kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Язык- важнейщее средство общения. Русский язык в современном мире

Нажмите, чтобы узнать подробности

сичвичичси чсичаитчапаппаапапапапапапапапапапапап

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Язык- важнейщее средство общения. Русский язык в современном мире»

Урок № 11

Тема: 4.1. Фонетика. Основные типы звуков в русском языке


Цель: обобщение и систематизация знаний студентов о фонетике как разделе лингвистики.


Задачи

Обучающая:

  • Обобщить и систематизировать знания студентов о системе гласных и согласных звуков русского языка, о способах их обозначения на письме;

  • Показать соотношение звукового и буквенного (орфографического) облика слова; повторить основные правила произношения гласных и согласных звуков.

Развивающая:

  • Совершенствовать умения находить в слове основные звуковые процессы;

  • Производить фонетический разбор слова и транскрибировать слово;

  • Оценивать свою и чужую речь с точки зрения соблюдения норм современного русского языка.

Воспитывающая:

Воспитывать в студентах чувство любви к русскому языку, чувство глубокой ответственности за чистоту и правильность русской речи.


…Язык имеет свои краски, то есть звуки. Он ими воображению нашему может весьма часто рисовать или живописать предметы…

А.А.Бестужев-Марлинский.


Ход занятия

  1. Проверка домашнего задания.

  2. Актуализация знаний. Постановка задач.

  1. Работа в группах.

1-я группа должна подготовить вопросы по теме занятия.

А. 1-я группа составила следующие вопросы:

1. Что является предметом изучения фонетики и орфоэпии?

2. В чем состоит отличие между буквами и звуками?

3. На какие группы делятся звуки речи? Чем они отличаются друг от друга?

4. Что называется слогом?

5. Сколько звуков в русском языке? (вопрос на смекалку).

Правило. Если отвечающий не дает верного ответа, то на поставленный вопрос отвечает тот, кто его задавал.

В. 2-я группа предложила следующие фонетические задачи:

1. В данных словах измените один согласный звук так, чтобы получилось новое слово:

Ногти, булка, лапка, зубы, киска, песок, галка, орел, норка, клин, тоска, свет, полено, рамочка.

(Ответы: когти, будка (бурка), папка (шапка), губы (дубы), миска (кирка), лесок, палка, осел, горка (ножка), блин, точка, цвет, колено, мамочка (дамочка, самочка).

  1. Какая функция звуков речи лежит в основе этого задания? (Смыслоразличительная функция звуков речи)

  2. Образуйте новые слова, прочитав в обратном порядке звуки данных слов:

Лед, торг, лещ, куль, рай, ай.

(Ответы: толь, крот, щель, люк, яр, я.)

3.Изучение нового материала.

План изучения нового материала

  1. Мини-лекция преподавателя о звуках речи, гласных и согласных звуках

  2. Работа с таблицами «Глухие и звонкие согласные», «Твердые и мягкие согласные», «Двойная роль букв е, ё, ю, я» и др.

  3. Чтение учебника Сабитовой З.К., с.32-34.

Ведь на практике проверить можно точно,

Кто смог теорию усвоить прочно!


  1. Тренировочные упражнения.

  1. Работа по карточкам в парах и в группах.

1-я группа (низкий уровень подготовки):

Задание. Составить фонетическую транскрипцию данных слов: осадки, равноправие, в течение.

2-я группа (средний уровень подготовки):

Задание. Выполнить фонетический разбор данных слов: орфоэпия, русский.

(Студенты проверяют друг у друга выполненные задания, выставляют оценки за работу в индивидуальной карточке оценки знаний)

После этого коллективно обсуждаются допущенные ошибки.

2) Работа с карточками. Индивидуальная словарно-орфоэпическая работа.

В полученной карточке расставить в словах ударение. Указать, какие звуки обозначают выделенные буквы.

(Студенты работают индивидуально с раздаточным материалом, опираясь на карточку-справочник «Особенности русского ударения и его роль в языке» и пользуясь при затруднении орфоэпическими словарями.)

2-я группа:

Адекватный, антитеза, афера, камбала, маркетинг, менеджмент, мизерный, рефери, пустячный, феномен.

1-я группа:

Статуя, факсимиле, форзац, украинцы, сосредоточение, пломбированный, дремота, облегчить, цыган, включит.

(Выполнив задание самостоятельно, ребята обмениваются карточками в паре, ведут проверку и выставляют оценки в индивидуальной карточке оценки знаний). После этого коллективно обсуждаются типичные ошибки.

С. Заглянем мы, как Пушкин встарь, в толковый наш словарь.

3. Работа со словарями (этимологический, толковый, орфоэпический)

Задание. Опираясь на различные виды словарей, разграничьте понятия:

омонимы, омофоны, омографы.

Примерные ответы

Омонимы –слова, которые произносятся и пишутся одинаково, но имеют разное значение (например брак).

Омофоны – слова, одинаковые по звучанию, но разные по написанию и по смыслу (например: посветить - посвятить).

Омографы – слова, которые пишутся одинаково, но различаются с помощью ударения (например: вести - вести)

  1. Работа в парах.

Задание: используя при затруднениях толковый и орфоэпический словари, подберите к данным словам омографы, составьте со словами словосочетания, учитывая лексическое значение слов:

Атлас, броня, ледник, замок, пасти, характерный.

Полученные варианты:

Географический атлас – синий атлас, стальная броня – броня на жилплощадь, открыть замок – замок князя, в пасти волка – пасти овец, характерный человек – характерные черты.

(Результаты работы проверяются в парах, выставляются оценки в карточку оценки знаний. После этого коллективно обсуждаются допущенные ошибки.)

  1. Работа в группах. Упражнение «Говорите правильно по-русски»:

1-я группа (низкий уровень подготовки):

Студенты получают карточку с ключевыми словами, пользуясь которыми, необходимо составить текст на тему «А у нас сегодня гости!»:

Тефтели, щавель, пирожки с творогом, сливовый и грушевый соу, пиццерия, арахис, ирис, торты, бутерброд с языковой колбасой, салат из вареной свеклы, арахис, кедровые орешки, камбала, долма.

Один из вариантов ответа:

Мои родители в рождественские дни пригласили в гости своих школьных друзей. Вся семья занята подготовкой к встрече гостей. Мне поручено сходить в кулинарию, чтобы купить торты. Отец на рынке по просьбе мамы купил щавель, языковую колбасу для бутербродов, камбалу и арахис.

А мама уже успела приготовить тефтели, салат из вареной свеклы с кедровыми орешками, армянскую долму. Гостей потчевали также пирожками с творогом, сливовым и грушевым соком. Угощение получилось на славу!

2-я группа (средний уровень подготовки):

  1. Фронтальная работа. Конкурс дикторов центрального телевидения. (Студенты получают готовый текст.)



Задание: выразительно прочитать предложенный текст, соблюдая присущие публицистическому стилю интонации и орфоэпические нормы русского литературного языка, обращая особое внимание на выделенные слова:

В районном акимате Есильского района ведутся дебаты о путях выполнения поручений Президента. Намерение правительства углубить социальные реформы, начатые не сколько лет назад, конечно, оцениваются в обществе позитивно. Однако приведенные в печати данные о процентах роста благосостояния жителей района за последний квартал 2013 года вызвал в обществе ряд сомнений и претензий. Депутатами районного акимата было подготовлено ходатайство о том, чтобы средства, положенные регионам в рамках реформы социальной сферы, были направлены в район по облегченному варианту. За грамотное и рациональное использование полученных средств руководители района будут премированы. Для контроля за использованием средств будет создана инициативная группа, которая будет сформирована в период с 1-ой декады января до конца IV квартала.

(Студенты проверяют правильность выполнения работы, прослушивая магнитофонную звукозапись, и выставляют себе оценку.)


Тестирование

  1. В словах какого ряда количество звуков и букв совпадает?

а) вьюжная, деревня; б) купаешься, июньский;

с) статуя, помощник; д) грамматика, чтобы.


  1. В словах какого ряда звуков больше, чем букв?

а) бурьян, только; б) ночью, юг;

с) дождь, явиться; д) поющая, яростная.


  1. В словах какого ряда букв больше, чем звуков?

а) перебежчик, живешь; б) купаться, июльский;

с) местность, юбиляр; д) разъяриться, грустная.


  1. В каком слове все согласные звуки мягкие?

а) жизнь; б) приятель; с) степь; д) пишешь.


  1. В каком слове произносится гласный звук А?

а) хоккей; б) рябит; с) часы; д) язык.


(Работы студентов собираются и оцениваются после занятий. Оценки вносятся преподавателем в индивидуальную карточку, в которой выставляется общая оценка за занятие.)


  1. Подведение итогов занятия. Рефлексия.


  1. Домашнее задание.


А. 1-я группа. Русский язык – великий и могучий. Однако все течет и изменяется. И язык тоже нуждается в нашей поддержке, а может быть, даже в рекламной кампании. Ребята 2-й группы, вам необходимо написать рекламный текст, призывающий изучать фонетику и бережно относиться к языку (не менее 150 слов).

Б) 2-я группа. Составить текст диктанта «Проверяю себя».












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Язык- важнейщее средство общения. Русский язык в современном мире

Автор: Адырова Светлана Мукашевна

Дата: 05.02.2020

Номер свидетельства: 538472

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Язык- важнейщее средство общения. Русский язык в современном мире"
    ["seo_title"] => string(73) "iazyk_vazhneishchee_sredstvo_obshcheniia_russkii_iazyk_v_sovremennom_mire"
    ["file_id"] => string(6) "538470"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1580883331"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства