kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Имя существительное. Лексико-грамматические разряды, род, число, падеж и склонение имен существительных.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок повторения основных теоретических сведений об имени существительном как части речи, совершенствования навыков правописания имен существительных,  закрепление  навыков аналитической работы со словом как частью речи; развитие речи, памяти, мышления; привитие любви к естественно-математическим наукам

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Имя существительное. Лексико-грамматические разряды, род, число, падеж и склонение имен существительных. »

Урок русского языка. 10 класс

(учитель Свириденко М.В.)

Тема: Имя существительное. Лексико-грамматические разряды, род, число, падеж и склонение имен существительных.

Цель урока: а) повторить основные теоретические сведения об имени существительном как части речи; совершенствовать навыки правописания имен существительных; закрепить навыки аналитической работы со словом как частью речи;

б) развитие речи, памяти, мышления;

в) привитие любви к естественно-математическим наукам

Тип урока: обьяснение новой темы, уточнение приобретенных ЗУН

Вид урока: урок - экскурсия

Методы: обьяснительно-иллюстративный, репродуктивный

п/п

Этап урока

Цель

(формируемые УУД)

Деятельность

учителя

Деятель-ность

учащихся

Результат

1.

Организа-ционный момент, мотивация к учебной деятель-ности

Настрой на учебную деятель-ность



Сегодня мы совершим экскурсию в «Академию Наук», но для того, чтобы идти дальше, скажите, пожалуйста, по какому профилю вы сейчас изучаете учебные предметы в 10 классе? (естественно-математическому).

А какую специальность вы хотели бы получить, то есть кем хотите стать?

В мире существует около 200 профессий, но говорят, что самая трудная профессия – это профессия врача и профессия педагога. Как вы думаете, почему?

Но, чтобы получить хорошее образование и хорошую специальность, вы должны быть ответственными, и сейчас я проверю ваше домашнее задание и насколько вы ответственно отнеслись к нему.


Объясн-яют смысл привет-ствия.

Волевая саморегуляция

Внутренняя и внешняя готовность

2.

Проверка домашнего задания

Прове-рить уровень подгото-вки домаш-него задания

Комментирует сочинения учащихся

Чтение сочинен-ных фантасти-ческих рассказов.

Развитие творческих способностей.

3.

Актуали-

зация

знаний.

«Мозговой штурм»


Органи-зация ситуации, которая актуали-зирует необхо-димые для после-дующего открытия знания



Ребята, в будущем вы выпусники нашей школы и в следующем году вы будете сдавать ЕГЭ, а там могут встретиться такие вопросы по русскому языку. Если вы не будете знать ответы на вопросы школьного курса, то в дальнейшем не сможете набрать высших баллов на ЕГЭ.

Вопросы:

1.Что такое морфология? (раздел грамматики, в котором слова изучаются как части речи).

2.На какие две группы делятся части речи? (самостоятельные и служебные)

3.Сколько самостоятельных частей речи? Перечислите их. (8+ имена состояния – обозначают состояние живых существ, природы, окружающей среды и отвечают на вопросы как? каково? например: холодно, сыро, пора, жаль, можно, нельзя, надо и др.)

4.Сколько служебных частей речи? Перечислите их. (3: союз, предлог, частица).

5.Что могут обозначать самостоятельные части речи? (предмет, признак, действие, количество).

- Молодцы! Ребята, вам осталось учиться в нашей школе всего 1,5 года, и некоторые из вас еще не определили какую специальность выбрать. Может быть, вы задумаетесь над выбором профессии после сегодняшнего урока. А для этого вы должны внимательно слушать и запоминать новые знания, который дает учитель на каждом уроке.


Фронталь-ная работа.

Отвечают на вопросы учителя

Актуализация знаний, необходимых для понимания новой темы

4.

Постановка учебной задачи (определение темы, цели урока)

Уметь узнавать и отличать имя существительное от других частей речи.

Мотивация к формулированию темы и цели урока:

Вы хотите это узнать? Сформулируйте, пожалуйста, тему нашего урока.

Давайте, посмотрим, как я её сформулировала? Согласны?

Слайд 1

Запишите, пожалуйста, число и тему урока.

Сформулируйте, пожалуйста, цели нашего урока. Давайте, посмотрим, как я их сформулировала?

Слайд 2

Формули-руют тему и цель урока

Готовность к восприятию новых знаний

5.

Усвоение новых знаний и первичное закрепление


Открытие новых знаний:

работа с инфор-мацией в учебнике



Ребята, возьмите маршрутный лист и

не забывайте, что в течение урока вы оцениваете свою работу в листах индивидуальных достижений.

Сейчас я задам вам несколко вопросов на повторение. Если кто-то из вас плохо знает сведения об имени существительном, можете воспользоваться учебником. 1.Что такое имя существительное?

2.На какие вопросы отвечает?

3.Какие постоянные признаки имеет имя существительное? (собственное и нарицательное, одушевленное и неодушевленное, род, склонение).

4. А какие непостоянные признаки? (падеж, склонение).

5.Какую синтаксическую роль может выполнять имя существительное? (подлежащее, составное именное сказуемое, дополнение, обстоятельство)

- Молодцы! А еще , ребята,

(Слайд №3)

имена существительные по значению делятся на группы:

1) Конкретные - называют конкретные предметы живой или неживой природы: книга, журнал, газета, птица, слон;

2) Вещественные – называют различные вещества: воздух, масло, сахар, сталь;

3) Отвлеченные – называют явления, воспринимаемые мысленно: чтение, радость, горе, смелость, правда, ложь;

4) Собирательные- называют множество одинаковых предметов как одно целое: детвора, молодежь, листва, ректорат, профессура, клиентура.

- Сколько чисел имеет имя существительное? (единственное и множественное).

Изменение по числам передается с помощью окончаний, например, журнал – журналы.

(Слайд №4)

Форму только единственного числа имеют:

1) вещественные существительные – а) вещества, пищевые продукты (сахар, масло, соль, сало, клей, известь, воск); б) химические элементы и их соединения (кислород, водород, аспирин); в) полезные ископаемые и стройматериалы (медь, золото, бетон, песок);

г) растения и продукты их переработки (пшеница, рожь, овес, рис, мука); д) овощи, ягоды (капуста, картофель, укроп);

2) отвлеченные существительные (любовь, дружба, радость, страх, смелость, гнев, нежность, красота);

3) собирательные существительные (молодежь, человечество, оружие, листва, детвора).

(Слайд №5)

Форму только множественного числа имеют:

1)вещественные существительные (дрожжи, белила);

2) отвлеченные существительные существительные (каникулы, именины);

3) слова, обозначающие парные предметы (очки, брюки, сани, ворота, ножницы).

- Читая информацию, поставьте карандашом знаки:

v знаю

+ новое

! интересное

? не понимаю


Отвечают на вопросы

(индиви-дуальная работа)

Читают текст на стр. 105-109, перераба-тывают инфор-мацию













Фиксирование новых знаний

6.









Закрепление изученного материала

Органи-зация деятель-ности для отработки навыков


В начале урока я говорила вам, что мы совершим экскурсию в «Академию Наук». Ребята, а вы когда – нибудь посещали музеи? Из скольки комнат они состоят?

А сейчас, давайте посетим

І зал музея «Академии Наук» - «Химики и физики» (возможен слайд)

1. Назовите именах известных химиков и физиков. Что вы о них знаете?

2. Чтение текста «Интересные истории из жизни ученых» (раздаточный материал на партах у каждого ученика)

Приложение 1

Дополнительное задание:

1) выписать из 1 абзаца все имена собственные;

- Назовите отличие нарицательных имен существительных от собственных?

2) выписать из 1-3 предложений 2 абзаца по два слова разного склонения.

- Расскажите о склонении имен существительных.

- Итак, подведем итог посещения первого зала «Академии Наук».

Если вы собираетесь в дальнейшем изучать химию или физику, то можете выбрать факультеты и специальности: инженер-технолог, фармацевт, механик, кибернетик и т.д.

(Слайд №6)

инженер-технолог

фармацевт

механик

кибернетик

- Запишите слова в «Словарь трудных слов».

- Значение каких слов вам непонятно? (Лексическое значение дает учитель или сами учащиеся).

А теперь, давайте посетим

ІІ зал - «Географов

Ребята, а на какие два раздела делится география? (физическая и экономическая).

-Молодцы! А теперь немного поиграем. Перед вами географические загадки-шутки и анаграммы (раздаточный материал на партах)

Задания:

1) записать ответы в тетради, определить род имен существительных.

(Слайд №7)

1.ЗАГАДКИ-ШУТКИ

1). Название какой реки у тебя во рту?

2). Какая птица, потеряв одну букву, становится самой большой в Европе рекой?

3). Название какого города состоит из птицы и животного?

4). Какой город может парить в воздухе?

5). Какой остров сам признает себя принадлежностью костюма?

6). Какой полуостров говорит о своей величине?

7). Между какими двумя одинаковыми буквами нужно поставить маленькую лошадь, чтобы получить название государства?

8). Название какой рыбы надо прочесть наоборот, чтобы получить город в Италии?

9). Какими тремя нотами мореходы измеряют свой путь?


2.АНАГРАММЫ

1). В каждом из приведенных пяти слов переставьте буквы так, чтобы получилось название города или реки: дно, игра, рука, веки, муар.

2). В каждом из трех приведенных географических названий переставьте буквы так, чтобы получились другие географические названия: Нева, Куба, Ирак.

- Проверьте свои ответы.

(Слайд №8)

Приложение 2

- Расскажите, как вы определяли род существительных

( определяется род по родовому слову).

- Какие же профессии можно получить, изучая и выбирая геграфию?

(Слайд №9)

экономист

бухгалтер

сейсмограф

гидролог

эколог

- Запишите слова в «Словарь трудных слов».

- Значение каких слов вам непонятно? (Лексическое значение дает учитель или сами учащиеся).

- А теперь давайте посетим

ІІІ зал – «Математики»

- Назовите разделы математики (арифметика, элементарная алгебра, элементарная геометрия: планиметрия и стереометрия).

- Выполним задания.

(Слайд №10)

1).Разноуровневые задания:

І уровень – определите род, число, падеж склонение существительного математика

ІІ уровень - просклоняйте существительные

1 ряд – математика

2 ряд – наука

3 ряд – предмет

ІІІ уровень – сделайте морфологический разбор выделенного слова в предложении:

Изучение математики увлекательно и полезно.

( все задания проверяются устно)

Приложение 3

- Как вы думаете, какие профессии можно получить, изучая и выбирая математику?

(Слайд №11)

банкир

экономист

программист

менеджер

- Запишите слова в «Словарь трудных слов».

- Значение каких слов вам непонятно? (Лексическое значение дает учитель или сами учащиеся).

- Вот мы и закончили посещение музея «Академии Наук», а сейчас давайте посетим лабораторию Академии.

Задание: Цифровой диктант.

- Напишите существительные только единственного числа – цифрой 1, а существительные только множественного числа – цифрой 2.

(Слайд № 12)

Ртуть, очки, серебро, золото, ножницы, Альпы, олово, шахматы, кислород, Карпаты.

- Проверьте свои ответы.

- Поставьте себе оценки: 0 ошибок –«5», 1-2 – «4», 3-4 – «3», 5 и более «2».

(Слайд №13)

Правильные ответы: 1,2,1,1,2,2,1,2,1,2.

  • А сейчас давайте посетим

зал «Ученых ХХ столетия»: (слайды)

Приложение 4

Сообще-ния подготов-ленных учащихся о Виногра-дове Алек-сандре Павловиче, Авогадро Амадео и других.

Слушают информацию



Самостоя-тельое выполне-ние дополнительного задания




















Ответы учащихся















































Работа в парах




























Ответы учащихся







Самостоя-тельная работа

Осознание значимости новых знаний

7.



Контроль за процессом и результатом учебной деятель-ности.

«Синквейн»



Монито-ринг плани-руемых результа-тов усвоения новых знаний



Предлагаю выполнить следующее задание:

составление синквейна (алгоритма изученного правила)

со словом «Наука»:

1 строка – существительное

2 строка – 2 прилагательных

3 строка – 3 глагола

4 строка – фраза из 4 слов

5 строка – существительное – синоним первому

Объяснить.


Групповая работа

Осознание значимости новых знаний

8.

Рефлексия деятель-ности (подведение итогов занятия)



Обобщение ценност-ного отношения к деятель-ности, к совместной деятельности, её оценка


Предлагаю ответить на вопросы:

- что было интересно на уроке?

- что было трудно?

- где ваши знания пригодятся?

Оцените свою работу, поставьте оценку.

Кто поработал на «5»? «4»? «3»?

(Слайд № 14)

САМООЦЕНКА ЗА УРОК

Всё понял, могу этот материал объяснить другому. (5 баллов)

Я сам всё понял, но объяснить другому не берусь.(4 балла)

Для полного понимания мне нужно повторить тему.(3 балла)


Отвечают на вопросы.

Дают оценку своей деятель-ности, оценивают работу группы.

Ценностное отношение к деятельности и её оценка

9.

Информация о домашнем задании (комменти-рование), выставление оценок за урок

Закрепить получен-ные знания.

Развить творческие способ-ности


Предлагаю выполнить по выбору:

п.32, стр.105-109; упр.168, 169 или упр.180, 181

(Слайд № 15)


СПАСИБО всем, кто сегодня со всеми вместе своей маленькой удачей помог сделать успешным наш урок!

Самостоятельная домашняя работа

Закрепление полученных знаний, развитие творческих способностей






Приложение 1

«Интересные истории из жизни ученых»

Одним из основателей физической химии по праву считается немецкий физикохимик и философ-идеалист Вильгельм Фридрих Оствальд (1853–1932).

Родился Оствальд в Риге в семье немецкого бондаря, выходца из России. Еще в гимназии Вильгельм проявил себя способным учеником с широким кругом интересов. Он увлекался физикой, химией, литературой, рисованием, играл на альте и фортепиано. Отец хотел, чтобы юноша изучал инженерное дело, но вопреки его желанию Вильгельм стал студентом химического факультета Дерптского (ныне Тартуского) университета. Через четыре года, получив степень бакалавра, Оствальд поступил в аспирантуру, одновременно занимая должность приват-доцента (внештатного преподавателя). В 1887 г. он переехал в Лейпциг, где через год принял немецкое подданство.

Оствальд был разносторонне одаренным человеком. Он был не только великолепным ученым, внесшим существенный вклад в науку, но и отлично рисовал и прекрасно играл на музыкальных инструментах.


Самым активным средством отдыха от интенсивной научной работы для Оствальда было его занятие живописью. Любовь к рисованию возникла у Вильгельма еще в детстве. Мать будущего ученого поощряла его занятия живописью и даже хотела, чтобы он поехал учиться в петербургскую Академию художеств. Со временем рисование стало жизненной потребностью ученого, техника его все более и более совершенствовалась. В Германии Оствальд часто, захватив с собой мольберт и краски, отправлялся на прогулки по окрестностям Лейпцига. Он мог бродить от рассвета до заката, принося домой в особенно удачные дни по пять, а иногда даже по шесть полотен. Часто Оствальда в его выходах на природу сопровождала старшая дочь Гретхен, которая также превосходно рисовала. Особенно удачно у отца и дочери выходили пейзажи. Периодически Оствальд даже устраивал выставки своих картин. На первой, состоявшейся в 1904 г., было представлено 30 полотен. Выставки работ ученого всегда пользовались большой популярностью.


Любовь к живописи привела Оствальда к попытке понять природу цвета и систематизировать цвета. Исследования, которые ученый начал в 1915 г., стали его главным увлечением на долгие годы. Результаты, полученные в этой области, Оствальд изложил в книгах «Азбука цветов» и «Цветоведение».

Вторым увлечением Оствальда, так же как и живопись, сопровождавшим ученого всю жизнь, была музыка. Вильгельм обладал большими музыкальными способностями, прекрасно играл на нескольких музыкальных инструментах. Музыка помогла Вильгельму устроить и личную жизнь – со своей будущей женой он встретился на одном из музыкальных вечеров. Любовь к музыке супруги привили и своим детям. По вечерам в доме Оствальдов часто устраивали настоящие концерты, на которых звучали скрипка, виолончель, фортепиано. Оствальд активно принимал участие в этих концертах, что ему, правда, было свойственно. Ведь будучи студентом Дерптского университета, где он специализировался на изучении химии и физики, будущий ученый выступал в городском оркестре.









Приложение 2

Ответы:

1.ЗАГАДКИ-ШУТКИ

1) Десна

2) птица иволга (река Волга)

3) Ворон-еж

4) Орел

5) Я-майка

6) Я-мал

7) Я-пони-я.

8) налим—Милан

9) Ми-ля-ми

2.АНАГРАММЫ

1).

дно—Дон

игра—Рига

рука—Кура

веки— Киев

муар —Амур

2).

Нева—Вена

Куба—Баку

Ирак—Каир)


Приложение 3

- I уровень: математика - ж.р., ед.ч., им.п., 1 скл.;

III уровень: 1. Математики – имя существительное, так как обозначает предмет и отвечает на вопрос: что?

2.Начальная форма – математика.

3. Постоянные признаки:

а)нарицательно

б)неодушевленное

в)конкретное;

г)ж.р;

д)1-е скл.

4.Непостоянные признаки:

а) р.п.

б)ед.ч.

5. В предложении является дополнением.














Приложение 4


Самый загадочный ученый в истории науки.

Ученый-ясновидец, опередивший свое Время. Гениальный изобретатель. Вся современная электроэнергетика была бы невозможна без его открытий. Повелитель молний: те, кому удалось побывать в его лаборатории, с ужасом вспоминали, как изобретатель создавал и жонглировал в воздухе светящимися сгустками энергии – шаровыми молниями, - и складывал их в чемодан. Он дал человечеству электрический свет и сотни выдающихся научно- технических разработок… Кто же он – этот загадочный ученый? В статье «Гении изобретательства», опубликованной в газете 25.01.2006 года, сказано, что по рейтингу, составленному Американской академией наук, этот ученый входит в пятерку величайших изобретателей человечества. К этой яркой неординарной личности без каких-либо оговорок применимо выражение Наполеона: «Гениальные люди – это метеоры, призванные сгореть, чтобы озарить свой век». Ему это сполна удалось! Речь идет о сербском ученом Николе Тесла. Он родился в городке Смилян /Хорватия/ 150 лет назад - 10 июля 1856 года. Тесла был четвертым ребенком в семье, и, казалось, ему уготована обычная судьба сельского подростка, тем более что отец Николы - Милутин Тесла, православный священник, мечтал о духовной карьере для своего сына. Но определило его судьбу нечто иное. В нем уже в детстве был заложен дух творческого искательства, уже тогда его манили и притягивали тайны электричества, испытывал необъяснимую тягу к естественным наукам. И он не идет по стопам отца и избирает свой путь…



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Автор: Свириденко Марина Васильевна

Дата: 15.12.2014

Номер свидетельства: 144257


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства