И.Рогалёва. «Подарок для бабушки». Сюжет, герои. Духовно-нравственные проблемы. Особенности святочного рассказа.
И.Рогалёва. «Подарок для бабушки». Сюжет, герои. Духовно-нравственные проблемы. Особенности святочного рассказа.
Методическая разработка представляет собой материал для дистанционного обучения по анализу текста рассказа И.Рогалёвой "Подарок для бабушки" в 5 классе (предмет "Родная (русская) литература")
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Ирина Рогалёва – современная детская писательница, член союза писателей Ленинградской области и Санкт-Петербурга, автор многих книг для детей и взрослых, победитель всероссийского православного литературного конкурса имени святого благоверного князя Александра Невского в номинации - книга для детей. Сборники рассказов и сказок для взрослых: «Замёрзшие небеса» (2009), «Имя тебе Любовь» (2010), «О чём не расскажут аисты» (2014). Рассказы для детей: «Кто, если не ты?», «Тайна солёного шоколада», «Чудесный подарок» и др. Святочные рассказы: «Подарок для бабушки», «Баба Катя и Батон», «Юлька, Краля и часы», «Между небом и землёй», «Тёплый дом», «Неразлучники» (2008).
- Прочитайте рассказ Ирины Рогалёвой «Подарок для бабушки».
Соседи по двору звали Леночку сиротой, но она себя сиротой не считала. Потому что жила с бабушкой Аней.
Девочка бабушку очень любила, старалась ей во всем помогать и – главное - не огорчать. У бабушки Ани было больное сердце. Училась Леночка в гимназии, рядом с домом, на одни пятерки. Кто-то скажет – подумаешь, в третьем классе учиться легко; но Леночке эти пятерки с трудом давались. Она не очень способная была к учебе. Зато трудолюбивая: и пол подметала, и пыль вытирала, и посуду мыла, и мусор выносила.
Жили старушка с внучкой в маленькой квартирке на первом этаже. Жили бедно, на бабушкину пенсию, зато в центре города. Все деньги тратили на еду, лекарства для сердца и плату за квартиру. Одежду им знакомые отдавали, иногда совсем плохенькую; но дареному коню в зубы не смотрят — бабушка радовалась любой помощи.
Бабушка Аня была верующая и часто ходила в церковь. Дома у нее были три старинных иконы — Спаситель, Богородица и святитель Спиридон Тримифунтский, которому бабушка молилась о житейских нуждах, хотя и стеснялась тревожить великого святого своими просьбами.
Как-то бабушка рассказала Леночке житие святителя Спиридона. Особенно девочку поразила история, как святитель Спиридон обратил змею в кучу золота.
Леночка давно заметила – попросит бабушка Аня святого Спиридона помочь с теплой одеждой для внучки — на следующий день кто-нибудь принесет пуховичок Леночкиного размера. И так во всем.
Бабушка Аня всегда за все благодарила Бога, а вместе с ней и внучка. «Молитва – это разговор с Богом», — говорила бабушка. Леночка любила разговаривать с Богом. Рассказывала Ему горести и радости, как родному любимому Отцу.
В этом году город начал готовиться к празднованию Нового года и Христова Рождества неожиданно рано. Уже в ноябре на улицах установили елки и развесили поздравительные гирлянды. Ярко украшенные витрины магазинов навязчиво зазывали горожан за подарками.
Идя из школы домой, Леночка в одной из витрин заметила пуховый белый платок – именно о таком платке давно мечтала бабушка. Стоил он сто пятьдесят рублей. С одной стороны, недорого, а с другой – у девочки и таких денег не было.
«Раз у меня появилась житейская нужда, значит, я могу попросить святителя Спиридона помочь мне купить подарок для бабушки», - решила девочка. Вечером она встала на коленки и шепотом, чтобы бабушка не услышала, рассказала святому о платке.
У Леночки была игрушечная змейка, и девочка была уверена, что именно ее святой Спиридон превратит в деньги.
Она спрятала игрушку под подушку, чтобы бабушка не нашла деньги раньше; но время шло, а змея так и оставалась змеею. «Наверное, святитель Спиридон меня не услышал. Не смогу я порадовать бабушку платком», - расстроилась девочка, как вдруг услышала разговор одноклассниц:
— Я сегодня шла мимо дворца, где люди женятся, и видела целую кучу монет, лежащих на асфальте, — сказала одна девочка.
— Да кому нужны эти монеты. Там одни копейки. Их только нищие собирают, — ответила другая.
«Мне! Мне нужны эти монеты! - сердце Леночки от радости забилось сильнее. - И как я раньше не догадалась собирать там деньги?! Я же видела, как их бросают под ноги жениху и невесте!».
После школы Леночка помчалась собирать монетки. Их было множество, но в основном это была мелочь. За один раз девочка собрала несколько рублей. Каждый раз, нагибаясь, Леночка говорила про себя: «Спасибо, Господи». Она собирала деньги долго, но совсем не устала.
За три дня до Христова Рождества Леночка собрала нужную сумму. Вечером она ненадолго отпросилась у бабушки и побежала к заветному магазину, крепко сжимая в руке тяжелый мешочек, набитый мелочью. Пуховый кружевной платок по-прежнему красовался в витрине, а рядом с ним появилась голубая вязаная шапочка с вышитыми серебряными снежинками. Леночке очень захотелось ее купить и тут же надеть. Стоила шапочка, как и платок, сто пятьдесят рублей.
На девочку вдруг накинулись мысли о том, что бабушке на платок можно насобирать монеток в другой раз, в конце концов, жила же бабушка без платка и еще поживет, а шапочка так подойдет к Леночкиным голубым глазам. «Купи себе шапочку, купи», - вкрадчиво уговаривал девочку внутренний голос. «Господи, помоги мне. Что мне делать?!» - подумала Леночка, и голос тут же исчез вместе с мыслями о шапочке. Девочка уверенно зашла в магазин и весело сказала продавщице:
— Я хочу купить белый пуховый платок с витрины!
— С тебя тысяча пятьсот рублей, — равнодушно ответила продавщица.
Леночка не поверила своим ушам.
— Там же написано сто пятьдесят рублей. Вот. У меня ровно столько.
Она протянула продавщице свой мешочек.
— Учиться надо лучше, девочка. Ты что - нули считать не умеешь? Да и как такой платок может стоить сто пятьдесят рублей! Ты что - с луны свалилась? Не знаешь сегодняшних цен? Или ты из деревни приехала?
Продавщица разошлась не на шутку, но Леночка ее не слышала. Сдерживая слезы, она вышла на улицу и горько разрыдалась. Прохожие не обращали внимания на плачущую бедно одетую девочку. Неожиданно рядом с Леночкой появился старик в длинном парчовом платье. На голове у него переливалась драгоценными камнями необычная шапка. Люди, видевшие его, не удивлялись: по улицам ходило много Дедов Морозов в разных костюмах.
— Леночка, не плачь. Слезами горю не поможешь, — ласково сказал старик и погладил девочку по голове. От его ласки Леночкины слезы мгновенно высохли, а горе исчезло.
— Давай мне твой мешочек с поклончиками.
Леночка протянула старику мешочек. И он на глазах у девочки превратился в большой, расшитый звездами и крестами бархатный мешок.
— Это тебе и бабушке.
Старик вручил его Леночке, благословил ее и исчез.
Прижимая к груди подарок, девочка мчалась домой, пытаясь вспомнить, где она видела доброго старичка - волшебника.
Бабушка Аня спала. Леночка достала из мешка белый пуховый платок и голубую шапочку с серебряными снежинками. «Слава Богу за все», - сказала она, как учила бабушка, и подошла к иконам. С одной из икон на девочку с улыбкой смотрел добрый старик – волшебник святитель Спиридон Тримифунтский.
Разберитесь в содержании прочитанного.
- Выполните задания устно и письменно прямо в работе (!!!).
1). Прочитайте рассказ И. Рогалёвой «Подарок для бабушки». О чём это произведение? Передайте кратко (не более 3-х предложений) содержание текста.
2). Анализируем язык произведения.
- Объясните значение фразеологизма «разошлась не шутку»
- Почему деньги, которые собирала девочка, старик называет «поклончиками»?
- Как Вы понимаете пословицу: «Дарёному коню в зубы не смотрят»?
- Что такое благословение? Как образовано это слово?
3). В литературоведении есть герои главные(играют в тексте главную роль), второстепенные(играют в тексте не главную, но важную роль), эпизодические(появляются только в эпизодах). В рассказе И.Рогалёвой действуют следующие герои: бабушка, Леночка, одноклассницы Лены, продавщица, старик-волшебник. Распределите их на группы:
Главные … Второстепенные … Эпизодические …
4). Что Вы запомнили о бабушке Ане?
5). Найдите в тексте художественные детали, характеризующие старика-волшебника.
6). Прочитайте фрагмент из жития Спиридона Тримифунтского (житие – это жизнеописание святых).
«Святитель Спиридон жил на острове Кипр, недалеко от города Тримифунт… Все свои средства отдавал на нужды ближних и странников. За это Господь вознаградил его даром чудотворения: Спиридон исцелял неизлечимо больных, изгонял бесов; по слову святителя пробуждались мёртвые, укрощались стихии.
Особенно известен один эпизод из жизни святого. Однажды земледелец пришёл к богачу с просьбой дать ему взаймы хлеба и обещал с лихвой возвратить данное ему, когда настанет жатва. Но богач не хотел даже слушать его. «Без денег, - сказал он, - ты не получишь от меня ни одного зерна». Чтобы помочь бедняку, святитель Спиридон начал молиться. По его молитве в золото превратилась змея, которая ползала в саду.
Спустя некоторое время пришёл бедняк возвратить золото, и оно снова стало змеёй. Змея уползла в свою нору, а земледелец, полный благодарности, возвратился к себе домой и изумлялся величию чуда, сотворённого Богом по молитвам святого».
- В чём сходство и различие святителя в житии и в рассказе?
7).Письменно. Продолжите характеристику Леночки: для этогопрямо в текстеукажите ещё3 – 4характеристики девочки (можно называть поступки героини).
Леночка – голубоглазая девочка;сирота, но сиротой себя не считает; хорошо учится; любит разговаривать с Богом; добрая, …
8).Работаем со словарём. В духовно – нравственном смысле искушениепроисходит отгреческого глагола «пейрадзо» — искушать, который, помимо значения «подвергать испытанию», переводится как «проверять ценность чего-то или кого-то». Искушение — это испытание, через которое осуществляется Божий Промысел. Без искушения у человека не было бы стимула для развития, нравственного и творческого становления.
Письменно.Какое искушение испытывает девочка? Как Леночка справилась с искушением? Прямо в тексте дайте ответы на эти вопросы.
Объём ответа - 3 – 4 предложения.
(Подсказка! Одной из «сильных позиций» произведения - «золотым сечением» - является фраза из текста: «На девочку вдруг накинулись мысли о том, что бабушке на платок можно насобирать монеток в другой раз, в конце концов, жила же бабушка без платка и еще поживет, а шапочка так подойдет к Леночкиным голубым глазам».В ответе на вопросы воспользуйтесь данной подсказкой!).
9). Что Вы знаете о празднике Рождества Христова?
10). Подумайте, почему рассказы, подобные произведению И.Рогалёвой, называются «рождественскими» или «святочными»?
11).Известны следующие особенности «рождественского (святочного) рассказа»:
приуроченность действия в рассказах ко времени праздника Рождества;
наличие героя-ребенка;
ожидание и совершение Чуда как главный мотив рождественского рассказа;
пророческий сон или видение (страшный (-ое) или радостный (-ое));
счастливое разрешение драматической ситуации (как правило);
гуманистическая направленность рассказов с рождественской тематикой (призыв к добру, любви, милосердию).
- Опираясь на эти особенности, докажите, что произведение И.Рогалёвой относится к жанру «святочного» рассказа (устно или письменно).