Работа над темой урока. Цель: усвоение содержания темы. Работа по учебнику. (К) Минутка чистописания: запись пословицы. Работа с пословицей по плану: 1. Чтение пословицы. 2. Объяснить значение непонятных слов . 3. Выяснить смысл пословицы в целом: о чём она и чему учит? 4. Подобрать жизненную ситуацию, в которой можно употребить данную пословицу. (К, И) Работа с загадкой. Учащимся предлагается узнать, какие буквы «убежали» из слов загадки: бабушки и деда (а, у, е) Какие звуки они обозначают – гласные или согласные? (гласные: а – [а], у – [у], е – [э]). Учащиеся записывают стихотворение-загадку. Педагог предлагает объяснить, почему бабушек и дедушек считают хранителями традиций в семье. Учащиеся рассказывают, чему учат их бабушки и дедушки. (К, И) Чтение и анализ правила из учебника. (К, И) Учитель проводит работу с лентой букв. – Почему одни букв выделены красным цветом, другие синим? (красным цветом – гласные, синим – согласные). – Почему 2 буквы у нас остались серыми? (это ъ и ь знаки, они не имеют звука) – Что вы знаете о гласных звуках? (гласные произносятся голосом, воздух проходит свободно). – Сколько их в русском языке? (6) А сколько гласных букв?(10) – Вспомним, как произносятся гласные звуки (а, о, у, и, ы, э) – Как на письме записываются звуки? (в квадратных скобках) – Назови буквы гласных звуков, обозначающих твердость согласного звука (а, о, у, ы, э) – Назовите буквы гласных звуков, обозначающих мягкость согласного звука (я, е, ё, и, ю) Работа по теме урока Цель: выполнение практических заданий. (К, И) Исследовательская работа Учитель предлагает учащимся провести эксперимент. Каждый ученик, используя зеркальце, произносит предложенные в учебнике звуки. В ходе эксперимента делается вывод о том, чем различаются гласные и согласные звуки. (Д, К) Физминутка для глаз Долго тянется урок Много вы читали. Не поможет тут звонок, Раз глаза устали. Глазкам нужно отдыхать, Знай об этом каждый. Упражнений ровно пять, Все запомнить важно. Упражнение один – На край парты книги сдвинь. Упражнение второе Повтори легко за мною. Зажмурь и открывать нельзя, Тренируй свои глаза. Занимаемся все сразу, Повторить четыре раза. Упражненье номер три. Делай с нами и смотри. (Сидя, положить руки на пояс, повернуть голову направо, посмотреть на локоть правой руки, повернуть голову налево, посмотреть на локоть левой руки, потом снова сесть ровно.) Повторите пять раз, Расслабляя мышцы глаз. Упражнение четыре Нет сложнее в целом мире. С вниманьем начинаем И четко выполняем (Сидя, смотреть перед собой, посмотреть на классную доску 2–3 секунды. Вытянуть палец левой руки по средней линии лица на расстояние 5–20 см от глаз. Перевести взгляд на конец пальца и посмотреть на него 3–5 секунд, после чего руку опустить.) Повторите 5–6 раз, Все получится у вас. Упражненье номер пять Нужно четко выполнять. (Сидя, вытянуть руки вперед, посмотреть на кончики пальцев. Поднять руки вверх – вдох, следить глазами за руками, не поднимая головы, руки опустить – выдох.) Работа по теме урока Цель: выполнение практических заданий. (Г) Учитель организует игру «Путаница». Каждой группе учеников предлагаются карточки, которые они должны разделить на 2 группы. Учащиеся должны выбрать слова, которые начинаются с гласного звука, а затем – с согласного. Слова: дом, трава, утка, олень, ива, кошка. (П) Работа с текстом Учащиеся восстанавливают последовательность событий в тексте о Мухтаре и бабушке. Учитель предлагает учащимся найти в тексте и записать ответ на вопрос: «Кто перевёл старушку через дорогу?». Учащиеся подчёркивают буквы, которые обозначают согласные звуки. Определяется тема и идея произведения. Учащимся предлагается объяснить, почему мальчик не прошёл мимо беспомощной старушки. А как бы поступили вы? Выясняется, какую традицию передают Мухтару в его семье. (Д, К) Динамическая пауза. «Назови и покажи» Дети повторяют движения и текст за учителем: Рот откроем широко, (Широко открываем рот и рисуем в воздухе большой круг руками.) А пропеть совсем легко! А-А-А Губы тянем хоботком, (Открытые губы вытягиваются вперёд, руки складываются «рупором» и двигаются вперёд.) У мы вместе пропоём. У-У-У Словно «дынька» рот сейчас, (Рот округляется широким овалом, руки сцепляются в «замок» на уровне талии.) «Э» кричим мы на весь класс! Э-Э-Э Рот «сосискою» открылся, (Рот – узким овалом, руки с широко растопыренными пальцами от середины на уровне рта растягиваются в стороны.) Ы запел и вдруг смутился (Закрыть ладонями глаза.) Ы-Ы-Ы О «огурчик» тянет вверх, (Рот – вытянутый вверх овал, руки поднимаются медленно снизу вверх) Видно, ждёт его успех! О-О-О И красиво улыбнулся, (Рот в улыбке, движение руками от центра в стороны на уровне нижней челюсти ладонями вниз.) К ушкам мило потянулся. Гласных звуков шесть всего: А,У,Э, Ы, И, О! (На каждый называемый звук – подъем пальца на руке.) (Г) Работа по учебнику Учащимся предлагается помочь бабушке собрать питомцев. Дети записывают сначала слова, которые начинаются с гласного звука, а затем – с согласного. Учащимся предлагается дополнить каждую группу своим примером. (К, И) Словарная работа – слова: «корова», «петух». (И) Самостоятельная работа. Учащиеся самостоятельно узнают, какие слова зашифрованы. Выясняется, в каком случае было легче отгадать слова. Учащиеся записывают слова, подчёркивая гласные буквы. Предлагается составить и записать два предложения с любыми из данных слов. (Д, К) Пальчиковая гимнастика Работа в тетради «Что я знаю и умею». Цель: оценка уровня усвоения навыка по теме |