- познакомить с именами существительными, употребляющимися только в форме единственного числа и только в форме множественного числа.
- познакомить детей с качествами характера славянина.
- развивать навыки контроля и самоконтроля, навыки практической работы в группах;
- развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы;
- формировать эмоционально-положительное отношение к предмету, показывая связь изучаемых предметов с жизнью.
Тип урока: интегрированный Оборудование урока: мультимедийный проектор, карточки для индивидуальной работы, толковый словарь, старинные предметы обихода.
Этапы урока | Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Результат |
Организационный момент. | Формирование самооценки готовности к уроку. | Опустили голову, закрыли глаза. Я хорошо отдохнул на перемене. Мои силы восстановились. Мои мысли ясные и четкие. Я готов видеть, слушать и писать, я готов думать и отвечать. Делаем глубокий вдох... выдох. Поднимаем голову и открываем глаза. | Оценивают свою готовность, настрой на работу. | Самооценка готовности к уроку. Учебно-познавательный интерес к данному уроку.
|
Психологический настрой. | Создание положительного эмоционального фона. | Утром ранним кто–то странный заглянул в мое окно, На ладони появилось Ярко рыжее пятно. Это солнце заглянуло, Будто руку протянуло, Тонкий лучик золотой. И как с первым лучшим другом Поздоровалось со мной! Солнце встречает каждого из нас теплом и улыбкой. Дарит каждому хорошее настроение. И я хочу пожелать вам, чтобы каждый день приносил нам всем только радость. Итак, запишите число, классная работа. | -Мы хотим, чтоб урок был интересным и весёлым, увлекательным, нескучным
Улыбаются и садятся. | Включение детей в активную познавательную деятельность, создание ситуации успеха и доверия. |
Актуализация знаний.
| Актуализация и закрепление знаний детей о различиях живой и неживой природы.
Формирование умений целеполагания, представления о результате деятельности. | Ребята, сегодня у нас необычный урок. Вы ничего необычного не заметили в нашем классе? Как вы думаете, кто мог пользоваться этими предметами? Как называли наших предков? Верно, славяне Мы на прошлом уроке окружающего мира составляли словесный портрет славянина, пытались представить и описать его внешность. Слайд 2) Словарная работа. Какое слово лишнее? Почему? Докажите! К какой части речи можно отнести эти слова? По каким признакам вы это определили? Мы уже умеем определять род имён существительных, поэтому запишите эти слова, распределяя по родам. Среди слов есть 1 с двумя корнями. Кто разберёт его по составу?
Определите число. Устно поставим их в форму множественного числа. Со всеми словами нам это удалось? | Дети называют старинные предметы быта, размещённые в классе славяне
| Актуализируются знания, необходимые для понимания новой темы.
Самоопределение к деятельности: создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»); выделяется содержательная область («могу») |
Совместное открытие знаний |
Развитие внимания и связной речи детей. Организация диалога, позволяющего выявить связи между изученными и новыми знаниями, открытие новых граней в уже известном.
|
Да, есть в русском языке слова, которые имеют только форму единственного числа. (Слайд 3) А теперь вдумайтесь в смысл этих слов. Можно назвать их качествами человека? А какими качествами обладали наши предки славяне, если наша страна стала такой сильной? В чём проявлялись эти качества?
Дети, запишите слова, обозначающие эти предметы предметы (ножницы, брюки, очки, каникулы) (Слайд 4) Что вы заметили? Почему я объединила их, по какому признаку? Попробуйте поставить их в форму единственного числа. Правильно, это невозможно, так как эти слова имеют только форму множественного числа. (Слайд 5) - Первое задание общее для всех: установите последовательность весенних признаков. |
Сообщения детей.
Коллективная работа.
Работа по группам. Варианты ответов. Ответы детей. |
Повышение активности, внимания, интереса к дальнейшему усвоению знаний.
Умение сравнивать, делать выводы. Подтверждение своего открытия, положительная мотивация.
Умение работать творчески. |
ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ И РАСШИРЕНИЕ ЗНАНИЙ. | Планирование действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации | А сейчас я предлагаю вам поработать по карточкам. Прочтите текст. Далеко с севера на юг раскинулась ширь русской земли. Смелость и трудолюбие, гостеприимство и отзывчивость – главные качества славянина. «Хлеб да соль» - угостят гостя в любом доме. Молоко, мёд, каши, щи – главные блюда. А вот у ворот собрались дети. Они затевают игру в жмурки или прятки. С поля идёт женщина, несёт грабли. Она сгребала сено. О чём он? Задания 1 варианту: из всех выделенных слов выпишите только те, что стоят в форме единственного числа. 2 вариант: из всех выделенных слов выпишите только те, что стоят в форме множественного числе. Кто уже справился, составьте продолжение этого текста. Можем ли мы определить род имён существительных, которые употребляются только во множественном числе
А теперь обратимся к учебнику «Русский язык» с.143 №3 – 1 ученик у доски. | Варианты ответов детей | Умение наблюдать и анализировать, сопоставлять и делать выводы.
|
ФИЗМИНУТКА | Восстановление физических и духовных сил. | | | |
Применение нового знания. | Организация и осуществление совместной учебно-познавательной деятельности. | Дети, а ведь я не назвала вам тему сегодняшнего урока ни по русскому языку, ни по окружающему миру. Может быть, вы сейчас посмотрите на свои работы и сами её сформулируете. Сравните с надписью на слайде (Русский язык: «Число имён существительных», окружающий мир: «Характер славянина») (Слайд 6) Вы сегодня много работали, но я хочу предложить ещё одно задание: я называю слово, говорю характеристику определенного звука, а вы у себя в тетради записываете ту букву, которая обозначает этот звук. (Слайд 7) ком - выпишите букву, обозначающую согласный, звонкий, непарный, твёрдый (М) ком - выпишите букву, обозначающую гласный, ударный (О) ладонь - выпишите букву, обозначающую согласный, звонкий, непарный, твёрдый (Л) ком - выпишите букву, обозначающую гласный, ударный (О) ладонь - выпишите букву, обозначающую согласный, звонкий, парный, твёрдый (Д) цепь - выпишите 1 букву (Ц) а эта буква известна – ы. МОЛОДЦЫ! (Слайд 8) Все хорошо работали. Оценки получают… | Высказывания детей
Проговаривание критериев оценки. Самооценка. | Успешное применение новых знаний. Умение проверять и оценивать свою работу, положительное отношение к проделанной работе. |
Подведение итогов.
| | Задание на дом: по русскому языку – выписать из словаря по 2 слова имён сущ., которые употребляются только в ед. или только во мн. числе. По окружающему миру – с. 104 – 108 учебника. | | |
Закрепление. |
Закрепление знаний, полученных на уроке. | - Что нового вы узнали сегодня на работе? - Какой вывод сделаем? - Был ли для вас урок полезным? - На все ли вопросы ответили? - Оправдались ли ваши надежды? | | Осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока. |
Рефлексия. | Развитие рефлексивных умений. | Закончите фразу, и я узнаю, как вы чувствовали себя на нашем уроке.(Слайд 9) Я был рад на сегодняшнем занятии… Если бы я был учителем… На уроке мне особенно понравилось… Меня удивило то, что … | | |
1. Интегрированные уроки по общеобразовательным дисциплинам и природоведению в начальных классах. / Под редакцией Руднянской Е.И. - Волгоград, 2002.- с.128-134.
2.Коновалова, Е.И. Нестандартные уроки. /Сост. Коновалова Е.И. Волгоград: Корифей, 2002.- с.96
3. Кульневич, С.В., Лакоценина, Г.П. Нестандартные уроки в начальной школе - ТЦ «Учитель», 2002.-176 с.
4. Шепетько, Н.Г. Нестандартные уроки / Сост. Н.Г.Шепетько. – Волгоград: Корифей, 2005. – 96 с.