kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Готовимся к ЕГЭ. Средства выразительности языка. Стилистические фигуры.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок повторения, обобщения и контроля знаний представлен в форме коллективной практической работы. Для совместной деятельности предложены разные виды опроса, элементы исследовательского метода, гибкая система упражнений, разноуровневая диагностика в двух вариантах. Урок, построенный с опорой на ОУУД, активизирует мыслительную и речевую деятельность учащихся, готовит к выполнению заданий ЕГЭ: 24 и 25, способствует повышению личностной самооценки.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Готовимся к ЕГЭ. Средства выразительности языка. Стилистические фигуры. »


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №85 города Ульяновска Готовимся к ЕГЭ

Средства речевой выразительности.

Стилистические фигуры.

Урок повторения, обобщения и контроля знаний



10 класс









Учитель Л.А.Фенёва















2014 год



Предмет: русский язык Учитель: Фенёва Л.А. Тема урока: Средства выразительности языка. Стилистические фигуры. 10 класс Цели и задачи урока: - повторить, обобщить и проконтролировать знания о стилистических фигурах и их функции в речи; - уметь определять и различать данные средства речевой выразительности, соотносить функции стилистических фигур, охарактеризованных в рецензии, с термином, указанным в задании24;

- развивать мыслительно-речевую деятельность, языковое чутьё старшеклассников;

- воспитывать ответственное отношение к собственному слову, к культуре речи;

- морально настроиться на успешное выполнение задания 24.

Тип урока: урок повторения, обобщения и контроля знаний.

Вид урока: урок-практикум.

Основной дидактический метод: исследовательский.


Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.


Методы и приёмы:

- составление схем,

- работа с доской,

- создание проблемной ситуации;

- выразительное чтение;

- устное сообщение;

- работа по карточкам,

- система упражнений для работы с ИВС.


План урока.


1. Организационный момент.

2. Анализ темы и постановка целей урока.

3. Практическая работа: система устных и письменных упражнений.

4. Выводы. Рефлексия.

5. Домашнее задание.

6. Письменная разноуровневая диагностика с последующей самопроверкой и коррекцией.

7. Оценки за урок.











«Изобразительно-выразительные средства языка. Стилистические фигуры».

(10 класс).

Урок повторения, обобщения и контроля знаний.

Цели:

    1. Повторить, обобщить и проконтролировать знания о стилистических фигурах и их функции в речи.

    2. Уметь определять и различать данные средства речевой выразительности; соотносить функции стилистических фигур, охарактеризованных в небольшой рецензии, с термином, указанным в задании 24.

    3. Развивать языковое чутьё, мыслительно-речевую деятельность, обогатить словарь учащихся.

  1. Организационный момент.

  2. Вступительное слово учителя. Анализ темы.

- Каждый образованный человек должен говорить правильно и выразительно - красиво, образно, ярко, эмоционально, чтобы мысль дошла точно и убедительно. Для этого в языке есть средства выразительности. (Записать первое предложение темы).

- На какие группы разделяют средства речевой выразительности? (Схема «Тропы и стилистические фигуры». Записать второе предложение темы.)

- Что такое стилистические фигуры? Чем они отличаются от тропов?

(Троп – это лексическая единица, связанная со значением слова, а стилистическая фигура, или фигура речи, - это синтаксическое построение. Троп усиливает выразительность речи через создание образа, вызывающего прежде всего эмоциональный отклик, а стилистические фигуры - через актуализацию мыслей и чувств.)

- Почему фигуры речи называют стилистическими?

(Потому что синтаксические конструкции функционируют в тексте, что изучает стилистика.)

- В ЕГЭ по русскому языку задание 24 проверяет, насколько выпускник умеет «видеть языковые средства в текстах различных стилей и типов речи». (Зачитать.)

«Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе прочитанного вами текста… В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на месте пропусков цифры, соответствующие номеру из списка».

В списке 9 терминов. Из них нужно выбрать 4, чтобы получить 4 балла. Справиться с этой задачей в силах каждый. Сформулируем цели урока.


  1. Цели урока.

- Для этого послушайте 2 отзыва о стилистических фигурах.

1) Стилистические фигуры!

Красивые, живые!

Украшают, заставляют мыслить, чувствовать!

Сокровища языка!


2) Стилистические фигуры!

Разнообразные, сложные!

Не нахожу, не различаю, не понимаю! (боюсь!)

Проблема!

- Какие поставим перед собой цели урока, чтобы подготовиться к ЕГЭ?

- Обобщить и привести в систему знания терминологии по теме «Стилистические фигуры».

- Учиться различать стилистические фигуры, определять их роль в тексте.

- Отработать практически алгоритм выполнения задания 24, чтобы его не бояться.

- Да, урок должен помочь сделать собственную речь красивой и выразительной, помочь преодолеть трудности в выполнении задания 24 и написании сочинения.

- В ходе урока будем контролировать свои знания. В конце занятия выполним письменную диагностику по теме. Отметки за урок будут выставлены с учётом устной работы.


  1. Практическая работа. (Перед каждым схема «Изобразительно-выразительные средства языка» и лист с системой упражнений (Практическая работа). По ходу занятия оформляется.)

- Перед каждым из вас схема «Выразительные средства языка». Посмотрите «Стилистические фигуры». Слева отметьте напротив каждого термина: + - «знаю», ? – «сомневаюсь», - «не знаю». Теперь возьмите лист с практической работой и приступим к ней. Постарайтесь, чтобы в таблице в итоге были только «+».

1.Антитеза, оксюморон.

1) Выборочный диктант. Из данного ряда терминов выбрать и записать названия стилистических фигур. Дать их определение.

Метафора, ирония, антитеза, олицетворение, оксюморон.

( Антитеза- резкое противопоставление противоположных понятий: «Преступление и наказание», «Толстый и тонкий». Оксюморон – соединение взаимоисключающих друг друга понятий: «Мёртвые души», «Живой труп», «Горячий снег».)

- Как по форме отличить оксюморон от антитезы?

(Запись на доске и в тетради. Антитеза – это слова-антонимы, оксюморон – словосочетания.)

2) Задание 1. Выписать из предложений примеры антитезы, оксюморона. Дополнить примерами названий произведений классики. ( Богат – беден, грохочет тишина).

2. Инверсия.

1) - Какой пример в задании 1 был «лишним»? Дайте определение найденной стилистической фигуре. ( Месяц тонкий. Инверсия – нарушение прямого порядка слов с целью создания высокого, поэтического настроения. Запись в тетради и на доске.)

- Как найти инверсию? (Первый признак: строка звучит поэтично. Потом нужно прочитать предложение, восстановив правильный порядок слов.)

2) Задание 2. Выписать примеры инверсий. Устно проговорить оба варианта предложения. ( Месяц тонкий, мчится вихрь, буря злая.)

- Почему инверсия любимое образное средство поэтов? (Создаёт высокое, поэтическое настроение).

3. Градация.

1) - Как называется стилистическая фигура, при которой несколько близких по значению слов располагаются в порядке нарастания или ослабевания их эмоционально-смысловой значимости? (Градация.)

- Определение градации вызывает наибольшее количество ошибок на экзамене. Как узнать градацию? (Это ряд однородных членов, слова расположены чаще по усилению смыла и эмоций, реже – их ослаблению. Запись на доске и в тетради.)

2) Задание 3. Предложения прочтите с выражением. Найдите примеры градации. Объяснить, по какому признаку располагаются её составляющие. (Чистое, непорочное, прекрасное – усиление. Бесновалось, рыдало, выло – усиление.)


3)Проблемная задача. Есть ли градация в данном примере? Почему?

В детстве у неё не было ни кукол, ни лент, ни бархатных зайцев.

4. Повтор, анафора, эпифора, параллелизм.

1) Устное сообщение «Виды повторов». Подумайте, как их различать. Оценить аргументировано ответ.

(Лексический повтор – это намеренное повторение в тексте одного и того же слова с целью создания поэтичности. Обычно выделяют ключевое слово. Его место произвольно.

Анафора и эпифора – две противоположные фигуры речи. Анафора – единоначатие: слово повторяется в начале каждого отрезка речи, а эпифора – в конце.

Синтаксический параллелизм – это повтор целых синтаксических конструкций, которые построены одинаково. Этот повтор может быть или в пределах одного предложения, или соседних предложений.) (Различать по месту повтора, а параллелизм по форме конструкций.) Приведу примеры.

(Схемы повторов на доске списать и обозначить термином).

2) Задание 4. Прочитайте строки выразительно. Найдите повтор. Затем или подтвердите, или опровергните утверждение. Аргументируйте своё мнение. (1+, 2+, 3- анафора, 4+эпифора.)


5. Гипофора, парцелляция, риторический вопрос, риторическое обращение, риторическое восклицание, бессоюзие, многосоюзие.

      1. Терминологический диктант. (Проверка орфографии по таблице.)

- Определите по значению стилистическую фигуру и запишите соответствующий термин. (Записывать в столбик, не путая номера. 1 у доски.)

1. Намеренное отсутствие соединяющих союзов для создания напряженного ритма.

2. Деление одного предложения интонационными паузами на обособленные смысловые отрезки.

3. Обращение не с целью назвать адресата, а для усиления выразительности.

4. Намеренный повтор союза для замедления темпа и достижения эмоционального напряжения.

5. Восклицательное предложение, используемое для достижения большей эмоциональности, которое часто звучит как вопрос.

6. Два рядом стоящих предложения, первое из которых вопрос, следующее – ответ.

7. Вопросительное предложение, которое уже содержит в себе утвердительный

ответ.

2) Устная работа в парах по карточкам. (Прочитать задание вслух. Выразительное чтение. Аргумент.)

3) Задание 5. Проверь себя! Распределите данные примеры стилистических фигур соответственно терминам. (1 у доски). (Проверка по доске: 1-5, 2-3, 3-6, 4-1, 5-7, 6-4, 7-2.)


  1. Обобщающие выводы. Рефлексия.

- Что повторяли на уроке? (Обратить внимание на записи на доске. Стилистические фигуры.)

- Снова посмотрите на схему «Стилистические фигуры» и справа теперь ещё раз поставьте знаки: «знаю», «сомневаюсь», «не знаю». Посмотрим, кто знает фигуры речи. (Поднять руки.)

- Чему учились? (Определять фигуры речи, выразительно читать, не бояться задания 24.)

- Перед вами алгоритм выполнения задания 24. Что нужно, чтобы с ним справиться? (Знать термины, уметь различать средства выразительности.)

- Что, на ваш взгляд, самое трудное в его выполнении?


7. Домашнее задание.

- Повторить терминологию по схеме «Стилистические фигуры».

- Карточка по итогам урока «Стилистические фигуры».


  1. Письменная разноуровневая диагностика в двух вариантах с последующей самопроверкой.

- Теперь подтвердим вашу самооценку письменной диагностикой. Для выполнения задания 4 использовать алгоритм.


1.

2

3

4

1.

2

2

2

2,5,1

2.

2

1

1

4,6,3

«5» - нет ошибок «4» - 1 ош. «3» - 2-3 ош.

Схемы стилистических фигур





Это трудное задание 24

проверяет умение

- выявлять выразительные средства языка в тексте;

- соотносить функцию изобразительно-выразительно средства и соответствующий термин;

- отбирать языковые средства, обеспечивающие точность и выразительность речи.

АЛГОРИТМ ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. Прочитать текст.

  2. Прочитать данный ряд средств художественной выразительности и вспомнить терминологию.

  3. Читать рецензию и соотносить указанный пример с термином. При этом обратить внимание на слова-подсказки: «какой троп», «данная стилистическая фигура», «использовано такое средство экспрессивного синтаксиса», «важна такая фигура речи».





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Готовимся к ЕГЭ. Средства выразительности языка. Стилистические фигуры.

Автор: Фенева Любовь Анатольевна

Дата: 01.05.2015

Номер свидетельства: 207472


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства