kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Игра-путешествие по городу Имени Существительного»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Повторительно-обобщающий урок по теме: "Имя существтельное". Урок построен в форме игры-путешествия. На уроке применяются технлогия сотрудничества, игровая форма для развития логического мышления, памяти, речи, навыков работы в группах, умения определять морфологические признаки имени существительного. Используются следующие методы и приемы: наглядный, слово учителя, задания творческого характера, выразительное и инсценированное чтение, вопросы-загадки, самостоятельная работа.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Игра-путешествие по городу Имени Существительного» »

МБОУ Каменская средняя общеобразовательная школа







Повторительно- обобщающий


урок по русскому языку

в 6 классе




«Игра-путешествие по городу Имени Существительного»







Учитель русского языка

и литературы

Семененко Н.П.











Цель:

  • повторить и обобщить знания по теме «Имя существительное»;

  • развивать логическое мышление, память, речь, навыки работы в группах, умение определять морфологические признаки имени существительного;

  • воспитывать интерес к русскому языку, культуру поведения, чувство ответственности при работе в группах.


Форма проведения: игра-путешествие.


Методы и приёмы:

  • наглядный;

  • слово учителя;

  • задания творческого характера;

  • выразительное и инсценированное чтение;

  • вопросы-загадки;

  • самостоятельная работа;

Оборудование:

  • сигнальные карточки;

  • жетоны;

  • карта;

  • таблички с названиями команд;

  • рисунки с изображением троллейбуса, ромашки, цветка, ежа, бабочки, «костюм агента», табличка с высказыванием Л.В. Успенского.

  • Компьютер, телевизор, презентация




Ход урока


  1. Оргмомент.

  2. Сообщение темы и цели.


- Итак, позади уроки, посвящённые имени существительному. Мы узнали много интересного и стали грамотнее.

Каждое новое сведение, каждое новое правило – это своего рода остановка в большом городе, имя которому – Существительное.

Сегодня у нас внеклассное занятие по русскому языку в форме игры-путешествия по этому замечательному городу.

Посмотрите на карту «Город Существительных». Все названия улиц и различных объектов вам знакомы. Нам предстоит с вами отправиться в путь на троллейбусе (вывешиваю картинку с его изображением) по улицам нашего города, вспомнить и закрепить то, что вы знаете об этой части речи, проверить умение преодолевать все препятствия, встретившиеся на пути.

В путешествие отправятся 3 команды (перечисляю названия команд). В каждой команде есть капитан (представляю их). На каждой остановке вы будете получать задание. За правильно выполненное задание команда получает жетон. О готовности команды сообщает капитан (показывая сигнальную карточку зелёного цвета).

Капитан определяет игрока, который будет отвечать.

При проведении итогов игры капитаны подсчитывают общее количество жетонов и определяется команда, занявшая I место, II и III.

В путешествии необходимо соблюдать следующие условия:

1) быть внимательными, добрыми по отношению друг к другу, готовыми в любую минуту помочь своему товарищу, прислушиваться к мнению других членов команды, не перебивать говорящего, соблюдать культуру поведения. Только тогда вы сможете запомнить всё самое интересное, что сегодня узнаете и то, что вам понравится, о чем, конечно, вы захотите рассказать своим друзьям.

- Капитаны, готовы? (показывают сигнальные карточки).

Счастливого вам путешествия, новых открытий, удачи и успеха.

Ребята, посмотрите, где мы сейчас находимся, отсюда начинается путь. Это центр города, Кремль. Он символизирует основное значение имени существительного, его смысл. Подтверждением этого служит цитата Льва Васильевича Успенского: «Имя существительное – хлеб языка». (запись на доске).

- Как вы понимаете это высказывание? (отвечают).


III. Проверка домашнего задания «Визитная карточка» имени существительного (сообщения заранее подготовленных учеников).

- Прослушайте сообщения ребят об имени существительном и скажите, какие же названия предметам даёт имя существительное? (выступают).

1 команда.

1. К.Г. Паустовский утверждал: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом: звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тени садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шёпот и шорох морского гравия».

Эти слова Паустовского прежде всего относятся к именам существительным, так как в русском языке на каждые 100 слов приходится 40 существительных.

2. Недаром поэт А. Шибаев в стихотворении «Слова, слова, слова» говорит:

Всему название дано –

И зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным-полно,

А безымянных – нету!

И всё, что может видеть глаз –

Над нами и под нами, -

И всё, что в памяти у нас,

Означено словами.

(отвечаем, получаем жетон)


- «Визитную карточку» открывает II команда, а все внимательно слушают и выписывают имена существительные, которые встречаются в стихотворении.

(читают стихотворение «Земные слова» Р. Фархади)

На всех языках есть такие слова:

Мать Родина. Счастье. Река. Синева.

Кто б ни был, любому понятны они.

Слова – путеводные наши огни.

Живые. Земные… И суть их проста:

Хлеб. Утро. Работа. Мечта. Красота.

Но есть и такие слова в словарях, они вызывают тревогу и страх.

Слова, что исчезнуть должны навсегда:

Война. Разоренье. Жестокость. Вражда.

Останутся с нами другие слова. В них гордая сила людского родства:

Мир. Дружба. И радость высокой волной – Мы люди. Мы дети планеты одной.

- Назовите имена существительные, которые вы выписали (называют, получают жетон).

- Как вы думаете, почему именно такие слова есть на всех языках?

- Почему поэт говорит нам о том, что такие слова, как «война», разоренье, жестокость, должны исчезнуть навсегда из языка? (отвечают, дополняют, получают жетон).

- А сейчас, ребята, прежде чем III команда откроет свою «визитную карточку» вы подумайте над вопросам: «Чем примечательно это стихотворение?».

(ученик рассказывает стихотворение А.А. Фета «Шёпот, робкое дыханье»…)

(отвечаем на вопрос)

- Что вы ещё можете сказать об этом стихотворении?

(ученик дополняет)

Л. Толстой писал о нём: «В нём нет ни одного глагола. Каждое выражение – картина». Из 22 слов в стихотворении – 14 существительных, в прилагательных и 2 служебных слова, а получается удивительная картина ночи, ночного пейзажа.

(подвожу итог)

IV. Игра-путешествие.

- И вот мы в городе, здесь две большие улицы: улица Постоянных признаков и Непостоянных.

- Назовите постоянные признаки имени существительных.

- А какие непостоянные? (называют).

- Наша первая остановка улица Одушевлённых и Неодушевлённых имён существительных. Жители этой улицы напуганы. У них переполох. Помогите им вернуться в свои дома.

(раздаю задание)

А) Самостоятельная работа.

Задание 1 команде. (рисунок с изображением цветка даю, и карточку со словами: лепесток, гербарий, коллекция, космонавт, герой, бабочка)

Задание II – рисунок «бабочка» Слова: насекомые, луг, цветок, трава, нектар, крылья.

Задание III команде.

(даю рисунок с изображением ёжиков. И слова: белка, дерево, гроза, гриб, барсук, волк)

- Проверяем (читают ответы, даю жетон).

- Какое правило помогло вам выполнить это задание?

(отвечают, даю жетон)

Подвожу итог.

Все правильно подобрали слова и помогли жителям этой улицы.

- Это значит, что нам пора в путь. Мы едем дальше и оказываемся на улице Собственных и Нарицательных имен существительных. Это наша следующая остановка. Жители этой улицы приготовили для вас игру.

Б) Игра «Я работаю волшебником».

- Представьте себе, что каждый из вас – волшебник и в руке у вас – волшебная палочка. Стоит вам только взмахнуть ею и произойдёт чудо: появится мостик между собственными и нарицательными именами существительными. И тогда они смогут ходить друг к другу в гости. Итак начинаем, я называю поочередно каждой команде нарицательное имя существительное, а вы превращаете его в собственное.

Поднимайте руку (я называю, дети отвечают).

  1. Птица орёл – город Орёл.

  2. Цветок роза – девочка Роза.

  3. Плодородная земля – планета Земля.

  4. Воздушный шарик – собака Шарик.

  5. Яркий огонёк – журнал «Огонёк».

  6. Коренной москвич – автомобиль «Москвич».

Итог подводим.

- Какие же имена существительные относятся к собственным (обозначают название единичных отдельных предметов, отвечают, получают жетон).

- А что вы знаете о правописании имён собственных? (отвечают).

- Наше путешествие продолжается. Вот мы выезжаем на самую оживленную улицу «Род и склонение имён существительных». Жители этой улицы любят цветы. И для вас они приготовили вот такую ромашку с заданиями (раздаю каждой команде). Физминутка

В) Самостоятельная работа.

Задание командам «Найди четвёртое лишнее»

(1 команда получает слова: солнце, небо, блокнот, дядя; 2 команда – тетрадь, ручка, сказка, земля; 3 команда – местность, смелость, тополь, ветвь).

- Проверяем. Объясните, почему это слово оказалось лишним.

(объясняют, получают жетон).

- Ребята, нам встретились здесь странные прохожие, которые переходили с одной стороны улицы на другую и в руках у них был один документ – тайное донесение шефу разведки от агента. Вот послушайте его и скажите, какие слова употребляются в этом документе?

Г) Инсценированное чтение (читает монолог).

- Проверяем. Назовите слова.

- В чем же их особенность?

( Существительные общего рода. Они обозначают качества людей, имеют окончание – а/я) и могут относиться к м.р., если обозначают лиц женского пола. Они характеризуют человека или с положительной, или с отрицательной стороны).

Д) Устная работа. Беседа по вопросам.

- скажите, а слово агент – какого рода? (м.р., так как называет лицо по профессии, должности, роду занятий).

- В каком роде употребляется тогда определение-прилагательное с таким существительным? (м.р.).

- А в каком роде употребляется глагол-сказуемое прошедшего времени? (в м.р., если речь идёт о мужчине и в ж.р., если речь о женщине) (отвечают).

- На этот улице есть переулок, где всего 11 жителей.

- Скажите, кто же эти жители? (отвечают)

- Назовите имена существительные, относящиеся к разносклоняемым? Физминутка.

Е) Выразительное чтение шуточного стихотворения.

- А вот ещё одна группа жителей просит помощи, чтобы вы нашли ошибки и в словах исправили их. Запишите правильно (читает заранее подготовленный ученик).

С другом сели мы в метру

И поехали в метре

Фильм смотреть о кенгуре.

Кенгуру в кафе зашёл,

Занял там свободный стол

И сидит за доминой

С шимпанзой и какадой.


- Почему вы смеялись? Что-нибудь не так?

- Какие ошибки вы нашли? (это смешное стихотворение, потому что слова кенгуру… никогда не изменяются, по падежам они называются несклоняемыми).

- Жители этой улицы предлагают вам послушать стихотворение, которое поможет быстро запомнить много несклоняемых имен существительных. Послушайте его и подумайте, а как же определить род несклоняемых существительных. (читает стихотворение «Чтобы грамотным быть»…)

Чтобы грамотными стать

И писать отлично,

Никогда нельзя менять

В падежах различных

Ни кино,

Ни домино,

Ни бюро

И ни метро,

Ни кашне,

И ни пенсне,

Ни шоссе,

Ни шимпанзе,

Ни какао,

Ни депо,

Ни кафе

И ни пальто.


- Как будете определять род несклоняемых имён существительных? (отвечают, даю жетон, подвожу итог)

- А вот и последняя остановка – улица Непостоянных признаков. На ней живут число и падеж. Жители приготовили индивидуальное задание для каждой команды. Как выполняет задание капитаны, показывают сигнальную карточку и работают с ними.

Ё) Индивидуальная работа (раздаю карточки).

1 команда – Выпишите имена существительные, имеющие только форму единственного числа. (даю слова – детство, город, очки, грабли, мудрость, красота, восхищение, бензин).

2 команда – Выпишите имена существительные, имеющие форму только множественного числа. (даю слова: духи, бусы, счёты, именины, удивление, соловей, месяц, здоровье).

3 команда – Выпишите имена существительные, имеющие форму и единственного и множественного числа. (даю слова: брат, тетрадь, окно, прятки, макароны, щиты, рука, продавец).

- Пока капитаны выполняют, вы, ребята, посмотрите на доску. Здесь записано предложение. Прочитайте его и найдите имена существительные, определите их падеж. Читает 1 определение… (называю ученика)

- Какие существительные здесь употребляются? В каком падеже? (отвечают, получают жетон)

- Читаем 2 предложение (читают, отвечают)

- Не зря взяла я это предложение. Какой праздник приближается? (отвечают)

- В связи с этим праздником какие мероприятия будут проходить у нас в школе, в ДК? (отвечают)

- Верно. Каждый из вас будет готовить поздравление, а может и подарок для мамы. Домашнее задание я предлагаю вам дома написать или поздравление маме в стихотворной форме, или мини-сочинение о маме.

VI. Подведение итогов.

- Скажите, чему мы учились на нашем занятии? (ответы учеников, получают жетон).

VII. Награждение команд.

- Вот и подошло к концу наше путешествие.

Сейчас каждая команда назовёт общее количество жетонов. Пока вы считаете, я проверю, как справились с заданием капитаны. (проверяю, даю жетон).

Проверяем. Какое количество жетонов оказалось в 1 команде? Во второй? В третьей!

I место заняла команда - …

II место - …

III - …

(звучат аплодисменты)

Спасибо всем за активное участие. Мир знаний необъятен, и каждый из вас не должен останавливаться на достигнутом. Он должен идти дальше и дальше, узнавать новое и интересное, и, конечно же, путешествовать.

До свидания.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
«Игра-путешествие по городу Имени Существительного»

Автор: Семененко Наталья Павловна

Дата: 15.08.2014

Номер свидетельства: 111969


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства