kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

И. Бродский «В деревне бог живет не по углам».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: И. Бродский «В деревне бог живет не по углам».

Цель: анализ стихотворения И. Бродского, развивать навыки выразительного

чтения, умение самостоятельно размышлять, делать соответствующие

выводы; нравственное и эстетическое воспевание. Тип урока: урок - анализ. Вид урока: совместная деятельность.

Ход урока

1.  Орг. момент

2.          Вступительное слово учителя.

И. Бродский высоко ценил историю и свою родную культуру. Он понимал, что в мифе о Боге человек пытается примириться с миром и с самим собой. В стихотворении «В деревне бог живет не по углам» И. Бродский дал общую картину тех представлений, которые были распространены в русских деревнях во второй половине нашего вка (XX). В этх представлениях явно соединились черты языческих суеверий и христианской религии.

В стихотворении обнаруживается несколько взглядов на мир, бога и человека. Они достаточно отчетливы и в то же время как бы вплетаются один в другой. Трудно понять, наследником какого взгляда является сам поэт, т.е. какой взгляд в большей мере очаровывает его.

Христианский взгляд отражен в боге, «живущим по углам». На Руси возникла традиция, по которой их отражения Бога и святых угодников в виде икон помещалось в правый угол избы, он назывался «красным». Это является знаком уважения и почитания, знаком ритуального следования христианской традиции. Христианский Бог живет на небе. Деревенский человек довольствуется его изображениями, помещенными в почетном углу. Это великий Бог, десятью речениями которого был сотворен мир. Он твори мир без усилий, свободным актом воли, выраженным в формуле -«Да будет так». Это Бог недоступный созерцанию. Его в деревне боятся, он требует уважения. Он требует уважения, но непосредственно в каждом моменте жизни не участвует. Люди своим разумом вполне постичь его не могут, так как это бестелесный невидимый Дух, всеправедный и всемогущий, можно сказать, что это «непонятный» Бог.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«И. Бродский «В деревне бог живет не по углам».»

Тема: И. Бродский «В деревне бог живет не по углам».

Цель: анализ стихотворения И. Бродского, развивать навыки выразительного

чтения, умение самостоятельно размышлять, делать соответствующие

выводы; нравственное и эстетическое воспевание. Тип урока: урок - анализ. Вид урока: совместная деятельность.

Ход урока

  1. Орг. момент

  2. Вступительное слово учителя.

И. Бродский высоко ценил историю и свою родную культуру. Он понимал, что в мифе о Боге человек пытается примириться с миром и с самим собой. В стихотворении «В деревне бог живет не по углам» И. Бродский дал общую картину тех представлений, которые были распространены в русских деревнях во второй половине нашего вка (XX). В этх представлениях явно соединились черты языческих суеверий и христианской религии.

В стихотворении обнаруживается несколько взглядов на мир, бога и человека. Они достаточно отчетливы и в то же время как бы вплетаются один в другой. Трудно понять, наследником какого взгляда является сам поэт, т.е. какой взгляд в большей мере очаровывает его.

Христианский взгляд отражен в боге, «живущим по углам». На Руси возникла традиция, по которой их отражения Бога и святых угодников в виде икон помещалось в правый угол избы, он назывался «красным». Это является знаком уважения и почитания, знаком ритуального следования христианской традиции. Христианский Бог живет на небе. Деревенский человек довольствуется его изображениями, помещенными в почетном углу. Это великий Бог, десятью речениями которого был сотворен мир. Он твори мир без усилий, свободным актом воли, выраженным в формуле -«Да будет так». Это Бог недоступный созерцанию. Его в деревне боятся, он требует уважения. Он требует уважения, но непосредственно в каждом моменте жизни не участвует. Люди своим разумом вполне постичь его не могут, так как это бестелесный невидимый Дух, всеправедный и всемогущий, можно сказать, что это «непонятный» Бог.

Сознание деревенского человека, с одной стороны, отделяет этого Бога от повседневной жизни, а, с другой, - посредством веры пытается навести мосты между «непонятным» Богом, живущим на небе и в «красном углу», и тем, который в деревне «повсюду», «в избытке». Именно в его чертах отражается идея «понятного», земного Бога. Он больше похож на языческого домового, которому в славянской мифологии приписывались функции заботы обо всех сторонах повседневной жизни человека, особенно, живущего в деревне. Это архаичное синкретическое божество, освящающее каждый шаг деревенского человека. С ним связано откровенное признание бытующих в деревне суеверий.

В стихотворении субъективных переживания деревенского человека перенесены на образ «понятного» Бога. Перенос осуществляется проекцией на Бога - высших жизненных ценностей. Такой Бог в древне выступает их хранителем. Он наделен особой окрашенностью и жизненной динамикой в рамках специфической деревенской жизни. Это красноречивый шалун. С этим Богом в деревне «живут». Взгляд, осуществляющийся в образе этого Бога, ближе к языческому.

3. Чтение стихотворения, анализ стихотворения.

1. Словарная работа.

Бог живет не по углам.

- Изображение христианского Бога и христианских святых в виде икон
помещалось в «красный» (правый) угол избы.

Освящает кровлю и посуду.

- В христианском ритуале освящение делает дом и все, что в нем находится,
очищенном от скверны, от злых сил.

Честно двери делит пополам.

- В деревне двери состоя из двух створок, таких же, как на складнях - икона:
из двух симметричных частей. Симметрия - гармония. Жизнь деревенского
человека симметрична природе. Это честная жизнь. Бог, который честно
делит двери пополам, - справедливый Бог.

Очевидец.

- Человек, который сам своими глазами наблюдает какое - то событие,
смотрящий на что - то со стороны.

Атеист.

- Человек, отрицающий всякое существование Бога и религии.

Насмешник.

- Человек любит насмехаться.

В избытке.

- В обилии, в полноте, в излишке.

2. Вопросно - ответная беседа.

  1. Каким словом в стихотворении определяется отношение атеиста к вере деревенского человека в Бога?

  2. Найдите в стихотворении строки, позволяющие говорить о том, что деревенский Бог любит пошутить.

  1. Кто в деревне «ставит изгороди», с вашей точки зрения, и как это описано в стихотворении?

  2. «Кто «выдает девицу замуж»: люди или Бог? Выберите и объясните свой ответ.

  3. «В деревне он в избытке2 - о ком идет речь в этих словах

  4. Как поэт относится к насмешникам?

  5. Выберите правильный, с вашей точки зрения, вариант и объясните:

а) поэт - равнодушный наблюдатель за жизнью в деревне;

б) поэт - сочувствующий наблюдатель за жизнью в деревне;

в) поэт - деревенский человек

г) поэт - городской человек, полюбивший деревенскую жизнь.

8. Перечислите черты деревенской жизни, о которых идет речь в
стихотворении.

9. Выберите правильный, с вашей точки зрения, вариант и объясните его.
Взгляд очевидца:

а) это взгляд извне;

б) это взгляд изнутри.

  1. Есть ли, с вашей точки зрения, отличие между Богом, «живущим» «по углам», и Богом, «устраивающим объездчику недолет». Если есть, то в чем, объясните.

  2. Какого Бога можно назвать «понятным» для деревенского человека, а какого «непонятным» - «живущим по углам» или «варящего чечевицу» и почему? С каким Богом чаще общается деревенский человек.


  1. В каких христианских праздниках проявляются черты языческих славянских обрядов?

  2. Как был создан мир по библейской мифологии?

  3. Подумайте, где живет христианский Бог?

  4. Попытайтесь описать жизнь поэта Иосифа Бродского в деревне?

  5. Придумайте предложение со словом «благодать».

3. Вывод.

Единственным настоящим убеждением поэта является убеждение в том, что слишком часто внешние проявления загораживают истинную поэзию жизни, в которой важны не отличия одной религии от другой, а умение облекать бытовые стороны жизни в форму неописуемого чуда, неразрешимой загадки. В условиях такого видения чудом в этом мире является все.

Подводя итог, следует сказать, что бог - шутник, очевидец и поэт очень близки и как бы совместно обсуждают деревенские события. Иначе говоря, поэт и является тем самым очевидцем, который «прислушивается к осеннему свисту» и которому доступна поэзия простых событий. Будучи наполнены верой, эти события превращаются в миф о деревне, деревенском человеке, деревенском Боге и «очевидце».

В завершении возникает вопрос, какой же взгляд ближе всего к Иосифу Бродскому? Ответом на него могут стать слова И. Бродского: «Ни язычество,

ни крестьянство не могут удовлетворить полностью духовные потребности человека, всегда есть что - то в остатке» и слова А. Уланова: «Все у Бродского под вопросом, поэтому он и атеист, и поклонник «понятного» и «непонятного» Бога, но не «насмешник».

  1. Итог урока: Обобщение; Выставление оценок.

  2. Домашнее задание: разобрать вопрос № 12.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
И. Бродский «В деревне бог живет не по углам».

Автор: Нам Бэлла Алексеевна

Дата: 09.02.2016

Номер свидетельства: 290825


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства