Учитель: Является ли записанная на доске тема урока для вас новой? Как вы думаете, с какой целью мы обращаемся к изученному ранее материалу?
Ученик: Повторить и обобщить изученный материал.
Учитель: Где вам можем пригодиться умение находить грамматическую основу?
Ученик: При выполнении контрольной итоговой работы и при сдаче ОГЭ.
Учитель: Поднимите руки, кто уверен в том, что справится с заданием без ошибок.
(Ученики поднимают руки)
Учитель: Я вижу, что многие не решились поднять руку. Где, по вашему мнению, вы можете допустить ошибку? Какие трудности испытываете при нахождении грамматической основы?
Ученики:
- Трудно найти составное сказуемое;
- Не всегда вижу односоставные предложения;
- Не всегда различаю подлежащее и дополнение;
- Путаю подлежащее и обращение.
Учитель: Вы назвали ошибки, которые чаще всего допускают учащиеся при выделении грамматической основы. Поэтому наш урок посвящён предупреждению ошибок, связанных с нахождением ГО.
3) Работа по теме урока.
а) «мозговой штурм»
- На какой вопрос отвечает подлежащее?
- На какие вопросы отвечает дополнение?
- Как называются предложения с одним главным членом предложения?
- На какие группы их можно разделить?
- Дайте определение обращению.
- Назовите типы сказуемых.
б) презентация
Учитель: А теперь позвольте дать несколько добрых советов, которые помогут вам при нахождении ГО. Предлагаю вашему вниманию презентацию к уроку, которую я назвала «Внимание! Ловушка!». Надеюсь, после её просмотра вы сможете без труда справиться с заданием.
(приложение, слайд №1)
Помните:
подлежащее отвечает только на вопросы кто? что? , которые нужно задавать от сказуемого;
подлежащее не всегда выражается именем существительным или местоимением, оно так же может быть выражено другими частями речи в значении существительного
(приложение, слайд №2)
подлежащее может быть выражено неделимым (цельным) словосочетанием
(приложение, слайд №3)
чтобы не перепутать подлежащее с дополнением, воспользуйся добрыми советами
(приложение, слайд №4)
следующий совет поможет вам отличить подлежащее от обращения
(приложение, слайд №5)
подлежащие или сказуемые могут быть однородными
(приложение, слайд №6)
сказуемое отвечает не только на вопросы что делает предмет? что с ним происходит?
сказуемое выражено полным прилагательным только при отсутствии в предложении глагола, в этом случае оно стоит после подлежащего, а не перед ним
(приложение, слайд №7)
обратите внимание на то, какими советами можно воспользоваться при нахождении составных сказуемых
(приложение, слайды №8, №9)
запомните, деепричастие и деепричастный оборот никогда не входят в состав сказуемого
(приложение, слайд №10)
не забывайте про односоставные предложения
(приложение, слайд №11)
не забывайте о том, что предложения бывают сложными, следовательно, в нём будет несколько ГО
(приложение, слайды №12, №13)
в) тест
Учитель: А теперь проверим, как вы справитесь с тестом на нахождение ГО
(приложение, слайд №14)
г) самопроверка
(приложение, слайд №15)
Учитель: Поднимите руки, кто ошибся один раз, два раза. Кто больше двух раз? А есть те, кто не допустил ни одной ошибки? Вы молодцы, ну а, те, кто ошибся, не расстраивайтесь. Помните: дорогу осилит идущий.
д) работа с типовыми экзаменационными вариантами ОГЭ
Учитель: Откройте пособие по подготовке к ОГЭ. Решите 8 задание из 1-5 вариантов.
е) взаимопроверка
Учитель: Поменяйтесь тетрадями, сверьте свои ответы с ответами соседа по парте. Если есть несоответствие, выясните, чей ответ верен. Кому нужна помощь, обратитесь ко мне.
4) Итог урока. Рефлексия учебной деятельности.
- Какую цель урока ставили?
- Достигли её?
- Что нового узнали на уроке?
- Дайте оценку своей работе по плану:
а) Сегодня я понял…
б) Я почувствовал…
в) Меня удивило…
г) Сегодня было интересно узнать…
5) Домашнее задание: продолжить работу с пособием, решить 8 задание их 6-15 вариантов.