kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ:«Приёмы запоминания»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:

  • развивать устную и письменную речь, креативность, взаимооценку и самооценку;
  • научить оформлять тексты (заголовок, абзац и т.д.);
  • попытаться восстановить деформированный текст по отдельным его частям, путем правильной расстановки предложений в тексте и слов в предложении, изменении формы слова, расстановки знаков препинания.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ:«Приёмы запоминания»»

ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ 3 класс Автор: Садыкова Ольга Иосифовна

Тема занятия: «Приёмы запоминания»

Цель: освоение приёмов мнемотехники

Задачи: познакомить с приёмами запоминания; развивать внимание, речь, мышление, навыки общения; воспитывать внимательного, вдумчивого читателя.

Ход занятия:


1. Вступительное слово.

- Каждый день человек что-то запоминает: информацию, события, явления, лица, имена… Бывает, хочешь запомнить, а не получается, а иногда не хочешь, а запомнишь. Что-то запоминается быстро, а иногда приходится собирать всю свою волю и учить наизусть.

Память- способность мозга сохранять в сознании прошлые впечатления и опыт. Без неё мы не помнили бы прошлое и не представляли будущего .

2. Разминка.

- Наше занятие начнём с разминки, которая поможет определить задачу сегодняшнего занятия.

А) «ПРИПОМИНАНИЕ»

- Где мы раньше встречались с этими предметами: сани, красная шляпа, победный кубок (Как в столовую идти - на стенде за стеклом), блины, жёлтый чемодан (из повести Евгения Велтистова «Приключения Электроника»), папка для тетрадей (Е.Ф. показывала недели 2 назад).

Б) «АССОЦИАЦИИ»

Игра « Образные крючки» – запоминание слов при помощи образов.

Образы- картинки: щипцы, берлога, невеста, крокодил, зеркало, шапка.

- Я показываю картинку, называю слово, с которым у меня ассоциируется то, что изображено на ней. Вы запоминаете эти слова-ассоциации. После этого вы должны воспроизвести слова, увидев иллюстрации.

В) «ЦЕПОЧКА»

Камень, воздух, пузырьки, телефон, машина, кактус, часы, заяц, карандаш, снег.

1) Я медленно читаю.

2) Дети записывают слова, которые запомнили.

3) Взаимопроверка. (Отмечают +. Подсчитывают результат.)

4) Коллективная проверка: у кого 10 слов? 9? 8? И т.д.


ВЫВОД: результаты разные. ПОЧЕМУ? (не было внимания, не запомнили)

СЛЕДОВАТЕЛЬНО: надо тренировать внимание и память.


УПРАЖНЕНИЯ на внимание (приводят весь организм в хороший рабочий тонус, настраивают на продуктивную работу).

1 упр.

2 упр.

Тренировку внимания можете продолжать самостоятельно. А сейчас сформулируйте УЗ сегодняшнего занятия.

3. УЗ: приёмы запоминания.

1. – Наше занятие посвящено приёмам запоминания, которые позволят вам быстрее и точнее запоминать информацию.

2. – Короткое отступление: интересно ли вам, что думали люди о памяти раньше?

- Вот некоторые высказывания мыслителей древности, которые так и иначе обращались к вопросам о том, что представляет собой память, в каком месте человеческого тела она расположена, почему у одних людей её больше, а у других меньше?


“Память – это смесь света и тьмы, тепла и холода, и если эту смесь не взбалтывать, то память будет отличная”. Парменид (древнегреческий философ, 6-5 в. до н.э.)


“Запоминание связано с движением крови по организму, а забывание происходит в результате замедления этого движения”. (Аристотель, древнегреческий философ)


“Память – лодка, плывущая по реке против течения. Она движется вперед, пока гребешь, (т.е. пока ты развиваешь свою память). Как только ты перестал грести, тебя тотчас же уносит назад.” Китайская мудрость.


- Конечно, сейчас их размышления кажутся наивными.

3. - Все люди обладают памятью. Человек получает информацию по разным каналам, соответственно и виды памяти тоже различны:

  • двигательная

  • образная

  • эмоциональная

  • кратковременная

  • долговременная

  • смысловая и другие.

- Каждому человеку важно знать особенности своей памяти и использовать её возможности для запоминания материала.

4. Физминутка


5. Работа с текстом

1. - Переходим к нашей основной работе. Перед вами текст. Ваша задача - как можно быстрее, точнее запомнить и воспроизвести этот текст.

- Как это лучше сделать? (в группах)

- Какие приёмы запоминания вам известны? (Можно разделить на абзацы, составить план и пересказать, …)

2. Работа в группах.

- Каждый выбирает цветной жетон. Номер карточки соответствует порядку частей, в ней же указан приём запоминания, который вы должны будете использовать.

(1 – схема или рисунок, 2- пересказ, 3 – кластер, 4 – опорные слова)

!!! (Регламент работы: 5 минут – самостоятельная работа, 5 минут – обмен информации Затем будет проверочный тест.)

3. Тест и взаимопроверка. (В, А, Б, В, А, В, В, Б, Б)

4. Коллективная проверка: у кого 9 правильных ответов? 8? 7? И т.д.

5. - Что ЕЩЁ запомнили о землеройке?


6. Индивидуальные сообщения детей.

- А вот какие способы запоминания использовали знаменитые люди. Слово ребятам.

Авраам Линкольн – американский государственный деятель, 16-ый президент США

1. В детстве Линкольн посещал сельскую школу, пол которой был сделан из расколотых брёвен, а стёклами в окнах служили вырванные из тетрадей и смазанных жиром, листки бумаги. В школе имелся только один экземпляр учебника и учитель читал его вслух, а ученики хором повторяли за ним урок. Стоял постоянный гул, и соседние жители называли эту школу “гудящий улей”. В этом “гудящем улье” Линкольн приобрёл привычку, которая сохранилась у него на всю жизнь: он всегда читал вслух то, что хотел запомнить. Каждое утро, явившись в свою адвокатскую контору, он растягивался на диване и читал вслух газеты.. Линкольн объяснял это так: “Когда я читаю вслух, то смысл воспринимается двумя органами чувств: во- первых, я вижу то, что читаю, во- вторых, я слышу это, и поэтому я лучше запоминаю.

- Чтобы запечатлеть в сознании нужный материал, он пользовался двумя органами чувств. Можете делать тоже самое. Идеальными было бы не только видеть и слышать то, что надо запомнить, но также ощупать это, обнюхать и попробовать на вкус.

Марк Твен – американский писатель (автор романа про Тома Сойера), журналист, общественный деятель.

2.Научившись пользоваться зрительной памятью, Марк Твен мог отказаться от записей, которые долгое время портили его выступления. Вот что он рассказал: 30 лет назад каждый вечер читал наизусть выученную лекцию, и каждый вечер в помощь себе мне приходилось иметь листок с записями, чтобы не сбиться. Это было нечто вроде плана лекции, который помогал мне не пропустить что- либо. Но на бумаге они выглядели похожими друг на друга, они не образовывали картину.» Он знал их наизусть, но никак не мог запомнить их последовательность. Вот тогда ему пришла в голову мысль о картинках! За две минуты он сделал шесть рисунков, и они прекрасно заменили начальные фразы. Он выбросил рисунки, как только они были сделаны, потому что был уверен, что сможет, закрыв глаза, увидеть их перед собой в любое время.

- Т.е. он пользовался образной памятью.

3. У древних американских индейцев существовал обычай – носить с собой пузырьки с благовониями. Присутствуя при каком-то значительном событии, которое им хотелось запомнить до мельчайших подробностей, они вдыхали аромат одного из пузырьков. По прошествии времени, желая воспроизвести в памяти это событие, индейцы, вдыхали аромат, ассоциативно запоминали происходившее.

7. - В память о сегодняшнем уроке я приготовила 10 заповедей МНЕМОЗИНЫ (греческой богини памяти; которую считали матерью девяти МУЗ - покровительниц всех известных в те времена наук и искусств).

Дома внимательно прочитайте и старайтесь применять эти рекомендации на практике.

  • Чем больше желание, заинтересованности в новых знаниях – тем лучше запомнится.

  • Приступая к запоминанию, поставьте перед собой цель-запомнить ненадолго, надолго, навсегда.

  • Разбейте материал на части и найдите в каждой части “ключевую фразу” или “опорный пункт”.

  • Знайте о таком эффекте: если решение какой – либо задачи прервано, то оно запомнится лучше по сравнению с благополучно решенными задачами.

  • Лучше два раза прочесть и два раза воспроизвести

  • Начинайте повторять материал “ по горячим следам”, лучше перед сном и с утра.

  • Учитывайте “правило края”: обычно лучше запоминается начало и конец информации, а середина “ выпадает”.

  • Все, что вы учите, старайтесь применять.

  • Где это возможно, используйте искусственные приемы запоминания: связь с тем, что хорошо запоминается (например: каждый охотник желает знать, где сидит фазан –название цветов солнечного спектра – красный оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый).

  • Опираться на лучший вид памяти. Если результат плохой, не падайте духом – память поддается тренировке и при желании ее можно улучшить.


7. Рефлексия «Закончи предложение»

8. Д/З: прочитать правила Мнемозины, начать применять.


СЛОВАРЬ:

Валежник – упавшие на землю сучья, ветви, деревья сухие и гниющие.

МНЕМО – с лат. «память»; поэтому Мнемозина - богиня памяти; мнемотехника – система специальных приёмов, служащих для облегчения запоминания (уходит корнями в глубокую древность, насчитывает более 2000 лет).







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ:«Приёмы запоминания»

Автор: Садыкова Ольга Юрьевна

Дата: 01.05.2017

Номер свидетельства: 412521


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства