесса и его деятельностную структуру. Компьютер обладает достаточно широкими возможностями для создания благоприятных условий работы по осмыслению орфографического (пунктуационного) правила. В обучающих программах могут быть использованы разнообразные формы наглядности, которые способствуют различные способы организации и предъявления теоретического материала в виде таблиц, схем, опорных конспектов и так далее. И демонстрирует не только статичную информацию, но и различные языковые явления в динамике с применением цвета, графики, эффекта мерцания, звука, пиктографии, «оживления» иллюстраций и так далее (это качественно новый уровень применения объяснительно-иллюстративного и репродуктивного методов обучения). Использование ИКТ на уроках русского языка позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Задания с последующей проверкой активизируют внимание учащихся, формируют орфографическую зоркость. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков , различных занимательных заданий, тестов, воспитывают интерес к уроку; делают урок более интересным. На уроках литературы, применение ИКТ позволяет использовать разнообразный иллюстративно-информационный материал. Причем материал находят сами учащиеся в Интернете, составляют презентации, таким образом, ИКТ развивает самостоятельность учащихся, умение находить, отбирать и оформлять материал к уроку. Уроки в компьютерном классе развивают умение учащихся работать с компьютером, самостоятельно решать учебные задачи. Использование тестов помогает не только экономить время учителя, но и дает возможность учащимся самим оценить свои знания, свои возможности. С помощью мультимедийного проекта демонстрирую слайды, созданные в программе Microsoft Power Point. Использование данной технологии позволяет:

1.Значительно сэкономить время на уроке .

2.Повысить уровень наглядности в ходе обучения.

3. Внести элементы занимательности, оживить учебный процесс.

Информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации. Можно систематизировать, где и как целесообразно использовать информационные технологии в обучении, учитывая, что современные компьютеры позволяют интегрировать в рамках одной программы тексты, графику, звук, анимацию, видеоклипы, высококачественные фотоизображения, достаточно большие объемы полноэкранного видео, качество которого не уступает телевизионному:

1) при изложении нового материала — визуализация знаний (демонстрационно энциклопедические программы; программа презентаций Power Point).

2) закрепление изложенного материала (тренинг — разнообразные обучающие программы);

3) система контроля и проверки (тестирование с оцениванием, контролирующие программы);

4) самостоятельная работа учащихся (обучающие программы типа "1С:Репетитор", энциклопедии, развивающие программы);

5) при возможности отказа от классно-урочной системы: проведение интегрированных уроков по методу проектов, результатом которых будет создание Web-страниц, проведение телеконференций, использование современных Интернет-технологий;

7) тренировка конкретных способностей учащегося (внимание, память, мышление и т.д.).



Использование ИКТ на уроках литературы.

На уроках литературы возможны следующие варианты использования ИКТ:

1. При изучении нового материала– программа презентации Microsoft Power Point, позволяющая повысить уровень наглядности в ходе обучения.

2. При закреплении изложенного материала, усвоении содержания произведения можно использовать тренинговые задания, взятые из электронного учебника «Уроки литературы Кирилла и Мефодия».

3. Система контроля и проверки– (тестирование с оцениванием).

Цель литературного образования – становление духовного мира человека, создание условий для формирования внутренней потребности личности в совершенствовании, в реализации своих творческих возможностей. Она реализуется поэтапно, в соответствии с возрастными особенностями учащихся.

Основа данной программы – чтение и изучение доступных учащимся произведений, сопровождаемое практической работой над определенным кругом знаний о художественной литературе.

Программа ставит следующие задачи: углубление интереса учащихся к чтению и урокам литературы, воспитание нравственного идеал как общечеловеческой ценности, развитие навыков творческого чтения, анализа произведения, устной и письменной речи, овладения литературоведческими терминами, установление взаимосвязи литературы с другими видами искусства.

Программа включает все основные разделы программы литературного образования для 6-ого класса, где ведущими проблемами являются следующие: художественное произведение и автор, характеры героев. Курс включает художественные произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро и зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни и т. д.).

Программа предусматривает включение тем национально-регионального компонента, а также уроков внеклассного чтения, которые призваны выявить степень самостоятельного использования учащимися знаний, умений и навыков, полученных при совместном с учителем анализе произведений сходного жанра.



ИКТ на уроках русского языка.

На уроках русского языка возможны следующие варианты использования ИКТ:

1. Создание слайдов с текстовым изображением, предназначенных для уроков объяснения, закрепления и обобщения материала.

1) Найдите грамматически правильное продолжение предложения.

Слушая лекцию

А) меня озарила идея

Б) нас срочно вызвали к телефону

В) у многих родились вопросы

Г) записывайте самое главное

Пример использования слайда-задания на исправление грамматических ошибок.

2) Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) а) Многие доктора, б) в двухтысяча третьем году, в) более скромный г) поезжай

2) а) ложьте сюда, б) крохотная туфля, в) двое солдат, г) девятью годами ранее

3) а) отряд партизанов б) крохотная туфля, в) двое солдат, г) звонче

Слайд-задание, предназначенный для усвоения учащимися орфоэпических норм.

3) Расставить ударение в словах.

Апостроф, гастрономия, диспансер, договор, дремота, еретик, завсегдатай, искра, исповедание, камбала, каталог, квартал, колледж, обеспечение, сосредоточение.

· Слайд-задание по редактированию текста

· Слайды, направленные на демонстрацию алгоритмов выполнения работы.

· Слайды, предназначенные для осуществления самопроверки

Данные варианты работы удобны тем, что их можно организовать как в компьютерном классе, так и в классе при наличии одного компьютера, который находится на столе у учителя.

1. Использование компьютерных тестов, предназначенных для контроля за уровнем знаний школьников на этапе закрепления и повторения пройденного (например, обучающая программа-тренажер по русскому языку «1С:Репетитор. Русский язык»).

Такие тесты представляют собой четкое ясное задание по конкретной, предметной области, требующее однозначного ответа. Тесты являются также дидактическим средством для обучения и позволяют подготовить учащихся к итоговой аттестации в форме ЕГЭ.

2. Организация мультимедийных презентаций по темам и разделам русского языка («Имя существительное», « Глагол», « Лексика.Словари» и др.)

Пояснительная записка к программе по русскому языку.

Программа по русскому языку для 6 класса составлена на основе «Программ общеобразовательных учреждений. Русский язык 5-9 кл.» М., «Просвещение», 2007 г. Авторы-составители М.Т.Баранов, Т.Л.ладыженская, Н.М.Шанский.

Учебный предмет «Русский язык» в современной школе имеет познавательно-практическую направленность, т.е. он дает учащимся знания о родном языке и речевые умения. Это специальные цели его преподавания. Вместе с тем «Русский язык» выполняет и обще предметные задачи.

Специальными целями преподавания русского языка в школе являются формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.

Языковая компетенция реализуется в процессе решения следующих познавательных задач: формирования у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружения их основами знаний о родном языке, развития языкового и эстетического идеала.

Коммуникативная компетенция реализуется в процессе решения следующих практических задач: формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков; овладения нормами русского литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; обучения школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

Лингвистическая компетентность- это знания уч-ся о самой науке «Русский язык», её разделах, целях научного изучения языка.

Программу школьного курса русского языка составляют основные сведения о современном русском литературном языке.

Программа содержит:

- отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области фонетики, лексики, фразеологии, морфемики, синтаксиса и стилистики русского языка, а также некоторые сведения о роли языка в жизни общества, о языке как о развивающемся явлении;

-сведения о графике, орфографии, пунктуации; перечень видов орфограмм и названий пунктуационных правил.

Программа построена с учётом принципов системности, научности и доступности.

Материал школьного курса русского языка по классам располагается следующим образом: в 5, 6 и 7 классах изучаются фонетика и графика, лексика и фразеология, морфемика и словообразование, морфология и орфография. Систематический курс синтаксиса является предметом изучения в 8 и 9 классах.

Материал в программе расположен с учётом возрастных возможностей учащихся.

Работа по культуре речи рассредоточена по всем классам.

Программа включает базовые знания и умения, которыми должны овладеть все учащиеся общеобразовательной школы (лицея).

Одно из основных направлений преподавания русского языка- организация работы по овладению учащимися прочными и осознанными знаниями.

Важнейшим направлением в работе учителя русского языка является формирование навыков грамотного письма.

Обучая школьников русскому языку, учитель поддерживает и совершенствует умения и навыки правильного каллиграфического письма.




Заключение.

В заключение хочу отметить, что в информационном обществе, когда информация становится высшей ценностью, а информационная культура человека - определяющим фактором их профессиональной деятельности, изменяются и требования к системе образования, происходит существенное повышение статуса образования.

Задачи перед информатизацией образования стоят важнейшие:

1) повышение качества подготовки учащихся на основе использования в учебном процессе современных информационных технологий;

2) применение активных методов обучения, повышение творческой и интеллектуальной составляющих учебной деятельности;

3) интеграция различных видов образовательной деятельности (учебной, исследовательской и т.д.);

4) адаптация информационных технологий обучения к индивидуальным особенностям обучаемого;

5) разработка новых информационных технологий обучения, способствующих активизации познавательной деятельности обучаемого и повышению мотивации на освоение средств и методов информатики для эффективного применения в профессиональной деятельности;

6) обеспечение непрерывности и преемственности в обучении;

7) разработка информационных технологий дистанционного обучения;

8) совершенствование программно-методического обеспечения учебного процесса.

Изменяется содержание деятельности преподавателя; преподаватель перестает быть просто "репродуктором" знаний, становится разработчиком новой технологии обучения, что, с одной стороны, повышает его творческую активность, а с другой - требует высокого уровня технологической и методической подготовленности. Появилось новое направление деятельности педагога - разработка информационных технологий обучения и программно-методических учебных комплексов.


















Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в школе – польза или вред?



На современном этапе учитель начальной школы должен обладать основами экономических знаний, умениями организационной и воспитательной работы, высокой культурой, хорошо владеть иностранным языком, быть инициативным и ответственным, иметь потребность в постоянном обогащении и обновлении знаний, быть способным к инновациям, а также владеть компьютерной техникой. Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в школе приводит к положительным изменениям содержания подготовки будущего учителя. Использование новых информационных технологий можно рассматривать с двух позиций. С одной стороны, умение использовать компьютерные средства входит в состав профессиональных умений современного учителя начальных классов. Поэтому одним из признаков готовности к внедрению педагогических технологий и осуществление инновационной деятельности является высокий уровень владения новыми информационными технологиями. С другой стороны, использование современных ИКТ развивает гибкость мышления, готовит к постоянному получению новых знаний и умений. Осуществление этого происходит за счет разнообразия программных средств, использования справочных и информационно-поисковых систем, значительных возможностей компьютерной техники.

Педагогическое творчество - это оригинальный и высокоэффективный подход учителя к учебно-воспитательным задачам, обогащение теории и практики воспитания и обучения. Достижение творческого результата обеспечивается систематическими целенаправленными наблюдениями, применением педагогического эксперимента, критическим использованием передового педагогического опыта. Педагогическое творчество касается различных сторон деятельности учителя – проведение учебных занятий, работы над организацией коллектива учащихся в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, проектирование личности ученика, выработка стратегии и тактики педагогической деятельности с целью оптимального выполнения задач всестороннего развития личности [1].

В контексте личностно ориентированной модели применения ИКТ выступает как эффективное средство развития творческих способностей учащихся, способствует формированию мотивации к потреблению контента, циркулирующей в нем, как инструмент обработки и анализа знаний, организации самостоятельной учебно-исследовательской деятельности учащихся.

Практическая реализация личностно ориентированного подхода с помощью ИКТ в процессе обучения требует предметно - ориентированных средств.

ИКТ – это не только и не столько объект для изучения в школе, ИКТ – это инструмент для создания учебной среды в классе. Однако ИКТ – это еще и шанс создать для школьника богатое учебную среду. [3].

Как и любое средство, использование ИКТ имеет как положительные стороны, так и отрицательные. Поэтому важно такое построение учебного процесса, которое позволит максимально использовать положительные стороны, а именно:

  • обеспечить высокий уровень интерактивности между всеми участниками учебного процесса (учеником, учителем) и материалом;

  • постоянно совершенствовать различные учебные стили и взаимодействия;

  • обеспечить системность в организации учебного процесса.

Можно привести следующие основные положительные моменты применения компьютерной техники при индивидуализированном подходе к учебному процессу:

  • применения компьютеров в обучении – это постоянный и объективный контроль;

  • формируются навыки практической работы с любым техническим оборудованием с помощью компьютерных тренажеров;

  • углубление теоретических знаний и применение их в практической работе;

  • реализация в обучении справочно-информационных, коммуникативных, конструкторских, мультимедийных функции;

  • упрощение управления учебным процессом с помощью применения современных компьютерных технологий и технических средств;

  • развитие личности ученика и его адаптация в мировом информационном пространстве;

  • развитие критического мышления;

  • индивидуализация обучения.

Использование современных средств ИКТ во всех формах обучения может привести и к ряду негативных последствий, в числе которых можно отметить ряд негативных факторов психолого-педагогического характера, а так же негативного влияния средств ИКТ на физиологическое состояние и здоровье, особенно младших  школьников. Происходит увеличение информационного потока и ускорение темпов учебных действий, что влечет к эмоциональным перегрузкам. Отсюда у многих школьников, особенно младших классов, наблюдаются частые эмоциональные возбуждения.

Для экономии сил учащиеся заимствуют из сети Интернет готовые проекты, сочинения, решение задач, что стало сегодня  уже привычным фактом, не способствующим повышению эффективности обучения и воспитания. Из-за колоссального объема информации, предоставляемого некоторыми средствами информатизации возникает отвлечение внимания школьника.

Самый распространенный вариант использования ИКТ на уроках сегодня – это применение презентаций. Итак, пусть приготовлена хорошая презентация по теме урока (слайды прекрасно оформлены, записи и рисунки отлично видны, слайд не перегружен текстом, на слайде только необходимая информация, все представлено наглядно и красочно). К сожалению, проблемы возникают и при использовании таких хороших презентаций. Вот некоторые: чтобы презентация была хорошо видна, надо использовать затемнение (полное или частичное). И если на всех шести уроках используется презентация, то ученики и учитель сидят при искусственном освещении, без дневного света. Нормально ли это? Естественно, нет. Чтобы работать с информацией на слайде, приходится напрягать зрение. Если презентаций много, то и напряжений зрения много. Вряд ли это оправдано с медицинской точки зрения. Некоторые учителя объяснение нового учебного материала заменяют на переписывание учениками информации со слайда (озвучивая или нет), особенно, если есть проблемы с дисциплиной в классе.

Ученики торопятся списать все, что есть на слайде. Объяснения учителя, даже если они присутствуют, часто проходят впустую [5].

Уровень и эффективность использования новых (специфических) педагогических инструментов ИКТ:

- интерактивность (использование активно-деятельностных форм обучения);

- мультимедиа (комплексное аудиовизуальное преставление информации);

- моделинг (имитационное моделирование с аудиовизуальным отражением изменений сущности, вида, качеств объекта);

- коммуникативность (обеспечивается телекоммуникациями);

- производительность (повышение производительности учебного труда).

Выполнение условий эффективного обучения на уроке с применением средств ИКТ:

- разнообразие форм и методов организации учебного процесса;

- управляемость учебного процесса;

- выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения;

- оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы;

- формулирование системы понятий по теме урока;

- систематизация и интеграция знаний;

- повышение плотности урока;

- повышение привлекательности рассматриваемого материала;

- стимулирование самостоятельной работы обучающихся с учебниками, электронными справочниками;

- организация оперативной оценки работы учащихся сразу по ее завершению (тестирование).

Принцип информационного взаимодействия, диалоговый характер обучения:

- активная позиция обучающегося в учебном процессе;

- формирование мотивации и развитие способности ученика к самообразованию;

- уровень коммуникации учитель

- ученик в процессе урока;

- уровень коммуникации учеников между собой в процессе урока;

- сотрудничество между учеником и учителем.

Средства ИКТ в школе помогают учителю заинтересовать детей, а ученикам лучше усвоить материал. Но в то же время, их частое использование приводит к привыканию детей к тому, что решать те или иные задачи они могут только в подобных вариантах, и неиллюстрированный урок уже не вызывает активности. В настоящее время широко стала использоваться на уроках интерактивная доска. Она приобщает детей к зрелищности, умению мыслить, анализировать. Ведь педагог при ее помощи может знакомить детей с окружающим миром, историей. Интерактивная доска является инструментом яркого визуального представления данных по всем предметам. Но обучающихся нужно приучать и к работе с учебником, книгой, учить находить в них информацию, уметь цитировать печатные издания.

На уроках в современной школе без использования ИКТ уже не обойтись, но стоит обратить особое внимание на необходимость соблюдения санитарных правил и норм, регламентирующих возможности применения ИКТ в учебном процессе с учетом возрастных особенностей учащихся.

Непрерывная длительность занятий непосредственно с компьютером не должна превышать:

- для учащихся 1 класса – 10 минут,

- для учащихся 2-5 классов – 15 минут,

- для учащихся 6-7 классов – 20 минут,

- для учащихся 8-9 классов – 25 минут.


















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Мирумян Нарине Вячеславовна

Дата: 16.12.2020

Номер свидетельства: 567408


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства