kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Интегрированный урок по русскому языку. Выразительные возможности односоставных предложений.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рассматриваются выразительные возможности односоставных предложений, совершенствуются умения использовать односоставные предложения в тексте описательного характера, формируются речевые и коммуникативные умения, навыки создания собственного текста. Урок составлен по учебнику С.И.Львовой для 8 класса, используются репродукция картины Ю.Пименова "Ожидание", песня Сольвейг из "Пер-Гюнта" Э.Грига.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок по русскому языку. Выразительные возможности односоставных предложений. »

Лангуева Елена Викторовна, учитель русского

языка и литературы.

г. Нижний Новгород, МБОУ СОШ № 178



Интегрированный урок русского языка в 8 классе.

Тема урока: «Выразительные возможности односоставных предложений»

Цели:

Обучающая: рассмотреть выразительные возможности односоставных предложений, совершенствовать умения использовать односоставные предложения в тексте описательного характера.

Развивающая: формировать речевые и коммуникативные умения, навыки создания собственного текста.

Воспитывающая: продолжить эстетическое воспитание.

Оборудование:

“Русский язык”. Учебник 8 класс в 2-х ч. С. И. Львова, В. В. Львов. Ч. 1 и Ч. 2. М., Мнемозина, 2010

Репродукция картины Ю.И.Пименова “Ожидание”. Е.Н.Колокольцев. Альбом по развитию речи. М., Дрофа, 2003

В.Тушнова. Стихотворения. М., Эксмо, 2010

Э. Григ. Песня Сольвейг из сюиты "Пер-Гюнт"



Ход урока

I. Сообщение цели урока

- Сегодня мы с вами не только повторим односоставные предложения, но и попытаемся использовать их в собственных текстах, поговорим о выразительных возможностях этих предложений.

II. Повторение теории по односоставным предложениям. Беседа с классом.

III. Высказывание на лингвистическую тему.

Употребление в речи односоставных предложений (домашнее задание).

IV. Работа по упражнению 388.

(Приложение 1)

Рассмотрим фотографию, ее композицию. Назовите главный предмет, вокруг которого разворачивается действие. Выделяется ли он цветом? Подберите эпитеты к слову телефон.

(Крупным планом показан телефон, который выражает главную идею фотографии. Он черный, тяжелый, старый, печальный, одинокий, сиротливый. Холодный блеск телефона. Единственная надежда, связь с дорогим человеком.)

Как изображен задний план картины?

(Нечетко, размыто. Видны люди, ожидающие звонка. Уставшая от ожидания женщина.)

Какое настроение передает фотография?

(Затаенная грусть, печаль, щемящая тоска. Властвует тревога, томят тяжелые предчувствия.)

Какой цвет преобладает на фотографии? Почему?

(Черный, тяжелые предчувствия, душевная боль. На заднем плане теплые краски – ожидание, надежда.)

Подберите к слову ожидание эпитеты, пользуясь словариком эпитетов.

ОЖИДАНИЕ

Безмолвное, безнадежное, бесконечное, беспокойное, взволнованное, гнетущее, долгое, молчаливое, мучительное, напряженное, невыносимое, неопределенное, нестерпимое, нетерпеливое, неясное, печальное, терпеливое, томительное, тоскливое, тревожное, тягостное, щемящее.



V. Защита мини-проектов (попутно составляются рабочие материалы)

  • Соотнесение картины Ю.И.Пименова «Ожидание» с фотографией (домашнее задание).



Цель проекта: выявить смысловые и цветовые параллели между фотографией и картиной Ю.И.Пименова «Ожидание».

(Приложение 2)

Взгляните на картину, она близка по содержанию к фотографии, вызывает определенные ассоциации, и название такое же – «Ожидание». На переднем плане телефон, выделен цветом – черный. Печальный, сиротливый, одинокий, единственная связь с миром. На картине нет людей. Но брошенная в спешке трубка, издающая гудки, говорит о присутствии человека, наполняет картину жизнью. Телефон стоит на столе, на фоне окна. За окном грустный осенний дождь, крупные капли. Город размытый, словно сквозь слезы, синий, растворяется в тумане. Небо затянуто облаками, густая завеса туч. Фон картины усиливает настроение безысходной грусти, в душе тот же холод, что кругом. Тяжелые предчувствия. Розовато-лиловый оттенок, вечерняя заря, виден серебристо-голубой просвет как надежда. Преобладают серо-лиловые тона. Комната погружена в сумерки. Освещен передний план. Стол – желто-оранжевый. Рыжеватые отблески фонаря, вечерней зари – ощущение дома, тепла, надежды.

  • Анализ стихотворения В.Тушновой «Ожидание» и соотнесение его с фотографией и картиной Ю.И.Пименова «Ожидание» (домашнее задание)



Цель проекта: найти средства художественной изобразительности, используемые поэтом, фотографом и художником

(Приложение 3)

  • Ассоциации. Э. Григ. Песня Сольвейг из сюиты "Пер-Гюнт", соотнесение с фотографией и картиной Ю.И.Пименова «Ожидание» (домашнее задание)


Цель проекта: выявить смысловую параллель, созвучное настроение музыки, фотографии и картины


(Приложение 4)

В одиночестве норвежский композитор Э. Григ написал своё главное сочинение — музыку к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт». Финальный эпизод — «Песня Сольвейг», пронзительная и волнующая мелодия. Сольвейг – музыкальный символ женской любви, преданности, ожидания. Ей противопоставлен Пер Гюнт, весельчак, любитель странствий, приключений. Отчаявшись, Пер Гюнт приходит к Сольвейг, которая ждала его в хижине с тех самых пор, как он уехал. Но пришел он слишком поздно, старым, когда понял, что жизнь растрачена попусту.



VI. Заключительный этап урока.

Наша задача – написать лирическую миниатюру, используя фотографию, картину Ю.И.Пименова, стихотворение В. Тушновой, музыку Грига как повод к размышлениям. Передайте свои чувства, выразите свое настроение. Поработайте над содержательной стороной, выразительно-изобразительными средствами своего сочинения. Постарайтесь употребить в тексте как можно больше односоставных предложений разных видов.

(Приложение 5)


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Лангуева Елена Викторовна

Дата: 10.12.2014

Номер свидетельства: 142270


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства