kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Г.К.Паустовский " Барсучий нос, Кот-ворюга"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить с рассказом Скребицкого "Барсучий нос, Кот-ворюга"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Г.К.Паустовский " Барсучий нос, Кот-ворюга"»

Министерство народного образования Республики Узбекистан







Наманганский областной отдел народного образования

Учкурганский районный отдел народного образования


Разработка урока на тему :

Г.К.Паустовский.

Барсучий нос”, “Кот-ворюга”




Учитель русского языка и литературы

ГСОШ № 43


Абдуллаевой шахнозы садриддиновны


г.Учкурган-2020

Тема: К.Г.Паустовский. «Барсучий нос», “Кот-ворюга”.

Цели: 1. Образовательная. Познакомить учащихся с рассказом К.Г.Паустовского «Барсучий нос» и « Кот – ворюга», обеспечить целостное восприятие и понимание текста, обучать приёмам работы над художественным произведением так, чтобы видеть детали, «мелочи»; продолжать формирование навыка работы в группах;

2. Развивающая. Развивать речь, логическое и образное мышление, творческие способности учащихся;

3. Воспитательная. Воспитать чувство любви к животным, к рассказам К.Г.Паустовского, воспитывать доброту, отзывчивость, умение сопереживать, прививать любовь ко всему живому.

Метод: Объяснительно-иллюстративный, вопросно-ответная беседа.

Форма: Аудирование, говорение, чтение, письмо (индивидуальная работа, работа в парах, коллективная учебная деятельность).

К 1 - понимает прослушанный текст со значительным преобладанием знакомой лексики.

К 5 - умеет беречь историческое, духовное и культурное наследие на русском языке, умеет понимать и воспринимать произведения мировой художественной литературы и искусства.

К 2 - умеет читать, понимать и передавать любую цифровую информацию на русском языке, обладает хорошими навыками деления текста на смысловые части, умеет составлять план пересказа и детально понимает содержание прочитанной информации в пределах изученного.

Средств: Мультимедийная учебная презентация.

Оборудование:

Портрет К.Г.Паустовского.

Выставка книг К.Г.Паустовского.

Русско-узбекский словарь для школьников.

Мультимедиа проектор с экраном.

Карточки с опорными словами.

Тест.

Ход урока

1.Организационный момент. Рапорт дежурных. Приветствие.

Разгаворная пятиминутка на тему: Природа (Слайд , мультимедия)

Физминутка

- Как живешь?
- Вот так! (Дети показывают большой палец.)
- Как идешь?
- Вот так! (По ладони ведут двумя пальцами, показывая шаги.)
- Как бежишь?
- Вот так! (Дети имитируют бег движениями рук.)
- Как ты спишь?
- Вот так! (Дети подкладывают на руки голову.)
- Как смеешься?
- Вот так! (Дети улыбаются друг другу.)
- Как садишься?
- Вот так! (Дети садятся тихонько за парты.)

2. Объяснение нового материала

3. Вступительное слово учителя.

-Посмотрите на выставку книг. По какому признаку подобраны книги( все эти произведения изучали на уроках чтения, это книги о животных, у них один автор К. Паустовский)

К.Г.Паустовский родился 19 мая 1892 года в Москве в семье железнодорожного статистика. К.Г.Паустовский ценил дружбу. Его друзьями были Аркадий Гайдар, Николай Никитин. К.Паустовский признавался, что толчок к его творчеству давали рассказы бывалых людей, простых наблюдательных сельчан: лесников, паромщиков, стариков-крестьян.

-Сегодня в рассказе К. Паустовского мы познакомимся с лесным жителем. Как вы думаете, о каком лесном жителе повествует нам К. Г. Паустовский?

- Прослушайте отрывок из произведения: Через полчаса зверь высунул из травы мокрый чёрныё нос, похожий на свиной пятачок. Нос долго нюхал воздух и дрожал от жадности. Потом из травы показалась острая морда с чёрными пронзительными глазками. Наконец показалась полосатая шкура.

Из зарослей вылез …. -Барсук

Сообщение ученика о барсуке.

- Барсук – хищный зверь, размером со среднюю собаку, с короткими ногами и длинной шерстью. По спине у барсука идут белые продольные полосы. Живёт в подземных норах, которые роет по склонам песчаных холмов, оврагов, берегов рек и озёр. Питается барсук ягодами, корневищами, грибами, ест мышей, лягушек, насекомых.

Подготовка к первичному чтению рассказа «Барсучий нос», “Кот-ворюга”

Познакомьтесь с новыми выражениями:

палёная кожа - kuygan teri

пронзительные глазки - o‘tkir ko‘zlar

Прослушивание аудиозаписи произведения.

- Какие эпизоды текста показались вам наиболее интересными? Перечитайте. Почему именно эти эпизоды вас заинтересовали?

Характеристика главного героя.

- Кто является главным героем произведения (барсук, или мальчик, или рыбаки)? Подтвердите своё мнение текстом.

- С чего началось знакомство с барсуком в произведении? Прочитайте.

- Понятно ли было, какой зверь наведался на стоянку охотников? Какие слова помогли представить неизвестного зверя (сердито сопел, озабоченно бегал, шумел, фыркал, сердился, не высовывал из травы даже ушей)?

- Каким по характеру представляется зверь (осторожным, суетливым ...)?

- Каким увидели этого необыкновенного зверя рыбаки?

4. Творческое применение

- Давайте попробуем сделать пересказ от имени этих животных. Какие же слова мы можем использовать? Представьте картину этой осенней ночи и «войдите туда». Теперь вы в сказке…Думаем.

Загадка

Он любит мышей, ненавидит собак.

Так вы отгадайте скорей, о ком говорится в загадке моей. (кот)

- По каким признакам вы отгадали, что это КОТ?

- Попробуем отгадать наших гостей по репликам из сказок и мультфильмов:

- Ты, дядя Фёдор, неправильно бутерброд ешь. (кот Матроскин)

- Азбуку! Через это проклятое ученье я глаз лишился… (кот Базилио)

- Ребята, давайте жить дружно! (кот Леопольд)

Кот-ворюга:

- Слышу знакомые звуки.

- А вы кто? (учитель)

Кот-ворюга:

Я отчаянный кот -

Ростом с комод,

Усище с аршин,

Глазище с кувшин,

Хвост трубой -

Вот я какой!

- Уважаемые коты, вы знакомы с ним? (нет)

- Ребята, вы узнали гостя?  (предположения детей)

- А хотите познакомиться с ним поближе? Это будет целью нашего урока, а поможет нам в этом произведение К. Паустовского «Кот-ворюга».  (Ученик подготовил сообщение о Константине Паустовском)

Учитель: Какие рассказы этого писателя нам уже знакомы? (“Заячьи лапы”, “Барсучий нос”, “Растрёпанный воробей”, “Корзина с еловыми шишками”, “Подарок”) (дети называют рассказ и ставят книгу с этим произведением на полку-выставку)

Учитель: У нас получилась целая выставка книг К Паустовского. Если у вас возникло желание прочитать некоторые из них или перечитать уже знакомые вам, то вы можете найти эти книги в школьной библиотеке.

Учитель: Рассказ называется «Кот-ворюга». Кого называют ворюгой? Давайте подберём однокоренные слова, которыми можно назвать того, кто ворует. (вор, воришка, ворище, ворюга) (слайд )

Подготовка к первичному чтению рассказа “Кот-ворюга”

7. Работа над текстом.

Первичное чтение текста учителем.

- За какие проделки прозвали кота ворюгой?

- Кто помог поймать кота?

- Куда забрался он?

- Как Лёньке удалось поймать кота из подполья?

- Почему Рувим и рассказчик последовали совету Лёньки?

- Почему после этого изменилось поведение кота?

- Какие произведения Паустовского вы ещё читали? Расскажите.

8. Закрепление. «Свободный микрофон»

- Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями о прочитанном. Для ответов можете воспользоваться «Словами-помощниками»: (слайд )

- «Мне кажется…»;

- «Впечатление произвел…»;

- «Запало в душу…»;

- «Был поражен…».

- Кто может объяснить, почему автор использовал в заглавии слово ворюга?        

Вывод: - До отчаяния воришка довести не может, это явный ворюга.

Физминутка «Это про меня»

«Да» - хлопать над головой

«Нет» - хлопать за спиной

- У нее бесшумная походка…

- У нее прекрасный нюх…

- Она лает, если к дому подходит кто-то чужой…

- Она умеет мурлыкать…

- С ней человек ходит на охоту…

- Она узнает об окружающем мире с помощью усов…

- Ее называют другом человека…

- Она умывается собственной лапкой…

- Сегодня мы познакомились с еще одним котом. Как его зовут?

- А наш гость, какое имя предпочитает носить?

 - В рассказе  К.Паустовского кот тоже внешне преобразился. А какие еще изменения произошли с котом?

- Кто и как помог коту в этом?

- Можем ли мы сказать, что люди совершили волшебство?

- В этом и заключается еще одна из тайн преображения кота. Написав этот рассказ, Паустовский К.Г. хотел, чтобы мы, его читатели, поняли одну очень важную вещь. Какую?

Каждой птице и каждому зверю нужна людская доброта. (слайд )

- Как вы понимаете эти слова?

- А какой вывод вы сделали для себя?

Тест-игра «Самый внимательный читатель»

- А теперь посмотрим, на сколько внимательны вы были во время чтения, проведём тест-игру «Самый внимательный читатель». (слайд)

1. Кот был:

а) серый               б) белый                     в) рыжий

 2. Удалось установить, что у кота разорвано ухо:

а) через 2 дня                б) через неделю             в) через 2 недели

 3. Хвост у кота был:

а) пушистый                 б) облезлый                в) грязный

4. Чтобы выследить кота потребовалось:

а) месяц                б) 2 месяца    в) 2 недели

 5. Кот полез с колбасой:

а) на дуб                        б) на тополь                  в) на берёзу

 6. Кот свалился с берёзы:

а) как камень                 б) как футбольный мяч                

 7. Будил всех:

а) стук яблок                 б) стон кота                    в) ветер

 8. Чтобы заманить кота, Лёнька прицепил:

а) окуня                б) карася                    в) плотицу

 9. Поесть давали коту:

а) сметану                     б) жареную свинину       в) творожники

 10. Кот совершил «благородный и неожиданный» поступок:

а) на следующее утро   б) через день  в) через 2 дня


(слайд)  Ключ:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

В

Б

В

А

В

Б

А

В

АВБ

А

Проверка: - У кого 9-10 правильных ответов – подойдите к учительскому столу, возьмите красное сердечко и прикрепите его в центр корзины.

У кого 5-8 правильных ответов – возьмите синее сердечко и прикрепите его в центр.

У кого менее 5 правильных ответов – возьмите зелёное сердечко и прикрепите его в центр корзины.

Базилио: Кто прикрепил красные сердечки, погладьте себя по голове.

Матроскин: Кто прикрепил синие сердечки, похлопайте себе.

Леопольд: Кто прикрепил зелёные сердечки, не огорчайтесь, а дома более внимательно прочитайте рассказ ещё раз.

 - Посмотрите, наш кот-ворюга с помощью ваших сердец превратился в милого рыженького котёнка, ждущего от вас ласки, заботы, любви. Нет большего волшебника на Земле, чем сам человек. Это в его силах сделать грустное весёлым, серое – ярким, злое – добрым. И этому всему учит нас своими рассказами К. Паустовский. Его книги ждут вас.

9. Домашнее задание: (слайд)

1)      Пересказать текст, нарисовать портрет кота-ворюги

2)      Написать весёлый рассказ о своём любимце


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Г.К.Паустовский " Барсучий нос, Кот-ворюга"

Автор: Абдуллаева Шахноза Садриддиновна

Дата: 25.03.2020

Номер свидетельства: 544283


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства