Интегрированный урок по русскому языку и литературе в 7 классе Повторение по теме «Служебные части речи: Предлоги, союзы, частицы».
Интегрированный урок по русскому языку и литературе в 7 классе Повторение по теме «Служебные части речи: Предлоги, союзы, частицы».
Образовательные: создать условия для знакомства с многогранностью писателя, выделение ключевых жизненных моментов, способствующих формированию Мамина-Сибиряка как личности, писателя; способствовать развитию потребности читать художественную литературу и воспринимать личность автора через призму его творений.
Развивающие: создать условия для самостоятельной творческой деятельности учащихся, способствовать формированию аналитического мышления и эмоционального потенциала, интеллектуальных навыков обобщения и структурирования материала, развивать речевые навыки.
Учащиеся, проследив сложный и интересный путь становления Мамина-Сибиряка - писателя, должны приблизиться к миру его идей, представлений, образов; поделиться мыслями, эмоциями, находками, испытать чувство комфорта и удовлетворения от своей работы. Работа с публицистическим текстом презентации и художественным текстом задания – прямая подготовка к ЕГЭ по русскому языку.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок по русскому языку и литературе в 7 классе Повторение по теме «Служебные части речи: Предлоги, союзы, частицы».»
Шеина Е.В.
Интегрированный урок по русскому языку и литературе в 7 классе
«Заочная экскурсия в Дом - музей Д.Н.Мамина – Сибиряка,
нашего земляка».
(Повторение по теме «Служебные части речи: Предлоги, союзы, частицы»).
Цели урока:
Общедидактическая:создать условия для осознания и осмысления полученной информации.
Образовательные: создать условия для знакомства с многогранностью писателя, выделение ключевых жизненных моментов, способствующих формированию Мамина-Сибиряка как личности, писателя; способствовать развитию потребности читать художественную литературу и воспринимать личность автора через призму его творений.
Развивающие: создать условия для самостоятельной творческой деятельности учащихся, способствовать формированию аналитического мышления и эмоционального потенциала, интеллектуальных навыков обобщения и структурирования материала, развивать речевые навыки.
Учащиеся, проследив сложный и интересный путь становления Мамина-Сибиряка - писателя, должны приблизиться к миру его идей, представлений, образов; поделиться мыслями, эмоциями, находками, испытать чувство комфорта и удовлетворения от своей работы. Работа с публицистическим текстом презентации и художественным текстом задания – прямая подготовка к ЕГЭ по русскому языку.
Ребята, мы с вами закончили изучать тему «Служебные части речи. Предлоги, союзы, частицы». Давайте вспомним, чем отличаются служебные части речи от самостоятельных. Что общего между предлогами и союзами?
- Как они образуются?
- Для чего служат? Какова роль в речи?
Ответы учеников.
УЧИТЕЛЬ:
Сегодня наш урок мы проведём немного нетрадиционно. Я приглашаю вас на заочную экскурсию в Дом-музей Д.Н. Мамина-Сибиряка. Знакомясь с интерьером, описывая их, мы увидим, что без предлогов и союзов трудно обойтись в речи. Экскурсия наша общеобразовательная. Мы должны будем повторить всё, что знаем о служебных частях речи. Вы должны быть внимательны, активны, выполнять задания, а по окончании экскурсии нужно будет рассказать о своих впечатлениях. Находясь в музее, прошу соблюдать тишину и внимательно слушать экскурсовода. А его роль сегодня будете выполнять вы. ( Ученик-экскурсовод выразительно читает информацию на слайде, называет служебные части речи, указывает особенность использования).
На экране появляется портрет Д.Н.Мамина-Сибиряка.
УЧИТЕЛЬ:
Слайд 2 Личная и творческая судьба Д.Н.Мамина-Сибиряка тесно связана с нашим краем, с Нижним Тагилом. Русский писатель-прозаик, драматург Д.Н. Мамин-Сибиряк (настоящая фамилия Мамин) родился 25 октября (6 ноября) 1852 года в Висимо-Шайтанском заводском поселке Верхотурского уезда Пермской губернии, в 140 км от Нижнего Тагила.
УЧЕНИКИ:
Слайд 3,4 В этом доме в течение многих лет жила семья Маминых, в которой было четверо детей. Отец был заводским священником, он пользовался огромным уважением жителей завода благодаря своим обширным знаниям в разных областях наук.
Слайд 5 Если идти по правую руку от церкви и свернуть на тихую улочку , то можно увидеть дом Маминых. Для того чтобы попасть в этот дом, нужно войти в ворота. Через них мы попадём в небольшой, зато очень красивый сад. Внутри сада находится беседка.
Слайд 6Несмотря на то, что Митя получил домашнее образование, затем учился в Висимской школе для детей служащих и рабочих.
Слайд 7,8 Небольшая гостиная – самая уютная и тёплая комната в доме. Здесь на протяжении долгого времени собирались родственники, соседи, а также друзья детей. Тогда же, в ранние детские годы, зародилась и окрепла у Мамина-Сибиряка любовь к русской литературе.
"В нашем доме книга играла главную роль, - вспоминал писатель, - и отец пользовался каждой свободной минутой, чтобы заняться чтением".
Насчёт небольшой домашней библиотеке заботилась вся семья Маминых.
Слайд 9 Мамин-Сибиряк безмерно чтил и уважал своего отца, который для него был и учителем , и мудрым советчиком, и помощником, и бесценным другом. Будучи студентом Петербургской медико-хирургической академии Мамин-Сибиряк увлекся литературным трудом, впоследствии этот порыв полностью поддержал отец, хотя в письмах и предостерегал сына от соблазнов легких побед. Он писал о серьезной подготовке, длительного труда для того, чтобы человек мог вступить на путь писательства. «Без этих необходимых условий лучше не совать суконного рыла в калашный ряд, если не хочешь отдать себя людям на посмеяние и поругание». Когда к будущему писателю пришел первый успех, первый кто поздравил его был Наркис Матвеевич.
Слайд 10 В 12 лет отец увёз Митю и старшего брата Николая в Екатеринбург и определил их учиться в духовное училище - бурсу. Страшные нравы царили здесь, потому что учителя обижали детей, старшие издевались над младшими. Вследствие этого Митя тяжело заболел и отец забрал его обратно домой. Два года он прожил дома. Это были самые счастливые дни его жизни. Он много путешествовал по родному краю, встречался с простыми людьми, которые стали героями его будущих книг.
Слайд 11 Писатель с детских лет полюбил великолепную уральскую природу и всегда вспоминал ее с любовью:
"Когда мне делается грустно, я уношусь мыслью в родные зеленые горы, мне начинает казаться, что и небо там выше и яснее, и люди такие добрые, и сам я делаюсь лучше".
Так писал Мамин-Сибиряк много лет спустя, находясь вдали от родного Висима.
Слайд 12 В течение нескольких лет Дмитрий учился в Пермской духовной семинарии, не доучился там и уехал в Петербург, где поступил в медико-хирургическую академию, перешёл на юридический факультет Петербургского университета. В Петербурге во что бы то ни стало он начал писать заметки в газеты и первые свои произведения. Проучившись год, как бы то ни было вынужден был оставить учёбу из-за материальных трудностей и резкого ухудшения здоровья (начался туберкулез).
Слайд 13 В Петербурге печатались первые произведения писателя. Они были подписаны псевдонимом Сибиряк. Мамин – Сибиряк написал более 150 произведений для детей и взрослых.
Слайд 14 К детской литературе Мамин-Сибиряк относился очень серьезно. Он называл детскую книжку "живой нитью", которая выводит ребенка из детской комнаты и соединяет с широким миром жизни. Обращаясь к писателям, своим современникам, Мамин-Сибиряк призывал их правдиво рассказывать детям о жизни и труде народа. Он часто говорил, что только честная и искренняя книга приносит пользу: "Детская книга - это весенний солнечный луч, который заставляет пробуждаться дремлющие силы детской души и вызывает рост брошенных на эту благодатную почву семян".
Слайд 15 В 1890 писатель переехал в Петербург. Через год умерла его жена, оставив больную дочь Аленушку на руках отца. Всё свободное время он отдавал любимой дочке.
Слайд 16 Мамин - Сибиряк – детям! Все малыши знают «Алёнушкины сказки», каждый вечер он рассказывал своей Алёнушке интересные истории: про рыб, птиц, зайцев, которые очень понравились дочке. Так появились его сборники для детей
Слайд 17 Произведения Мамина-Сибиряка для детей старшего возраста рассказывают о жизни и труде рабочих и крестьян Урала и Сибири, о судьбе детей, работающих на заводах, промыслах и шахтах, о юных путешественниках по живописным склонам Уральских гор. Широкий и разнообразный мир, жизнь человека и природы раскрываются юным читателям в этих произведениях. Высокую оценку читателей получил рассказ Мамина-Сибиряка "Емеля-охотник", отмеченный в 1884 году международной премией.
Слайд 18 Снова Урал! В 1876 году Дмитрий Мамин вернулся в родные края. Он снова путешествовал по Уралу. Дмитрий встречался с героями своих будущих произведений. Через год скончался отец, надо было кормить семью, Мамин уехал в Екатеринбург искать работу. Он стал репетитором. В свободное время продолжал писать. В 1880-1890 годы Дмитрий Наркисович особенно часто бывал в Нижнем Тагиле и его окрестностях. Интересовали его тагильские золотые и платиновые прииски. Результатами этих посещений стали многочисленные рассказы, очерки и повести на "приисковую тему ": "Старатели", "Золотуха", "Дикое счастье", "Золото", "Платина", "Дедушкино золото", "На золотом прииске", "Золотое дело".
Слайд 19 Ко времени их написания окончательно сложилось мировоззрение Дмитрия Наркисовича. Характерной чертой его был патриотизм. "Родина - наша вторая мать, - писал Мамин-Сибиряк брату, - а такая родина, как Урал, тем паче".
Слайд 20 Музей в Екатеринбурге, где жил Мамин – Сибиряк. Дом, в котором сейчас располагается музей, был куплен писателем Дмитрием Наркисовичем Маминым-Сибиряком на гонорар, полученный за роман "Приваловские миллионы", для своей матери Анны Семеновны. В доме жила вся семья Маминых: мать писателя, его братья и сестра.
Слайд 21 Имейте в виду, кабинет Дмитрия Наркисовича находился в небольшой комнате. На бюро мы видим гусиное перо, рядом самодельные тетради писателя. Среди простой обстановки привлекают внимание книжные шкафы. В течение долгого времени писатель собирал собственную библиотеку, которой впоследствии очень гордился.
Слайд 22 Фотография театра имени Д.Н. Мамина-Сибиряка в Нижнем Тагиле
УЧИТЕЛЬ:
Молодцы, ребята. Наша экскурсия закончилась. Вы хорошо сегодня поработали, но мы продолжаем. Перед вами на листах текст и задание. Познакомьтесь с ним.
Слайд 23 Приложение 1,2
Приложение 1,2
Работа с текстом (отрывок из воспоминаний Д.Н. Мамина-Сибиряка «О книге» )
ПРОЧИТАЙТЕ ТЕКСТ.
Лет до восьми моя жизнь с братом, который был старше меня года на два, не выходила зимой из границ комнаты, а летом - двора, небольшого садика и огорода. "Улица" для нас еще не существовала, и мы видели ее только из окна или проходили по ней под конвоем няни. Благодаря комнатному воспитанию мы росли бледненькими и слабенькими господскими детками, которые отличались послушанием и боялись всего, что выходило за пределы нашего дома.
Товарищество, впрочем, нахлынуло разом, когда мы начали ходить в заводскую школу. Мы как-то сразу получили полную детскую свободу и сразу же перестали бояться. Смелости и предприимчивости оказался даже излишний запас, выражаясь в школьных драках и соответствующих возрасту шалостях. Я два раза тонул, приходил домой с синяками, подвергался разным опасностям, уже совсем не по возрасту. Этот боевой период раннего детства совпадает с воспоминанием о первом друге. Это был сын заводского служащего, бледнолицый, с зеленоватыми глазами и вечной улыбкой на губах. Его звали Костей. Я не помню, чтобы этот мой первый друг хотя бы когда-нибудь рассердился, - он вечно был весел и всегда улыбался. Милый Костя! Его давно нет на свете, и я вспоминаю о нем с особенной любовью, как о родном и таком близком человеке, которого не можешь отделить от самого себя.
В детской дружбе заложена какая-то таинственная сила, которая проходит через всю остальную жизнь. Те, кого мы любили в детстве, служат точно путеводными маяками для остального жизненного пути. Моя встреча с Костей окрасила не только мое детство, но и юность дорогими впечатлениями и первым дорогим опытом. Вместе мы начали самостоятельную жизнь, именно ту жизнь, которая начиналась за пределами детской комнаты, захватывала все родное селенье и потом увела на зеленый простор родных гор. Вместе с Костей же явилась и новая книга.
-У меня отец всё романы читает, - рассказывал Костя, коверкая ударение. - И чем страшнее, тем лучше для него. Хочешь, почитаем вместе? Есть "Черный ящик", "Таинственный монах", "Шапка юродивого, или Трилиственник".
Я, конечно, согласился с величайшим удовольствием. Отец Кости имел привычку перечитывать свои любимые "романы" по нескольку раз, и книги имели очень подержанный вид, а некоторые листы были точно изжеваны теленком. Из всей этой библиотеки на меня произвел самое сильное и неизгладимое впечатление знаменитый "Юрий Милославский" Загоскина. Для него я на время забыл даже Гоголя и других классиков. Увы! Таких романов нынешние авторы уже не пишут...
- Люблю почитать романы, - говорил отец Кости. -Только я по-своему читаю... Меня, брат, никакой сочинитель не проведет. Я сперва прочитаю конец романа, если все благополучно кончилось, ну, тогда я уж с начала за него примусь. Учен я довольно... Прежде, бывало, читаешь-читаешь, а до конца дочитал, - глядь, либо кого убили, либо кто умер. Нет, покорно благодарю!.. Я и без сочинителя знаю отлично, что все мы помрем. Мало ли горя кругом, а тут еще в книге его вычитывай...
ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЕ.
Выпишите из текста служебные части речи, заполните таблицу.
Ответьте на вопрос (80-100 слов) по выбору:
А) А у вас есть привычка перечитывать любимые книги? Почему?
Б) Какое произведение Д.Н. Мамина-Сибиряка вам особенно понравилось? Почему?