kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Имя существительное, урок-обощение

Нажмите, чтобы узнать подробности

Систематизация и обобщение  сведения об имени существительном в 5классе. Воспитывать интерес к предмету, коммуникативные способности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Имя существительное, урок-обощение»

Открытый урок по русскому языку в 5 классе

по теме «Имя существительное» (урок-обобщение)

Цели урока:

Учебно-познавательные: систематизация и обобщение  сведения об имени существительном;

Интеллектуально-развивающие: развивать мышление, умение сравнивать, классифицировать, развитие самооценки;

Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, коммуникативные способности, культуру поведения, формировать навыки сотрудничества;

Тип урока: комбинированный



Ход урока.

1.Организационный момент

-Здравствуйте, ребята! Садитесь. Я рада видеть ваши веселые лица и добрые глаза. Ребята, у нас сегодня важный день – мы с вами отправимся на экскурсию по огромной стране «Имя существительное». Сегодня, действительно, важный урок. Урок контроля знаний. Мы повторим всё уже известное нам по теме «Имя существительное»

2.Актуализация знаний

Сегодня мы с вами попытаемся нарисовать морфологический портрет имени существительного.

-Что это значит?  (Вспомним морфологические признаки существительного и словесно их охарактеризуем.)

-Давайте вспомним, что такое имя существительное? Что оно обозначает?


3. Работа по теме урока. -Давайте вспомним морфологические признаки существительного.

А) Одушевленные и неодушевленные имена существительные.

Расскажите, какие существительные называются одушевленными, а какие неодушевленными.

Одушевлённые существительные называют предметы живой природы, к ним задаётся вопрос кто?: человек, ученик, кошка, дедушка, муравей.

Неодушевлённые существительные называют предметы неживой природы, к ним задаётся вопрос что?: дом, дорога, город, вода, камень.


Работа по карточкам №1

Два ученика работают у доски



  1. Прочитай текст. Выпишите в два столбика одушевлённые и неодушевлённые существительные. (Контроль знаний)

Прошла буря. Под камышом подобрали двух птенцов, которые были потеряны пеликаном и колпицей. Лечить их взялась рыбачка Мария Ивановна. Ей быстро удалось приучить питомцев. Каждое утро они выходили из сарая, встречались со своей кормилицей и просили завтрак. Но товарищем друг другу каждый из них не стал. Пеликан не терпел, когда колпица приближалась к хозяйке. Осенью колпица улетела, а пеликан остался. С малышом забавлялся весь народ посёлка.

(И.Прокопенко)

Б  ) Что относится к именам собственным?

Собственными именами существительными являются имена, фамилии, клички животных, названия городов, рек, гор, названия книг, картин, кинофильмов, спектаклей, названия организаций, исторических событий.

Как пишутся имена собственные?

Имена собственные пишутся с большой буквы. Названия книг, газет, журналов, кинофильмов, кораблей, поездов кроме того выделяются кавычками.

Существительные, называющие однородные предметы, являются нарицательными:  книга, друг, ученик, писатель, страна.

Существительные называющие единичные предметы, являются именами собственными: Казань, Андрей, Мальвина, Волга, «Золотой Ключик»

Имена собственные могут состоять из одного слова или из нескольких слов (Александр Сергеевич Пушкин, Нижний Новгород). В предложении такие сочетания выступают как один член предложения.

Выполним задание .

Почему иногда слово «орел» пишем с маленькой буквы, а иногда с большой?

Орел пишется с большой буквы, когда обозначает название города, а с маленькой буквы – это слово пишется тогда, когда обозначает одну из множества птиц – орел. Ребята, теперь самостоятельно объясните, почему слово «земля» тоже может писаться по – разному? Учитель выслушивает ответы детей. ( Земля – планета Солнечной системы, поэтому пишется с большой буквы, а земля- суша, почва под ногами, пишется с маленькой буквы).


В) Род имен существительных

Как можно определить род?

Род существительных можно определить, поставив к существительному мой, моя, моё: мой товарищ, моя фамилия, моё яблоко. У некоторых существительных род можно определить по значению слова: одни слова называют людей и животных мужского пола, а другие – женского, например: мастер, товарищ, отец, лев, брат – мужского рода, мама, земля, курица, бабушка, львица,– женского рода.               

Работа по карточкам№2

Распределите существительные по группам:

   Красота, ребенок, нежность, кольцо, огонь, мозоль, вуаль, бандероль, облако, долина, депо, помощь, тюль, море, сарай, юноша, какао, земля, окно, кино, свет, камыш, шаль, рояль, повидло, жюри, мыло, шампунь, радость, тарелка, болото, огурец.


Г) Давайте вспомним существительные, которые имеют форму только мн. числа

( Очки, дрожжи, весы, опилки, духи, ножницы, сливки, бусы, каникулы, жмурки, прятки  … - парные предметы, инструменты, игры).

Д) А теперь назовите существительные, имеющие форму только ед. числа

(каучук, керосин, сахар, веселье, цемент, нефть, …)

Есть существительные, имеющие форму только единственного числа: молоко, дружба, Кавказ, и имеющие форму только множественного числа: каникулы, сани, Альпы.

У существительных, которые имеют только форму множественного числа, не определяется род и тип склонения.

 Сколько падежей в русском языке?

В русском языке 6 падежей. Каждый имеет своё название и отвечает на определённый вопрос.

Именительный падеж – кто? что?

Родительный падеж – кого? чего?

Дательный падеж – кому? чему?

Винительный падеж – кого? что?

Творительный падеж – кем? чем?

Предложный падеж – о ком? о чём?

Какие падежи называются косвенными? Все падежи, кроме именительного.

Что нужно сделать, чтобы правильно определить падеж имени существительного?

Чтобы определить падеж существительного в предложении, нужно найти слово, от которого зависит существительное и задать от этого слова к существительному падежный вопрос.

Что такое склонение?

Изменение существительных по падежам называется склонением.

Учитель: Помните, у А.С.Пушкина есть такие строчки из вступления к поэме «Руслан и Людмила»

У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том:

И днём и ночью … (кот учёный)

Всё ходит по цепи кругом;

Идёт направо – песнь заводит,

Налево – сказку говорит.

Следующее задание у нас тоже про кота, только не учёного, а который ловит мышей. Вам нужно будет вставить слово кот, но в разных падежах.

ОДИН УЧЕНИК РАБОТАЕТ У ДОСКИ.

Сколько типов склонения в русском языке? Какие существительные относятся к каждому типу склонения?

К первому склонению относятся существительные женского рода с окончанием –а (-я) (стена, земля, армия), а также небольшое количество существительных мужского рода с окончанием –а (-я) (дедушка, дядя, Петя)

Ко второму склонению относятся существительные мужского рода с нулевым окончанием (дом, волк, конь), а также существительные среднего рода с окончанием –о, -е (облако, море, окно).

При склонении некоторых имён существительных мужского рода происходит выпадение гласных, например: кусок – куска.

К третьему склонению относятся существительные женского рода с нулевым окончанием. Они имеют мягкий знак в конце слова (степь, ночь, мышь).

Игра "Группы слов".

Учитель называет группы слов, а учащимся надо заменить одним словом.

Кто из вас играть готов?

  • Пес, корова, кошка? (Животные)

  • Кукла, мячик и гармошка? (Игрушки)

  • Лук, редиска, огурцы? (Овощи)

  • Молоток, топор, щипцы? (Инструменты)

  • Платье, юбка и рубашка? (Одежда)

  • Бак, стакан, кастрюля, чашка? (Посуда)

  • Василек, ромашка, роза? (Цветы)

  • Ветер, дождик и морозы? (Явления природы)

К какой части речи мы отнесет данные слова?

Эта игра хорошо развивает словарный запас, помогает освоить структуру языка, т.к. называются только существительные, развивает способность к анализу и синтезу.

Карточка №3

-Подберите к данным словам анаграммы. (Анаграммы – слова образованные путем перестановки букв или слогов).

  1. Кукла- ….(кулак); шарф - … (фарш); пион - … (пони); лиса - … (сила); зола - … (лоза); Ростов - … (остров).

  2. Мышка-….(камыш); сосна - … (насос); шутка - … (штука); волос - … (слово); нитка - …(ткани); Инна - … (Нина).

  3. Кабан-… (банка); карета - … (ракета); гром - … (морг); рубка - … (бурка); Киев - … (веки); колос - … (сокол).

Учитель: Молодцы! Со своими заданиями вы справились

Надо ли знать имя существительное? Что надо знать, чтобы уметь правильно говорить и писать? Правильно. Необходимо знать правила, учиться, потому что «учиться всегда пригодится». Но нужно ещё время от времени и повторять выученное. Недаром говориться, что «повторение – мать учения». Это мы с вами сегодня и делали.

Домашнее задание. Записать небольшой отрывок из любимого художественного произведения (объём не менее половины страницы), подчеркнуть имена сущ. как члены предложения, определить их склонение и падеж.

4



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Имя существительное, урок-обощение

Автор: Васильева Венера Алексеевна

Дата: 05.09.2021

Номер свидетельства: 586267


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства