kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Интегрированный урок "Правописание слов с непроверяемой безударной гласной в корне. Дикие и домашние животные"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: формировать у учащихся навык грамотного написания слова; воспитывать стремление писать внимательно, без ошибок, познакомить с породами собак, воспитывать любовь к животным.

Задачи:

       1. Активизировать исследовательскую деятельность учащихся.

2. Учить узнавать лексическое значение слова

3. Учить подбирать однокоренные слова других частей речи

4. Развивать устную связную речь учащихся

Оборудование: словари: орфографический, толковый, словообразовательный; презентация.

Ход урока.

1 Орг. момент

Дорогие ребята, сегодня мы будем с вами исследователями. А кто помнит, кто такие исследователи?

Мы будем исследовать новое слово, и его значение, а записи исследования будем вести в рабочей тетради. Но для начала отгадайте загадку:

Имею я отличный слух,

Зоркий взгляд и чуткий нюх.

С кошкой завяжу я драку,

Я настоящая.  (собака) – (Демонстрация картинки)

Наша цель на уроке узнать как можно больше об этом животном и о слове его обозначающим.                         

- Где опасное место в написании слова «собака»?

- Подберите проверочное слово.

-Не получается?

2. Работа с орфографическими словарями.

-У вас на парте орфографические словари. Давайте посмотрим, как пишется слово собака. Запишите это слово к себе в тетрадь. Поставим ударение. Выделим  опасное место.                      

3.Работа с толковыми словарями. (работа в группах)

-Как вы думаете, что означает слово «собака» и познакомимся с толкованием этого слова.  (открыть по закладке толковые словари)

  1. Собака- домашнее животное семейства псовых.
  2. (перен.) О злом, грубом человеке.          

4. Проверка домашнего задания: Прочитать историческую справку о происхождении слова «собака».

В древнерусском языке были слова «пёс» и «кот». Слово «собака» пришло позднее из иранских языков.

Иногда оно встречается в речи в неодобрительном значении- распущенный, злой человек.

5.Чтение стихотворения Сергея Михалкова (наизусть)

На свете множество собак-

И на цепи, и просто так:

Собак служебных – пограничных,

Дворовых «шариков» обычных,

И молодых пугливых шавок,

Что тявкать любят из- под лавок,

И тех изнеженных болонок,

Чей нос курнос, а голос тонок.

И ни на что уже не годных-

Бродячих псов, всегда голодных.

-Какие пород собак вы знаете?

- Посмотрите работу ученицы о породах собак.

6. Презентация пород собак.

7.Физминутка.

Бегал маленький щенок

Съел он пирога кусок.

Под крыльцо залез и сел

Завалился, засопел.

8. Повторяем части речи.

- Какой бывает собака?    

СОБАКА (какая?) Что это за часть речи?

- А что делает собака?        

СОБАКА (что делает?) Какой частью речи являются данные слова?

- Как правильно писать слово «собака», мы с вами узнали. А сейчас давайте выясним, как правильно будут писаться родственные слова.

9.Звуко-буквенный анализ

- Сделаем звука - буквенный анализ слова «собака»

10. Работа со словообразовательными словарями. (работа в группах)

- Найдите родственные слова  к слову собака в словообразовательном словаре.   

  1. собака
  2. собачка
  3. собачонка
  4. собачник
  5. собачий

Задание: запиши эти слова к себе в тетрадь, разбери их по составу (взаимопроверка)

11. Работа с устойчивыми словосочетаниями. (работа в парах)

В русском языке много устойчивых сочетаний со словом собака.

Ребята разыгрывают сценки- диалоги.  

1. Злой как собака.

- Миша, ты боишься этого гусака?

- Нет, я его просто не люблю: он злой как собака.

2. Голодный как собака.

- Для тебя заказывать пиццу.

- Двойную порцию: я голоден как собака.

        3. Кусается как собака.

- Проклятые комары, нет от них покою.

- Кусаются как собаки.

4. Заживать как на собаке.

- Как сильно ты руку себе порезал!

- Ничего. Зарастёт как на собаке.

12. Работа с пословицами.

-Я просила вас подготовить пословицы и поговорки о собаке. Что вы нашли?

И собака помнит, кто её кормит.

Без собаки зайца не поймаешь.

Собака - верный друг человека.

- Действительно, собаки очень «привязаны» к своему хозяину. Даже если он попадает в беду, собаки очень долго скучают и тоскуют по нему. Тяжело переживают расставание. Но некоторые животные озлобляются, оказавшись выброшенными на улицу своими хозяевами. Они начинают агрессивно относиться к любому прохожему.

Когда у собаки появляются щенки, она защищает их от посторонних и не позволяет приближаться к ним.

Поэтому будьте бдительны не только с незнакомыми и малознакомыми собаками, но и со своими домашними питомцами.  

13.Творческая работа

А сейчас, используя прилагательные, глаголы напишите мини- сочинение о своей собаке по плану.                        

                        Мой друг.

  1. Знакомый щенок.
  2. Внешний вид щенка.
  3. Дружба со щенком.

14. Итог урока.

Что нового узнали в результате нашего исследования?

Используемая литература:

1. Огольцев В.М. Устойчивые сравнения русского языка. С- Петербург Отделение издательства «Просвещение» 1992.

2.Степанов В. Русские пословицы и поговорки от А до Я: Словарь-игра.- М.: АСТ-ПРЕСС, 1998.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок "Правописание слов с непроверяемой безударной гласной в корне. Дикие и домашние животные"»

Николаева Т.Н. Марина Е.Р.

Разработка интегрированного урока с исследовательской деятельностью

во втором классе

Предметы: Русский Язык. Урок №108

Окружающий Мир. Урок №126

УМК Школа России

Тема урока: Правописание слов с непроверяемой безударной гласной в корне. Знакомство со словом «собака». «Дикие и домашние животные»

Цели: формировать у учащихся навык грамотного написания слова; воспитывать стремление писать внимательно, без ошибок, познакомить с породами собак, воспитывать любовь к животным.

Задачи:

1. Активизировать исследовательскую деятельность учащихся.

2. Учить узнавать лексическое значение слова

3. Учить подбирать однокоренные слова других частей речи

4. Развивать устную связную речь учащихся

Оборудование: словари: орфографический, толковый, словообразовательный; презентация.

Ход урока.

1 Орг. момент

Дорогие ребята, сегодня мы будем с вами исследователями. А кто помнит, кто такие исследователи?

Мы будем исследовать новое слово, и его значение, а записи исследования будем вести в рабочей тетради. Но для начала отгадайте загадку:

Имею я отличный слух,

Зоркий взгляд и чуткий нюх.

С кошкой завяжу я драку,

Я настоящая...  (собака) – (Демонстрация картинки)

Наша цель на уроке узнать как можно больше об этом животном и о слове его обозначающим.                         

- Где опасное место в написании слова «собака»?

- Подберите проверочное слово.

-Не получается?

2. Работа с орфографическими словарями.

-У вас на парте орфографические словари. Давайте посмотрим, как пишется слово собака. Запишите это слово к себе в тетрадь. Поставим ударение. Выделим  опасное место.                      

3.Работа с толковыми словарями. (работа в группах)

-Как вы думаете, что означает слово «собака» и познакомимся с толкованием этого слова.  (открыть по закладке толковые словари)

  1. Собака- домашнее животное семейства псовых.

  2. (перен.) О злом, грубом человеке.          

4. Проверка домашнего задания: Прочитать историческую справку о происхождении слова «собака».

В древнерусском языке были слова «пёс» и «кот». Слово «собака» пришло позднее из иранских языков.

Иногда оно встречается в речи в неодобрительном значении- распущенный, злой человек.

5.Чтение стихотворения Сергея Михалкова (наизусть)

На свете множество собак-

И на цепи, и просто так:

Собак служебных – пограничных,

Дворовых «шариков» обычных,

И молодых пугливых шавок,

Что тявкать любят из- под лавок,

И тех изнеженных болонок,

Чей нос курнос, а голос тонок.

И ни на что уже не годных-

Бродячих псов, всегда голодных.

-Какие пород собак вы знаете?

- Посмотрите работу ученицы о породах собак.

6. Презентация пород собак.

7.Физминутка.

Бегал маленький щенок

Съел он пирога кусок.

Под крыльцо залез и сел

Завалился, засопел.

8. Повторяем части речи.

- Какой бывает собака?    

СОБАКА (какая?) Что это за часть речи?

- А что делает собака?        

СОБАКА (что делает?) Какой частью речи являются данные слова?

- Как правильно писать слово «собака», мы с вами узнали. А сейчас давайте выясним, как правильно будут писаться родственные слова.

9.Звуко-буквенный анализ

- Сделаем звука - буквенный анализ слова «собака»



10. Работа со словообразовательными словарями. (работа в группах)

- Найдите родственные слова  к слову собака в словообразовательном словаре.  

  1. собака

  2. собачка

  3. собачонка

  4. собачник

  5. собачий

Задание: запиши эти слова к себе в тетрадь, разбери их по составу (взаимопроверка)

11. Работа с устойчивыми словосочетаниями. (работа в парах)

В русском языке много устойчивых сочетаний со словом собака.

Ребята разыгрывают сценки- диалоги.  

1. Злой как собака.

- Миша, ты боишься этого гусака?

- Нет, я его просто не люблю: он злой как собака.

2. Голодный как собака.

- Для тебя заказывать пиццу.

- Двойную порцию: я голоден как собака.

3. Кусается как собака.

- Проклятые комары, нет от них покою.

- Кусаются как собаки.

4. Заживать как на собаке.

- Как сильно ты руку себе порезал!

- Ничего. Зарастёт как на собаке.

12. Работа с пословицами.

-Я просила вас подготовить пословицы и поговорки о собаке. Что вы нашли?

И собака помнит, кто её кормит.

Без собаки зайца не поймаешь.

Собака - верный друг человека.

- Действительно, собаки очень «привязаны» к своему хозяину. Даже если он попадает в беду, собаки очень долго скучают и тоскуют по нему. Тяжело переживают расставание. Но некоторые животные озлобляются, оказавшись выброшенными на улицу своими хозяевами. Они начинают агрессивно относиться к любому прохожему.

Когда у собаки появляются щенки, она защищает их от посторонних и не позволяет приближаться к ним.

Поэтому будьте бдительны не только с незнакомыми и малознакомыми собаками, но и со своими домашними питомцами.  

13.Творческая работа

А сейчас, используя прилагательные, глаголы напишите мини- сочинение о своей собаке по плану.                        

                       Мой друг.

  1. Знакомый щенок.

  2. Внешний вид щенка.

  3. Дружба со щенком.

14. Итог урока.

Что нового узнали в результате нашего исследования?

Используемая литература:

1. Огольцев В.М. Устойчивые сравнения русского языка. С- Петербург Отделение издательства «Просвещение» 1992.

2.Степанов В. Русские пословицы и поговорки от А до Я: Словарь-игра.- М.: АСТ-ПРЕСС, 1998.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Марина Елена Романовна

Дата: 08.12.2015

Номер свидетельства: 263634


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства