Просмотр содержимого документа
«Имя существительное, урок-обощение»
Открытый урок по русскому языку в 5 классе
по теме «Имя существительное» (урок-обобщение)
Цели урока:
Учебно-познавательные: систематизация и обобщение сведения об имени существительном;
Интеллектуально-развивающие: развивать мышление, умение сравнивать, классифицировать, развитие самооценки;
Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, коммуникативные способности, культуру поведения, формировать навыки сотрудничества;
Тип урока: комбинированный
Ход урока.
1.Организационный момент
-Здравствуйте, ребята! Садитесь. Я рада видеть ваши веселые лица и добрые глаза. Ребята, у нас сегодня важный день – мы с вами отправимся на экскурсию по огромной стране «Имя существительное». Сегодня, действительно, важный урок. Урок контроля знаний. Мы повторим всё уже известное нам по теме «Имя существительное»
2.Актуализация знаний
Сегодня мы с вами попытаемся нарисовать морфологический портрет имени существительного.
-Что это значит? (Вспомним морфологические признаки существительного и словесно их охарактеризуем.)
-Давайте вспомним, что такое имя существительное? Что оно обозначает?
3. Работа по теме урока. -Давайте вспомним морфологические признаки существительного.
А) Одушевленные и неодушевленные имена существительные.
Расскажите, какие существительные называются одушевленными, а какие неодушевленными.
Одушевлённые существительные называют предметы живой природы, к ним задаётся вопрос кто?: человек, ученик, кошка, дедушка, муравей.
Неодушевлённые существительные называют предметы неживой природы, к ним задаётся вопрос что?: дом, дорога, город, вода, камень.
Работа по карточкам №1
Два ученика работают у доски
Прочитай текст. Выпишите в два столбика одушевлённые и неодушевлённые существительные. (Контроль знаний)
Прошла буря. Под камышом подобрали двух птенцов, которые были потеряны пеликаном и колпицей. Лечить их взялась рыбачка Мария Ивановна. Ей быстро удалось приучить питомцев. Каждое утро они выходили из сарая, встречались со своей кормилицей и просили завтрак. Но товарищем друг другу каждый из них не стал. Пеликан не терпел, когда колпица приближалась к хозяйке. Осенью колпица улетела, а пеликан остался. С малышом забавлялся весь народ посёлка.
(И.Прокопенко)
Б ) Что относится к именам собственным?
Собственными именами существительными являются имена, фамилии, клички животных, названия городов, рек, гор, названия книг, картин, кинофильмов, спектаклей, названия организаций, исторических событий.
- Как пишутся имена собственные?
Имена собственные пишутся с большой буквы. Названия книг, газет, журналов, кинофильмов, кораблей, поездов кроме того выделяются кавычками.
Существительные, называющие однородные предметы, являются нарицательными: книга, друг, ученик, писатель, страна.
Существительные называющие единичные предметы, являются именами собственными: Казань, Андрей, Мальвина, Волга, «Золотой Ключик»
Имена собственные могут состоять из одного слова или из нескольких слов (Александр Сергеевич Пушкин, Нижний Новгород). В предложении такие сочетания выступают как один член предложения.
Выполним задание .
Почему иногда слово «орел» пишем с маленькой буквы, а иногда с большой?
Орел пишется с большой буквы, когда обозначает название города, а с маленькой буквы – это слово пишется тогда, когда обозначает одну из множества птиц – орел. Ребята, теперь самостоятельно объясните, почему слово «земля» тоже может писаться по – разному? Учитель выслушивает ответы детей. ( Земля – планета Солнечной системы, поэтому пишется с большой буквы, а земля- суша, почва под ногами, пишется с маленькой буквы).
В) Род имен существительных
Как можно определить род?
Род существительных можно определить, поставив к существительному мой, моя, моё: мой товарищ, моя фамилия, моё яблоко. У некоторых существительных род можно определить по значению слова: одни слова называют людей и животных мужского пола, а другие – женского, например: мастер, товарищ, отец, лев, брат – мужского рода, мама, земля, курица, бабушка, львица,– женского рода.
Есть существительные, имеющие форму только единственного числа: молоко, дружба, Кавказ, и имеющие форму только множественного числа: каникулы, сани, Альпы.
У существительных, которые имеют только форму множественного числа, не определяется род и тип склонения.
Сколько падежей в русском языке?
В русском языке 6 падежей. Каждый имеет своё название и отвечает на определённый вопрос.
Именительный падеж – кто? что?
Родительный падеж – кого? чего?
Дательный падеж – кому? чему?
Винительный падеж – кого? что?
Творительный падеж – кем? чем?
Предложный падеж – о ком? о чём?
Какие падежи называются косвенными?Все падежи, кроме именительного.
Что нужно сделать, чтобы правильно определить падеж имени существительного?
Чтобы определить падеж существительного в предложении, нужно найти слово, от которого зависит существительное и задать от этого слова к существительному падежный вопрос.
Что такое склонение?
Изменение существительных по падежам называется склонением.
Учитель: Помните, у А.С.Пушкина есть такие строчки из вступления к поэме «Руслан и Людмила»
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью … (кот учёный)
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит.
Следующее задание у нас тоже про кота, только не учёного, а который ловит мышей. Вам нужно будет вставить слово кот, но в разных падежах.
ОДИН УЧЕНИК РАБОТАЕТ У ДОСКИ.
Сколько типов склонения в русском языке? Какие существительные относятся к каждому типу склонения?
К первому склонению относятся существительные женского рода с окончанием –а (-я) (стена, земля, армия), а также небольшое количество существительных мужского рода с окончанием –а (-я) (дедушка, дядя, Петя)
Ко второму склонению относятся существительные мужского рода с нулевым окончанием (дом, волк, конь), а также существительные среднего рода с окончанием –о, -е (облако, море, окно).
При склонении некоторых имён существительных мужского рода происходит выпадение гласных, например: кусок – куска.
К третьему склонению относятся существительные женского рода с нулевым окончанием. Они имеют мягкий знак в конце слова (степь, ночь, мышь).
Игра "Группы слов".
Учитель называет группы слов, а учащимся надо заменить одним словом.
Кто из вас играть готов?
Пес, корова, кошка? (Животные)
Кукла, мячик и гармошка? (Игрушки)
Лук, редиска, огурцы? (Овощи)
Молоток, топор, щипцы? (Инструменты)
Платье, юбка и рубашка? (Одежда)
Бак, стакан, кастрюля, чашка? (Посуда)
Василек, ромашка, роза? (Цветы)
Ветер, дождик и морозы? (Явления природы)
К какой части речи мы отнесет данные слова?
Эта игра хорошо развивает словарный запас, помогает освоить структуру языка, т.к. называются только существительные, развивает способность к анализу и синтезу.
Карточка №3
-Подберите к данным словам анаграммы. (Анаграммы – слова образованные путем перестановки букв или слогов).
Учитель: Молодцы! Со своими заданиями вы справились
Надо ли знать имя существительное? Что надо знать, чтобы уметь правильно говорить и писать? Правильно. Необходимо знать правила, учиться, потому что «учиться всегда пригодится». Но нужно ещё время от времени и повторять выученное. Недаром говориться, что «повторение – мать учения». Это мы с вами сегодня и делали.
Домашнее задание. Записать небольшой отрывок из любимого художественного произведения (объём не менее половины страницы), подчеркнуть имена сущ. как члены предложения, определить их склонение и падеж.