Готовимся к ЕГЭ. Средства выразительности языка. Стилистические фигуры.
Готовимся к ЕГЭ. Средства выразительности языка. Стилистические фигуры.
Урок повторения, обобщения и контроля знаний представлен в форме коллективной практической работы. Для совместной деятельности предложены разные виды опроса, элементы исследовательского метода, гибкая система упражнений, разноуровневая диагностика в двух вариантах. Урок, построенный с опорой на ОУУД, активизирует мыслительную и речевую деятельность учащихся, готовит к выполнению заданий ЕГЭ: 24 и 25, способствует повышению личностной самооценки.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Готовимся к ЕГЭ. Средства выразительности языка. Стилистические фигуры. »
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №85 города Ульяновска Готовимся к ЕГЭ
Средства речевой выразительности.
Стилистические фигуры.
Урок повторения, обобщения и контроля знаний
10 класс
Учитель Л.А.Фенёва
2014 год
Предмет: русский язык Учитель: Фенёва Л.А. Тема урока: Средства выразительности языка. Стилистические фигуры. 10 класс Цели и задачи урока: - повторить, обобщить и проконтролировать знания о стилистических фигурах и их функции в речи; - уметь определять и различать данные средства речевой выразительности, соотносить функции стилистических фигур, охарактеризованных в рецензии, с термином, указанным в задании24;
- воспитывать ответственное отношение к собственному слову, к культуре речи;
- морально настроиться на успешное выполнение задания 24.
Тип урока: урок повторения, обобщения и контроля знаний.
Вид урока: урок-практикум.
Основной дидактический метод: исследовательский.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.
Методы и приёмы:
- составление схем,
- работа с доской,
- создание проблемной ситуации;
- выразительное чтение;
- устное сообщение;
- работа по карточкам,
- система упражнений для работы с ИВС.
План урока.
1. Организационный момент.
2. Анализ темы и постановка целей урока.
3. Практическая работа: система устных и письменных упражнений.
4. Выводы. Рефлексия.
5. Домашнее задание.
6. Письменная разноуровневая диагностика с последующей самопроверкой и коррекцией.
7. Оценки за урок.
«Изобразительно-выразительные средства языка. Стилистические фигуры».
(10 класс).
Урок повторения, обобщения и контроля знаний.
Цели:
Повторить, обобщить и проконтролировать знания о стилистических фигурах и их функции в речи.
Уметь определять и различать данные средства речевой выразительности; соотносить функции стилистических фигур, охарактеризованных в небольшой рецензии, с термином, указанным в задании 24.
- Каждый образованный человек должен говорить правильно и выразительно - красиво, образно, ярко, эмоционально, чтобы мысль дошла точно и убедительно. Для этого в языке есть средства выразительности. (Записать первое предложение темы).
- На какие группы разделяют средства речевой выразительности? (Схема «Тропы и стилистические фигуры». Записать второе предложение темы.)
- Что такое стилистические фигуры? Чем они отличаются от тропов?
(Троп – это лексическая единица, связанная со значением слова, а стилистическая фигура, или фигура речи, - это синтаксическое построение. Троп усиливает выразительность речи через создание образа, вызывающего прежде всего эмоциональный отклик, а стилистические фигуры - через актуализацию мыслей и чувств.)
- Почему фигуры речи называют стилистическими?
(Потому что синтаксические конструкции функционируют в тексте, что изучает стилистика.)
- В ЕГЭ по русскому языку задание 24 проверяет, насколько выпускник умеет «видеть языковые средства в текстах различных стилей и типов речи». (Зачитать.)
«Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе прочитанного вами текста… В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на месте пропусков цифры, соответствующие номеру из списка».
В списке 9 терминов. Из них нужно выбрать 4, чтобы получить 4 балла. Справиться с этой задачей в силах каждый. Сформулируем цели урока.
Цели урока.
- Для этого послушайте 2 отзыва о стилистических фигурах.
1) Стилистические фигуры!
Красивые, живые!
Украшают, заставляют мыслить, чувствовать!
Сокровища языка!
2) Стилистические фигуры!
Разнообразные, сложные!
Не нахожу, не различаю, не понимаю! (боюсь!)
Проблема!
- Какие поставим перед собой цели урока, чтобы подготовиться к ЕГЭ?
- Обобщить и привести в систему знания терминологии по теме «Стилистические фигуры».
- Учиться различать стилистические фигуры, определять их роль в тексте.
- Отработать практически алгоритм выполнения задания 24, чтобы его не бояться.
- Да, урок должен помочь сделать собственную речь красивой и выразительной, помочь преодолеть трудности в выполнении задания 24 и написании сочинения.
- В ходе урока будем контролировать свои знания. В конце занятия выполним письменную диагностику по теме. Отметки за урок будут выставлены с учётом устной работы.
Практическая работа. (Перед каждым схема «Изобразительно-выразительные средства языка» и лист с системой упражнений (Практическая работа). По ходу занятия оформляется.)
- Перед каждым из вас схема «Выразительные средства языка». Посмотрите «Стилистические фигуры». Слева отметьте напротив каждого термина: + - «знаю», ? – «сомневаюсь», - «не знаю». Теперь возьмите лист с практической работой и приступим к ней. Постарайтесь, чтобы в таблице в итоге были только «+».
1.Антитеза, оксюморон.
1) Выборочный диктант. Из данного ряда терминов выбрать и записать названия стилистических фигур. Дать их определение.
( Антитеза- резкое противопоставление противоположных понятий: «Преступление и наказание», «Толстый и тонкий». Оксюморон – соединение взаимоисключающих друг друга понятий: «Мёртвые души», «Живой труп», «Горячий снег».)
- Как по форме отличить оксюморон от антитезы?
(Запись на доске и в тетради. Антитеза – это слова-антонимы, оксюморон – словосочетания.)
2) Задание 1. Выписать из предложений примеры антитезы, оксюморона. Дополнить примерами названий произведений классики. ( Богат – беден, грохочет тишина).
2. Инверсия.
1) - Какой пример в задании 1 был «лишним»? Дайте определение найденной стилистической фигуре. ( Месяц тонкий. Инверсия – нарушение прямого порядка слов с целью создания высокого, поэтического настроения. Запись в тетради и на доске.)
- Как найти инверсию? (Первый признак: строка звучит поэтично. Потом нужно прочитать предложение, восстановив правильный порядок слов.)
2) Задание 2. Выписать примеры инверсий. Устно проговорить оба варианта предложения. ( Месяц тонкий, мчится вихрь, буря злая.)
- Почему инверсия любимое образное средство поэтов? (Создаёт высокое, поэтическое настроение).
3. Градация.
1) - Как называется стилистическая фигура, при которой несколько близких по значению слов располагаются в порядке нарастания или ослабевания их эмоционально-смысловой значимости? (Градация.)
- Определение градации вызывает наибольшее количество ошибок на экзамене. Как узнать градацию? (Это ряд однородных членов, слова расположены чаще по усилению смыла и эмоций, реже – их ослаблению. Запись на доске и в тетради.)
2) Задание 3. Предложения прочтите с выражением. Найдите примеры градации. Объяснить, по какому признаку располагаются её составляющие. (Чистое, непорочное, прекрасное – усиление. Бесновалось, рыдало, выло – усиление.)
3)Проблемная задача. Есть ли градация в данном примере? Почему?
В детстве у неё не было ни кукол, ни лент, ни бархатных зайцев.
4. Повтор, анафора, эпифора, параллелизм.
1) Устное сообщение «Виды повторов». Подумайте, как их различать. Оценить аргументировано ответ.
(Лексический повтор – это намеренное повторение в тексте одного и того же слова с целью создания поэтичности. Обычно выделяют ключевое слово. Его место произвольно.
Анафора и эпифора – две противоположные фигуры речи. Анафора – единоначатие: слово повторяется в начале каждого отрезка речи, а эпифора – в конце.
Синтаксический параллелизм – это повтор целых синтаксических конструкций, которые построены одинаково. Этот повтор может быть или в пределах одного предложения, или соседних предложений.) (Различать по месту повтора, а параллелизм по форме конструкций.) Приведу примеры.
(Схемы повторов на доске списать и обозначить термином).
2) Задание 4. Прочитайте строки выразительно. Найдите повтор. Затем или подтвердите, или опровергните утверждение. Аргументируйте своё мнение. (1+, 2+, 3- анафора, 4+эпифора.)
Терминологический диктант. (Проверка орфографии по таблице.)
- Определите по значению стилистическую фигуру и запишите соответствующий термин. (Записывать в столбик, не путая номера. 1 у доски.)
1. Намеренное отсутствие соединяющих союзов для создания напряженного ритма.
2. Деление одного предложения интонационными паузами на обособленные смысловые отрезки.
3. Обращение не с целью назвать адресата, а для усиления выразительности.
4. Намеренный повтор союза для замедления темпа и достижения эмоционального напряжения.
5. Восклицательное предложение, используемое для достижения большей эмоциональности, которое часто звучит как вопрос.
6. Два рядом стоящих предложения, первое из которых вопрос, следующее – ответ.
7. Вопросительное предложение, которое уже содержит в себе утвердительный
ответ.
2) Устная работа в парах по карточкам. (Прочитать задание вслух. Выразительное чтение. Аргумент.)
3) Задание 5. Проверь себя! Распределите данные примеры стилистических фигур соответственно терминам. (1 у доски). (Проверка по доске: 1-5, 2-3, 3-6, 4-1, 5-7, 6-4, 7-2.)
Обобщающие выводы. Рефлексия.
- Что повторяли на уроке? (Обратить внимание на записи на доске. Стилистические фигуры.)
- Снова посмотрите на схему «Стилистические фигуры» и справа теперь ещё раз поставьте знаки: «знаю», «сомневаюсь», «не знаю». Посмотрим, кто знает фигуры речи. (Поднять руки.)
- Чему учились? (Определять фигуры речи, выразительно читать, не бояться задания 24.)
- Перед вами алгоритм выполнения задания 24. Что нужно, чтобы с ним справиться? (Знать термины, уметь различать средства выразительности.)
- Что, на ваш взгляд, самое трудное в его выполнении?
7. Домашнее задание.
- Повторить терминологию по схеме «Стилистические фигуры».
- Карточка по итогам урока «Стилистические фигуры».
Письменная разноуровневая диагностика в двух вариантах с последующей самопроверкой.
- Теперь подтвердим вашу самооценку письменной диагностикой. Для выполнения задания 4 использовать алгоритм.
1.
2
3
4
1.
2
2
2
2,5,1
2.
2
1
1
4,6,3
«5» - нет ошибок «4» - 1 ош. «3» - 2-3 ош.
Схемы стилистических фигур
Это трудное задание 24
проверяет умение
- выявлять выразительные средства языка в тексте;
- соотносить функцию изобразительно-выразительно средства и соответствующий термин;
- отбирать языковые средства, обеспечивающие точность и выразительность речи.
АЛГОРИТМ ВЫПОЛНЕНИЯ
Прочитать текст.
Прочитать данный ряд средств художественной выразительности и вспомнить терминологию.
Читать рецензию и соотносить указанный пример с термином. При этом обратить внимание на слова-подсказки: «какой троп», «данная стилистическая фигура», «использовано такое средство экспрессивного синтаксиса», «важна такая фигура речи».