Конспект интегрированного урока по русскому языку и математике в 5 классе школы - интерната для детей с нарушением слуха (неслышащих)
Учитель русского языка и литературы: Акимбаева С.Т.
Учитель математики: Долговых С.Г.
Тема: Определение и различение падежей имен существительных.
Натуральные числа. Действия с натуральными числами.
Без грамматики нет математики
Цель:
образовательная: дать представление о взаимосвязи математики и русского языка как методе познания действительности, учить применять знания в повседневной жизни, в нестандартной ситуации, закреплять умения определять падеж по вопросу и предлогу, закрепить вычислительные навыки;
развивающая: содействовать развитию у детей умений осуществлять самоконтроль, самооценку, развивать интерес к изучению русского языка и математики, развивать логическое мышление, память, математическую, монологическую и диалогическую речь, творческие способности, кругозор;
воспитательная: воспитывать самостоятельность, культуру общения, бережное отношение к окружающей природе, уважительное отношение друг к другу.
Тип урока: урок повторения и закрепления знаний.
Оборудование урока:
Учебник Русский язык, Никитина С.А. (Атамура, 2015 г), магнитная доска; раздаточный материал, карточки (словарь), наглядные картинки (иллюстрации к тексту учебника) (приложение 1)
Предварительная подготовка:
Рисунок березы, муравья, муравейника, пазлы с изображением муравья и рощи, распечатать задания на листочках березы, творческие листы. (приложение 2)
Ход урока
1. Организационный момент:
Сәлеметсіздер ме, балалар! (Здравствуйте, ребята!)
Қабылдағыштарды киіндер! (Наденьте наушники).
- Как вы слышите? (проверка ЗУА)
- Сегодня у нас урок необычный. Урок русского языка и математики.
- Эпиграф нашего урока «Без грамматики нет математики» (прочитаем вместе)
- Спросите меня, чему мы будем учиться на уроке?
Будем решать задачи и примеры;
Будем находить имена существительные;
Определять род, число, падеж.
2. Речевая минутка Сегодня дежурные звуки «С-З, Ш»
Прочитай слова, правильно выделяя ударение. Обрати внимание на выделенные звуки: зака/т, звони/шь, су/мма, сложе/ние, жаз, произведе/ние, краси/вее, қүмырсқа/.
Какие слова взяты из казахского языка? Что они означают? (қүмырсқа – муравей, жаз- лето)
Какие слова из математики? (сумма, сложение, произведение)
Назови имена существительные (закат, сумма, сложение, произведение, (муравей)
Это существительное мужского рода, единственного числа, одушевленное. (муравей)
Назови слово
... - огненно-красное освещение неба над горизонтом при заходе солнца. (закат)
Что мы провели? (речевую минутку)
3. Проверка домашнего задания
Какое задание вы выполняли - по математике? (решали примеры и разгадывали ребус)
-по русскому языку? (составляли предложения о муравье и разгадывали ребус)
Какое слово было зашифровано? (муравей)
4. Работа по теме
Запишите число, Тема урока
Откройте учебники на стр. 48
Какое упражнение будем выполнять? (упр.126)
Прочитай задание. Что нужно сделать в этом упражнении?
Прочитайте текст. Следи за произношением звуков з,с,ш.
Что мы сделали?
Вставь пропущенные буквы. Подчеркни имена существительные.
Запиши предложение. Найди существительные, определи падеж.
5. Физминутка
6. Будем решать задачу
Ребята, давайте узнаем какая высота у березы на которую залез муравей.
… прочитай задачу,
… Что известно в задаче? (известно, что за 2 минуты муравей поднимается на 6 м, известно, что муравей двигался 8 минуты)
... Сколько минут муравей поднимается до вершины? (До вершины муравей поднимается 8 мин)
.. Что надо узнать в задаче? (надо узнать высоту березы)
Запишем краткую запись задачи:
…составь краткое условие:
Как будем решать задачу?
Узнаем, сколько метров проходит муравей за 1 минуту
Узнаем, сколько метров прошел муравей за 8 минут
Высота березы - 24 м.
Запишите ответ задачи. Ответ: высота березы 24 метра.
Что мы делали? (решали задачу)
Продолжим работать с упражнением. (устно)
Прочитайте вторую часть упражнения.
Когда муравей возвращается домой?
Вывод: До заката муравьи возвращаются в свои муравейники и закрывают свои домики.
Назовите имена существительные.
Помогите муравью до заката вернуться домой.
Работа у доски по карточкам (решение примеров)
Вывод1: в муравейнике могут находиться до 800 муравьев.
Вывод 2. На территории Казахстана насчитывается около 130 видов муравьев.
7. Рефлексия:
Что мы делали на уроке? (Мы решали задачу, решали примеры, выполняли упражнение, определяли род, число, падеж)
С какими новыми словами познакомились? (закат, муравейник),
Что нового узнали о жизни муравья? (До заката муравьи возвращаются в свои муравейники и закрывают свои домики, в муравейнике могут находиться до 800 муравьев, На территории Казахстана насчитывается около 130 видов муравьев )
Ребята, если вы хорошо будете учить русский язык и математику, то узнаете еще много интересного.
8. Домашнее задание: Откройте дневник, Запишите Задание для самоподготовки
Русский язык: закончить выполнение упражнения №126 ( 2 абзац)
Математика: задание по карточке упростить выражения.
9. Подведение итога урока.
Какую оценку ты поставишь себе за урок?
Вам понравился урок?
Дорисуй муравью улыбку, если урок понравился, если нет, то не рисуй, прикрепи рисунок на муравейник..
Урок окончен.
4