Цели: 1. Образовательная. Познакомить учащихся с рассказом К.Г.Паустовского «Барсучий нос» и « Кот – ворюга», обеспечить целостное восприятие и понимание текста, обучать приёмам работы над художественным произведением так, чтобы видеть детали, «мелочи»; продолжать формирование навыка работы в группах;
2. Развивающая. Развивать речь, логическое и образное мышление, творческие способности учащихся;
3. Воспитательная. Воспитать чувство любви к животным, к рассказам К.Г.Паустовского, воспитывать доброту, отзывчивость, умение сопереживать, прививать любовь ко всему живому.
Форма: Аудирование, говорение, чтение, письмо (индивидуальная работа, работа в парах, коллективная учебная деятельность).
К 1 - понимает прослушанный текст со значительным преобладанием знакомой лексики.
К 5 - умеет беречь историческое, духовное и культурное наследие на русском языке, умеет понимать и воспринимать произведения мировой художественной литературы и искусства.
К 2 - умеет читать, понимать и передавать любую цифровую информацию на русском языке, обладает хорошими навыками деления текста на смысловые части, умеет составлять план пересказа и детально понимает содержание прочитанной информации в пределах изученного.
Разгаворная пятиминутка на тему: Природа (Слайд , мультимедия)
Физминутка
- Как живешь? - Вот так! (Дети показывают большой палец.) - Как идешь? - Вот так! (По ладони ведут двумя пальцами, показывая шаги.) - Как бежишь? - Вот так! (Дети имитируют бег движениями рук.) - Как ты спишь? - Вот так! (Дети подкладывают на руки голову.) - Как смеешься? - Вот так! (Дети улыбаются друг другу.) - Как садишься? - Вот так! (Детисадятся тихонько за парты.)
2. Объяснение нового материала
3. Вступительное слово учителя.
-Посмотрите на выставку книг. По какому признаку подобраны книги( все эти произведения изучали на уроках чтения, это книги о животных, у них один автор К. Паустовский)
К.Г.Паустовский родился 19 мая 1892 года в Москве в семье железнодорожного статистика. К.Г.Паустовский ценил дружбу. Его друзьями были Аркадий Гайдар, Николай Никитин. К.Паустовский признавался, что толчок к его творчеству давали рассказы бывалых людей, простых наблюдательных сельчан: лесников, паромщиков, стариков-крестьян.
-Сегодня в рассказе К. Паустовского мы познакомимся с лесным жителем. Как вы думаете, о каком лесном жителе повествует нам К. Г. Паустовский?
- Прослушайте отрывок из произведения: Через полчаса зверь высунул из травы мокрый чёрныё нос, похожий на свиной пятачок. Нос долго нюхал воздух и дрожал от жадности. Потом из травы показалась острая морда с чёрными пронзительными глазками. Наконец показалась полосатая шкура.
Из зарослей вылез …. -Барсук
Сообщение ученика о барсуке.
- Барсук – хищный зверь, размером со среднюю собаку, с короткими ногами и длинной шерстью. По спине у барсука идут белые продольные полосы. Живёт в подземных норах, которые роет по склонам песчаных холмов, оврагов, берегов рек и озёр. Питается барсук ягодами, корневищами, грибами, ест мышей, лягушек, насекомых.
Подготовка к первичному чтению рассказа «Барсучий нос», “Кот-ворюга”
Познакомьтесь с новыми выражениями:
палёная кожа - kuygan teri
пронзительные глазки - o‘tkir ko‘zlar
Прослушивание аудиозаписи произведения.
- Какие эпизоды текста показались вам наиболее интересными? Перечитайте. Почему именно эти эпизоды вас заинтересовали?
Характеристика главного героя.
- Кто является главным героем произведения (барсук, или мальчик, или рыбаки)? Подтвердите своё мнение текстом.
- С чего началось знакомство с барсуком в произведении? Прочитайте.
- Понятно ли было, какой зверь наведался на стоянку охотников? Какие слова помогли представить неизвестного зверя (сердито сопел, озабоченно бегал, шумел, фыркал, сердился, не высовывал из травы даже ушей)?
- Каким по характеру представляется зверь (осторожным, суетливым ...)?
- Каким увидели этого необыкновенного зверя рыбаки?
4. Творческое применение
- Давайте попробуем сделать пересказ от имени этих животных. Какие же слова мы можем использовать? Представьте картину этой осенней ночи и «войдите туда». Теперь вы в сказке…Думаем.
Загадка
Он любит мышей, ненавидит собак.
Так вы отгадайте скорей, о ком говорится в загадке моей. (кот)
- По каким признакам вы отгадали, что это КОТ?
- Попробуем отгадать наших гостей по репликам из сказок и мультфильмов:
- Азбуку! Через это проклятое ученье я глаз лишился… (кот Базилио)
- Ребята, давайте жить дружно! (кот Леопольд)
Кот-ворюга:
- Слышу знакомые звуки.
- А вы кто? (учитель)
Кот-ворюга:
Я отчаянный кот -
Ростом с комод,
Усище с аршин,
Глазище с кувшин,
Хвост трубой -
Вот я какой!
- Уважаемые коты, вы знакомы с ним? (нет)
- Ребята, вы узнали гостя? (предположения детей)
- А хотите познакомиться с ним поближе? Это будет целью нашего урока, а поможет нам в этом произведение К. Паустовского «Кот-ворюга». (Ученик подготовил сообщение о Константине Паустовском)
Учитель: Какие рассказы этого писателя нам уже знакомы? (“Заячьи лапы”, “Барсучий нос”, “Растрёпанный воробей”, “Корзина с еловыми шишками”, “Подарок”) (дети называют рассказ и ставят книгу с этим произведением на полку-выставку)
Учитель: У нас получилась целая выставка книг К Паустовского. Если у вас возникло желание прочитать некоторые из них или перечитать уже знакомые вам, то вы можете найти эти книги в школьной библиотеке.
Учитель: Рассказ называется «Кот-ворюга». Кого называют ворюгой? Давайте подберём однокоренные слова, которыми можно назвать того, кто ворует. (вор, воришка, ворище, ворюга) (слайд )
Подготовка к первичному чтению рассказа “Кот-ворюга”
7. Работа над текстом.
Первичное чтение текста учителем.
- За какие проделки прозвали кота ворюгой?
- Кто помог поймать кота?
- Куда забрался он?
- Как Лёньке удалось поймать кота из подполья?
- Почему Рувим и рассказчик последовали совету Лёньки?
- Почему после этого изменилось поведение кота?
- Какие произведения Паустовского вы ещё читали? Расскажите.
8. Закрепление. «Свободный микрофон»
- Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями о прочитанном. Для ответов можете воспользоваться «Словами-помощниками»: (слайд )
- «Мне кажется…»;
- «Впечатление произвел…»;
- «Запало в душу…»;
- «Был поражен…».
- Кто может объяснить, почему автор использовал в заглавии слово ворюга?
Вывод: - До отчаяния воришка довести не может, это явный ворюга.
Физминутка «Это про меня»
«Да» - хлопать над головой
«Нет» - хлопать за спиной
- У нее бесшумная походка…
- У нее прекрасный нюх…
- Она лает, если к дому подходит кто-то чужой…
- Она умеет мурлыкать…
- С ней человек ходит на охоту…
- Она узнает об окружающем мире с помощью усов…
- Ее называют другом человека…
- Она умывается собственной лапкой…
- Сегодня мы познакомились с еще одним котом. Как его зовут?
- А наш гость, какое имя предпочитает носить?
- В рассказе К.Паустовского кот тоже внешне преобразился. А какие еще изменения произошли с котом?
- Кто и как помог коту в этом?
- Можем ли мы сказать, что люди совершили волшебство?
- В этом и заключается еще одна из тайн преображения кота. Написав этот рассказ, Паустовский К.Г. хотел, чтобы мы, его читатели, поняли одну очень важную вещь. Какую?
Каждой птице и каждому зверю нужна людская доброта. (слайд )
- Как вы понимаете эти слова?
- А какой вывод вы сделали для себя?
Тест-игра «Самый внимательный читатель»
- А теперь посмотрим, на сколько внимательны вы были во время чтения, проведём тест-игру «Самый внимательный читатель». (слайд)
1. Кот был:
а) серый б) белый в) рыжий
2. Удалось установить, что у кота разорвано ухо:
а) через 2 дня б) через неделю в) через 2 недели
3. Хвост у кота был:
а) пушистый б) облезлый в) грязный
4. Чтобы выследить кота потребовалось:
а) месяц б) 2 месяца в) 2 недели
5. Кот полез с колбасой:
а) на дуб б) на тополь в) на берёзу
6. Кот свалился с берёзы:
а) как камень б) как футбольный мяч
7. Будил всех:
а) стук яблок б) стон кота в) ветер
8. Чтобы заманить кота, Лёнька прицепил:
а) окуня б) карася в) плотицу
9. Поесть давали коту:
а) сметану б) жареную свинину в) творожники
10. Кот совершил «благородный и неожиданный» поступок:
а) на следующее утро б) через день в) через 2 дня
(слайд) Ключ:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
В
Б
В
А
В
Б
А
В
АВБ
А
Проверка: - У кого 9-10 правильных ответов – подойдите к учительскому столу, возьмите красное сердечко и прикрепите его в центр корзины.
У кого 5-8 правильных ответов – возьмите синее сердечко и прикрепите его в центр.
У кого менее 5 правильных ответов – возьмите зелёное сердечко и прикрепите его в центр корзины.
Базилио: Кто прикрепил красные сердечки, погладьте себя по голове.
Матроскин: Кто прикрепил синие сердечки, похлопайте себе.
Леопольд: Кто прикрепил зелёные сердечки, не огорчайтесь, а дома более внимательно прочитайте рассказ ещё раз.
- Посмотрите, наш кот-ворюга с помощью ваших сердец превратился в милого рыженького котёнка, ждущего от вас ласки, заботы, любви. Нет большего волшебника на Земле, чем сам человек. Это в его силах сделать грустное весёлым, серое – ярким, злое – добрым. И этому всему учит нас своими рассказами К. Паустовский. Его книги ждут вас.
9. Домашнее задание: (слайд)
1) Пересказать текст, нарисовать портрет кота-ворюги