kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа (конспект урока, технологическая карта, презентация)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок построен на самостоятельных наблюдениях обучающихся под руководством учителя. Этапы работы структурированы в технологической карте, по которой работают ученики. Контроль знаний, в том числе в ходе урока, фиксируется обучающимися (прописано в конспекте). Красочная презентация помогает сделать изучение сложного нового материала интересным и увлекательным.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа (конспект урока)»



Тема: Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа.


Тип урока. Урок открытия новых знаний.

Цели как деятельность учеников.

М/п: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, иллюстрация), перерабатывать и преобразовывать информацию из одного вида в другой (в иллюстрацию, схему), владеть разными видами аудирования (выборочного, детального).

6ЛР: опознавать имена существительные, имеющие формы только мн.ч., определять их принадлежность к тематическим группам, разграничивать омонимичные формы мн.ч.

3ЛР: находить в тексте имена существительные, имеющие форму только мн.ч., правильно употреблять их в речи.

8ЛР: развивать интерес к языку, чувство языка на основе работы с тематическими группами слов.


Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

  1. Оргмомент.

Слайд 1

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

Урок – это солнце, дарящее свет, Подарит ли радость сегодня для всех? Солнце иногда закрывается тучами. Тучки – это ваши опасения, это трудности, с которыми вы можете столкнуться на уроке. А что нам поможет справиться с нашими трудностями?

Ребята, я желаю, чтобы к концу урока все ваши опасения рассеялись, а все ожидания сбылись. И наше солнышко не закрылось бы тучами. А я жду от вас внимания, активности, слаженной работы и надеюсь на плодотворное сотрудничество. На столах у вас лежат технологические карты, с которыми вы будете сегодня работать. Запишите на них свою фамилию и число.






  1. Актуализация изученного с элементами проверки домашнего задания.

Слайд 2











Слайд 3

1. Учебный Элемент – 0 Входной контроль.

На предыдущих урокам мы начали изучать тему «Имя существительное». Давайте вспомним, что вы знаете об этой части речи?

1. Тест­экспресс проверочный (выводится на слайде с помощью компьютера)

1) Нужно заключить в кавычки собственное наименование: а) село Бородино; б) битва Бородинская; в) стихотворение Бородино.

2) Является одушевлённым существительное: а) мороз; б) кукла;
в) дерево.

3) К женскому роду относится существительное: а) мозоль; б) рояль;

в) тюль.

4) Правильно употреблено прилагательное в словосочетании:
а) вкусный яблоко; б) хороший шампунь; в) золотая семечко.



2. В технологических картах заполните схему, записав каждый признак в отдельный кружок.


Самопроверка.

Давайте проверим, как вы справились с работой. Напротив правильных ответов ставим +, а неправильные - зачёркиваем.

Те ребята, кто выполнил работу без ошибок, поставьте звёздочку рядом с заданием.

Сегодня мы продолжим говорить об имени существительном и узнаем некоторые особенности изменения существительных по числам.




Познавательные УУД

1. Анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, строить логические рассуждения.













2. Преобразовывать информацию из одной формы в другую ( в схему).


Познавательные УУД

1. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности.

2. Создавать модели объектов в знаково-символической форме, преобразовывать структуры и модели (создавать схемы-опоры).

3. Соотносить информацию, представленную в разных формах (текст со схемой-опорой), воспроизводить информацию в удобной для себя форме.

















Регулятивные УУД

1. Искать пути решения проблемы.

2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.








III. Введение в тему урока.

Слайды 4-5


Учебный элемент 1. Целеполагание.

Наблюдение за формами числа по рисункам на слайдах.

Ученики работают по заданиям, делают вывод о том, что для обозначения одного и нескольких предметов используется одна и та же форма мн.ч.

Работа над темой урока. Запись темы в тетради.


Регулятивные УУД

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать тему урока.


IV. Открытие новых знаний.

Слайды 6-9


Учебный элемент 2. Работа по теме урока.


1. Наблюдение над словами, имеющими форму только множественного числа.

Упр. 388 – выявление тематических групп слов, имеющих форму только множественного числа.

Возможна работа в парах.

Ученики записывают слова в тематические группы, подбирают свои примеры для каждой группы слов.

Обобщающая беседа:

– Какие окончания у слов, имеющих форму только множественного числа? Может ли быть окончание ­а? Приведите пример. (Ворота.) Попробуйте подобрать другие примеры. Какие же окончания у существительных только во множественном числе бывают чаще всего?

– Какие предметы, названные этими словами, можно подсчитать? (Парные предметы: две пары или двое (ножниц, шорт, щипцов), предметы в других тематических группах не поддаются счёту.)

Упр. 389 – наблюдение над лексическим значением слов, имеющих как соотносительные формы числа, так и форму только множественного числа.

– Как вы определили, какое значение имеет слово очки в 1­м примере? а во 2­м? Почему слово очки («прибор для улучшения зрения») не имеет формы единственного числа? (Называет парные предметы.)

– Как называются такие слова?

Составление предложений со словами­омонимами очки.

2. Чтение текста в рамке.

– Назовите ключевое словосочетание урока.

– Попробуйте заменить его другим (не имеющим единственного числа).

– Какие группы слов мы ещё не рассматривали? (Игры.)

– Попробуйте привести примеры. Сравните свои примеры с теми, которые приведены в упр. 388.



– Составьте на основе текста в рамке схему. Озаглавьте её.

Тематические группы имён существительных только мн.ч.






составные вещества отрезки игры состояния географич.

(«парные» (продукты) времени природы названия

предметы)


– Дополните схему примерами (см. упр. 388-389).

Молодцы. Вы замечательно справились с работой. У кого нет ошибок, поставьте себе ещё 1 звёздочку.




Регулятивные УУД

1. Искать пути решения проблемы.

2. Прогнозировать, корректировать свою деятельность.

3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.


Познавательные УУД

1. Владеть разными видами чтения (ознакомительным, поисковым, изучающим).

2. Анализировать, сравнивать, строить логические рассуждения, делать выводы.

3. Извлекать информацию, представленную в разных видах (рисунок, текст, схема), преобразовывать её из одной формы в другую (схема).


Коммуникативные УУД

1. Свободно излагать свои мысли в устной форме.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.






V. Развитие учебно­языковых и речевых умений.

Слайды 10-11











































Слайд 12

Мы с вами выяснили, что в русском языке есть такие существительные, которые имеют форму только множественного числа. Каких морфологических признаков нет у этих существительных?

(ответы учеников)

Учитель: У таких существительных не определяются род и склонение. В древнерусском языке было не два, а три числа: единственное, множественное и двойственное. Потом двойственное число исчезло, а слова из этого числа перешли в разряд тех слов, которые имеют только форму множественного числа. Как же отличать такие слова от других существительных, стоящих просто во множественном числе?

Ученики: Надо попытаться образовать от существительного форму единственного числа.

Учитель: Верно.

Учитель: А сейчас я предлагаю зайти в магазин и совершить небольшие покупки. Но покупать мы будем предметы, имеющие форму только множественного числа. Кто первый пойдёт за покупками?

Слайд 11. (щелчок по тому отделу, куда «идёт» ученик)

Учитель: В какой отдел направимся мы?

Продовольственный: Канцтовары: Косметика:

(В каждом отделе ученик щёлкает по тому предмету, который выбирает. Если ответ верен, покупка попадает в корзину. Данные слайды построены с помощью триггеров).

Канцтовары: ножницы, счёты, чернила.

Косметика: духи, бусы, бигуди

Продовольственный: макароны, сливки, хлопья

Учитель: Ну что же мы прекрасно справились с поставленной задачей.

Работа с деформированным текстом.

Учитель: Посмотрите на предложения в технологической карте. Все ли существительные записаны в них верно? Исправьте найденные ошибки.

(работа в парах в технологических картах)

Найдите ошибки в данных предложениях, запишите их в исправленном виде (там, где необходимо)

  1. Отец шёл рядом с лошадью и держал её за вожжу. (вожжи)

  2. После летних каникул началась учебная будня. (начались учебные будни)

  3. У девочки были красивые кудри.

  4. Держась за перило, Сергей быстро взбежал по лестнице. (перила)

  5. Афины – столица Греции.

  6. В магазине я купил консерву. (консервы)

Молодцы. У кого нет ошибок, поставьте себе ещё 1 звёздочку.


Познавательные УУД

1. Анализировать, сравнивать, группировать, строить логические рассуждения, делать выводы.

2. Владеть разными видами аудирования, приёмами отбора и систематизации материала.


Коммуникативные УУД

1. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

2. Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

3. Свободно излагать свои мысли в устной форме.

4. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.










Познавательные УУД

1. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.

2. Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.

















Личностные результаты

Чувствовать выразительные возможности языка, стилистические особенности языковых средств для выражения чувств, эмоций.



VI. Итог урока. Рефлексия.

Слайд 13



































Слайд 14


УЭ – 3. Итоговый контроль.

Устная работа – загадки.

Работа по Технологической карте.

  1. Замените, словосочетания существительными, которые употребляются только во множественном числе.



Ш Школьники особенно радуются летнему перерыву в занятиях.

Ве Весь день прошёл в многочисленных заботах.

В В жизни человека больше непраздничных дней, чем праздничных.



С Слова для справок: хлопоты, каникулы, заморозки, буд



2. Укажите словосочетания, в которых существительные употребляются только в форме множественного числа.

1) словно грибы после дождя. 2) Как на дрожжах.

3) Ни в коем случае. 4) Ни за какие деньги

5) Поджилки трясутся. 6) Волосы становятся дыбом.

Учитель: Ребята, в начале урока мы с вами говорили о ваших ожиданиях и опасениях. У вас на столах лежат тучки. Если ваши опасения сбылись, приклейте тучку на 1-ую страницу карты урока рядом с темой. А если сбылись ваши ОЖИДАНИЯ, то приклейте солнышко, которое сегодня будет весь день вам ярко светить. Спасибо вам за урок.



Регулятивные УУД

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.




Познавательные УУД

Преобразовывать информацию, сопоставлять информацию, представленную в разных формах.


























Регулятивные УУД

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.



VII. Домашнее задание.


Приложено к технологической карте




Страница 10


Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока Имена существит., которые имеют форму только множ. числа»

Технологическая карта урока

Фамилия, имя______________________________________

Число_____________________________________________

Темаурока________________________________________________________________________________________________________________

Учебный элемент – 0. Входной контроль.

Цель: определить уровень знаний учащихся по теме «Имя существительное»

  1. Тест­экспресс проверочный

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Запишите морфологические признаки имени существительного.



Учебный элемент – 1. Целеполагание .

Цель: определяем проблему урока.

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

Учебный элемент – 2. Работа по теме урока.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тематические группы имён существительных только мн.ч.




составные вещества отрезки игры состояния географич.

(«парные» (продукты) времени природы названия

предметы)



Игра «Магазин».

Приобретите в магазине товары, имеющие форму только множественного числа.

Работа с деформированным текстом.

Посмотрите на данные предложения. Все ли существительные записаны в них верно? Исправьте найденные ошибки.

  1. Отец шёл рядом с лошадью и держал её за вожжу.

  2. После летних каникул началась учебная будня.

  3. У девочки были красивые кудри.

  4. Держась за перило, Сергей быстро взбежал по лестнице.

  5. Афины – столица Греции.

  6. В магазине я купил консерву.

Учебный элемент – 3. Итоговый контроль.

  1. Замените, словосочетания существительными, которые употребляются только во множественном числе.



Школьники особенно радуются летнему перерыву в занятиях.

Весь день прошёл в многочисленных заботах.

В жизни человека больше непраздничных дней, чем праздничных.



Слова для справок: хлопоты, каникулы, заморозки, будни.

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________



2. Укажите словосочетания, в которых существительные употребляются только в форме множественного числа.

1) Словно грибы после дождя 2) Как на дрожжах

3) Ни в коем случае 4) Ни за какие деньги

5) Поджилки трясутся. 6) Волосы становятся дыбом

Задание на дом (выполнить в рабочей тетради):

Восстановите текст, добавив в него существительные, имеющие форму только множественного числа. Значение неизвестных слов смотри в словаре.

Сени, коридор, дрова, поленья, полати, кровати, ходики, часы, щи, суп, сливки, молоко, дрожжи, мука.

Мы подходим к старинному дому в деревне Горки-Чириковы. Через красивые резные _____ мы попадаем на крестьянское подворье. Здесь нас встречает хозяин дома. Через двор, где стоят ____, подходим к крыльцу. Держась за деревянные ____, проходим в ____ . А оттуда в комнату с большой печью, рядом с которой лежат ____ . Между печкой и потолком находятся ____ . Хозяйка дома радостно нас встречает и приглашает обедать. На столе стоят _ да каша. К чаю со _____ подаются пироги. Не красна изба углами, а красна пирогами!





Просмотр содержимого презентации
«Презентация к уроку»

Тест­экспресс проверочный 1) Нужно заключить в кавычки собственное наименование:  а) село Бородино ;  б) битва Бородинская ;  в) с тихотворение Бородино . 2)  Является одушевлённым существительное:  а) мороз ;  б) кукла ;  в) дерево . 3)  К женскому роду относится существительное:  а) мозоль ;  б) рояль ;  в) тюль . 4) Правильно употреблено прилагательное в словосочетании:  а) вкусный яблоко ;   б) хороший шампунь ;  в) золотая семечко .

Тест­экспресс проверочный

  • 1) Нужно заключить в кавычки собственное наименование:

а) село Бородино ;

б) битва Бородинская ;

в) с тихотворение Бородино .

  • 2) Является одушевлённым существительное:

а) мороз ;

б) кукла ; в) дерево .

  • 3) К женскому роду относится существительное:

а) мозоль ;

б) рояль ;

в) тюль .

  • 4) Правильно употреблено прилагательное в словосочетании: а) вкусный яблоко ;

б) хороший шампунь ;

в) золотая семечко .

Предмет  Кто? Что? Падеж Собствен/ нарицат. Число Одушевл/ неодуш. Род Склонение

Предмет

Кто?

Что?

Падеж

Собствен/

нарицат.

Число

Одушевл/

неодуш.

Род

Склонение

Определяем проблему урока Запишите к каждому рисунку слово, называющее один такой предмет и много таких предметов. брюки брюки ножницы ножницы Что вы заметили? Для обозначения одного и нескольких предметов используется одна и та же форма множественного числа.

Определяем проблему урока

Запишите к каждому рисунку слово, называющее один такой предмет и много таких предметов.

брюки

брюки

ножницы

ножницы

Что вы заметили?

Для обозначения одного и нескольких предметов используется одна и та же форма

множественного числа.

Имена существительные, не имеющие ед. числа. Имена существительные, не имеющие ед.ч. = имеющие форму только мн.ч. Один или несколько предметов называют эти существительные? шахматы сливки чернила множественное число  Определите число этих имен существительных. Образуйте форму единственного числа. Назовите тему урока. Сравните с темой в учебнике (стр. 31).

Имена существительные, не имеющие

ед. числа.

Имена существительные, не имеющие ед.ч.

= имеющие форму только мн.ч.

Один или несколько предметов называют эти существительные?

шахматы

сливки

чернила

множественное число

Определите число этих имен существительных.

Образуйте форму единственного числа.

Назовите тему урока.

Сравните с темой в учебнике (стр. 31).

Решаем проблему,  открываем новые знания Прочитайте слова. Что их объединяет? Грабли, Альпы, прятки, каникулы, сливки, сумерки, сутки, Карпаты, духи, щипцы, заморозки, жмурки. Эти существительные имеют форму только множественного числа.  Запишите слова группами, продолжите ряд слов в каждой группе. Проверьте себя

Решаем проблему, открываем новые знания

Прочитайте слова. Что их объединяет?

Грабли, Альпы, прятки, каникулы, сливки, сумерки, сутки, Карпаты, духи, щипцы, заморозки, жмурки.

Эти существительные имеют форму

только множественного числа.

Запишите слова группами, продолжите ряд слов в каждой группе.

Проверьте себя

Значения существительных, имеющих форму только множественного числа. Названия составных («парных») предметов: Названия составных («парных») предметов: грабли, щипцы 2. Названия веществ: 3. Названия отрезков времени: 4. Названия игр: 5. Названия состояний природы: 6. Географические названия: 2. Названия веществ: сливки, духи 3. Названия отрезков времени: каникулы, сутки 4. Названия игр: прятки, жмурки 5. Названия состояний природы: сумерки, заморозки 6. Географические названия: Альпы, Карпаты

Значения существительных, имеющих форму только множественного числа.

  • Названия составных («парных») предметов:
  • Названия составных («парных») предметов:

грабли, щипцы

2. Названия веществ:

3. Названия отрезков времени:

4. Названия игр:

5. Названия состояний природы:

6. Географические названия:

2. Названия веществ:

сливки, духи

3. Названия отрезков времени:

каникулы, сутки

4. Названия игр:

прятки, жмурки

5. Названия состояний природы:

сумерки, заморозки

6. Географические названия:

Альпы, Карпаты

Решаем проблему урока Что вы можете сказать о слове очки ? оптический прибор баллы Омонимы Как называются такие слова? Назовите форму этих имён существительных. Попробуйте образовать форму ед.ч. Что вы заметили?

Решаем проблему урока

Что вы можете сказать о слове очки ?

оптический прибор

баллы

Омонимы

Как называются такие слова?

Назовите форму этих имён существительных.

Попробуйте образовать форму ед.ч.

Что вы заметили?

Слова, имеющие форму только мн.ч., могут иметь омонимы, имеющие формы обоих чисел.  Решаем проблему урока очки  (мн.ч.) – ? очки  (мн.ч.)  –  очко  (ед.ч.) К какой группе относится слово очки , имеющее форму только мн.ч.? составные («парные») предметы Какой вывод можете сделать?

Слова, имеющие форму только мн.ч., могут

иметь омонимы, имеющие формы обоих чисел.

Решаем проблему урока

очки (мн.ч.) – ?

очки (мн.ч.) – очко (ед.ч.)

К какой группе относится слово очки , имеющее форму только мн.ч.?

составные («парные») предметы

Какой вывод можете сделать?

вожжи Отец шёл рядом с лошадью и держался за вожжу.  После летних каникул началась учебная будня.  У девочки были красивые кудри.  Держась за перило, Сергей быстро взбежал по лестнице.  Афины – столица Греции.  В магазине я купил консерву.  начались учебные будни перила консервы

вожжи

  • Отец шёл рядом с лошадью и держался за вожжу.
  • После летних каникул началась учебная будня.
  • У девочки были красивые кудри.
  • Держась за перило, Сергей быстро взбежал по лестнице.
  • Афины – столица Греции.
  • В магазине я купил консерву.

начались учебные будни

перила

консервы

Рефлексия Отгадайте загадки. Два конца, два кольца, посредине гвоздик.  Ножницы  Зубасты, а не кусаются. Грабли Ходят весь век, а не зверь, не человек. Часы  Какая водица только для письма годится? Чернила Проверьте себя Как называются эти слова? Имена существительные, имеющие форму только множественного числа.

Рефлексия

Отгадайте загадки.

Два конца, два кольца, посредине гвоздик.

Ножницы

Зубасты, а не кусаются.

Грабли

Ходят весь век, а не зверь, не человек.

Часы

Какая водица только для письма годится?

Чернила

Проверьте себя

Как называются эти слова?

Имена существительные, имеющие форму только множественного числа.

Спасибо за хорошую работу на уроке. Любите русский язык!

Спасибо за хорошую работу на уроке.

Любите русский язык!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Рыжкина Нина Валерьевна

Дата: 18.06.2014

Номер свидетельства: 106911


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства