kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Интегрированный урок по теме "Романтизм как энциклопедия чувств в литературе и живописи»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок направлен на  формирование у учащихся общего представления о романтизме как художественном направлении конца XVIII – начала XIX веков; развитие коммуникативных умений, навыков, ассоциативного мышления, творческих способностей; развитие культуры речи, интереса к классической литературе, живописи.

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок по теме "Романтизм как энциклопедия чувств в литературе и живописи»»

Государственное учреждение образования «Средняя школа №2 г.Белыничи»


Районный этап заочного областного конкурса методических разработок «Использование практико-ориентированных заданий при изучении предметов социально-гуманитарного цикла»


Номинация «Русский язык и литература»








План-конспект урока по теме

«Романтизм как энциклопедия чувств в литературе и живописи»








Авторы:

Атрошкина Валентина Егоровна, высшая квалификационная категория, учитель русского языка и литературы, контактный телефон +375293990631;

Плесканева Светлана Николаевна, высшая квалификационная категория, учитель искусства, контактный телефон +375297020209

Пояснительная записка

Учебные дисциплины «Русская литература» и «Искусство» (отечественная и мировая художественная культура) нельзя рассматривать только как уроки, которые прописаны в школьном расписании.

Литературу мы преподаем учащимся как вид искусства, средством художественной выразительности которого является слово. Мастерами его – русские писатели и поэты. А искусство знакомит со многими другими классическими и современными видами, мастера которых тоже создают произведения, только уже другими средствами выразительности. Диалоговая природа искусства, взаимосвязь и взаимопроникновение его видов неоспоримы, поэтому и возникла идея провести комбинированный урок по учебным предметам «Русская литература» и «Искусство» (отечественная и мировая художественная культура). Урок проводился в 9 «А» классе по теме «Романтизм как энциклопедия чувств в литературе и живописи».

События первой половины ХIХ века открыли в человеке новые грани свободы и прав личности, характеризующиеся утверждением ее духовно-творческой жизни, изображением сильных характеров, страстей, одухотворённой природы, что открыло новый этап в развитии мировой культуры.

Учебные программы, утвержденные Министерством образования Республики Беларусь, по вышеуказанным учебным предметам включают в себя изучение художественных направлений, произведений великих мастеров в хронологической последовательности истории развития человечества. Например, XIX век – яркая, дерзкая, со свободолюбивым характером эпоха, ведущим художественным направлением которой был романтизм, воспевавший стихию чувств в искусстве.

На уроке были поставлены следующие цели: формирование у учащихся общего представления о романтизме как художественном направлении конца XVIII – начала XIX веков; развитие коммуникативных умений, навыков, ассоциативного мышления, творческих способностей; развитие культуры речи, интереса к классической литературе, живописи. Задачи урока: создать условия для формирования у учащихся понятия «романтизм» как ведущего направления в искусстве конца XVIII – начала XIX веков; выявить особенности романтизма, его отличия от других художественных направлений: классицизма и сентиментализма; исследовать характерные средства художественной выразительности, присущие романтизму в литературе и живописи; развивать основы монологической речи, сравнительного анализа, классификации и обобщения учебного материала; формировать умение работать в группах, проводить параллель между литературой и живописью как видами искусства. Для решения поставленных задач был определен вид урока: объяснение нового материала; тип урока: комбинированный. Учебно-методическое обеспечение, которое использовалось на уроке – это учебное пособие «Русская литература» под редакцией С.Н.Захарова, Н.И.Черкес. 9 класс (Минск, Национальный институт образования, 2019); компакт-диск и учебное пособие «Искусство» (отечественная и мировая художественная культура) под редакцией С.И.Колбышевой. 9 класс (Минск, «Издательство «Адукацыя і выхаванне», 2019); рабочая тетрадь по русской литературе, учебная таблица, художественно-иллюстративный материал, техническое оборудование (интерактивная доска, компьютер). Формы работы учащихся: фронтальная беседа, исследовательская деятельность, групповая работа. Приемы работы: комментирование, блиц-опрос, составление тезисного плана (конспекта), ассоциация, обобщение, классификация.

Для успешного овладения знаниями, умениями, навыками была выбрана следующая структура урока, на каждом этапе которого ставились и достигались определенные цели: 1. Организационный момент (Цель: 1) создание психологической и эмоциональной атмосферы (используется интерактивный метод «Подари улыбку»), 2) стимуляция внимания, мыслительной деятельности учащихся, направленной на успех); 2. Подготовка к работе на уроке (Цель: 1) актуализация деятельности учащихся, 2) мотивация деятельности учащихся); 3. Изучение новой темы (Цель: 1) актуализация знаний учащихся, 2) формирование у учащихся общего представления о романтизме, развитие умений классифицировать, обобщать изученный материал); 4. Физкультминутка, зарядка для глаз (Цель: 1) снятие утомления, восстановление работоспособности у учащихся через включение в структуру урока упражнений средней интенсивности и зарядки для глаз, 2) повышение эффективности урока); 5. Обобщение и закрепление изученного материала (Цель: 1) развитие умений классифицировать и обобщать изученный материал, развитие основ монологической речи, 2) формирование умения в различных видах деятельности проводить исследования, работая с произведениями литературы и живописи, развитие творческих способностей, 3) развитие культуры восприятия ярких произведений романтизма, исследование характерных средств художественной выразительности, присущих романтизму в литературе и живописи); 6. Домашнее задание (Цель: 1) развитие познавательной деятельности, 2) расширение интеллектуальных способностей); 7. Подведение итогов урока (Цель: 1) выявление уровня сформированности общего представления о романтизме, 2) оценивание работы учащихся на уроке); 7. Рефлексия (Цель: выявление уровня осознания изученного материала).

При изучении данной темы использовались фронтальные и групповые формы работы, методики исследовательской работы и системно-деятельностного подхода, что дало возможность через совершенствование общих и специальных учебных умений развить учебно-познавательную компетенцию учащихся. Кроме того, ребята учились работать самостоятельно при изучении аналогичной темы по учебным предметам «Русская литература» и «Искусство». Вышеперечисленные методы, приемы и формы работы формируют способность учащихся к творческому саморазвитию и творческой деятельности, превращают процесс учения в процесс сотворчества ученика и учителя, тем самым повышая учебную мотивацию и организацию учебной деятельности на уроке. Успешность ребят в учебе зависит от его субъективной учебной деятельности, самостоятельного ее планирования и ее реализации, что является одним из важнейших условий успешного формирования предметных и ключевых компетенций учащихся. На уроке выбраны наиболее оптимальные формы работы, которые опирались как на совместную, так и на самостоятельную учебную деятельность учащихся, направляемую учителем.

Применение групповой формы работы способствовало тому, что при распределении на группы у учащихся появилась возможность общаться между собой для решения поставленных задач, брать на себя ответственность за ответ, доказывать свою точку зрения. Причем каждый ученик внес определённый вклад в работу команды (группы). Проанализировав литературные и живописные произведения, учащиеся нашли в них черты романтизма и доказали свою точку зрения.

В процессе урока учащиеся работали с учебными пособиями «Русская литература» и «Искусство», анализировали стихотворение А.С.Пушкина «К морю» и живописные полотна И.Айвазовского «Девятый вал», В.Ваньковича «Портрет А.Мицкевича на скале Аю-Даг». На основе усвоенной информации сформулировали собственные заключения и оценочные суждения о принадлежности анализируемых произведений романтическому направлению в искусстве.

На этапе самоопределения учебной деятельности и актуализации знаний использованы такие приёмы, как комментарий эпиграфа к теме, блиц-опрос. В процессе этой работы происходит актуализация знаний учащихся, повышается мотивация к познавательной деятельности. На этапах постановки учебной задачи и открытия нового знания шел поиск, анализ, структурирование информации. Важным компонентом в структуре урока было составление опорного конспекта, моделирование содержания понятия. В качестве домашнего задания было предложено прочитать стихотворение В.Жуковского «Море», определив в нем черты романтизма, и посетить районный художественный музей имени В.К.Бялыницкого-Бирули, обратив внимание на полотна художников, написанные в стиле романтизма. На этапе рефлексии был применен прием ассоциации (методика «Алфавит»).

Урок прошёл в доброжелательной обстановке, удалось вызвать у детей интерес к изучаемому материалу. Учащиеся были раскрепощены и раскованы. Использование художественно-материала и технических средств обучения способствовало успешному изучению темы урока. Считаем, что цели и задачи урока достигнуты: все учащиеся успешно справились с заданиями.









Урок русской литературы и искусства (отечественной и мировой художественной культуры) в IX классе (2 часа)

Тема Романтизм как энциклопедия чувств в литературе и живописи

Цели урока: формирование у учащихся общего представления о романтизме как художественном направлении конца XVIII – начала XIX веков; развитие коммуникативных умений, навыков, ассоциативного мышления, творческих способностей; развитие культуры речи, интереса к классической литературе, живописи.

Задачи урока:

создать условия для формирования у учащихся понятия «романтизм» как ведущего направления в искусстве конца XVIII – начала XIX веков;

выявить особенности романтизма, его отличия от других художественных направлений: классицизма и сентиментализма;

исследовать характерные средства художественной выразительности, присущие романтизму в литературе и живописи;

развивать основы монологической речи, сравнительного анализа, классификации и обобщения учебного материала;

формировать умение работать в группах, проводить параллель между литературой и живописью как видами искусства.

Вид урока: объяснение нового материала.

Тип урока: интегрированный.

Учебно-методическое обеспечение: учебное пособие «Русская литература» под редакцией С.Н.Захарова, Н.И.Черкес. 9 класс (Минск, Национальный институт образования, 2019); компакт-диск и учебное пособие «Искусство» (отечественная и мировая художественная культура) под редакцией С.И.Колбышевой. 9 класс (Минск, «Издательство «Адукацыя і выхаванне», 2019); рабочая тетрадь по русской литературе, учебная таблица, художественно-иллюстративный материал, техническое оборудование (интерактивная доска, компьютер)

Оформление доски:

1.Эпиграфы

Романтизм – это желание, стремление, порыв, чувства, вздох, стон, жалоба на несовершенные надежды…на грусть по утраченном счастии…, это мир…, населённый тенями и призраками, конечно, очаровательный, но тем не менее неуловимый; это унылое, медленно текущее, никогда не оканчивающееся настоящее, которое оплакивает прошедшее и не видит перед собой будущего; наконец, это любовь, которая питается грустью.

В.Г. Белинский

Разум ошибается, чувство – никогда.

Р. Шуман

Предварительная подготовка: распределение на группы, актуализация знаний по темам «Классицизм», «Сентиментализм» 

Ход урока

  1. Организационный момент

  1. Создание психологической и эмоциональной атмосферы (используется интерактивный метод «Подари улыбку»)

Учитель:

– Здравствуйте, ребята. За окном осень – прекрасное время года. Еще тепло, сухо! Природа радует нас буйством разнообразных осенних красок! Хочется радоваться, ведь жизнь прекрасна! Улыбнитесь и подарите свои улыбки друг другу!

  1. Стимуляция внимания, мыслительной деятельности учащихся, направленной на успех.

Учитель:

– Мы с вами хорошо знаем, что современное искусство отличается большим разнообразием видов. Литература и искусство как классические виды искусства развиваются и сегодня и, как всегда, сотрудничают.

  1. Подготовка к работе на основном этапе урока

  1. Актуализация деятельности учащихся

Учителя русской литературы и искусства:

– На уроках литературы и искусства мы с вами познакомились с такими художественными направлениями, как классицизм и сентиментализм и выяснили их особенности.

– На уроках проводили большую словарную работу, трактуя значения многих устаревших слов.

– Сегодня мы продолжаем знакомство с еще одним направлением в искусстве конца XVIII – начала XIX веков, определим его черты в произведениях литературы и живописи.

(Звучит стихотворение В.Жуковского «Заветное имя сказать, начертать». На интерактивной доске демонстрируется текст этого стихотворения). (Приложение 1)

  1. Мотивация деятельности учащихся

Учитель:

– Мы прослушали стихотворение В.Жуковского, русского поэта XIX века, «Заветное имя сказать, начертать». Давайте определим тему произведения и назовем лирического героя.

(Учащиеся выполняют задание, комментируют свои ответы. Отмечают, что темой стихотворения является любовь. Это такое чувство самоотверженной сердечной привязанности. А лирический герой стихотворения – влюбленный человек, который бережет это чувство, не смеет «молве нашептать». Он во власти любви. «Блаженство иль пытки?.. Мы рвем их оковы – нас сводит их власть»)

  1. Мотивация деятельности учащихся

Учитель:

– Тема нашего сегодняшнего урока «Романтизм как энциклопедия чувств в литературе и живописи». Эпиграфом к уроку мы взяли афоризмы В.Г. Белинского и Р. Шумана (демонстрируются на интерактивной доске). Опираясь на их содержание, подумайте и скажите, какие цели и задачи могут быть на уроке.

(Учащиеся выполняют задание. Учитель при необходимости конкретизирует цели и задачи урока. На интерактивной доске демонстрируется слайд с целями и задачами урока)

  1. Изучение новой темы

  1. Актуализация знаний учащихся

Учитель:

– Поскольку мы сегодня продолжим знакомство с художественными направлениями в искусстве, то давайте вспомним:

А) Что такое искусство?

Б) Зачем нам, современным людям, искусство?

В) Способно ли меняться искусство и почему?

Г) Какие направления в искусстве вы изучили и знаете?

(Учащиеся отвечают, размышляют, высказывают свои мнения. Они отмечают, что искусство в различных формах различными способами через средства художественной выразительности отображают жизнь, ее красоту. Современным людям нужно искусство, ведь прожить без прекрасного нельзя. Меняется жизнь – меняется искусство. Появление художественных направлений – это ответ культуры на изменения в жизни человечества. Так появились классицизм и сентиментализм.)

Учитель:

– А теперь, ребята, вашему вниманию предлагается блиц-опрос. (Приложение 2)

(Учащиеся отвечают на вопросы; называют, в какой хронологической последовательности развивались художественные направления, изученные на уроках русской литературы и искусства. Они обращают внимание на черты, характерные для классицизма; называют представителей классицизма (М.В.Ломоносов, Г.Р.Державин, Д.И.Фонвизин) и сентиментализма в литературе (Н.М.Карамзин). Учащиеся озвучивают признаки сентиментализма, в качестве идеала которого было изображение идиллической жизни на лоне природы.

Учителя обобщают ответы учащихся и делают выводы о том, что мир мы воспринимаем чувствами, а чувство красоты в человеке пробуждает прежде всего природа.)

Учитель:

– Действительно, мир мы воспринимаем чувствами: радостью и грустью, смехом и рыданием, волнением и спокойствием. Это далеко не полный перечень нашего чувственного восприятия мира. И в искусстве существует такое художественное направление, которое можно назвать настоящей энциклопедией чувств.

  1. Формирование у учащихся общего представления о романтизме, развитие умений классифицировать, обобщать изученный материал

Учитель:

– Для нашей дальнейшей работы класс разделен на три группы, для каждой из которых подготовлены конверты с заданиями. (Приложение 3) Условия заданий заключаются в изучении учебных статей о романтизме в учебных пособиях «Русская литература» и «Искусство», тезисном заполнении таблиц в рабочих тетрадях, в устном комментировании выполненных заданий. (Приложение 3)

(Учащиеся выполняют групповые задания. В это время звучит романс в исполнении Дмитрия Хворостовского на стихотворение В.Жуковского «Заветное имя сказать, начертать».)

  1. Физкультминутка, зарядка для глаз

  1. Снятие утомления, восстановление работоспособности у учащихся через включение в структуру урока упражнений средней интенсивности и зарядки для глаз.

  2. Повышение эффективности урока.

  1. Обобщение и закрепление изученного материала

  1. Развитие умений классифицировать и обобщать изученный материал, развитие основ монологической речи

(Учащиеся в каждой группе выбирают одного представителя, который читает и комментирует тезисы о понятии «романтизм», о причинах возникновения романтизма в странах Западной Европы и России, о чертах романтизма вообще и об особенностях русского романтизма в частности. По ходу выступления представителя от каждой группы все учащиеся заполняют таблицу недостающими тезисами.)

Учитель:

На многие вопросы мы узнаём ответы благодаря ученым, критикам, которые изучали культуру человечества, проводя свои разноплановые исследования.

Можно ли считать, что афоризм великого литературного критика В.Г.Белинского (читается первый эпиграф) – это вывод по изученному материалу? Почему?

(Учащиеся отвечают, аргументируют свою точку зрения; соглашаются с тем, что в основе романтизма как художественного направления, возникшего в конце XVIII – начале XIX веков, лежат чувства, настоящий мир чувств, поэтому можно сказать, что романтизм – это энциклопедия чувств.)

  1. Формирование умения в различных видах деятельности проводить исследования, работая с произведениями литературы и живописи; развитие творческих способностей

Учитель:

Молодцы, ребята! А теперь мы с вами поработаем непосредственно с произведениями искусства. Не сомневаемся, что среди нас есть не только любители литературы, живописи, но даже и поэты, и художники. Группы получают конверты с заданиями. «Любители литературы» и «Любители живописи» будут находить и определять черты романтизма в предложенных произведениях. А «Художники и поэты» создадут эмблему романтизма, сопровождая ее соответствующими поэтическими строками. (Приложение 4)

(На интерактивной доске демонстрируются: 1) репродукции картин И.Айвазовского «Девятый вал», В.Ваньковича «Портрет А.Мицкевича на скале Аю-Даг»; 2) стихотворение А.С.Пушкина «К морю»; 3) контур парусника)

(Учащиеся выполняют задания)

  1. Развитие культуры восприятия ярких произведений романтизма, исследование характерных средств художественной выразительности, присущих романтизму в литературе и живописи

Учитель:

Ребята, вы познакомились с романтическими произведениями. Какие средства художественной выразительности вы в них нашли?

И почему парусник можно рассматривать как эмблему романтизма?

Стихотворение какого поэта можно вспомнить и прочитать по данной теме?

(Учащиеся выполняют задания. Отмечают, что в каждом жанре живописи романтизм имел свои особенности. В портретном – возвышенный романтический образ героя (мечтательный, загадочный взгляд, особенные детали костюма (красный галстук, белая рубашка), его мысли, чувства; в пейзажном, марине, например, природные мотивы бури, грозы, буйство красок, жажда спасения. В поэтических произведениях свобода и права личности, характеризующиеся утверждением ее духовно-творческой жизни, изображением сильных характеров, страстей, одухотворённой природы.

Вспоминают и читают стихотворение М.Ю.Лермонтова «Парус». Словесно комментируют эмблему «Парусник».)

Учитель:

Молодцы! А теперь предлагаем обратить внимание на афоризм, отраженный во втором эпиграфе. (Читается афоризм Р.Шумана)

Получилось ли у нас сделать вывод о том, что романтизм это не просто чувства, а энциклопедия чувств?

Помогли ли вам предложенные произведения литературы и живописи это увидеть и осознать?

Согласны ли вы с тем, что литература и живопись как виды искусства помогают нам понять, что мир мы воспринимаем чувствами и свое отношение к нему мы выражаем через эмоции, детали?

(Учащиеся высказывают свои мнения)

  1. Домашнее задание

Цель: развитие познавательной деятельности, расширение интеллектуальных способностей.

Учителя:

Предлагаем вам, ребята, прочитать стихотворение В.Жуковского «Море», определив в нем черты романтизма, и посетить наш районный художественный музей имени В.К.Бялыницкого-Бирули, обратив внимание на полотна художников, написанные в стиле романтизма.

  1. Подведение итогов урока

  1. Выявление уровня сформированности общего представления о романтизме

Учитель:

Итак, ребята, мы завершаем наш урок русской литературы и искусства. Надеемся, что он был интересным и полезным для вас. Еще раз давайте обратим внимание на цели и задачи урока. Все ли нам удалось осуществить?

(Учащиеся проговаривают цели и задачи урока, делают вывод об их достижении. Учителя при необходимости направляют учащихся.)

  1. Оценивание работы учащихся на уроке

(Учителя комментируют работу учащихся и дают ей оценку. Выставляются отметки.)

  1. Рефлексия

Цель: выявление уровня осознания изученного материала

Учитель:

– Ребята, мы познакомились с романтизмом как художественным направлением в литературе и живописи конца XVIII – начала XIX веков, отметили его особенности, выделив чувства как главную его черту и определив романтизм как энциклопедию чувств.

– А какие чувственные ассоциации у вас вызывает само понятие «романтизм»?

(Применяется интерактивный метод «Алфавит», когда на каждую букву понятия «романтизм» называется слово-ассоциация.) (Приложение 5)

Учителя русской литературы и искусства:

– Спасибо, ребята, за работу!

– До свидания! Радуйтесь жизни: она прекрасна!























Список использованной литературы

  1. Авраменко, В.В. Рефлексивно-деятельностные технологии в работе педагога. Метод.пособие / В.В. Авраменко. – Могилев: УО «МГОИРО», 2011. – 92 с.

  2. Беликов, В.А. Образование. Деятельность. Личность. – М., Академия Естествознания, 2010

  3. Белинский, В. Г. Полн. собр. соч. В 13 т. – М., 1953-1959. Т. 4.

  4. Григальчик, Е. К., Губаревич, Д. И. Обучаем иначе. Стратегия активного обучения. – Минск: Современное слово, 2003.

  5. Прокофьева, Л.Б. Открытые образовательные технологии: исследовательская деятельность школьников, Школьные технологии № 4, 2011г. 

  6.  Ракова, М. Русское искусство первой половины XIX века. – Л., 1975.

  7. Филимонова С.В. История мировой художественной культуры. – Мозырь: Белый ветер, 1997.

  8. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования/А.В. Хуторской//Народное образование. – 2003. – № 2. – С. 58-64.

















Приложения

Приложение 1

Стихотворение В.Жуковского «Заветное имя сказать, начертать»

Хочу — и не смею молве нашептать.
Слеза жжет ланиту — и выдаст одна,
Что в сердце немая таит глубина.

Так скоро для страсти, для мира сердец
Раскаяньем поздно положен конец
Блаженству — иль пыткам?.. Не нам их заклясть:
Мы рвем их оковы — нас сводит их власть.

Пей мед; преступленья оставь мне полынь!
Мой идол, прости меня! Хочешь — покинь!
Но сердце любви не унизит вовек:
Твой раб я, — не сломит меня человек.

И в горькой кручине пребуду я тверд:
Смирен пред тобой и с надменными горд.
Забвенье с тобой — иль у ног все миры?..
Мгновенье с тобой все вместило дары!

И вздох твой единый дарит и мертвит
И вздох твой единый дарит и живит.
Бездушными буду за душу судим:
Не им твои губы ответят, — моим!

Приложение 2

1.Блиц-опрос

1.Какой признак «лишний» для классицизма:

а) единство места; б) единство языка; в) единство времени; г) единство действия;

2. В каком литературном направлении в качестве идеала изображалась мирная идиллическая жизнь на лоне природы?

3. Кто является представителем русского сентиментализма в литературе?

а) Н.М.Карамзин; б) А.Н.Радищев; в) В.А.Жуковский; г) Д.И.Фонвизин;

4. О каком поэте идёт речь: «Создал «теорию трёх штилей», усовершенствовал жанр оды, углубил принципы реформы стихосложения, способствовал выработке русского литературного языка, написал «Оду на день восшествия на Всероссийский престол её величества государыни императрицы Елизаветы Петровны 1747 года»

5. Назовите в хронологической последовательности литературные направления, которые мы изучили.

6. В каком направлении главное достоинство человека - заслуги перед Отечеством и верная служба монарху?

7. М.В.Ломоносов, Г.Р. Державин, Д.И.Фонвизин – представители русского

8.Назовите признаки сентиментализма.


Приложение 3

Задания для групп: изучить теоретический материал, записать его тезисно в таблицу и познакомить всех учащихся с изученным материалом.

Группа 1 изучает материал на страницах 9-10, 15, 16, 141 учебного пособия «Искусство» (отечественная и мировая художественная культура): романтизм – новый взгляд на мир (понятие «романтизм», черты романтизма);

Определение романтизма

Черты романтизма

Особенности романтического мировоззрения

Название художественных произведений, их авторов






Группа 2 изучает материал на страницах 72-73 учебного пособия «Русская литература»: причины возникновения романтизма в Западной Европе и России;

Период появления романтизма

Причины возникновения романтизма в Западной Европе и России

Цель писателей-романтиков

Представители романтизма






Группа 3 изучает материал на страницах 74-76 учебного пособия «Русская литература»: особенности русского романтизма.

Течения в русском романтизме

Период возникновения романтизма

Общие черты течений в русском романтизме

Особенности русского романтизма






Приложение 4

К морю

Прощай, свободная стихия!
В последний раз передо мной
Ты катишь волны голубые
И блещешь гордою красой.

Как друга ропот заунывный,
Как зов его в прощальный час,
Твой грустный шум, твой шум призывный
Услышал я в последний раз.

Моей души предел желанный!
Как часто по брегам твоим
Бродил я тихий и туманный,
Заветным умыслом томим!

Как я любил твои отзывы,
Глухие звуки, бездны глас
И тишину в вечерний час,
И своенравные порывы!

Смиренный парус рыбарей,
Твоею прихотью хранимый,
Скользит отважно средь зыбей:
Но ты взыграл, неодолимый,
И стая тонет кораблей.

Не удалось навек оставить
Мне скучный, неподвижный брег,
Тебя восторгами поздравить
И по хребтам твоим направить
Мой поэтической побег!

Ты ждал, ты звал... я был окован;
Вотще рвалась душа моя:
Могучей страстью очарован,
У берегов остался я...

О чем жалеть? Куда бы ныне
Я путь беспечный устремил?
Один предмет в твоей пустыне
Мою бы душу поразил.

Одна скала, гробница славы...
Там погружались в хладный сон
Воспоминанья величавы:
Там угасал Наполеон.

Там он почил среди мучений.
И вслед за ним, как бури шум,
Другой от нас умчался гений,
Другой властитель наших дум.

Исчез, оплаканный свободой,
Оставя миру свой венец.
Шуми, взволнуйся непогодой:
Он был, о море, твой певец.

Твой образ был на нем означен,
Он духом создан был твоим:
Как ты, могущ, глубок и мрачен,
Как ты, ничем неукротим.

Мир опустел... Теперь куда же
Меня б ты вынес, океан?
Судьба людей повсюду та же:
Где капля блага, там на страже
Уж просвещенье иль тиран.

Прощай же, море! Не забуду
Твоей торжественной красы
И долго, долго слышать буду
Твой гул в вечерние часы.

В леса, в пустыни молчаливы
Перенесу, тобою полн,
Твои скалы, твои заливы,
И блеск, и тень, и говор волн.

А.С.Пушкин



Валентий Ванькович. «Адам Мицкевич на скале Аю-Даг» (1827—1828)



Иван Айвазовский «Девятый вал» (1850)


Приложение 5

Р –

О –

М –
А –
Н –
Т –
И –
З –
М –





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Атрошкина Валентина Егоровна, Плесканёва Светлана Николаевна

Дата: 26.01.2021

Номер свидетельства: 571424

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства