kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Интегрированный урок "Фонетика и орфоэпия русского и казахского языков".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированный урок обобщения и систематизации знаний.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок "Фонетика и орфоэпия русского и казахского языков".»

Интегрированный урок «Фонетика и орфоэпия русского и казахского языков».

5 класс.



Цель: обобщить знания учащихся по орфоэпии и фонетике русского и казахского языков.

 Задачи урока:

1. Учить делать сравнительную характеристику фонетических процессов.

2. Воспитывать наблюдательность.

3. Учить делать выводы по теме «Фонетика. Орфоэпия».

4. Развивать связную речь учащихся.

Тип урока:

 Интегрированный урок обобщения и систематизации знаний

Формы организации работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Методы:

 - По источнику знания: наглядные, словесные.

 - По познавательной деятельности: проблемный, частично – поисковый, иллюстративный.

 - По принципу расчленения и соединения знаний: анализ, синтез, обобщение, вывод.

 - По характеру движения мыслей: индуктивный и дедуктивный.

Оборудование урока:  структурная карта урока; презентация; учебник русского языка для 5 класса, из-во «Атамура» 2010 г., учебник казахского языка для 5 класса, из-во «Атамура» 2010г.



Для навыков в правильной речи и правильном

письме полезно знать …и фонетику.

Д.Н.Ушаков.



Ход урока:

  1. Организационный момент .

Класс делится на две группы , выбирается организатор каждой группы.

II. Терминологическая разминка  (проводит учитель русского языка и казахского языка).

«Четвёртое лишнее». Найди и объясни свой выбор.



  1. Глагол, местоимение, предлог, фонетика.

  2. Дауысты дыбыстар, жалғау, жұрнақ , түбір .

  3. Тире, звук, запятая, двоеточие.

III. Определение темы урока и целей урока учащимися.

- Обратите внимание на «лишние» слова: фонетика, гласные звуки, звук. Исходя из данных слов, попробуйте сформулировать тему урока. А цели урока? В чем особенность сегодняшнего урока?



- Действительно, сегодня на уроке мы обобщим знания, полученные по теме «Фонетика» на уроках русского и казахского языка, сравним фонетические процессы и, конечно, сделаем выводы.

Озвучивание эпиграфа.

( учитель русского языка).

IV. Запись в рабочую тетрадь:

Число.

Классная работа.

Фонетика.

V. Фронтальный опрос. ( проводит учитель русского языка).

1. Что такое фонетика?

2. Что изучает орфоэпия?

3. Какова роль орфоэпии?

V. Орфоэпическая зарядка.

Учащиеся выполняют задание в группах.

В данных словах расставить ударение, перевести слова из казахского языка на русский язык.

1 группа: звонит, километр, средства, мектеп, сынып, қыс.

2 группа: каталог, торты, красивее, шырша,аяз, шаңғы .

Вывод: в чем разница между ударением в русском и казахском языке?

Русское ударение – подвижное, может падать на любой слог в слове; казахское ударение – неподвижное, падает всегда на последний слог.

VI. Самостоятельная работа групп. Теоретические вопросы.

1 группа – русский язык

2 группа – казахский язык.

Вопросы для 1-ой группы.



  1. Сколько букв в русском алфавите?

  2. Сколько гласных букв?

  3. Сколько согласных букв?

  4. Есть ли буквы, не обозначающие звуков?

  5. Сколько звуков в русском языке?

  6. Сколько гласных звуков?

  7. Сколько согласных звуков?

  8. Какими бывают гласные звуки?

  9. Какими бывают согласные звуки?



Вопросы для 2-ой группы.



1. Сколько букв в казахском алфавите ?

2. Сколько гласных букв?

3. Сколько согласных букв?

4. Есть ли буквы, не обозначающие звуков?

5. Есть ли в казахскоя языке буквы, отличные от букв русского алфавита? Назовите их.

6. Сколько звуков в казахском языке?

7. Сколько гласных звуков?

8. Сколько согласных звуков?

9. Какими бывают гласные звуки?

10. Какими бывают согласные звуки?

Учащиеся из 1-ой и 2-ой группы отвечают на вопросы параллельно. Вопросы по русскому языку задает учитель русского языка, по казахскому языку – учитель казахского языка. Ответы записываются на стикерах и прикрепляются к доске по номеру вопроса.

После ответов групп выявляем общее и различное в фонетике языков.



VII. Физкультминутка.

VIII. Выборочный диктант.

Распределить слова в два столбика:

1 группа – звуков больше, чем букв

2 группа – букв больше, чем звуков

Дают, семь, бьют, чует, местный, боль, яма, грустный, стая, чьё, килька, САЯХАТ ,ОЮ, ҚОЯН, ҚИЯР, боран, калам.

Ответы:

1 группа: дают, чует, яма, стая, саяхат, ою, коян, кияр.

2 группа: семь, местный, боль, грустный, килька.

? Почему во 2-ом столбике не оказалось слов из казахского языка.

Вывод : и в русском, и в казахском языках есть слова, в которых количество букв и звуков совпадает; в которых, звуков больше, чем букв, потому что буквы е, ё, ю, я могут обозначать два звука; в казахском языке нет слов, в которых букв больше, чем звуков, потому что в казахском языке нет слов с непроизносимыми согласными и слова с ь являются словами, заимствованными из русского языка.

IX. Транскрипция.

Записать транскрипцию данных слов, определить фонетические процессы, происходящие в словах.

Книжка, лебедь, сделать, вокзал.

? Оглушение, озвончение – встречались ли такие процессы в казахском языке?

X. Фонетический разбор слов.

  1. группа – яблоко

  2. группа - АҚШАҚАР

XI. Тест. ( самопроверка).

12 вопросов: 6 вопросов по русскому языку, 6 вопросов по казахскому языку.

Тест по русскому языку.

1. В каком слове звуков больше, чем букв:

А) братья; В) приезд; С) коньки; Д) есть.

2. В каком слове все согласные звуки мягкие:

А) лишь; В) плющ; С) лечу; Д) цель.

3. В каком слове все согласные звуки твердые:

А) живет; В) жила; С) щука; Д) час.

4. В каком слове есть согласный звук [ т] :

А) бедность; В) отгремел; С) учится; Д) предположить.

5. В каком слове есть гласный звук [ о] :

А) родные; В) радость; С) отказ; Д) шелковый.

6.Назовите непарный по глухости-звонкости согласный:

А) ц В) ж С) з Д) в





Тест по казахскому языку.


1. Дауыссыз дыбыстардың саны

А) 25 В) 42 С) 9 Д) 10

2.Жуан дауысты дыбыстарды көрсетініз

А) А,ө В) О,а С) У,і Д) Ұ,і

3. Тұйық буын дегеніміз не?

А) Дауыстыдан басталада, дауыссызға бітеді

В) Дауыссыздан басталады дауыстыға аяқталады, не тек дауысты дыбыстан тұрады

С) Дауыссыздан басталады, дауыссызға аяқталады

Д) Дауыстыдан басталады дауыстыға бітеді

4. Қазақ алфавитінде неше әріп бар?

А) 40 В) 33 С) 45 Д) 42

5.Жінішке дауысты дыбыстарды табыныз.

А) й,о,ы,у,ө В) о,а,у,ұ,ү С) ә,і,е,ө,ү Д)ә,о,у,е,а,і

6. Ғ-әрпі жазылатын сөзді көрсет

А) Жа...дай В) Заң...ер С) Тер...іс Д) Ул...і

XII. Подведение итогов урока.

Учителя задают по 2 вопроса группам. Форма ответа «да», «нет».

  1. Верно ли, что в русском языке гласные звуки могут быть твердыми и мягкими?

  2. Верно ли, что в русском языке звуков больше, чем букв?

  3. Қазақ алфавитінде 45 әріп ?

  4. .«Алма» деген сөз ашық буын ба?

  5. Верно ли, что буквы е ё ю я выполняют двойную функцию?

  6. Верно ли, что в нашей речи мы больше пользуемся гласными звуками?

7.«Мектеп» деген сөз бітеу буын ба?

8. Дауысты дыбыстардың саны 20 ?

Работа с листами самооценки.

ФИ

Своя оценка

Оценка группы

Оценка за тест (через дробь)

Итоговая оценка








XIII. Домашнее задание (творческое): напишите рекомендации по теме «Фонетика. Орфоэпия» или выписать из орфографического словаря 10 слов, в которых не совпадает количество букв и звуков, указать в них количество букв и звуков.


XIV. Рефлексия.


А теперь прошу вас проанализировать свою работу и работу своих одноклассников на основе общих результатов по итогам выполнения всех заданий . Оценивая свою деятельность, выберите один из вариантов суждения и отметьте его на структурных картах .


1.Я провел(а) урок с пользой для себя, закрепил(а) свои знания по изучаемой теме урока. Мне было интересно.

2.Я выяснил(а) на уроке, что еще не все усвоил(а) по этой теме урока, и мне нужно позаниматься дополнительно.


3.После урока я еще нуждаюсь в помощи учителя.


«Дерево успеха».


Учащиеся пишут на стикерах впечатления от урока, прикрепляют стикер к «дереву успеха».












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Интегрированный урок "Фонетика и орфоэпия русского и казахского языков".

Автор: Романова Зоя Николаевна

Дата: 16.02.2017

Номер свидетельства: 392646


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства