«Игра-путешествие по городу Имени Существительного»
«Игра-путешествие по городу Имени Существительного»
Повторительно-обобщающий урок по теме: "Имя существтельное". Урок построен в форме игры-путешествия. На уроке применяются технлогия сотрудничества, игровая форма для развития логического мышления, памяти, речи, навыков работы в группах, умения определять морфологические признаки имени существительного. Используются следующие методы и приемы: наглядный, слово учителя, задания творческого характера, выразительное и инсценированное чтение, вопросы-загадки, самостоятельная работа.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Игра-путешествие по городу Имени Существительного» »
МБОУ Каменская средняя общеобразовательная школа
Повторительно- обобщающий
урок по русскому языку
в 6 классе
«Игра-путешествие по городу Имени Существительного»
Учитель русского языка
и литературы
Семененко Н.П.
Цель:
повторить и обобщить знания по теме «Имя существительное»;
развивать логическое мышление, память, речь, навыки работы в группах, умение определять морфологические признаки имени существительного;
воспитывать интерес к русскому языку, культуру поведения, чувство ответственности при работе в группах.
Форма проведения: игра-путешествие.
Методы и приёмы:
наглядный;
слово учителя;
задания творческого характера;
выразительное и инсценированное чтение;
вопросы-загадки;
самостоятельная работа;
Оборудование:
сигнальные карточки;
жетоны;
карта;
таблички с названиями команд;
рисунки с изображением троллейбуса, ромашки, цветка, ежа, бабочки, «костюм агента», табличка с высказыванием Л.В. Успенского.
Компьютер, телевизор, презентация
Ход урока
Оргмомент.
Сообщение темы и цели.
- Итак, позади уроки, посвящённые имени существительному. Мы узнали много интересного и стали грамотнее.
Каждое новое сведение, каждое новое правило – это своего рода остановка в большом городе, имя которому – Существительное.
Сегодня у нас внеклассное занятие по русскому языку в форме игры-путешествия по этому замечательному городу.
Посмотрите на карту «Город Существительных». Все названия улиц и различных объектов вам знакомы. Нам предстоит с вами отправиться в путь на троллейбусе (вывешиваю картинку с его изображением) по улицам нашего города, вспомнить и закрепить то, что вы знаете об этой части речи, проверить умение преодолевать все препятствия, встретившиеся на пути.
В путешествие отправятся 3 команды (перечисляю названия команд). В каждой команде есть капитан (представляю их). На каждой остановке вы будете получать задание. За правильно выполненное задание команда получает жетон. О готовности команды сообщает капитан (показывая сигнальную карточку зелёного цвета).
Капитан определяет игрока, который будет отвечать.
При проведении итогов игры капитаны подсчитывают общее количество жетонов и определяется команда, занявшая I место, II и III.
В путешествии необходимо соблюдать следующие условия:
1) быть внимательными, добрыми по отношению друг к другу, готовыми в любую минуту помочь своему товарищу, прислушиваться к мнению других членов команды, не перебивать говорящего, соблюдать культуру поведения. Только тогда вы сможете запомнить всё самое интересное, что сегодня узнаете и то, что вам понравится, о чем, конечно, вы захотите рассказать своим друзьям.
Счастливого вам путешествия, новых открытий, удачи и успеха.
Ребята, посмотрите, где мы сейчас находимся, отсюда начинается путь. Это центр города, Кремль. Он символизирует основное значение имени существительного, его смысл. Подтверждением этого служит цитата Льва Васильевича Успенского: «Имя существительное – хлеб языка». (запись на доске).
- Как вы понимаете это высказывание? (отвечают).
III. Проверка домашнего задания «Визитная карточка» имени существительного (сообщения заранее подготовленных учеников).
- Прослушайте сообщения ребят об имени существительном и скажите, какие же названия предметам даёт имя существительное? (выступают).
1 команда.
1. К.Г. Паустовский утверждал: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом: звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тени садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шёпот и шорох морского гравия».
Эти слова Паустовского прежде всего относятся к именам существительным, так как в русском языке на каждые 100 слов приходится 40 существительных.
2. Недаром поэт А. Шибаев в стихотворении «Слова, слова, слова» говорит:
Всему название дано –
И зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным-полно,
А безымянных – нету!
И всё, что может видеть глаз –
Над нами и под нами, -
И всё, что в памяти у нас,
Означено словами.
(отвечаем, получаем жетон)
- «Визитную карточку» открывает II команда, а все внимательно слушают и выписывают имена существительные, которые встречаются в стихотворении.
(читают стихотворение «Земные слова» Р. Фархади)
На всех языках есть такие слова:
Мать Родина. Счастье. Река. Синева.
Кто б ни был, любому понятны они.
Слова – путеводные наши огни.
Живые. Земные… И суть их проста:
Хлеб. Утро. Работа. Мечта. Красота.
Но есть и такие слова в словарях, они вызывают тревогу и страх.
Слова, что исчезнуть должны навсегда:
Война. Разоренье. Жестокость. Вражда.
Останутся с нами другие слова. В них гордая сила людского родства:
Мир. Дружба. И радость высокой волной – Мы люди. Мы дети планеты одной.
- Назовите имена существительные, которые вы выписали (называют, получают жетон).
- Как вы думаете, почему именно такие слова есть на всех языках?
- Почему поэт говорит нам о том, что такие слова, как «война», разоренье, жестокость, должны исчезнуть навсегда из языка? (отвечают, дополняют, получают жетон).
- А сейчас, ребята, прежде чем III команда откроет свою «визитную карточку» вы подумайте над вопросам: «Чем примечательно это стихотворение?».
(ученик рассказывает стихотворение А.А. Фета «Шёпот, робкое дыханье»…)
(отвечаем на вопрос)
- Что вы ещё можете сказать об этом стихотворении?
(ученик дополняет)
Л. Толстой писал о нём: «В нём нет ни одного глагола. Каждое выражение – картина». Из 22 слов в стихотворении – 14 существительных, в прилагательных и 2 служебных слова, а получается удивительная картина ночи, ночного пейзажа.
(подвожу итог)
IV. Игра-путешествие.
- И вот мы в городе, здесь две большие улицы: улица Постоянных признаков и Непостоянных.
- Назовите постоянные признаки имени существительных.
- А какие непостоянные? (называют).
- Наша первая остановка улица Одушевлённых и Неодушевлённых имён существительных. Жители этой улицы напуганы. У них переполох. Помогите им вернуться в свои дома.
(раздаю задание)
А) Самостоятельная работа.
Задание 1 команде. (рисунок с изображением цветка даю, и карточку со словами: лепесток, гербарий, коллекция, космонавт, герой, бабочка)
(даю рисунок с изображением ёжиков. И слова: белка, дерево, гроза, гриб, барсук, волк)
- Проверяем (читают ответы, даю жетон).
- Какое правило помогло вам выполнить это задание?
(отвечают, даю жетон)
Подвожу итог.
Все правильно подобрали слова и помогли жителям этой улицы.
- Это значит, что нам пора в путь. Мы едем дальше и оказываемся на улице Собственных и Нарицательных имен существительных. Это наша следующая остановка. Жители этой улицы приготовили для вас игру.
Б) Игра «Я работаю волшебником».
- Представьте себе, что каждый из вас – волшебник и в руке у вас – волшебная палочка. Стоит вам только взмахнуть ею и произойдёт чудо: появится мостик между собственными и нарицательными именами существительными. И тогда они смогут ходить друг к другу в гости. Итак начинаем, я называю поочередно каждой команде нарицательное имя существительное, а вы превращаете его в собственное.
Поднимайте руку (я называю, дети отвечают).
Птица орёл – город Орёл.
Цветок роза – девочка Роза.
Плодородная земля – планета Земля.
Воздушный шарик – собака Шарик.
Яркий огонёк – журнал «Огонёк».
Коренной москвич – автомобиль «Москвич».
Итог подводим.
- Какие же имена существительные относятся к собственным (обозначают название единичных отдельных предметов, отвечают, получают жетон).
- А что вы знаете о правописании имён собственных? (отвечают).
- Наше путешествие продолжается. Вот мы выезжаем на самую оживленную улицу «Род и склонение имён существительных». Жители этой улицы любят цветы. И для вас они приготовили вот такую ромашку с заданиями (раздаю каждой команде). Физминутка
В) Самостоятельная работа.
Задание командам «Найди четвёртое лишнее»
(1 команда получает слова: солнце, небо, блокнот, дядя; 2 команда – тетрадь, ручка, сказка, земля; 3 команда – местность, смелость, тополь, ветвь).
- Проверяем. Объясните, почему это слово оказалось лишним.
(объясняют, получают жетон).
- Ребята, нам встретились здесь странные прохожие, которые переходили с одной стороны улицы на другую и в руках у них был один документ – тайное донесение шефу разведки от агента. Вот послушайте его и скажите, какие слова употребляются в этом документе?
Г) Инсценированное чтение (читает монолог).
- Проверяем. Назовите слова.
- В чем же их особенность?
( Существительные общего рода. Они обозначают качества людей, имеют окончание – а/я) и могут относиться к м.р., если обозначают лиц женского пола. Они характеризуют человека или с положительной, или с отрицательной стороны).
Д) Устная работа. Беседа по вопросам.
- скажите, а слово агент – какого рода? (м.р., так как называет лицо по профессии, должности, роду занятий).
- В каком роде употребляется тогда определение-прилагательное с таким существительным? (м.р.).
- А в каком роде употребляется глагол-сказуемое прошедшего времени? (в м.р., если речь идёт о мужчине и в ж.р., если речь о женщине) (отвечают).
- На этот улице есть переулок, где всего 11 жителей.
- Скажите, кто же эти жители? (отвечают)
- Назовите имена существительные, относящиеся к разносклоняемым? Физминутка.
Е) Выразительное чтение шуточного стихотворения.
- А вот ещё одна группа жителей просит помощи, чтобы вы нашли ошибки и в словах исправили их. Запишите правильно (читает заранее подготовленный ученик).
С другом сели мы в метру
И поехали в метре
Фильм смотреть о кенгуре.
Кенгуру в кафе зашёл,
Занял там свободный стол
И сидит за доминой
С шимпанзой и какадой.
- Почему вы смеялись? Что-нибудь не так?
- Какие ошибки вы нашли? (это смешное стихотворение, потому что слова кенгуру… никогда не изменяются, по падежам они называются несклоняемыми).
- Жители этой улицы предлагают вам послушать стихотворение, которое поможет быстро запомнить много несклоняемых имен существительных. Послушайте его и подумайте, а как же определить род несклоняемых существительных. (читает стихотворение «Чтобы грамотным быть»…)
Чтобы грамотными стать
И писать отлично,
Никогда нельзя менять
В падежах различных
Ни кино,
Ни домино,
Ни бюро
И ни метро,
Ни кашне,
И ни пенсне,
Ни шоссе,
Ни шимпанзе,
Ни какао,
Ни депо,
Ни кафе
И ни пальто.
- Как будете определять род несклоняемых имён существительных? (отвечают, даю жетон, подвожу итог)
- А вот и последняя остановка – улица Непостоянных признаков. На ней живут число и падеж. Жители приготовили индивидуальное задание для каждой команды. Как выполняет задание капитаны, показывают сигнальную карточку и работают с ними.
Ё) Индивидуальная работа (раздаю карточки).
1 команда – Выпишите имена существительные, имеющие только форму единственного числа. (даю слова – детство, город, очки, грабли, мудрость, красота, восхищение, бензин).
2 команда – Выпишите имена существительные, имеющие форму только множественного числа. (даю слова: духи, бусы, счёты, именины, удивление, соловей, месяц, здоровье).
3 команда – Выпишите имена существительные, имеющие форму и единственного и множественного числа. (даю слова: брат, тетрадь, окно, прятки, макароны, щиты, рука, продавец).
- Пока капитаны выполняют, вы, ребята, посмотрите на доску. Здесь записано предложение. Прочитайте его и найдите имена существительные, определите их падеж. Читает 1 определение… (называю ученика)
- Какие существительные здесь употребляются? В каком падеже? (отвечают, получают жетон)
- Читаем 2 предложение (читают, отвечают)
- Не зря взяла я это предложение. Какой праздник приближается? (отвечают)
- В связи с этим праздником какие мероприятия будут проходить у нас в школе, в ДК? (отвечают)
- Верно. Каждый из вас будет готовить поздравление, а может и подарок для мамы. Домашнее задание я предлагаю вам дома написать или поздравление маме в стихотворной форме, или мини-сочинение о маме.
VI. Подведение итогов.
- Скажите, чему мы учились на нашем занятии? (ответы учеников, получают жетон).
VII. Награждение команд.
- Вот и подошло к концу наше путешествие.
Сейчас каждая команда назовёт общее количество жетонов. Пока вы считаете, я проверю, как справились с заданием капитаны. (проверяю, даю жетон).
Проверяем. Какое количество жетонов оказалось в 1 команде? Во второй? В третьей!
I место заняла команда - …
II место - …
III - …
(звучат аплодисменты)
Спасибо всем за активное участие. Мир знаний необъятен, и каждый из вас не должен останавливаться на достигнутом. Он должен идти дальше и дальше, узнавать новое и интересное, и, конечно же, путешествовать.