Инновационные подходы организации учебной деятельности старшеклассников при подготовке к написанию творческой части.
Инновационные подходы организации учебной деятельности старшеклассников при подготовке к написанию творческой части.
Изучение русского языка в школе сводится к освоению орфографических и пунктуационных правил. Однако школьники с уроков словесности должны вынести прежде всего интерес к тексту. Это требование времени. Возможность понимать друг друга самым непосредственным образом зависит от нашей способности понимать тексты, воспринимать их философскую основу и учиться на них жизненной мудрости. Поэтому задача словесника – научить старшеклассников анализировать текст. В старшей школе учащиеся углубляются в текст, прикасаясь к эстетической стороне языка.
Значит, и словесник, и ученики должны себе ясно представлять, что восприятие текста – процесс творческий, который зависит от читателя, от его читательского искусства, умения вступать в диалог с автором. Важнейшая цель школьной практики – воспитание современного молодого человека, поэтому тексты, взятые для анализа, должны иметь духовно-нравственный смысл, философскую идею. Проанализировав такой текст, школьник отражает результаты исследования в своей работе, соотнеся проблематику исходного текста с другими литературными произведениями.
Тема: Анализ текста О.М.Безымянной «Притча об истине»
(подготовка к выполнению части «С»)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Инновационные подходы организации учебной деятельности старшеклассников при подготовке к написанию творческой части. »
Орлова Наталья Олеговна, учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ № 11» города Абакана Республики Хакасия
Инновационные подходы организации учебной деятельности старшеклассников при подготовке к написанию творческой части.
Изучение русского языка в школе сводится к освоению орфографических и пунктуационных правил. Однако школьники с уроков словесности должны вынести прежде всего интерес к тексту. Это требование времени. Возможность понимать друг друга самым непосредственным образом зависит от нашей способности понимать тексты, воспринимать их философскую основу и учиться на них жизненной мудрости. Поэтому задача словесника – научить старшеклассников анализировать текст. В старшей школе учащиеся углубляются в текст, прикасаясь к эстетической стороне языка.
Значит, и словесник, и ученики должны себе ясно представлять, что восприятие текста – процесс творческий, который зависит от читателя, от его читательского искусства, умения вступать в диалог с автором. Важнейшая цель школьной практики – воспитание современного молодого человека, поэтому тексты, взятые для анализа, должны иметь духовно-нравственный смысл, философскую идею. Проанализировав такой текст, школьник отражает результаты исследования в своей работе, соотнеся проблематику исходного текста с другими литературными произведениями.
Тема: Анализ текста О.М.Безымянной «Притча об истине»
(подготовка к выполнению части «С»)
Цель: формирование языковой и коммуникативной компетенции;
закрепление навыка анализа текста с целью подготовки к выполнению
части «С»;
обучение способности находить в тексте полезные идеи и
реализовывать их в жизни.
Сценарий урока
I.Объявление цели урока
II.Групповая работа (всего три группы)
Задание для I-ой группы. Использован приём перепутанной логической цепочки. Текст притчи разрезан на отдельные предложения.
- Определите порядок следования предложений. Прочитайте выразительно текст притчи.
Учащиеся II-ой и III-ей групп участвуют в обсуждении вопросов на повторение.
- В чём особенность жанра «притча»? (назидательная, поучительная проза, имеющая мораль).
- Как вы считаете, какие проблемы поднимают авторы притч? (моральные, нравственные, философские)
III.Чтение притчи
Притча об Истине.
1) Один глупец спросил у Мудреца:
- Почему ты такой умный и где ты набрался такой мудрости?
2) И сказал Мудрец:
- Я достиг Высоты и испил из Истока.
3) Не задавал больше вопросов глупец, он бросился искать самую высокую гору и, найдя, стал подниматься на вершину, чтобы испить там мудрости.
4) Он долго шёл, и, наконец, поиски его увенчались успехом: он нашёл исток ручья и испил из него.
5) Когда глупец вернулся, то посчитал себя способным вещать людям Истину.
6) Но сколько и как бы он ни говорил, в речах его ничего, кроме воды, не было.
7) И обратился он снова к Мудрецу со словами:
- Я достиг вершины горы и испил там из истока ручья, почему же я не стал таким же, как ты?
8) Ответил ему Мудрец:
- Ты достиг вершины горы, а я – Вершины Сознания, ты испил из истока ручья, а я – Истока Мудрости, поэтому мои речи – Мудрость, а твои – вода.
9) Но не понял глупец слов Мудреца и сказал то, на что был способен:
- Вкусен хлеб с изюмом, но хлеба из одного изюма не бывает. 10) Речь человека не может состоять из сплошной мудрости. 11) Ты пытаешься быть мудрым, но до истинной мудрости тебе далеко. 12) То, что ты говоришь, - сплошная заумь.
13) Ничего не ответил Мудрец глупцу, да и что здесь скажешь, кроме одной мудрой фразы: «Мудрость порождает мудрость, а глупость, кроме глупости, ничего породить не сможет». 14) Это и есть Истина.
Читать притчу не до конца, у старшеклассников текст до слов: «Ничего не ответил Мудрец глупцу…»
- «Притча об Истине» Как вы понимаете значение слова «истина»?
Лингвистический комментарий.
Истина: 1) то, что существует в действительности, отражает
- Дано ли глупцу понять Мудреца? Какое слово в притче это подтверждает?
(Заумь – нечто заумное, бессмыслица)
- Может ли, по мнению автора, глупец стать мудрецом?
- Вернёмся к развязке. Ничего не ответил Мудрец глупцу…
Пять минут творчества. Закончите притчу, используя афоризмы.
Афоризмы.
Глупец не может быть мудрым: для этого у него слишком мало мозгов.
Ф.Ларошфуко
Нет ничего глупее желания всегда быть умнее всех.
Ф.Ларошфуко
Глупость не была бы подлинной глупостью, если бы не боялась ума.
Н.Шамфор
Хочешь быть умным, научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и переставать говорить, когда нечего больше сказать.
И.Лафатер (Л.Н.Толстой)
Глупость – мать всех зол.
Античный афоризм
Мудрый человек твёрд в своих решениях, не входя в столкновение с людьми.
Китайская мудрость (Л.Н.Толстой)
Мудрый человек требует всего только от себя, ничтожный же человек требует всего от других.
Китайская мудрость (Л.Н.Толстой)
Если можно быть учёными чужой учёностью, то мудрыми мы можем быть лишь собственной мудростью.
М.Монтень
Мудрецы придумывают новые мысли, а глупцы распространяют их.
Г.Гейне
Мы живём в мире, где один дурак создаёт много дураков, а один мудрец – очень мало мудрых.
Г.Лихтенберг
Ум всех людей, вместе взятых, не поможет тому, у кого нет своего.
Ж.Лабрюйер
Умный человек не только никогда не скажет ничего глупого, но даже никогда и не услышит ничего глупого.
Л.Берне
Если человек ищет мудрости, он умён, но если он думает, что нашёл её, он глуп.
Персидская пословица (Л.Н.Толстой)
Глупец тот, кого губит избыток ума.
Б.Грасиан
Молчание для глупца – замена мудрости.
Публиций сир
Умный человек нередко попадал бы в затруднительное положение, не будь он окружён дураками.
Ф.Ларошфуко
Когда видишь мудрого человека, подумай о том, чтобы уподобиться ему. Когда видишь человека, который не обладает мудростью, взвесь свои собственные поступки.
Конфуций
Лишь самые умные и самые глупые не могут измениться.
(Автор убеждена, что мудрость прорастает только на благодатной почве. Глупца можно чему-то научить, но мудрым он никогда не станет. Туда, где нет места для ума, разум не вложишь).
VII.Домашнее задание
Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте проблему, поставленную автором текста, и его позицию. Объясните, почему вы согласны или не согласны с автором. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт.
2.Развитие действия. Поиски глупцом высоты и истока.
3.Кульминация. Обращение глупца к Мудрецу с обвинением.
4.Развязка. Ничего не ответил Мудрец...
Микротемы
Обращение глупца к мудрецу
Один глупец спросил у Мудреца:
- Почему ты такой умный и где ты набрался такой мудрости?
И сказал Мудрец:
- Я достиг Высоты и испил из Истока.
Поиски глупцом высоты и истока
Не задавал больше вопросов глупец, он бросился искать самую высокую гору и, найдя, стал подниматься на вершину, чтобы испить там мудрости. Он долго шел, и, наконец, поиски его увенчались успехом: он нашел исток ручья и испил из него. Когда глупец вернулся, то посчитал себя способным вещать людям Истину. Но сколько бы и как бы ор ни говорил, в речах его ничего, кроме воды, не было.
Обращение глупца к Мудрецу с обвинением
И обратился он снова к Мудрецу со словами:
-Я достиг вершины горы и испил там из истока ручья, почему же я не стал таким же, как ты? Ответил ему Мудрец:
- Достиг вершины горы, а я - Вершины Сознания, ты испил из истока ручья, а я - Истока Мудрости, поэтому мои речи - Мудрость, а твои - вода. Но не понял глупец слов Мудреца и сказал то, на что был способен:
- Вкусен хлеб с изюмом, но хлеба из одного изюма не бывает. Речь человека не может состоять из сплошной мудрости. Ты пытаешься быть мудрым, но до истинной мудрости тебе далеко. То, что ты говоришь,- сплошная заумь.
Это и есть Истина
Но ничего не ответил Мудрец глупцу...Да и что здесь скажешь, кроме одной мудрой фразы:
- Мудрость порождает мудрость, а глупость, кроме глупости, ничего породить не может.
Это и есть Истина.
Лингвистический комментарий
Многозначность слова
Высота: 1.Самая высокая гора Исток:1.Исток ручья
2.ВершинаСознания 2.Исток Мудрости
Эмоционально-окрашенная лексика
Испить мудрости (высокое).
Увенчаться успехом (высокое).
Вещать людям истину (устаревшее).
Творческое задание
Если человек ищет мудрости, он умён, но если он думает, что нашёл её, он глуп.
Персидская пословица
Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте проблему, поставленную автором текста, и его позицию. Объясните, почему вы согласны или не согласны с автором. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт.