Интегрированный урок по русскому языку. Выразительные возможности односоставных предложений.
Интегрированный урок по русскому языку. Выразительные возможности односоставных предложений.
Рассматриваются выразительные возможности односоставных предложений, совершенствуются умения использовать односоставные предложения в тексте описательного характера, формируются речевые и коммуникативные умения, навыки создания собственного текста. Урок составлен по учебнику С.И.Львовой для 8 класса, используются репродукция картины Ю.Пименова "Ожидание", песня Сольвейг из "Пер-Гюнта" Э.Грига.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок по русскому языку. Выразительные возможности односоставных предложений. »
Лангуева Елена Викторовна, учитель русского
языка и литературы.
г. Нижний Новгород, МБОУ СОШ № 178
Интегрированный урок русского языка в 8 классе.
Тема урока: «Выразительные возможности односоставных предложений»
Цели:
Обучающая:рассмотреть выразительные возможности односоставных предложений, совершенствовать умения использовать односоставные предложения в тексте описательного характера.
Развивающая:формировать речевые и коммуникативные умения, навыки создания собственного текста.
Воспитывающая:продолжить эстетическое воспитание.
Оборудование:
“Русский язык”. Учебник 8 класс в 2-х ч. С. И. Львова, В. В. Львов. Ч. 1 и Ч. 2. М., Мнемозина, 2010
Репродукция картины Ю.И.Пименова “Ожидание”. Е.Н.Колокольцев. Альбом по развитию речи. М., Дрофа, 2003
В.Тушнова. Стихотворения. М., Эксмо, 2010
Э. Григ. Песня Сольвейг из сюиты "Пер-Гюнт"
Ход урока
I. Сообщение цели урока
- Сегодня мы с вами не только повторим односоставные предложения, но и попытаемся использовать их в собственных текстах, поговорим о выразительных возможностях этих предложений.
II. Повторение теории по односоставным предложениям. Беседа с классом.
III. Высказывание на лингвистическую тему.
Употребление в речи односоставных предложений (домашнее задание).
IV. Работа по упражнению 388.
(Приложение 1)
Рассмотрим фотографию, ее композицию. Назовите главный предмет, вокруг которого разворачивается действие. Выделяется ли он цветом? Подберите эпитеты к слову телефон.
(Крупным планом показан телефон, который выражает главную идею фотографии. Он черный, тяжелый, старый, печальный, одинокий, сиротливый. Холодный блеск телефона. Единственная надежда, связь с дорогим человеком.)
Как изображен задний план картины?
(Нечетко, размыто. Видны люди, ожидающие звонка. Уставшая от ожидания женщина.)
V. Защита мини-проектов (попутно составляются рабочие материалы)
Соотнесение картины Ю.И.Пименова «Ожидание» с фотографией (домашнее задание).
Цель проекта: выявить смысловые и цветовые параллели между фотографией и картиной Ю.И.Пименова «Ожидание».
(Приложение 2)
Взгляните на картину, она близка по содержанию к фотографии, вызывает определенные ассоциации, и название такое же – «Ожидание». На переднем плане телефон, выделен цветом – черный. Печальный, сиротливый, одинокий, единственная связь с миром. На картине нет людей. Но брошенная в спешке трубка, издающая гудки, говорит о присутствии человека, наполняет картину жизнью. Телефон стоит на столе, на фоне окна. За окном грустный осенний дождь, крупные капли. Город размытый, словно сквозь слезы, синий, растворяется в тумане. Небо затянуто облаками, густая завеса туч. Фон картины усиливает настроение безысходной грусти, в душе тот же холод, что кругом. Тяжелые предчувствия. Розовато-лиловый оттенок, вечерняя заря, виден серебристо-голубой просвет как надежда. Преобладают серо-лиловые тона. Комната погружена в сумерки. Освещен передний план. Стол – желто-оранжевый. Рыжеватые отблески фонаря, вечерней зари – ощущение дома, тепла, надежды.
Анализ стихотворения В.Тушновой «Ожидание» и соотнесение его с фотографией и картиной Ю.И.Пименова «Ожидание» (домашнее задание)
Цель проекта: найти средства художественной изобразительности, используемые поэтом, фотографом и художником
(Приложение 3)
Ассоциации. Э. Григ. Песня Сольвейг из сюиты "Пер-Гюнт", соотнесение с фотографией и картиной Ю.И.Пименова «Ожидание» (домашнее задание)
Цель проекта: выявить смысловую параллель, созвучное настроение музыки, фотографии и картины
(Приложение 4)
В одиночестве норвежский композитор Э. Григ написал своё главное сочинение — музыку к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт». Финальный эпизод — «Песня Сольвейг», пронзительная и волнующая мелодия. Сольвейг – музыкальный символ женской любви, преданности, ожидания. Ей противопоставлен Пер Гюнт, весельчак, любитель странствий, приключений. Отчаявшись, Пер Гюнт приходит к Сольвейг, которая ждала его в хижине с тех самых пор, как он уехал. Но пришел он слишком поздно, старым, когда понял, что жизнь растрачена попусту.
VI. Заключительный этап урока.
Наша задача – написать лирическую миниатюру, используя фотографию, картину Ю.И.Пименова, стихотворение В. Тушновой, музыку Грига как повод к размышлениям. Передайте свои чувства, выразите свое настроение. Поработайте над содержательной стороной, выразительно-изобразительными средствами своего сочинения. Постарайтесь употребить в тексте как можно больше односоставных предложений разных видов.