kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Имеющий голову, должен думать», повторение "Морфология"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка данного урока содержит национально-региональный компонент. Учитель может повторить морфологические признаки самостоятельных частей речи.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Имеющий голову, должен думать», повторение "Морфология"»

Урок русского языка. 11 класс.

Учитель: Большакова Светлана Анатольевна

МБОУ «СОШ №36» п. Новый Уоян, республика Бурятия

Тема: «Имеющий голову, должен думать». Повторение. Морфология.

Цели: 1)повторить морфологические признаки самостоятельных частей речи; познакомить с творчеством бурятского писателя Исая Калашникова; 2)развивать грамотность учащихся, выразительность устной и письменной речи;3)воспитывать любовь к родному краю.

Оборудование: портрет Исая Калашникова, книга «Жестокий век».

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Постановка цели и задачи.

Вот уже третий год в Бурятии в октябре месяце проводятся Дни бурятского языка. На уроках, на внеклассных мероприятиях учителя знакомят вас с традициями, культурой, историей нашей малой родины – Бурятии. Сегодняшний урок не исключение.

Мы будем повторять морфологические признаки самостоятельных частей речи, используя элементы фольклора, которые я взяла из произведения Исая Калашникова «Жестокий век». Тема урока – это строки из произведения «Имеющий голову, должен думать».

Начну с небольшой справки.

В 10 классе на уроках истории вы говорили о первом властелине Темуджине, который объединил племена монголов. В 1206 году на собрании, КУРУЛТАЕ, соплеменники выбрали его ханом, дав имя Чингис, Чингисхан. Произведение Исая Калашникова «Жестокий век» именно об этом человеке.





  1. Работа по теме урока.

Задача: повторить морфологические признаки самостоятельных частей речи.

  1. Слово учителя.

На доске и в ваших индивидуальных картах записан эпиграф к роману «Жестокий век». Эти слова автор взял из «Сокровенных сказаний» монгольской хроники 1240 года.

Небо звездное, бывало,

Поворачивалося –

Вот какая распря шла

Всенародная.

На постель тут не ложилися,

Всё добычей поживлялися,

Мать широкая земля

Содрогалася –

Вот какая распря шла

Всеязычная.

- о каком историческом событии говорится в «Священном сказании»?

2) Повторение частей речи.

Итак, первое задание:

-над каждым словом эпиграфа подпишите, какой частью речи они выражены.

Небо сущ.

звездное,прилаг.

бывало,глагол

Поворачивалося – глагол

Вот частица

какая местоим.

распря сущ.

шла глагол

Всенародная. прилаг.

На предлог

постель сущ.

Тут местоим.

не частица

ложилися, глагол

Всё частица

Добычей сущ.

поживлялися, глагол

Мать сущ.

широкая прилаг.

земля сущ.

Содрогалася – глагол

Вот частица

какая местоим.

распря сущ.

шла глагол

Всеязычная. прилаг.

3) Повторение постоянных признаков глаголов.

- выпишите глаголы, определите непостоянные признаки: наклонение, время, лицо, число.

- что объединяет глаголы поворачивалося, ложилися, поживлялися, содрогалася?(возвратные)

- глагол является самой сложной частью речи для морфемного разбора, выполните морфемный разбор этих четырех глаголов.

4) Когда Исай Калашников работал над созданием романа, ему пришлось изучать монгольский и бурятский фольклор. На страницах произведения вы встретите огромное количество бурятских пословиц и поговорок. Первая перед вами:

«Побеждает врага сильный, извлекает выгоду из победы…». Как вы думаете, кто? Допишите слово в пословице.

- определите у прилагательного «мудрый» род, число, падеж, разряд.

5) Постоянным спутником кочевника – степняка является его неизменный друг – конь. Образ коня имеет особое значение для всех героев романа. Без коня немыслимо представить степняка, его слитность и единство с окружающим миром и пространством.

Резвость коня проверяется скачкой, отвага воина – сражением, сила шамана – умением полонить ум могущественных.

Смирный конь одинаково везет и хозяина и вора.

Только пустоголовый жеребенок может заранее воображать себя быстрым скакуном.

- выпишите из последнего высказывания имена существительные и определите морфологические признаки: род, число, падеж, склонение.

6) Из курса истории вы знаете, что основным занятием кочевого народа было скотоводство, в частности разведение овец. Упоминание в романе этих животных не случайно.

Когда орел-хищник когтит ягненка, блеяние овцы не остановит его.

Собаки, когда волк нападает, вместе держатся, глупые овцы и те в кучу сбиваются.

И вновь историческая справка.

Буряты – кочевой народ. Им очень редко приходилось мыться. Сидя в юрте, хлебая бухлер из баранины, а жир от мяса застывал мгновенно на губах и руках, буряты вытирали руки, лицо о свои халаты, которые они не снимали очень долгое время. Эти халаты лоснились от жира и грязи. Чем блестящее был халат, тем считалось, что семья живет в достатке, у нее есть, что покушать и чем угостить соплеменников. Позже, когда из Китая были привезены первые шелка, буряты выбирали ткань блестящую – признак богатства и достатка.

- следующее задание, используя суффиксы действительных и страдательных причастий, образуйте от глаголов как можно больше причастий.

ОСТАВИТЬ – оставивший

РЕШАТЬ – решающий, решавший, решаемый

СИДЕТЬ – сидящий, сидевший

МЫТЬ – моющий, мывший, моемый, мытый

7) Исторический роман «Жестокий век» - самое значительное произведение Исая Калашникова. В романе воссоздана картина жизни монголов в конце 12 – начале 13 веков.

Автор максимально приблизил нас, читателей, к той эпохе. Даже календарь, даты событий упоминаются в романе в стиле эпохи Чингисхана.

«Шестнадцатый день первого летнего месяца», «первый день пути», «длинными зимними ночами второго месяца»

- определите разряды числительных по значению

- просклоняем количественное числительное два

И. два

Р. двух

Д. двум

В. двух

Т. двумя

П. о двух

- перечислите, какие еще морфологические признаки имеет числительное

Вывод: ребята должны знать морфологические признаки самостоятельных частей речи.

  1. Закрепление знаний.

Задача: закрепить полученные знания.

Заполнение таблицы.

Самостоятельные части речи



Часть речи

Что обозначает

Вопрос

Морфологические признаки

Примеры






Вывод: проверить работы учащихся.

  1. Итог урока.

  2. Вывод по уроку: что узнали нового? Что повторили?

  3. Ком. оценок

  4. Д/З повторить морфологические признаки деепричастия, наречия. Упражнение 123















Индивидуальная карта__________________________________

1. «Сокровенных сказаний» монгольской хроники 1240 года.

Небо звездное, бывало,

Поворачивалося –

Вот какая распря шла

Всенародная.

На постель тут не ложилися,

Всё добычей поживлялися,

Мать широкая земля

Содрогалася –

Вот какая распря шла

Всеязычная.

2. Выпишите глаголы, определите непостоянные признаки: наклонение, время, лицо, число.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. «Побеждает врага сильный, извлекает выгоду из победы__________».

Допишите слово в пословице.

Определите род, число, падеж, разряд________________________

4. Резвость коня проверяется скачкой, отвага воина – сражением, сила шамана – умением полонить ум могущественных.

Смирный конь одинаково везет и хозяина и вора.

Только пустоголовый жеребенок может заранее воображать себя быстрым скакуном.

Выпишите из последнего высказывания имена существительные и определите морфологические признаки: род, число, падеж, склонение.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Используя суффиксы действительных и страдательных причастий, образуйте от глаголов как можно больше причастий.

ОСТАВИТЬ – ____________________________________________________________

РЕШАТЬ – ______________________________________________________________

СИДЕТЬ – _______________________________________________________________

МЫТЬ – ________________________________________________________________

6. «Шестнадцатый день первого летнего месяца», «первый день пути», «длинными зимними ночами второго месяца»

- определите разряды числительных по значению

- просклоняем количественное числительное два

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Заполнение таблицы.

Самостоятельные части речи



Часть речи

Что обозначает

Вопрос

Морфологические признаки

Примеры































































Спасибо за урок!














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
«Имеющий голову, должен думать», повторение "Морфология"

Автор: Большакова Светлана Анатольевна

Дата: 25.12.2016

Номер свидетельства: 373118


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства