Просмотр содержимого документа
«Гольсина Муллаяновна Ганиева»
Урок-обобщение по теме "Причастие"
Цели урока:
Диагностика усвоения темы «Причастие».
Орфографический и синтаксический повтор.
Задачи:
Образовательная: закрепление навыков правильного написания причастий, расстановки знаков препинания при причастном обороте, общей орфографической и пунктуационной грамотности, закрепление умения отличать причастия от других частей речи, пополнение словарного запаса школьников.
Воспитательная: воспитание интереса к изучению родного языка, выработка личных качеств: организованности, самостоятельности, самоконтроля.
Развивающая: развитие у детей творческого воображения, пространственного мышления, внимания, памяти.
Начнем урок с загадки. Слайд №1. – О чем эта загадка? (О причастии.)
На протяжении многих уроков мы с вами говорили о причастии. Пришло время, когда мы должны обобщить пройденный нами материал.
Запишите число, тему урока: «Обобщение по теме: «Причастие». Слайд №2
– Сформулируйте цель нашего урока.
Итак, цель нашего урока повторить теоретические сведения по изученной теме, орфограммы в причастиях, пунктуацию при причастном обороте.
2. В орфоэпическом диктанте мы обратимся к правильному произношению причастий, которые написаны на доске. Прочитайте данные слова и правильно произнесите их. Работа у нас устная.
Слайд №3.
– Что означает слово сервированный? От какого глагола образовалось это причастие? (Сервировать.) Думаю, что эти причастия вы запомните и будете правильно произносить.
– И все же, почему эти слова мы называем причастиями? Что такое причастие? (Это особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы какой? какая? какое?) Слайд №4.
3. Веришь или не веришь?
Это упражнение поможет узнать. Как дети усвоили теоретические сведения о причастии.
Задача учеников – определить, верное или ложное суждение содержится в вопросе, и доказать свою точку зрения.
– Верите ли вы, что причастие изменяемая часть речи?
– Верите ли вы, что причастия своим внешним видом похожи на прилагательные?
– Верите ли вы, что причастия не связаны с глаголом?
– Верите ли вы, что у причастия нет будущего времени?
– Верите ли вы, что у причастий не может быть краткой формы?
– Верите ли вы, что у причастия нет зависимых слов?
– Верите ли вы, что правописание суффиксов причастий не зависит от спряжения глагола?
– Верите ли вы, что причастие в предложении выполняет роль определения?
– Верите ли вы, что причастия с НЕ всегда пишутся раздельно?
– Верите ли вы, что знаете, что такое причастие и сможете его определить в любом тексте?
4. Следующий вид – работа с текстом. На интерактивной доске записаны предложения. В каком порядке должны следовать причастия, чтобы получился текст. (Проговорить устно.)
Слайд №6.
- Запишите текст в тетради.
– Какова тема текста?
– Определите тип речи? (Описание.)
– Синтаксический разбор второго предложения.
– Выделите графически причастные обороты в предложениях.
– В каком предложении нужен знак препинания?
– Начертите схемы причастных оборотов.
– Похвалите себя и оцените свой труд. 5.Хлопнуть в ладоши.
Нужно хлопнуть в ладоши тогда, когда прозвучит словосочетание с причастием.
Определите, какое правило зашифровано в схеме. Расскажите правило.
Слайд №8.
- Запишите предложения, раскрывая скобки.
8. ИГРА «УГАДАЙ ПРИЧАСТИЕ»
Корень у этого слова такой же, как у слова выстилать.
Приставка – как у слова улетевший.
Суффиксов два: как у глагола награждать и как у слова бывший.
Это причастие стоит в форме ед. числа, родит. Падежа, женского рода. (устилавшей).
Проверьте. Слайд №9.
9. Подведем итоги урока, создавая рассказ на лингвистическую тему.
ПРИЧАСТИЕ
Причастие – это ............................... форма ......................................., которая совмещает в себе признаки ..................... (время, вид) и признаки ............................ (изменяется по родам, числам и падежам).
Причастия образуются от .............................. с помощью специальных суффиксов: .................................................................. .
Причастия в предложении обычно бывают ................................................... и отвечают на вопросы: ................................................................................................
При них часто находятся зависимые слова и образуют ..................................................................., который может находиться как перед определяемым..........................., так и после него.
Если причастный оборот стоит перед.................................., то он .............................................. запятой, если же он стоит после ....................................... слова, то он всегда выделяется запятыми.
Причастия могут быть страдательными и ..........................................................
Действительные причастия имеют полную и .......................................формы.
Краткие причастия в предложении всегда выступают в роли.............................. и с НЕ пишутся РАЗДЕЛЬНО. В суффиксах кратких причастий пишется .......... буква Н.
Слайд №10.
10. Домашнее задание.
Упр. 156. Слайд №11.
11. Выставление оценок по оценочным листам.
(Приложение №1)
Слайд №12.
Приложение №1.
МОИ УСПЕХИ НА УРОКЕ
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ
ЭТАПЫ УРОКА
МОИ УСПЕХИ
ЗАМЕЧАНИЯ
Загадка
Орфоэпический диктант
Веришь или не веришь?
Работа с текстом
Хлопнуть в ладоши
Работа с перфопапкой
НЕ с причастиями
Угадай причастие
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа д.Старотимкино муниципального района Балтачевский район Республики Башкортостан.
Открытый урок- обобщение по русскому языку в 7 классе на тему: