Интегрированный урок "Правописание слов с непроверяемой безударной гласной в корне. Дикие и домашние животные"
Интегрированный урок "Правописание слов с непроверяемой безударной гласной в корне. Дикие и домашние животные"
Цели: формировать у учащихся навык грамотного написания слова; воспитывать стремление писать внимательно, без ошибок, познакомить с породами собак, воспитывать любовь к животным.
Задачи:
1. Активизировать исследовательскую деятельность учащихся.
2. Учить узнавать лексическое значение слова
3. Учить подбирать однокоренные слова других частей речи
Дорогие ребята, сегодня мы будем с вами исследователями. А кто помнит, кто такие исследователи?
Мы будем исследовать новое слово, и его значение, а записи исследования будем вести в рабочей тетради. Но для начала отгадайте загадку:
Имею я отличный слух,
Зоркий взгляд и чуткий нюх.
С кошкой завяжу я драку,
Я настоящая. (собака) – (Демонстрация картинки)
Наша цель на уроке узнать как можно больше об этом животном и о слове его обозначающим.
- Где опасное место в написании слова «собака»?
- Подберите проверочное слово.
-Не получается?
2. Работа с орфографическими словарями.
-У вас на парте орфографические словари. Давайте посмотрим, как пишется слово собака. Запишите это слово к себе в тетрадь. Поставим ударение. Выделим опасное место.
3.Работа с толковыми словарями. (работа в группах)
-Как вы думаете, что означает слово «собака» и познакомимся с толкованием этого слова. (открыть по закладке толковые словари)
Собака- домашнее животное семейства псовых.
(перен.) О злом, грубом человеке.
4. Проверка домашнего задания: Прочитать историческую справку о происхождении слова «собака».
В древнерусском языке были слова «пёс» и «кот». Слово «собака» пришло позднее из иранских языков.
Иногда оно встречается в речи в неодобрительном значении- распущенный, злой человек.
5.Чтение стихотворения Сергея Михалкова (наизусть)
На свете множество собак-
И на цепи, и просто так:
Собак служебных – пограничных,
Дворовых «шариков» обычных,
И молодых пугливых шавок,
Что тявкать любят из- под лавок,
И тех изнеженных болонок,
Чей нос курнос, а голос тонок.
И ни на что уже не годных-
Бродячих псов, всегда голодных.
-Какие пород собак вы знаете?
- Посмотрите работу ученицы о породах собак.
6. Презентация пород собак.
7.Физминутка.
Бегал маленький щенок
Съел он пирога кусок.
Под крыльцо залез и сел
Завалился, засопел.
8. Повторяем части речи.
- Какой бывает собака?
СОБАКА (какая?) Что это за часть речи?
- А что делает собака?
СОБАКА (что делает?) Какой частью речи являются данные слова?
- Как правильно писать слово «собака», мы с вами узнали. А сейчас давайте выясним, как правильно будут писаться родственные слова.
9.Звуко-буквенный анализ
- Сделаем звука - буквенный анализ слова «собака»
10. Работа со словообразовательными словарями. (работа в группах)
- Найдите родственные слова к слову собака в словообразовательном словаре.
собака
собачка
собачонка
собачник
собачий
Задание: запиши эти слова к себе в тетрадь, разбери их по составу (взаимопроверка)
11. Работа с устойчивыми словосочетаниями. (работа в парах)
В русском языке много устойчивых сочетаний со словом собака.
Ребята разыгрывают сценки- диалоги.
1. Злой как собака.
- Миша, ты боишься этого гусака?
- Нет, я его просто не люблю: он злой как собака.
2. Голодный как собака.
- Для тебя заказывать пиццу.
- Двойную порцию: я голоден как собака.
3. Кусается как собака.
- Проклятые комары, нет от них покою.
- Кусаются как собаки.
4. Заживать как на собаке.
- Как сильно ты руку себе порезал!
- Ничего. Зарастёт как на собаке.
12. Работа с пословицами.
-Я просила вас подготовить пословицы и поговорки о собаке. Что вы нашли?
И собака помнит, кто её кормит.
Без собаки зайца не поймаешь.
Собака - верный друг человека.
- Действительно, собаки очень «привязаны» к своему хозяину. Даже если он попадает в беду, собаки очень долго скучают и тоскуют по нему. Тяжело переживают расставание. Но некоторые животные озлобляются, оказавшись выброшенными на улицу своими хозяевами. Они начинают агрессивно относиться к любому прохожему.
Когда у собаки появляются щенки, она защищает их от посторонних и не позволяет приближаться к ним.
Поэтому будьте бдительны не только с незнакомыми и малознакомыми собаками, но и со своими домашними питомцами.
13.Творческая работа
А сейчас, используя прилагательные, глаголы напишите мини- сочинение о своей собаке по плану.
Мой друг.
Знакомый щенок.
Внешний вид щенка.
Дружба со щенком.
14. Итог урока.
Что нового узнали в результате нашего исследования?
Используемая литература:
1. Огольцев В.М. Устойчивые сравнения русского языка. С- Петербург Отделение издательства «Просвещение» 1992.
2.Степанов В. Русские пословицы и поговорки от А до Я: Словарь-игра.- М.: АСТ-ПРЕСС, 1998.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок "Правописание слов с непроверяемой безударной гласной в корне. Дикие и домашние животные"»
Николаева Т.Н. Марина Е.Р.
Разработка интегрированного урока с исследовательской деятельностью
во втором классе
Предметы: Русский Язык. Урок №108
Окружающий Мир. Урок №126
УМК Школа России
Тема урока: Правописание слов с непроверяемой безударной гласной в корне. Знакомство со словом «собака». «Дикие и домашние животные»
Цели: формировать у учащихся навык грамотного написания слова; воспитывать стремление писать внимательно, без ошибок, познакомить с породами собак, воспитывать любовь к животным.
Задачи:
1. Активизировать исследовательскую деятельность учащихся.
2. Учить узнавать лексическое значение слова
3. Учить подбирать однокоренные слова других частей речи
Дорогие ребята, сегодня мы будем с вами исследователями. А кто помнит, кто такие исследователи?
Мы будем исследовать новое слово, и его значение, а записи исследования будем вести в рабочей тетради. Но для начала отгадайте загадку:
Имею я отличный слух,
Зоркий взгляд и чуткий нюх.
С кошкой завяжу я драку,
Я настоящая... (собака) – (Демонстрация картинки)
Наша цель на уроке узнать как можно больше об этом животном и о слове его обозначающим.
- Где опасное место в написании слова «собака»?
- Подберите проверочное слово.
-Не получается?
2. Работа с орфографическими словарями.
-У вас на парте орфографические словари. Давайте посмотрим, как пишется слово собака. Запишите это слово к себе в тетрадь. Поставим ударение. Выделим опасное место.
3.Работа с толковыми словарями. (работа в группах)
-Как вы думаете, что означает слово «собака» и познакомимся с толкованием этого слова. (открыть по закладке толковые словари)
Собака- домашнее животное семейства псовых.
(перен.) О злом, грубом человеке.
4. Проверка домашнего задания: Прочитать историческую справку о происхождении слова «собака».
В древнерусском языке были слова «пёс» и «кот». Слово «собака» пришло позднее из иранских языков.
Иногда оно встречается в речи в неодобрительном значении- распущенный, злой человек.
5.Чтение стихотворения Сергея Михалкова (наизусть)
На свете множество собак-
И на цепи, и просто так:
Собак служебных – пограничных,
Дворовых «шариков» обычных,
И молодых пугливых шавок,
Что тявкать любят из- под лавок,
И тех изнеженных болонок,
Чей нос курнос, а голос тонок.
И ни на что уже не годных-
Бродячих псов, всегда голодных.
-Какие пород собак вы знаете?
- Посмотрите работу ученицы о породах собак.
6. Презентация пород собак.
7.Физминутка.
Бегал маленький щенок
Съел он пирога кусок.
Под крыльцо залез и сел
Завалился, засопел.
8. Повторяем части речи.
- Какой бывает собака?
СОБАКА (какая?) Что это за часть речи?
- А что делает собака?
СОБАКА (что делает?) Какой частью речи являются данные слова?
- Как правильно писать слово «собака», мы с вами узнали. А сейчас давайте выясним, как правильно будут писаться родственные слова.
9.Звуко-буквенный анализ
- Сделаем звука - буквенный анализ слова «собака»
10. Работа со словообразовательными словарями. (работа в группах)
- Найдите родственные слова к слову собака в словообразовательном словаре.
собака
собачка
собачонка
собачник
собачий
Задание: запиши эти слова к себе в тетрадь, разбери их по составу (взаимопроверка)
11. Работа с устойчивыми словосочетаниями. (работа в парах)
В русском языке много устойчивых сочетаний со словом собака.
Ребята разыгрывают сценки- диалоги.
1. Злой как собака.
- Миша, ты боишься этого гусака?
- Нет, я его просто не люблю: он злой как собака.
2. Голодный как собака.
- Для тебя заказывать пиццу.
- Двойную порцию: я голоден как собака.
3. Кусается как собака.
- Проклятые комары, нет от них покою.
- Кусаются как собаки.
4. Заживать как на собаке.
- Как сильно ты руку себе порезал!
- Ничего. Зарастёт как на собаке.
12. Работа с пословицами.
-Я просила вас подготовить пословицы и поговорки о собаке. Что вы нашли?
И собака помнит, кто её кормит.
Без собаки зайца не поймаешь.
Собака - верный друг человека.
- Действительно, собаки очень «привязаны» к своему хозяину. Даже если он попадает в беду, собаки очень долго скучают и тоскуют по нему. Тяжело переживают расставание. Но некоторые животные озлобляются, оказавшись выброшенными на улицу своими хозяевами. Они начинают агрессивно относиться к любому прохожему.
Когда у собаки появляются щенки, она защищает их от посторонних и не позволяет приближаться к ним.
Поэтому будьте бдительны не только с незнакомыми и малознакомыми собаками, но и со своими домашними питомцами.
13.Творческая работа
А сейчас, используя прилагательные, глаголы напишите мини- сочинение о своей собаке по плану.
Мой друг.
Знакомый щенок.
Внешний вид щенка.
Дружба со щенком.
14. Итог урока.
Что нового узнали в результате нашего исследования?
Используемая литература:
1. Огольцев В.М. Устойчивые сравнения русского языка. С- Петербург Отделение издательства «Просвещение» 1992.
2.Степанов В. Русские пословицы и поговорки от А до Я: Словарь-игра.- М.: АСТ-ПРЕСС, 1998.