Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок "Фонетика и орфоэпия русского и казахского языков".»
Интегрированный урок «Фонетика и орфоэпия русского и казахского языков».
5 класс.
Цель:обобщить знания учащихся по орфоэпии и фонетике русского и казахского языков.
Задачи урока:
1. Учить делать сравнительную характеристику фонетических процессов.
2. Воспитывать наблюдательность.
3. Учить делать выводы по теме «Фонетика. Орфоэпия».
4. Развивать связную речь учащихся.
Тип урока:
Интегрированный урок обобщения и систематизации знаний
Формы организации работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Методы:
- По источнику знания: наглядные, словесные.
- По познавательной деятельности: проблемный, частично – поисковый, иллюстративный.
- По принципу расчленения и соединения знаний: анализ, синтез, обобщение, вывод.
- По характеру движения мыслей: индуктивный и дедуктивный.
Оборудование урока: структурная карта урока; презентация; учебник русского языка для 5 класса, из-во «Атамура» 2010 г., учебник казахского языка для 5 класса, из-во «Атамура» 2010г.
Для навыков в правильной речи и правильном
письме полезно знать …и фонетику.
Д.Н.Ушаков.
Ход урока:
Организационный момент .
Класс делится на две группы , выбирается организатор каждой группы.
II.Терминологическая разминка (проводит учитель русского языка и казахского языка).
«Четвёртое лишнее». Найди и объясни свой выбор.
Глагол, местоимение, предлог, фонетика.
Дауысты дыбыстар, жалғау, жұрнақ , түбір .
Тире, звук, запятая, двоеточие.
III. Определение темы урока и целей урока учащимися.
- Обратите внимание на «лишние» слова: фонетика, гласные звуки, звук. Исходя из данных слов, попробуйте сформулировать тему урока. А цели урока? В чем особенность сегодняшнего урока?
- Действительно, сегодня на уроке мы обобщим знания, полученные по теме «Фонетика» на уроках русского и казахского языка, сравним фонетические процессы и, конечно, сделаем выводы.
Озвучивание эпиграфа.
( учитель русского языка).
IV. Запись в рабочую тетрадь:
Число.
Классная работа.
Фонетика.
V. Фронтальный опрос. ( проводит учитель русского языка).
1. Что такое фонетика?
2. Что изучает орфоэпия?
3. Какова роль орфоэпии?
V. Орфоэпическая зарядка.
Учащиеся выполняют задание в группах.
В данных словах расставить ударение, перевести слова из казахского языка на русский язык.
1 группа: звонит, километр, средства, мектеп, сынып, қыс.
Вывод: в чем разница между ударением в русском и казахском языке?
Русское ударение – подвижное, может падать на любой слог в слове; казахское ударение – неподвижное, падает всегда на последний слог.
VI. Самостоятельная работа групп. Теоретические вопросы.
1 группа – русский язык
2 группа – казахский язык.
Вопросы для 1-ой группы.
Сколько букв в русском алфавите?
Сколько гласных букв?
Сколько согласных букв?
Есть ли буквы, не обозначающие звуков?
Сколько звуков в русском языке?
Сколько гласных звуков?
Сколько согласных звуков?
Какими бывают гласные звуки?
Какими бывают согласные звуки?
Вопросы для 2-ой группы.
1. Сколько букв в казахском алфавите ?
2. Сколько гласных букв?
3. Сколько согласных букв?
4. Есть ли буквы, не обозначающие звуков?
5. Есть ли в казахскоя языке буквы, отличные от букв русского алфавита? Назовите их.
6. Сколько звуков в казахском языке?
7. Сколько гласных звуков?
8. Сколько согласных звуков?
9. Какими бывают гласные звуки?
10. Какими бывают согласные звуки?
Учащиеся из 1-ой и 2-ой группы отвечают на вопросы параллельно. Вопросы по русскому языку задает учитель русского языка, по казахскому языку – учитель казахского языка. Ответы записываются на стикерах и прикрепляются к доске по номеру вопроса.
После ответов групп выявляем общее и различное в фонетике языков.
? Почему во 2-ом столбике не оказалось слов из казахского языка.
Вывод : и в русском, и в казахском языках есть слова, в которых количество букв и звуков совпадает; в которых, звуков больше, чем букв, потому что буквы е, ё, ю, я могут обозначать два звука; в казахском языке нет слов, в которых букв больше, чем звуков, потому что в казахском языке нет слов с непроизносимыми согласными и слова с ь являются словами, заимствованными из русского языка.
IX.Транскрипция.
Записать транскрипцию данных слов, определить фонетические процессы, происходящие в словах.
Книжка, лебедь, сделать, вокзал.
? Оглушение, озвончение – встречались ли такие процессы в казахском языке?
X. Фонетический разбор слов.
группа – яблоко
группа - АҚШАҚАР
XI. Тест. ( самопроверка).
12 вопросов: 6 вопросов по русскому языку, 6 вопросов по казахскому языку.
Учителя задают по 2 вопроса группам. Форма ответа «да», «нет».
Верно ли, что в русском языке гласные звуки могут быть твердыми и мягкими?
Верно ли, что в русском языке звуков больше, чем букв?
Қазақ алфавитінде 45 әріп ?
.«Алма» деген сөз ашық буын ба?
Верно ли, что буквы е ё ю я выполняют двойную функцию?
Верно ли, что в нашей речи мы больше пользуемся гласными звуками?
7.«Мектеп» деген сөз бітеу буын ба?
8. Дауысты дыбыстардың саны 20 ?
Работа с листами самооценки.
ФИ
Своя оценка
Оценка группы
Оценка за тест (через дробь)
Итоговая оценка
XIII. Домашнее задание (творческое):напишите рекомендации по теме «Фонетика. Орфоэпия» или выписать из орфографического словаря 10 слов, в которых не совпадает количество букв и звуков, указать в них количество букв и звуков.
XIV. Рефлексия.
А теперь прошу вас проанализировать свою работу и работу своих одноклассников на основе общих результатов по итогам выполнения всех заданий . Оценивая свою деятельность, выберите один из вариантов суждения и отметьте его на структурных картах .
1.Я провел(а) урок с пользой для себя, закрепил(а) свои знания по изучаемой теме урока. Мне было интересно.
2.Я выяснил(а) на уроке, что еще не все усвоил(а) по этой теме урока, и мне нужно позаниматься дополнительно.
3.После урока я еще нуждаюсь в помощи учителя.
«Дерево успеха».
Учащиеся пишут на стикерах впечатления от урока, прикрепляют стикер к «дереву успеха».