kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

И.Рогалёва. «Подарок для бабушки». Сюжет, герои. Духовно-нравственные проблемы. Особенности святочного рассказа.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка представляет собой материал для дистанционного обучения по анализу текста рассказа И.Рогалёвой "Подарок для бабушки" в 5 классе (предмет "Родная (русская) литература")

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«И.Рогалёва. «Подарок для бабушки». Сюжет, герои. Духовно-нравственные проблемы. Особенности святочного рассказа.»

Родная (русская) литература. 5 класс.



Тема. И.Рогалёва. «Подарок для бабушки». Сюжет, герои.

Духовно-нравственные проблемы. Особенности святочного рассказа.

Ирина Рогалёвасовременная детская писательница, член союза писателей Ленинградской области и Санкт-Петербурга, автор многих книг для детей и взрослых, победитель всероссийского православного литературного конкурса имени святого благоверного князя Александра Невского в номинации - книга для детей. Сборники рассказов и сказок для взрослых: «Замёрзшие небеса» (2009), «Имя тебе Любовь» (2010), «О чём не расскажут аисты» (2014). Рассказы для детей: «Кто, если не ты?», «Тайна солёного шоколада», «Чудесный подарок» и др. Святочные рассказы: «Подарок для бабушки», «Баба Катя и Батон», «Юлька, Краля и часы», «Между небом и землёй», «Тёплый дом», «Неразлучники» (2008).



- Прочитайте рассказ Ирины Рогалёвой «Подарок для бабушки».

Соседи по двору звали Леночку сиротой, но она себя сиротой не считала. Потому что жила с бабушкой Аней.

Девочка бабушку очень любила, старалась ей во всем помогать и – главное - не огорчать. У бабушки Ани было больное сердце. Училась Леночка в гимназии, рядом с домом, на одни пятерки. Кто-то скажет – подумаешь, в третьем классе учиться легко; но Леночке эти пятерки с трудом давались. Она не очень способная была к учебе. Зато трудолюбивая: и пол подметала, и пыль вытирала, и посуду мыла, и мусор выносила.

Жили старушка с внучкой в маленькой квартирке на первом этаже. Жили бедно, на бабушкину пенсию, зато в центре города. Все деньги тратили на еду, лекарства для сердца и плату за квартиру. Одежду им знакомые отдавали, иногда совсем плохенькую; но дареному коню в зубы не смотрят — бабушка радовалась любой помощи.

Бабушка Аня была верующая и часто ходила в церковь. Дома у нее были три старинных иконы — Спаситель, Богородица и святитель Спиридон Тримифунтский, которому бабушка молилась о житейских нуждах, хотя и стеснялась тревожить великого святого своими просьбами.

Как-то бабушка рассказала Леночке житие святителя Спиридона. Особенно девочку поразила история, как святитель Спиридон обратил змею в кучу золота.

Леночка давно заметила – попросит бабушка Аня святого Спиридона помочь с теплой одеждой для внучки — на следующий день кто-нибудь принесет пуховичок Леночкиного размера. И так во всем.

Бабушка Аня всегда за все благодарила Бога, а вместе с ней и внучка. «Молитва – это разговор с Богом», — говорила бабушка. Леночка любила разговаривать с Богом. Рассказывала Ему горести и радости, как родному любимому Отцу.

В этом году город начал готовиться к празднованию Нового года и Христова Рождества неожиданно рано. Уже в ноябре на улицах установили елки и развесили поздравительные гирлянды. Ярко украшенные витрины магазинов навязчиво зазывали горожан за подарками.

Идя из школы домой, Леночка в одной из витрин заметила пуховый белый платок – именно о таком платке давно мечтала бабушка. Стоил он сто пятьдесят рублей. С одной стороны, недорого, а с другой – у девочки и таких денег не было.

«Раз у меня появилась житейская нужда, значит, я могу попросить святителя Спиридона помочь мне купить подарок для бабушки», - решила девочка. Вечером она встала на коленки и шепотом, чтобы бабушка не услышала, рассказала святому о платке.

У Леночки была игрушечная змейка, и девочка была уверена, что именно ее святой Спиридон превратит в деньги.

Она спрятала игрушку под подушку, чтобы бабушка не нашла деньги раньше; но время шло, а змея так и оставалась змеею. «Наверное, святитель Спиридон меня не услышал. Не смогу я порадовать бабушку платком», - расстроилась девочка, как вдруг услышала разговор одноклассниц:

— Я сегодня шла мимо дворца, где люди женятся, и видела целую кучу монет, лежащих на асфальте, — сказала одна девочка.

— Да кому нужны эти монеты. Там одни копейки. Их только нищие собирают, — ответила другая.

«Мне! Мне нужны эти монеты! - сердце Леночки от радости забилось сильнее. - И как я раньше не догадалась собирать там деньги?! Я же видела, как их бросают под ноги жениху и невесте!».

После школы Леночка помчалась собирать монетки. Их было множество, но в основном это была мелочь. За один раз девочка собрала несколько рублей. Каждый раз, нагибаясь, Леночка говорила про себя: «Спасибо, Господи». Она собирала деньги долго, но совсем не устала.

За три дня до Христова Рождества Леночка собрала нужную сумму. Вечером она ненадолго отпросилась у бабушки и побежала к заветному магазину, крепко сжимая в руке тяжелый мешочек, набитый мелочью. Пуховый кружевной платок по-прежнему красовался в витрине, а рядом с ним появилась голубая вязаная шапочка с вышитыми серебряными снежинками. Леночке очень захотелось ее купить и тут же надеть. Стоила шапочка, как и платок, сто пятьдесят рублей.

На девочку вдруг накинулись мысли о том, что бабушке на платок можно насобирать монеток в другой раз, в конце концов, жила же бабушка без платка и еще поживет, а шапочка так подойдет к Леночкиным голубым глазам. «Купи себе шапочку, купи», - вкрадчиво уговаривал девочку внутренний голос. «Господи, помоги мне. Что мне делать?!» - подумала Леночка, и голос тут же исчез вместе с мыслями о шапочке. Девочка уверенно зашла в магазин и весело сказала продавщице:

— Я хочу купить белый пуховый платок с витрины!

— С тебя тысяча пятьсот рублей, — равнодушно ответила продавщица.

Леночка не поверила своим ушам.

— Там же написано сто пятьдесят рублей. Вот. У меня ровно столько.

Она протянула продавщице свой мешочек.

— Учиться надо лучше, девочка. Ты что - нули считать не умеешь? Да и как такой платок может стоить сто пятьдесят рублей! Ты что - с луны свалилась? Не знаешь сегодняшних цен? Или ты из деревни приехала?

Продавщица разошлась не на шутку, но Леночка ее не слышала. Сдерживая слезы, она вышла на улицу и горько разрыдалась. Прохожие не обращали внимания на плачущую бедно одетую девочку. Неожиданно рядом с Леночкой появился старик в длинном парчовом платье. На голове у него переливалась драгоценными камнями необычная шапка. Люди, видевшие его, не удивлялись: по улицам ходило много Дедов Морозов в разных костюмах.

— Леночка, не плачь. Слезами горю не поможешь, — ласково сказал старик и погладил девочку по голове. От его ласки Леночкины слезы мгновенно высохли, а горе исчезло.

— Давай мне твой мешочек с поклончиками.

Леночка протянула старику мешочек. И он на глазах у девочки превратился в большой, расшитый звездами и крестами бархатный мешок.

— Это тебе и бабушке.

Старик вручил его Леночке, благословил ее и исчез.

Прижимая к груди подарок, девочка мчалась домой, пытаясь вспомнить, где она видела доброго старичка - волшебника.

Бабушка Аня спала. Леночка достала из мешка белый пуховый платок и голубую шапочку с серебряными снежинками. «Слава Богу за все», - сказала она, как учила бабушка, и подошла к иконам. С одной из икон на девочку с улыбкой смотрел добрый старик – волшебник святитель Спиридон Тримифунтский.



Разберитесь в содержании прочитанного.

- Выполните задания устно и письменно прямо в работе (!!!).

1). Прочитайте рассказ И. Рогалёвой «Подарок для бабушки». О чём это произведение? Передайте кратко (не более 3-х предложений) содержание текста.

2). Анализируем язык произведения.

- Объясните значение фразеологизма «разошлась не шутку»

- Почему деньги, которые собирала девочка, старик называет «поклончиками»?

- Как Вы понимаете пословицу: «Дарёному коню в зубы не смотрят»?

- Что такое благословение? Как образовано это слово?

3). В литературоведении есть герои главные (играют в тексте главную роль), второстепенные (играют в тексте не главную, но важную роль), эпизодические (появляются только в эпизодах). В рассказе И.Рогалёвой действуют следующие герои: бабушка, Леночка, одноклассницы Лены, продавщица, старик-волшебник. Распределите их на группы:

Главные … Второстепенные … Эпизодические …

4). Что Вы запомнили о бабушке Ане?

5). Найдите в тексте художественные детали, характеризующие старика-волшебника.

6). Прочитайте фрагмент из жития Спиридона Тримифунтского (житие – это жизнеописание святых).

«Святитель Спиридон жил на острове Кипр, недалеко от города Тримифунт… Все свои средства отдавал на нужды ближних и странников. За это Господь вознаградил его даром чудотворения: Спиридон исцелял неизлечимо больных, изгонял бесов; по слову святителя пробуждались мёртвые, укрощались стихии.

Особенно известен один эпизод из жизни святого. Однажды земледелец пришёл к богачу с просьбой дать ему взаймы хлеба и обещал с лихвой возвратить данное ему, когда настанет жатва. Но богач не хотел даже слушать его. «Без денег, - сказал он, - ты не получишь от меня ни одного зерна». Чтобы помочь бедняку, святитель Спиридон начал молиться. По его молитве в золото превратилась змея, которая ползала в саду.

Спустя некоторое время пришёл бедняк возвратить золото, и оно снова стало змеёй. Змея уползла в свою нору, а земледелец, полный благодарности, возвратился к себе домой и изумлялся величию чуда, сотворённого Богом по молитвам святого».

- В чём сходство и различие святителя в житии и в рассказе?

7). Письменно. Продолжите характеристику Леночки: для этого прямо в тексте укажите ещё 3 – 4 характеристики девочки (можно называть поступки героини).

Леночка голубоглазая девочка; сирота, но сиротой себя не считает; хорошо учится; любит разговаривать с Богом; добрая, …

8). Работаем со словарём. В духовно – нравственном смысле искушение происходит от греческого глагола «пейрадзо»искушать, который, помимо значения «подвергать испытанию», переводится как «проверять ценность чего-то или кого-то». Искушение — это испытание, через которое осуществляется Божий Промысел. Без искушения у человека не было бы стимула для развития, нравственного и творческого становления. 

Письменно. Какое искушение испытывает девочка? Как Леночка справилась с искушением? Прямо в тексте дайте ответы на эти вопросы.

Объём ответа - 3 – 4 предложения.

(Подсказка! Одной из «сильных позиций» произведения - «золотым сечением» - является фраза из текста: «На девочку вдруг накинулись мысли о том, что бабушке на платок можно насобирать монеток в другой раз, в конце концов, жила же бабушка без платка и еще поживет, а шапочка так подойдет к Леночкиным голубым глазам». В ответе на вопросы воспользуйтесь данной подсказкой!).

9). Что Вы знаете о празднике Рождества Христова?

10). Подумайте, почему рассказы, подобные произведению И.Рогалёвой, называются «рождественскими» или «святочными»?

11). Известны следующие особенности «рождественского (святочного) рассказа»:

  • приуроченность действия в рассказах ко времени праздника Рождества;

  • наличие героя-ребенка;

  • ожидание и совершение Чуда как главный мотив рождественского рассказа;

  • пророческий сон или видение (страшный (-ое) или радостный (-ое));

  • счастливое разрешение драматической ситуации (как правило);

  • гуманистическая направленность рассказов с рождественской тематикой (призыв к добру, любви, милосердию).

- Опираясь на эти особенности, докажите, что произведение И.Рогалёвой относится к жанру «святочного» рассказа (устно или письменно).






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Харина Лидия Владимировна

Дата: 16.07.2022

Номер свидетельства: 611116


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства