Развивающая: способствовать формированию умения применять теоретические знания на практике, логично и последовательно излагать свою мысль, способности к самопознанию, самокоррекции, контролю, развитию воображения других творческих навыков.
Воспитательная: способствовать формированию личностных качеств учащихся, интереса к предмету, уверенности в своих силах, желания добиться больших результатов, воспитать в учащихся в учащихся чувство патриотизма.
Форма и методы: работа в группах, индивидуальная и парная работа.
Развивающая: способствовать формированию умения применять теоретические знания на практике, логично и последовательно излагать свою мысль, способности к самопознанию, самокоррекции, контролю, развитию воображения других творческих навыков.
Воспитательная: способствовать формированию личностных качеств учащихся, интереса к предмету, уверенности в своих силах, желания добиться больших результатов, воспитать в учащихся в учащихся чувство патриотизма.
Форма и методы: работа в группах, индивидуальная и парная работа.
- Ребята, сегодня у нас много гостей. Все мы волнуемся. Но вы, способные, умные, конечно, поможете мне вести урок, у нас всё получится.
Давайте сейчас улыбнемся друг другу,
Улыбки подарим гостям!
К уроку готовы? Тогда- за работу!
Удачи желаю я вам!
Давайте девизом нашего урока возьмем слова: «Знания зовут, а дела не ждут!»
III. Актуализация знаний
Слово учителя
Сегодня к вам я пришла не одна, со мною большая семья по фамилии
Морфология, и самый её деятельный представитель , имя которого , я уверена, вы мне назовёте после того, как я прочту вам стихотворение:
Я страшное дело какой деловой;
В любые дела ухожу с головой.
Задачи решаю, на скрипке играю,
Сынишку соседки в коляске катаю.
Я пряжу мотаю, и хлеб покупаю.
И на стадионе голы забиваю.
Укроп поливаю, кусты подстригаю.
И чисто-пречисто весь двор подметаю.
Дорожки в саду я песком посыпаю,
А после работы в тени отдыхаю.
(Слова какой части речи больше всего встречаются в стихотворении?)
Так о какой же части речи сегодня мы будем говорить?
( дети отвечают глагол)
Верно, тема нашего урока « Глагол - необыкновенная часть речи».
Необыкновенна она уже тем, что обладает огромным потенциалом для выражения бесчисленных действий, сопровождающих человека.
Алексей Югов говорил: «Глаголы – самая огнепышущая, самая живая часть речи. В глаголе струится самая алая, самая свежая, артериальная кровь языка. И назначение глагола – выражать само действие!» Вы согласны с его мнением?
(Глагол обозначает движение, без него невозможно передать события, невозможно представить будущее, узнать прошлое.)
И это мы сегодня докажем вместе с вами на нашем учебном занятии.
Это занятие мы проведем в «Музее Русского языка», где живёт дружная семья частей речи, и посетим мы сегодня залы, посвященные Глаголу.
(Перечисляю залы)
Знаете ли вы, что….
Что термин «глагол» - это перевод с латинского языка, что означает «слово», «речь». Слово «глагол» в Древней Руси обозначало речь вообще.
В словаре Даля: «Глагол – это речь человека, разумный говор, язык».
По частоте употребления глагол занимает второе место после имён существительных. На 9 тысяч слов приходится 2,5 тысячи глаголов. Самыми частыми из них являются мочь, сказать, говорить, знать, стать, видеть, хотеть, пойти, дать, есть, стоять, жить, иметь, смотреть, казаться, взять, понимать, сделать, делать, значить.
Притча
В качестве напутствия я расскажу вам притчу: «Один молодой человек пришел к своему духовному учителю и сказал:
- Я каждый день, как вы советовали, произношу фразу: «Я принимаю радость в свою жизнь»,но радости в моей жизни нет. Мудрец положил перед юношей книгу, ручку, свечу и попросил:
- Назови, что ты выбираешь из них.
- Книгу, - ответил юноша.
- Тогда произнеси это пять раз.
- Книгу, книгу…- послушно повторил юноша пять раз.
- Вот видишь, - сказал мудрец, - повторяй хоть миллион раз в день, она не станет твоей. Надо…»
Что же надо, по- вашему? ( Ответ: надо протянуть руку и взять книгу.)
Вот и вам сегодня надо «взять» свои знания и применить их на практике, то есть совершить действие.
IV.Лингвистическая разминка
А сейчас, ребята мы с вами поиграем.
Игра «Вопрос-ответ?»
1.Какая часть речи называется глаголом?(Самостоятельная часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета)
2.На какие вопросы отвечает глагол? (Что делать? Что сделать?)
3.Как называется начальная форма глагола? (Неопределенная форма глагола или инфинитив)
4.Какого вида бывают глаголы, и чем глаголы одного вида отличаются от глаголов другого? (Совершенного и несовершенного)
5. Как изменяются глаголы? (Временам, числам, лицам, родам, и наклонениям)
6. Синтаксические признаки глагола? (В предложении глагол чаще всего бывает сказуемым)
7.Сколько спряжений глагола вы знаете?
8. Какие глаголы относятся ко второму спряжению?
Кластер
- Используя кластер, составьте связный рассказ о глаголе.
V. Выполнение заданий
Прежде чем мы начнем с вами работать, давайте определим какие же признаки глагола являются постоянными, а какие непостоянными
1 группа- постоянные признаки:
Спряжение
Возвраность-невозвратность,
Вид
Переходность-непереходность
2 группа -непостоянные признаки:
Число
Род
Наклонение
Лицо
Время
Я приглашаю вас в первый зал «Постоянных морфологических признаков »
Игра «Кто быстрей?»
1.Учащиеся подбирают по пять примеров на каждый вид глаголов
I группа – глаголы совершенного вида
II – глаголы несовершенного вида
2.Определите вид глагола и образуйте видовую пару:
Играть (н.в.) - поиграть (с.в.)
Пою (н.в.) – запою (с.в.)
Заплела (с.в.) – плела (н.в.)
Посмотрю (с.в.) – смотрю (н.в.)
Буквенный диктант (Индивидуальная работа)
Ребята я называю глаголы, а вы под каждой цифрой ставите букву С, если это глагол совершенного вида, букву Н, если это глагол несовершенного вида:
Наполните первый сосуд возвратными глаголами, второй - невозвратными
Проверка
Мы вспомнили постоянные признаки глагола.
А теперь переходим в зал «Непостоянных морфологических признаков глагола
Задание 3:
Изменить глаголы по лицам и числам, а в прошедшем времени по родам.
- Перед вами глаголы в неопределённой форме: жить, писать, лететь. Этим глаголам нужно надеть свою форму, чтобы пройти в зал непостоянных морфологических признаков. Для каждого слова определён свой зал. Вспомните, как изменяются глаголы в настоящем, будущем, прошедшем времени. В какую одежду глаголы можно одеть? Укажите все варианты. - Запишите глаголы во всех вариантах.
(Индивидуальная работа)
Задание 4:
- Выпишите из текста все глаголы, определите их форму.
Чудесное время весна. Чист и прозрачен воздух.
Над синими ручейками, зелеными кочками, мхами и папоротниками бегает в кронах могучих елей белка. Отыщет пушистая шустряга шишку и острыми зубками срежет чешуйку. Хруп – и готово: семечко само лезет в рот.
Я стою под разлапистой елью и в бинокль наблюдаю за белочкой. Какая она умница!
Бегает, отыщет, срежет,
лезет, стою, наблюдаю
Задание 5:
Составить из слов предложения, изменив форму прошедшего времени глагола на форму настоящего времени.
пора, в, природе, наступила,
пробуждения, жизни, весенняя
Проверь себя:
Наступает весенняя пора пробуждения жизни в природе
Физкультминутка.
Вы проделали большую, серьезную работу, поэтому необходимо отдохнуть.
Тихо встаньте, оглянитесь
И друг другу улыбнитесь,
Руки вытянув вперед,
Посмотрите вправо, влево,
А теперь их поднимите,
А сейчас наоборот.
Подбоченясь, вы присядьте,
Поклонившись, встаньте в ряд,
Лихо топните ногой
Да притопните другой
Мы, играя, отдыхали,
А глаголы вы считали?
Сколько их вам назвала,
Кто ответит мне, друзья?
Молодцы, ребята! Вы получаете право перейти в следующий зал.
(Слайд зала «Употребление глагола в речи»).
Зал «Употребление глагола в речи»
В этом зале представлены три интереснейшие картины, но увидеть эти картины вы сможете после лингвистического эксперимента.
Задание 6: (Индивидуальная работа)
Замените каждый фразеологизм глаголом – синонимом
Водить за нос –
Делать большие глаза –
Надуть губы –
Вставлять палки в колеса –
Прикусить язык –
Зарубить на носу –
Делать из мухи слона –
Задание 8: «Морфологический разбор глагола»
Найдите в предложении глаголы и сделайте морфологический разбор
Здоровье своё бережём с малых лет,
Оно нас избавит от горя и бед.
VI. РЕЗЕРВ: Сейчас я расскажу вам одну очень интересную историю. Однажды встретились два друга – спортсмена, и один, рассказывая о своих спортивных победах, сказал: «В этом году на соревнованиях в области я обязательно победю, нет, побежу…».
- Эх ты, не знаешь, как правильно сказать, надо говорить побежду!
Ребята, кто прав в этом споре, и как сказать правильно?
(Никто из мальчиков не прав, т.к. некоторые глаголы не могут употребляться в форме 1 лица буд. времени: победить, убедить, пылесосить.)
VІІ. Систематизация знаний по теме: «Глагол»
Уважаемые друзья, мы прошли с вами по основным залам музея русского языка, посвященным глаголу. И для завершения нашей работы я прошу вас дать полное определение этой необыкновенной, огнепышущей части речи.
(ответ ученика)
VIII. Подведение итогов
А) Домашнее задание
Б) Выставление оценок
IX. Рефлексия урока
Учащиеся закрашивают ту часть «Дорожки успеха», на которой они ощущают себя .
Не знаю Знаю Понимаю Понимаю и могу объяснить
Могу научить другого
Заключительное слово учителя:
- Наш урок подошел к завершению. Я очень рада, что у нас все получилось, то, что было задумано – выполнено. Мне хочется узнать, какое у вас настроение. Поднимите тот смайлик, который соответствует вашему настроению.
Мне очень приятно, что у вас приподнятое настроение.
- Наша работа в музее русского языка на сегодня закончена.