Интегрированный урок по русскому языку и краеведению по теме «Какого цвета снег на картинах А.А. Пластова?» (2 часа)
Интегрированный урок по русскому языку и краеведению по теме «Какого цвета снег на картинах А.А. Пластова?» (2 часа)
Урок проводится после изучения имени прилагательного в 6 классе. Данный урок поможет развить умения учащихся использовать прилагательные-синонимы с целью более точного выражения мысли, закрепить навыки правописания прилагательных, обозначающих оттенки цветов и образованных с помощью различных суффиксов. Таким образом, главная задача урока - закрепить полученный в процессе изучения программы материал.
Воспитательное значение урока основано на региональном компоненте. Учащиеся знакомятся с творчеством нашего земляка - А.А. Пластова, через картины которого воспитывается любовь к природе родного края, уважение к людям труда.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок по русскому языку и краеведению по теме «Какого цвета снег на картинах А.А. Пластова?» (2 часа)»
Интегрированный урок по русскому языку и краеведению по теме
«Какого цвета снег на картинах А.А. Пластова?» (2 часа)
Г.В. Голубева, учитель русского языка и литературы МБОУ «Карлинская средняя школа», г. Ульяновск
Цель:
1. Создать условия для формирования навыка работы над сочинением-описанием с элементами рассуждения.
2. Создать условия для формирования умения анализировать произведения искусства, понимать замысел художника и делать выводы.
3. Совершенствовать умения работать с дополнительной литературой и источниками информации, выступать перед аудиторией.
4. Создать объективную основу для воспитания любви к родному краю.
Оборудование:
компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация к уроку, толковый и орфографический словари, репродукции картин А.А. Пластова «Первый снег», «Деревенский март», музыка П.И. Чайковского «Времена года», сопроводительные листы для работы над сочинением.
Урок проводится после изучения имени прилагательного в 6 классе. Данный урок поможет развить умения учащихся использовать прилагательные-синонимы с целью более точного выражения мысли, закрепить навыки правописания прилагательных, обозначающих оттенки цветов и образованных с помощью различных суффиксов. Таким образом, главная задача урока - закрепить полученный в процессе изучения программы материал.
Воспитательное значение урока основано на региональном компоненте. Учащиеся знакомятся с творчеством нашего земляка - А.А. Пластова, через картины которого воспитывается любовь к природе родного края, уважение к людям труда.
Ход урока
1. Организационный момент.
Приветствие. Оформление записи на сопроводительных листах: число, вид работы (сочинение-описание).
2. Тема урока и целеполагание.
Слайд 1. На нём дан портрет художника А.А. Пластова.
- Кого вы видите на экране? (А.А. Пластова).
- Что вы знаете об этом художнике? (Родился и жил в с. Прислониха Ульяновской области, есть музеи художника в родном селе и г. Ульяновске).
Группа обучающихся представляет заранее подготовленную ими презентацию о жизни и деятельности художника.
- Какую работу нам предстоит выполнить? В чём её особенность? (Сочинение-описание по картинам А.А. Пластова).
- Давайте уточним тему, сформулируем цели нашего урока (Научиться читать послания художника своим зрителям, расшифровывать их и переводить в слова, грамотно описывая картину и высказывая свои суждения о ней).
- Сочинение какого типа мы будем сегодня писать? (Описание с элементами рассуждения).
Слайд 2. На экране словарные слова: ульяновский художник, контрастные краски, первый снег, пушистый, долгожданный, нетронутый, поверхность ровная, голубые тени на снегу.
- Глядя на эти слова, подумайте, что мы будем сегодня описывать? (Снег).
- На какие два вопроса вы должны ответить, говоря о цвете снега? (Какого цвета снег на картинах А.А. Пластова и почему он именно такой).
- Итак, записываем на листах тему урока: «Какого цвета снег на картинах А.А. Пластова?».
3. Создание проблемной ситуации.
- Обратимся к двум картинам: «Первый снег» и «Деревенский март» (Слайд 3). Ответьте на вопрос: почему две совершенно непохожие картины оказались рядом? Что их объединяет? (Снег).
- Сегодня мы будем работать над произведением живописи. Главное, что мы с вами должны понять: художники «разговаривают» со зрителями с помощью специфических средств выражения мыслей, важнейшим их которых является цвет.
- А какого цвета снег? (Белый).
- Я об этом спросила не зря. Однажды к художнику И. Репину отправилась целая делегация молодых живописцев, желающих найти ответ на один-единственный вопрос: какого же цвета снег? На этот вопрос художник ответил коротко: «Только не белый». Так какого же цвета снег у Пластова? Для этого мы отправимся в путешествие в мир его картин. Проведём наблюдение. А затем напишем сочинение.
4. Освоение новых знаний.
- Отправляемся в первое путешествие по картине «Первый снег».
- Что означает слово «первый»? Что, снег раньше никогда не выпадал? (Первый – значит, выпавший впервые в этом году).
- Какое время года отобразил на своей картине художник? (Начало зимы).
- Посмотрите на картину, что на ней изображено? (Мы видим часть дома. На крыльцо дома выбежали девочка и её маленький братишка. Они смотрят, как идёт первый снег).
- Что происходит на картине в тот момент, который изобразил художник? (Дети замерли в неподвижности на крыльце и любуются падающим снегом).
- Мы говорим: снег падает, снег идёт, но холст неподвижен. Как же удалось А.А. Пластову убедить нас в том, что снежинки действительно крутятся, летят? Как на неподвижном холсте удалось показать движение снежинок? (Ветки берёз па картине художник нарисовал так, что они наклонены в сторону, словно от ветра. Их наклон показывает нам направление ветра и направление полёта снежинок. Кроме того, мы обычно чуть улыбаемся, щуримся, когда нашего лица касаются падающие снежинки. Девочку художник изобразил именно так. Видно, что она ощущает прикосновение падающих снежинок).
- Какого цвета снег на этой картине? (Белый, чистый, свежий снег).Запишите эти слова в таблицу.
- Что означает прилагательное «чистый» в данном случае? Объясните значение слова с помощью подбора синонимов. (Неиспачканный, незагрязнённый).
- Какое значение вносит суффикс -оват- в прилагательное «голубоватый»? (Это суффикс, показывающий неполноту качества. Не голубой, а немного голубой, чуть-чуть голубой).
- Какова поверхность снега на этой картине? (Поверхность снега ровная, снег одинаково падает на каждый кусочек земли, видимый на картине).
- Добавим в таблицу прилагательное «ровный». Почему мы записали это слово, ведь оно не означает цвет? (Оно действительно не обозначает цвет, но помогает его почувствовать, т.к. бывает неровный снег, у которого есть дополнительные оттенки в неровностях на снегу).
- Какие тона выбрал для своей картины художник: яркие или неяркие? (Для своей картины Пластов выбрал неяркие, мягкие тона).Слова «неяркие», «мягкие» запишите в таблицу.
- Мы сказали, что снег на картине белый. Присмотритесь, какие краски использовал художник, чтобы показать нам белый снег? (Художник использует голубоватые, серые, зеленоватые краски).
- Оказывается, для того чтобы показать белый снег, художник использует самые разные краски, которые в совокупности и создают впечатление белого цвета. Но ведь первый снег всегда яркий, бросающийся в глаза после надоевшей осенней грязи и черноты. Как подчёркивает художник белизну снега? (Яркая белизна первого снега достигается тем, что на картине художник оставил тёмные кусочки, не покрытые снегом. Кусочек тёмной земли, тёмная «клякса» - ворона на снегу. От соседства с этими тёмными пятнами снег кажется ещё белее).
- С помощью какого прилагательного можно охарактеризовать тона, когда имеются тёмный и светлый цвета на картине, белый снег и чёрная ворона на нём? (Контрастные тона).
5. Работа со словарями.
- Что означает это слово? (Дежурный по словарю объясняет значение слова: контрастный - противоположный, полярный).Добавим и это слово в таблицу.
- Посмотрите внимательно на сделанные записи. В них есть слова, которые помогают нам понять авторский замысел, и есть слова, характеризующие цвет снега. Итак, какого цвета снег на картине Пластова? (Белый, свежий снег, с голубоватыми, серыми, зеленоватыми оттенками, ровный; неяркие, мягкие тона, контрастные - противоположные, полярные - краски).
- Какие слова помогают понять замысел художника? (Нетронутый, только что выпавший, чистый - неиспачканный, незагрязнённый).
- Как удалось художнику убедить нас в том, что на его картине именно первый снег? (Автор действительно показал снег, только что выпавший и продолжающий падать, потому что есть на картине такие кусочки земли, которые ещё не засыпаны первым снегом, по нему ещё никто не ходил, нет ничьих следов).
6. Обобщение знаний.
- Итак, мы выполнили задачу нашего первого путешествия по картине «Первый снег»: рассмотрели, какого цвета снег на картине, выяснили, почему художник изобразил его именно таким. Автору важно было, чтобы зрители пережили радость при виде первого снега вместе с героями полотна, почувствовали его свежесть и увидели белизну, особенно ярко бросающуюся в глаза после надоевшей осенней слякоти и грязи. Наблюдая снег на картине, мы убедились, что белый с голубоватым оттенком снег кажется ещё белей благодаря тому, что художник использовал контрастные краски: тёмные пятна земли, «клякса» - ворона на снегу. А теперь мы отправляемся в следующее путешествие.
7. Усвоение новых знаний.
- Обратимся к картине «Деревенский март». Что вы видите на картине? (Заснеженное поле, тронутое ростепелью, с бегущей среди осевших сугробов синей весенней водой. Вдали - трактор, фигурки работающих людей, справа - грачи, слева - две играющие собачонки (это ближе) и тонконогий трогательный жеребёнок.Запряжённая в сани лошадь пробует губами солому, брошенную на снег. На санях, скинув под первым тёплым солнышком пальтишко, опёршись на вилы и подняв к солнечному теплу лицо, стоит мальчик).
- Вот и всё. Только сияет под солнцем снег. Радостное удивление испытываешь, вглядываясь в картину. Как художнику удалось передать эту пронзительную свежесть, звонкость, прозрачность первых весенних дней? Поистине пластовской кисти подвластно всё. Даже холодный снег оживает в его полотнах и каким-то особым трепетом встречает тепло. В нём нет уже зимней пышности и белизны, но он не мрачен и поражает... Продолжите мою мысль. Чем поражает нас снег на картине «Деревенский март»? (Поражает снег своими оттенками: сиреневыми, серыми, с чёрными проталинами). Занесите этот материал в таблицу.
- Картина «Деревенский март» - одна из жемчужин пластовской кисти, где в полной мере развернулось его колористическое дарование и мастерство. Кто сравнится с Аркадием Александровичем Пластовым в умении передавать цвет солнца и снега. Словно волшебник, он заполнил ими свои полотна, вдохнув в них жизнь и красоту.
- Скажите, а какого ещё цвета снег? (Пожелтевший, местами даже серый, коричневатый, потерявший свою первоначальную свежесть и белизну). Сделайте записи в сопроводительных листах.
- Есть ли разница в лексическом значении слов «жёлтый» и «пожелтевший»? (Да, есть. Жёлтый ~ постоянный признак предмета, а пожелтевший — ставший жёлтым, хотя раньше он был каким-то другим).
- Почему снег приобрёл такой цвет? (По нему ходили, запачкали, утоптали).
- Но ведь и на крышах он желтоватый? Почему он именно такой? (В течение долгой зимы снег слежался, потерял первоначальные блеск и свежесть).
- Какие предметы, изображённые на картине, «передают» свой цвет снегу, делятся с ним цветом? (Мы видим на картине лошадь и жеребёнка, отбрасывающих тень, тень падает и от саней, и от сугроба, где сидят птицы).
- А какие тени на снегу? (сиреневые, голубые).Снег отражает эти предметы, приобретает тёплые оттенки. Как вы думаете, нет ли здесь противоречия: снег холодный, а показан с помощью тёплых тонов? (Нет, это выглядит на картине совершенно естественно. Снег бывает и таким).
- Какое настроение постарался передать нам художник с помощью тёплых цветов, которые он использовал? (Настроение картины спокойное, умиротворённое. От неё веет теплом, хотя всё в движении, даже вода бурлит в ручьях).
- Вспомните, краски на картине «Первый снег» мы охарактеризовали как контрастные, противоположные. Можно ли сказать то же самое о красках, которые использованы в этой картине? (Да, можно. Снег светлый, но есть чёрные проталины, синие ручьи среди снега, тёмный навоз, чёрные птицы).Значит, весна опять обнажает землю, снег уже начинает таять. Поверхность снега неровная. Какой синоним можно подобрать к слову «неровный»? (Бугристый, изрытый).
- Как вы думаете, какой день изобразил художник, солнечный или нет? (Да).
- Но солнца на картине нет. Объясните, как же дал нам художник почувствовать, что день действительно солнечный? (Мы ощущаем это через цвет снега. Желтоватый с золотистым оттенком цвет снег приобретает весной под лучами нежаркого мартовского солнца. Цвет снега как бы отражает тепло солнечных лучей).
- И ещё тени на снегу говорят о том, что светит солнце. Обратите внимание, тени словно дрожат на снегу. Какими словами можно охарактеризовать тени на снегу? (Тени колеблющиеся, дрожащие).Эти слова записываем в таблицу.
8. Обобщение полученных знаний.
- Подведём итог нашего путешествия по этой картине. Какого цвета снег на картине «Деревенский март»? (Снег пожелтевший, местами даже жёлто-коричневый, потерявший первоначальные свежесть и белизну. В тени снег сиреневый, голубой, серый).
- Многоцветный, на дальнем плане - более светлый, однотонный, поверхность неровная, бугристая, изрытая; тени на снегу колеблющиеся, дрожащие,
- Каков был замысел художника? (Пластов хотел показать нам снег в марте, снег уходящей зимы, приближающейся весны, снег, буквально пропитанный солнцем).
- Итак, завершилось наше путешествие по картине «Деревенский март». Снег здесь тоже особенный. Сверкающие краски этой картины создают радостное весеннее настроение. И пусть снег ещё лежит повсюду, но это последний снег, скоро зима закончится и наступит весна.
Словарно-орфографическая работа (проводилась в течение урока)
В результате у учащихся в таблице остаются записи. Они сами выделяют орфограммы. Учитель объясняет случаи, которые ещё не изучались.
Куда совершается путешествие. Автор и название картины
Путевые заметки: цвета, оттенки снега, изображённого на картине
А.А. Пластов. «Первый снег».
Нетронутый, только что выпавший, белый, чистый - не испачканный, незагрязнённый, свежий снег, с голубоватым, серым, зеленоватым оттенками, ровный, неяркие, мягкие тона; контрастные - противоположные, полярные краски.
А.А. Пластов. «Деревенский март»
Пожелтевший, местами жёлто-коричневый, потерявший первоначальную свежесть и белизну; мартовский снег, снег уходящей зимы, приближающейся весны; сиреневые и голубые тени на снегу; тени на снегу колеблющиеся, дрожащие; многоцветный, более светлый, однотонный; поверхность неровная, бугристая, изрытая.
9. Составление плана сочинения.
- Вот и закончилось наше путешествие в мир картин нашего земляка, в ходе которого мы многое узнали, увидели, поняли. Мы с вами рассматривали картины, обращая особое внимание лишь на одну деталь - цвет снега, и пытались разобраться, как цвет снега помогает нам понять замысел художника.
- Можно ли теперь писать сочинение? (Нет, необходимо составить план).
Слайд 4.
План сочинения-описания:
Путешествие в мир картин А.А. Пластова.
Описание снега на полотнах великого художника:
а) «Первый снег» (описание и рассуждение);
б) «Деревенский март» (описание и рассуждение).
3. Разгадка секрета художника.
- О чём мы будем писать во вступлении сочинения? (О том, в какое необычное путешествие мы отправились и какова его цель).
- На какие 2 вопроса мы обязательно должны ответить по каждому из подпунктов основной части сочинения? (Какого цвета снег на картине и почему он именно такой).
- Для того чтобы ответить на первый вопрос (какого цвета снег на картине), каким типом речи вы воспользуетесь? (Описание).
- А если вы будете размышлять о том, почему он именно такого цвета, какой тип речи вы выберете? (Рассуждение).
- В заключении мы должны подвести итог нашему сочинению. В какое интересное путешествие мы с вами сегодня отправились? (Мы путешествовали в мир картин А.А. Пластова).
- Где мы побывали и что увидели? (Мы побывали на пороге деревенского дома, полюбовались первым падающим снегом; посетили весеннее поле с тающим снегом).
- Какой снег мы видели на картинах? (Увидели, что снег далеко не всегда белый, он может быть передан художником самыми разными цветами).
- Какой секрет художника мы разгадали? (Мы разгадали один из главных секретов художника - секрет цвета снега).
- Как вы думаете, от чего зависит цвет снега на картинах? (Не только от состояния природы, но и от замысла художника, который с помощью цвета передаёт своё отношение к изображаемому).
Вот об этом вы и скажете в заключении сочинения.
- Попробуйте устно составить текст сочинения полностью (один-два ученика рассказывают сочинения).
10. Написание сочинения (звучит музыка П.И. Чайковского из цикла «Времена года»).
- Как вы думаете, почему сегодня звучит именно эта замечательная музыка П.И. Чайковского? Как называется это произведение? (О цикле «Времена года» рассказывает подготовленный ученик).
- Напишите сочинение-описание с элементами рассуждения на тему «Какого цвета снег на картинах А.А. Пластова?» используя составленные рабочие материалы, опираясь на план сочинения.
11. Рефлексия.
Учащиеся зачитывают свои сочинения.
- Удалось ли нам достичь поставленных целей? Что было самым интересным на уроке? Что наиболее трудным? Чью работу и почему можно выделить? Кто поставит себе оценку «отлично»? «Хорошо»? «Удовлетворительно»?
12. Домашнее задание.
1) Работа с карточкой по теме «Правописание имён прилагательных» (базовый уровень).
2) Подберите прилагательные-синонимы, обозначающие оттенки цветов и образованные с помощью различных суффиксов. Составьте с ними текст (углублённый уровень).