Какая функция звуков речи лежит в основе этого задания? (Смыслоразличительная функция звуков речи)
Образуйте новые слова, прочитав в обратном порядке звуки данных слов:
Лед, торг, лещ, куль, рай, ай.
(Ответы: толь, крот, щель, люк, яр, я.)
3.Изучение нового материала.
План изучения нового материала
Мини-лекция преподавателя о звуках речи, гласных и согласных звуках
Работа с таблицами «Глухие и звонкие согласные», «Твердые и мягкие согласные», «Двойная роль букв е, ё, ю, я» и др.
Чтение учебника Сабитовой З.К., с.32-34.
Ведь на практике проверить можно точно,
Кто смог теорию усвоить прочно!
Тренировочные упражнения.
Работа по карточкам в парах и в группах.
1-я группа (низкий уровень подготовки):
Задание. Составить фонетическую транскрипцию данных слов: осадки, равноправие, в течение.
2-я группа (средний уровень подготовки):
Задание. Выполнить фонетический разбор данных слов: орфоэпия, русский.
(Студенты проверяют друг у друга выполненные задания, выставляют оценки за работу в индивидуальной карточке оценки знаний)
После этого коллективно обсуждаются допущенные ошибки.
2) Работа с карточками. Индивидуальная словарно-орфоэпическая работа.
В полученной карточке расставить в словах ударение. Указать, какие звуки обозначают выделенные буквы.
(Студенты работают индивидуально с раздаточным материалом, опираясь на карточку-справочник «Особенности русского ударения и его роль в языке» и пользуясь при затруднении орфоэпическими словарями.)
(Выполнив задание самостоятельно, ребята обмениваются карточками в паре, ведут проверку и выставляют оценки в индивидуальной карточке оценки знаний). После этого коллективно обсуждаются типичные ошибки.
С. Заглянем мы, как Пушкин встарь, в толковый наш словарь.
3. Работа со словарями (этимологический, толковый, орфоэпический)
Задание. Опираясь на различные виды словарей, разграничьте понятия:
омонимы, омофоны, омографы.
Примерные ответы
Омонимы –слова, которые произносятся и пишутся одинаково, но имеют разное значение (например брак).
Омофоны – слова, одинаковые по звучанию, но разные по написанию и по смыслу (например: посветить - посвятить).
Омографы – слова, которые пишутся одинаково, но различаются с помощью ударения (например: вести - вести)
Работа в парах.
Задание: используя при затруднениях толковый и орфоэпический словари, подберите к данным словам омографы, составьте со словами словосочетания, учитывая лексическое значение слов:
Атлас, броня, ледник, замок, пасти, характерный.
Полученные варианты:
Географический атлас – синий атлас, стальная броня – броня на жилплощадь, открыть замок – замок князя, в пасти волка – пасти овец, характерный человек – характерные черты.
(Результаты работы проверяются в парах, выставляются оценки в карточку оценки знаний. После этого коллективно обсуждаются допущенные ошибки.)
Работа в группах. Упражнение «Говорите правильно по-русски»:
1-я группа (низкий уровень подготовки):
Студенты получают карточку с ключевыми словами, пользуясь которыми, необходимо составить текст на тему «А у нас сегодня гости!»:
Тефтели, щавель, пирожки с творогом, сливовый и грушевый соу, пиццерия, арахис, ирис, торты, бутерброд с языковой колбасой, салат из вареной свеклы, арахис, кедровые орешки, камбала, долма.
Один из вариантов ответа:
Мои родители в рождественские дни пригласили в гости своих школьных друзей. Вся семья занята подготовкой к встрече гостей. Мне поручено сходить в кулинарию, чтобы купить торты. Отец на рынке по просьбе мамы купил щавель, языковую колбасу для бутербродов, камбалу и арахис.
А мама уже успела приготовить тефтели, салат из вареной свеклы с кедровыми орешками, армянскую долму. Гостей потчевали также пирожками с творогом, сливовым и грушевым соком. Угощение получилось на славу!
2-я группа (средний уровень подготовки):
Фронтальная работа. Конкурс дикторов центрального телевидения. (Студенты получают готовый текст.)
Задание: выразительно прочитать предложенный текст, соблюдая присущие публицистическому стилю интонации и орфоэпические нормы русского литературного языка, обращая особое внимание на выделенные слова:
В районном акимате Есильского района ведутся дебаты о путях выполнения поручений Президента. Намерение правительства углубить социальные реформы, начатые не сколько лет назад, конечно, оцениваются в обществе позитивно. Однако приведенные в печати данные о процентах роста благосостояния жителей района за последний квартал 2013 года вызвал в обществе ряд сомнений и претензий. Депутатами районного акимата было подготовлено ходатайство о том, чтобы средства, положенные регионам в рамках реформы социальной сферы, были направлены в район по облегченному варианту. За грамотное и рациональное использование полученных средств руководители района будут премированы. Для контроля за использованием средств будет создана инициативная группа, которая будет сформирована в период с 1-ой декады января до конца IV квартала.
(Студенты проверяют правильность выполнения работы, прослушивая магнитофонную звукозапись, и выставляют себе оценку.)
Тестирование
В словах какого ряда количество звуков и букв совпадает?
а) вьюжная, деревня; б) купаешься, июньский;
с) статуя, помощник; д) грамматика, чтобы.
В словах какого ряда звуков больше, чем букв?
а) бурьян, только; б) ночью, юг;
с) дождь, явиться; д) поющая, яростная.
В словах какого ряда букв больше, чем звуков?
а) перебежчик, живешь; б) купаться, июльский;
с) местность, юбиляр; д) разъяриться, грустная.
В каком слове все согласные звуки мягкие?
а) жизнь; б) приятель; с) степь; д) пишешь.
В каком слове произносится гласный звук А?
а) хоккей; б) рябит; с) часы; д) язык.
(Работы студентов собираются и оцениваются после занятий. Оценки вносятся преподавателем в индивидуальную карточку, в которой выставляется общая оценка за занятие.)
Подведение итогов занятия. Рефлексия.
Домашнее задание.
А. 1-я группа. Русский язык – великий и могучий. Однако все течет и изменяется. И язык тоже нуждается в нашей поддержке, а может быть, даже в рекламной кампании. Ребята 2-й группы, вам необходимо написать рекламный текст, призывающий изучать фонетику и бережно относиться к языку (не менее 150 слов).
Б) 2-я группа. Составить текст диктанта «Проверяю себя».