kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Янбарисова Марина Борисовна

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Урок  "Сложноподчиненные предложения с придаточными  изъяснительными" был проведен в рамках декадника русского языка и литературы.   

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Янбарисова Марина Борисовна»

МБОУ СОШ с. СТАРОБАЗАНОВО











Конспект открытого урока в 9 классе


«Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными»








Урок подготовила и провела

учитель русского языка и

литературы Янбарисова М.Б.


















Старобазаново - 2020




СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРИДАТОЧНЫМИ ИЗЪЯСНИТЕЛЬНЫМИ


Самая большая ценность народа – язык,

на котором он пишет, говорит, думает.

Д.Н. Лихачев

Цели:


1. Закрепить и углубить знания о сложноподчинённых предложениях с придаточными изъяснительными; формировать навыки опознания предложений этого типа.

2. Правильно расставлять знаки препинания (выделять придаточные запятыми); составлять схемы предложений с придаточными определительными.

3. Совершенствовать правописные навыки учащихся

4. Воспитательная: содействовать нравственному воспитанию учащихся; воспитывать интерес к предмету, аккуратность, умение работать сообща, внимательное отношение друг к другу.


Оборудование: Учебник, карточки с заданиями, репродукция картины Поленова «Золотая осень»


ХОД УРОКА

1.Организационный момент

Здравствуйте, дорогие ребята и дорогие наши гости! Сегодня мы с вами продолжим изучать сложноподчиненные предложения с придаточным изъяснительным. Повторим также и придаточное определительное и в процессе урока мы должны научиться правильно ставить знаки препинания в СПП и строить схемы. (Запись числа и темы урока)

2. Проверка Д\З (упр 116) (1 и 2 предл. у доски с комментариями)

3. Закрепление изученного материала

На предыдущих уроках мы изучали сложноподчинённые предложения с придаточными определительными и изъяснительными.

Учитель. Давайте, проверим, что вы знаете. На какие группы делятся сложные предложения? Из скольких частей состоят сложные предложения? При помощи чего соединяются простые предложения в составе сложного? Какие виды придаточных вы знаете?

Учащиеся:

  • Сложные предложения делятся на три группы: сложносочиненные, сложноподчиненные и бессоюзные.

  • Все сложные предложения состоят из нескольких простых.

  • В сложносочиненных и сложноподчиненных предложениях простые предложения соединяются при помощи союзов и союзных слов.

  • Сложноподчиненные предложения делятся на предложения с тремя придаточными: определительными, изъяснительными и обстоятельственными.

Учитель: Очень хорошо, а сейчас я бы хотела обратить ваше внимание на раздаточный материал. Теперь закрепим ваши ответы, по ранее изученному, высказываниями великих людей прошлого на вечные темы, не всегда бесспорные, но с огромным смыслом, которые могут заинтересовать вас. И обсудим их с точки зрения пунктуации. ( Тексты с высказываниями распечатаны и лежат на партах)

1. Счастье не в том, чтобы делать всегда, что хочешь, а в том, чтобы всегда хотеть того, что делаешь (Л.Н. Толстой). (СПП. Прид. изъяснительное)

2. Неправда, что жизнь мрачна, неправда, что в ней только язвы да стоны, горе и слезы! В ней есть все, что захочет найти человек, а в человеке есть силы создать то, чего в ней нет (М.Горький). (СПП. Прид. Изъяснит.)

3. Хорошее воспитание не в том, что ты не прольешь соуса на скатерть, а в том, что ты не заметишь, если это сделает кто-нибудь другой (А.П. Чехов). (СПП. изъяснит.)

4. Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным (Сенека, древнеримский философ). (СПП. Прид. Обстоятельст.)

5. Больше всех говорит тот, кому нечего сказать (Л.Н. Толстой). (Указательные слова в СПП.)

Учитель. Как вы думаете, не устарели ли взгляды на мир, высказанные писателями, философами много лет назад? (ответы учащихся)

4. Основная часть. Закрепление нового материала

Молодцы, очень хорошо. А сейчас мы обратимся непосредственно к СПП и учебнику стр. 74

Упр. 118, стр.76 (устно)

Упр. 117, стр.75 (1- 6) (письменно у доски)

Упр.119, стр.76 (самостоятельно)

Задание 1 Различение предложений на слух. В тетрадях у детей запись:

Простые Бессоюзные Сложносочиненные Сложноподчиненные

Учитель читает предложения, называя порядковый номер каждого, а школьники лишь разносят их соответствующие номера по нужным колонкам.

1. Распустились почки на деревьях, прилетели птицы. (БСП)

2. Не выходи на улицу, потому что уже стемнело. (СПП)

3. Светило солнце, но было очень холодно. (ССП)

4. Я поднял книгу, упавшую со стола. (ПП)

5. Я поднял книгу, которая упала со стола. (СПП)


Задание 2. Творческое задание

Сочинение- миниатюра по репродукции картины Василия Дмитриевича Поленова (1844-1927) «Золотая осень», в котором должны быть СПП предложения и вы должны определите их вид. (5- 7 предложений)

«Золотая осень» Поленова - символ русской природы. Поленов сумел передать красоту осени, как никто другой в русском искусстве.

(Зачитать несколько работ)


Задание 3

1. Человек, который не умеет понять другого обедняет свою жизнь и мешает жить другим.

2. Мы должны относиться друг к другу внимательно, должны понять, что самое чудесное создание в мире - это человек.

3. Уважайте друг друга, не забывая, что в каждом человеке скрыта мудрая сила строителя и что ей нужно дать волю развиться и расцвести.

4. Нравственность служит для того, чтобы человеческому обществу подняться выше.

5. Лицо человека, которое часто искажается злобой, становится безобразным.

6. При мысли о том, что я человек, возвышаюсь душою.



Задания.

1.Укажите сложноподчинённые предложения с придаточным изъяснительным. (2, 3,4,6)

2.Какое предложение соответствует схеме? [... деепричастие ], ( что ...) и (что ...).( 3 )

3. Укажите сложноподчинённые предложения с придаточным определительным. (1,5)

4.Запишите первое предложение, расставляя знаки препинания. Составьте его схему.



5. Заключительная часть. Выводы

Давайте повторим все, с чем познакомились на уроке.

Дайте определение СПП? На какие группы делятся сложные предложения? Из скольких частей состоят сложные предложения? При помощи чего соединяются простые предложения в составе сложного? Какие виды придаточных вы знаете?


6. Д\З Составить связанный текст (5-10 предложений), используя СПП с придаточными определительными и изъяснительными, подготовиться к тестированию






















Дополнительные задания к уроку:


Задание № 1

Определите вид сложноподчинённого предложения


В лесу, где всегда темно и сыро, можно встретить гигантские папоротники.

Определит.

Автобус остановился на берегу реки, которая здесь плавно поворачивала к югу.

Определит.

Та девушка, что стояла ближе к нему, протянула руку.

Определит.

Все, что окружало его, вызывало в нём досаду и раздражение.

Изъяснит.

Я хотел узнать, когда выйдет очередной номер журнала.

Изъяснит.


Задание №2

Составьте предложения. Определите вид придаточного предложения. Графически обоснуйте ответ. Начертите схемы предложений.


Река, по которой…..

Озеро, возле которого…..

Отец полагает, что….

Лётчик чувствовал, что….

Профессор определил, что….


Задание №3


Вставьте подчинительные союзы и союзные слова. Расставьте недостающие знаки препинания. Составьте схемы.


1. Человек должен быть наделен фантазией ________ творить. (В. Высоцкий. Монологи)


2. Я наблюдал свысока _______ волны головы ломают. (В. Высоцкий)


3. Живешь в заколдованном диком лесу __________ уйти невозможно. (В. Высоцкий)

4. Все равно я отсюда тебя заберу во дворец __________ играют свирели. (В. Высоцкий, 1970г)

5. Соглашайся хотя бы на рай в шалаше _________ терем с дворцом кто-то занял. (В. Высоцкий, 1970г)


6. Мне теперь не понять_________же прав был из нас в наших спорах без сна и покоя (В. Высоцкий «Он не вернулся из боя»


7. Мне не стало хватать его только сейчас, _____________ он не вернулся из боя. (В. Высоцкий «Он не вернулся из боя»)


Ответы: ( 1.Чтобы; 2. как; 3. откуда; 4.где; 5.если; 6.кто; 7когда)







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Янбарисова Марина Борисовна

Автор: Янбарисова Марина Борисовна

Дата: 01.11.2020

Номер свидетельства: 562114


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства